Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для лабораторних работ по дисциплине “БЖД” для студентов всех специальностей УТВЕРЖДЕНО кафедрой “Охраны труда” Протокол № ___ от ___”_______ Харьков 2007 Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “БЖД” Для студентов всех специальностей/ Сост. Дзюндзюк Б.В., Березуцька Н.Л., Ларченко Л.В., Марченко Л.И., Пронюк Г.В.– Харьков: ХНУРЭ, 2007. - с. Составители: Б.В. Дзюндзюк Н.Л. Березуцька Л.В. Ларченко Л.И. Марченко Г.В. Пронюк СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…….…..…………………………………………….. 1 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.………………………………………………………… 2 ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ И РИСКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………… 3 ЗАЩИТА ОТ ВНЕШНЕГО ШУМА…………………..……… ПРЕДИСЛОВИЕ В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека с «завидной регулярностью» отрицательно воздействуют природные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так возрастание их негативных последствий. Современное состояние безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека в Украине нельзя охарактеризовать как удовлетворительное [2]:
Нельзя упускать из виду и тот факт, что каждый регион Украины характеризуется своим "набором" опасностей, обусловленных географическим положением, распределением и профилем продуктивных сил. По данным Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы около 80% населения Украины проживает в потенциально опасных зонах. Отсутствие централизованного государственного финансирования мероприятий по БЖД, определенная экономическая нестабильность, поиск политических альтернатив не позволяют поддерживать на необходимом уровне безопасность граждан страны. Законодательные документы создали, в основном, правовое поле для защиты жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности, но механизмы реализации многих законов отсутствуют или не функционируют в должной мере. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требует изучения вопросов БЖД на различных этапах обучения, в первую очередь - в высших учебных заведениях. БЖД – это область научно-практической деятельности, направленная на изучение закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на человека, основ защиты его здоровья и жизни, среды проживания, на разработку и реализацию средств и мероприятий по созданию и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности. Нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это интегрированная дисциплина гуманитарно-техничного направления, формирующая понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения в дальнейшем вопросов охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и др. Материал дисциплины основан на фундаментальных и специальных дисциплинах (математика, физика, электротехника и др.). ^ 1.1 Цель работы Исследование влияния различных факторов окружающей среды, условий труда и восстановительных мероприятий на здоровье человека в процессе его трудовой деятельности. ^ Составляющие безопасности жизнедеятельности (БЖ) человека складываются из: - БЖ в условиях производственной деятельности человека; - БЖ в повседневных условиях быта; - БЖ в ЧС и экстремальных условиях. ^ Безопасность жизнедеятельности человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем. Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖ систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С». С позиций БЖ главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека. Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями: Ч1 – человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.), Ч2 – человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.), Ч3 – человек с точки зрения своего психофизиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.). На рис. 1.1 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С». При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними. Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека. Возможны следующие условия жизнедеятельности человека: комфортные – условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности; некомфортные – условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы; невыносимые – условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать. Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям. Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека. Поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время. ![]() Рисунок 1.1 - Система «Ч-М-С» Влияния: 1 - "человека" на "среду"; 2 - "среды" на состояние "человека"; 3 - "среды" на действия "человека"; 4 - "машины" на состояние "среды"; 5 - "среды" на работу "машины"; 6 - "машины" на состояние "человека"; 7 - "предмета труда" на состояние "человека"; 8 - состояния "человека" на его деятельность, 9 - деятельности "человека" на его взаимодействие со "средой"; 10 - деятельности "человека" на его состояние; А - внешней среды на систему «Ч-М-С»; Б - системы «Ч-М-С» на внешнюю среду, целенаправленные воздействия. 11 - "человека" на "машину", 12 - "человека" на "предмет труда"; 13 - "машины" на "предмет труда"; 14 - "машины" на "среду". ^ Центральное место в БЖ занимает опасность. Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинять ущерб здоровью человека. Опасность может привести к одному или совокупности из следующих нежелательных последствий: 1) отклонению здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. к заболеванию или смерти (под здоровьем понимается объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического и социального комфорта); 2) ухудшению состояния окружающей среды, обусловленному нанесением материального или социального ущерба. Опасность может причинять ущерб здоровью человека непосредственно (например, заболевание, травма) или косвенно (например, нарушение хозяйственной деятельности, ведущее к субъективному чувству неполного комфорта, ухудшение потребляемой воды, ведущее к различным изменениям в организме человека). ^ - техногенно-производственные опасности, обусловленные хозяйствен-ной деятельностью человека, техногенно-производственные опасности также называют антропогенными опасностями; - природно-экологические опасности, обусловленные причинами природного характера; - социально-экономические опасности, обусловленные причинами социального, экономического и психологического характера. В отдельную группу можно выделить военные опасности, обусловленные военными действиями, работой военно-промышленного комплекса, террористическими актами. Опасность тесно связана факторами опасности. ^ Фактор опасности - это составляющая какого-либо процесса или явления, вызванная источником опасности, характеризуемая физическими, химическими или биологическими действиями с нежелательными последствиями для человека. ^ по времени проявления отрицательных последствий:
