Вопросы проблемного обучения на современном этапе




Скачать 50.52 Kb.
НазваниеВопросы проблемного обучения на современном этапе
Дата публикации09.04.2013
Размер50.52 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Вопросы проблемного обучения на современном этапе
Терещенко О.Ю., ХНУ им. В, Каразина
Цель занятия по иностранному языку в неязыковых вузах – развитие деятельностной иноязычной компетенции в бытовых, деловых и профессиональных ситуаций, которые наряду с обучением общению на иностранном языке, предполагают осознание студентами взаимосвязи между родной и иноязычной культурами, развитие и активизацию мышления в сфере своей будущей специальности. Развитие деятельностной коммуникативной компетенции означает практическое овладение всеми видами речевой деятельности и коммуникативное использование иностранного языка в различных ситуациях.

Эта цель определяет основные методико-дидактические принципы обучения иностранному языку на современном этапе:

  1. Коммуникативно-деятельностная направленность.

  2. Ориентированность на использование в профессии.

  3. Сотрудничество и коммуникация (социальное поведение).

  4. Автономное обучение.

Деятельность – основной принцип для всех этапов обучения. Студент должен научиться получать и применять знания из различных источников и овладевать навыками, умениями, рабочими стратегиями для своей будущей профессиональной деятельности. Действовать коммуникативно на иностранном языке значит, что специальный, методико-стратегический и социальноориентированный аспекты обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, имеют практическое применение.

Исходя из принципа сотрудничества и коммуникации (четкие социальные роли), занятия должны активизировать ранее полученные знания и умения студента, развивать его способность к сотрудничеству, творчество, инициативность, способствовать активному участию в учебном процессе, формировать готовность к полноценной коммуникации на иностранном языке.

Таким образом, в практике обучения иностранному языку должны использоваться виды работы, направленные на приведение в действие механизма мотивации. Данному требованию как раз и отвечает проблемное обучение, в ходе которого студенты:

1. Действительно чувствуют теоретическую и практическую трудность по мере возникновения проблемной ситуации.

2.Затем сами формулируют основную проблему или уясняют сформулированную преподавателем проблему.

3. Испытывает желание решить эту проблему.

4. Оказывается в состоянии это сделать.

Теперь следует остановиться подробнее на приемах и формах работы, которые могут быть использованы с целью создания у студентов соответствующей мотивации при обучении речевой деятельности. Разумеется, на ранних этапах активизации учебного материала, как и в дальнейшем, нельзя пренебрегать, а наоборот широко использовать весь арсенал бытующих подготовительных упражнений, направленных на создание у студентов автоматизированного уровня. Основной принцип выполняемых учебных действий от упражнений, в которых внимание обучаемых направлено на языковую форму высказывания, к упражнениям, в которых их внимание сосредоточено на содержании высказывания. Особого внимания требует последовательное нарастание трудностей при производстве речи. Целью подготовительных тренировочных упражнений при активизации учебного материала является многократное варьируемое повторение иноязычной формы.

Так например, большую трудность представляют личные формы глаголов. Мобилизация внимания студентов к спряжению глаголов в немецком языке можно начинать следующим образом:

- Представим, что вы обучаете иностранца спряжению глаголов на родном языке. Например читать(я читаю, ты читаешь и т.д.). Спрягаем все вместе! Затем предлагаются глаголы писать, бежать, видеть. Студенты смеются. Появляется интерес к сопряжению глаголов на немецком языке, где почти нет отклонения от правил! Далее предлагается сделать самостоятельно выводы о спряжении глаголов в немецком языке.

Закрепление проводится не просто на отдельных предложениях, а создаются микроситуации. Сообщите, что…

- вы живете\работаете в Харькове.

- учитесь в университете.

- ваш брат работает в банке.

- ваш товарищ изучает геологию.

Создают мотивационную основу и упражнения-игры. Например, обучаемые объединяются в группы по 3 человека. На руках у одного карточка с исходными вопросами на родном языке. Он должен уже на немецком языке обратиться к своему товарищу и получить сведения через него о третьем собеседнике. Таким образом, все время меняются личные окончания глаголов и закрепляются спряжения:

А: Где он проживает? Б: Где ты проживаешь? В: Я живу в Харькове. Б: Он живет в Харькове и т.д.