по характеру воздействия:
по последствиям (для человека): 1)факторы, вызывающие утомление или чувство некомфортности; 2)факторы, вызывающие незначительные повреждения; 3)факторы, вызывающие травмы средней тяжести; 4)факторы, вызывающие серьезные травмы; 5)факторы, вызывающие нетрудоспособность; 6)факторы, вызывающие смертельный исход; по наносимому ущербу: 1)факторы, которые наносят социальный ущерб; 2)факторы, которые наносят экономический ущерб; 3)факторы, которые наносят технический ущерб; по сфере проявления: 1)факторы, проявляющиеся в бытовой сфере; 2)факторы, проявляющиеся в производственной сфере; 3)факторы, проявляющиеся в спорте; 4)факторы, проявляющиеся в дорожно-транспортных происшествиях; 5)военные факторы опасности. Факторы опасности являются непосредственной причиной несчастного случая, аварии, катастрофы или стихийного бедствия. ^ – это случай воздействия на человека или окружающую среду фактора опасности, характеризуемый повреждением организма человека, нарушением его функционирования, а также нанесением материального или социального ущерба. Ухудшение здоровья человека может проявляться в виде травмы (повреждение организма человека), заболевания, отравления. Травмы делят по сфере проявления (производственные, бытовые, дорожно-транспортные и др.), а в зависимости от характера воздействия травмы могут быть механическими, термическими, химические и др. Заболевание – постепенное ухудшение здоровья человека; заболевания делят на профессиональные, вызванные систематическим и длительным воздействием фактора опасности в условиях производства, и заболевание в общепринятом смысле этого слова. Отравление – нарушение здоровья в результате воздействия ядовитых веществ при их проникновении в организм человека; отравление может быть острым и хроническим, профессиональным и бытовым. Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. В отличие от несчастного случая катастрофа - это реализация опасности со значительными нежелательными последствиями. Воздействие факторов опасности на человека и окружающую среду может носить вероятностный и детерминированный характер. ^ Опасный фактор – фактор, воздействие которого на человека или окружающую среду в определенных условиях приводит к резкому ухудшению здоровья человека или ухудшению состояния окружающей среды вследствие нанесения ей материального или социального ущерба. ^ – фактор, воздействие которого на человека или окружающую среду в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности человека, а также к постепенному ухудшению состояния окружающей среды, обусловленному изменением ее параметров. ^ – фактор опасности, имеющий "крайнюю форму" воздействия на человека и окружающую среду, характеризующийся существенными неблагоприятными последствиями для человека и общества в целом (например, смерть человека, массовые разрушения зданий). Как правило, опасные и вредные факторы являются причиной несчастного случая, а поражающие - причиной катастроф. Опасность всегда присутствует в системе «Ч-М-С». Для понимания этого факта необходимо определить источники опасности в этой системе. Источник опасности – это любая деятельность или состояние элементов системы «Ч-М-С», способные привести к возникновению опасности и соответствующих факторов опасности. Источниками опасности являются: "человек" деятельность и состояние человека; "машина" работа и техническое состояние машины; "среда" состояние среды; "предмет труда" состояние предмета труда; "внешняя среда" состояние среды, окружающей систему «Ч-М-С». ^ Организм человека – это сложная саморегулирующая и приспосабливающаяся к окружающей среде система. Приспособление человека к окружающей среде определяется взаимодействием с другими элементами системы «Ч-М-С». Тогда необходимое условие БЖ можно сформулировать в следующем виде: необходимо согласование между собой параметров человека и других элементов системы «Ч-М-С» и их совместимость при функционировании и развитии этой системы. Человек осуществляет связь с другими элементами системы «Ч-М-С» при помощи своих анализаторов. Следовательно, состояние элементов системы «Ч-М-С» должно соответствовать параметрам анализаторов человека. Любой анализатор человека состоит из следующих элементов: рецептор – превращает энергию раздражителя в нервный процесс, вход рецептора приспособлен к приему сигналов определенного вида (световых, звуковых и др.), на выходе – появляются сигналы единые по своей природе; проводящие нервные пути – передают энергию внешнего раздражителя в виде импульсов в кору головного мозга; |
![]() | Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Физика” для студентов всех специальностей (Разделы: “Механика”,... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения |
![]() | Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения | ![]() | ... |
![]() | Методические указания к выполнению контрольных и расчетно-графических работ по дисциплине «Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация»... | ![]() | Методические указания и индивидуальные задания по дисциплине “Английский язык” для студентов I курса всех специальностей заочной... |
![]() | Методические указания для выполнения практических работ по курсу «Градостроительный мониторинг и менеджмент» (для студентов специальностей... | ![]() | Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной... |
![]() | Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы... | ![]() | ... |