Для развития навыков устной речи предлагаются следующие виды упражнений:

1.Сопоставьте характеристики двух ландшафтов и сделайте выводы, что это за тип рельефа.

2.Ситуативно-окрашенные задания:

а) выясните месторасположение города/страны/реки.

б) уточните месторасположение населенного пункта Х

в) укажите направление, в котором течет река и т.д.

3. Составить систему вопросов по заданной ситуации, например: “ожидается резкая перемена в погоде”. Возможные вопросы студентов:

- на какой территории наблюдается это явление?

- ожидаются ли осадки?

- каково направление ветра, где проходит фронт, сколько времени продлится данное явление? И т.п.

4. Принять участие в микродиалогах типа:

а) Утверждение преподавателя, уточняющие вопросы студента, например: “Это город?”

- Это большой город.

- Это северный портовый город.

- Это город с населением 2 млн. человек и т.д.

б) Отрицательное высказывание преподавателя, уточняющие вопросы студентов:

“В регионе нет полезных ископаемых”

- Представлена ли здесь промышленность?

- Какие отрасли развиты?

- Что импортируется/экспортируется?

Большие возможности для создания проблемных ситуаций предоставляются при обучении чтению и переводу. Хотя устный и письменный перевод не является целью в преподавании иностранных языков в неязыковых вузов, однако он способствует общению между людьми, которые по некоторым причинам не могут иметь непосредственные контакты. Например, существуют определенные профессионально-коммуникативные ситуации, которые ставят будущего специалиста перед необходимостью обеспечить адекватную передачу информации с иностранного языка на родной и наоборот. Здесь используются такие задания:

- Прочитать выводы, прокомментировать их на родном языке.

- Прочитать сообщение из немецкоязычных источников по специальности, уметь прокомментировать и сделать выводы на родном языке.

- Сопоставить, оценить информацию, сделать презентацию на родном языке,.

-Понять нормативы и объяснять их на родном языке.

-Определять значение слова из контекста, на основе общего корня и словообразовательных элементов.

-Найти соответствующий эквивалент словосочетанию или фразеологическому обороту.

Итак, разработка коммуникативных упражнений, особенно ситуативных, включающих учебно-речевые и проблемные ситуации, а также инициативных, включающие ролевые игры, различные виды импровизаций, игровые упражнения, т.е. таких упражнений, которые создают внутренний стимул, мотив для общения – основная задача проблемного обучения.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проблемное обучение способствует созданию условий, при которых возникает потребность в знаниях, стремлении к творческому поиску и интерес к излагаемому материалу, а следовательно, и более прочная сознательное его усвоение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconТема. Общие вопросы здравоохранения Основными задачами здравоохранения...
Основными задачами здравоохранения на современном этапе являются следующие, кроме

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconДоклад к защите Темой выпускной дипломной работы является: «Особенности...
Целью работы является рассмотрение особенностей политики ценообразования в России на современном этапе

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconНаучная работа тема: “Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге”
Розничная торговля в рф: тенденции развития Этапы и особенности развития розничной торговли в РФ характеристика розничной торговли...

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Демографическая ситуация...

Вопросы проблемного обучения на современном этапе icon«Инклюзивное образование на современном этапе становления школы инновационного типа»
«Инклюзивное образование на современном этапе становления школы инновационного типа», которая состоится 17-18 марта 2011 года на...

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconНаучно-практическая конференция «педагогика и психология: наука и...
Организатором научно-практической конференции «Педагогика и психология: наука и практика на современном историческом этапе» является...

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconКонтрольная работапо дисциплине: " Социология" На тему: «Основные...
Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconТехнология проблемного обучения
Харьковского городского совета Харьковской области имени Героя Советского Союза П. Д. Говоруненко

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconОтличие Ноосферного образования от других педагогических подходов...
На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии...

Вопросы проблемного обучения на современном этапе iconРеферат по Правоохранительным Органам на тему: «Организация работы...
Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой статус на современном этапе развития общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<