Скачать 89.21 Kb.
|
Лекция №4Тема: Бюджетно-налоговый контроль. План
1. Сущность и значение налогового контроля. Налоговый контроль — элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является также необходимым условием эффективного Диалогового менеджмента. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения. Одно из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности принципов налогообложения — контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его приведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Качественные и количественные параметры налогообложения напрямую зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности, стоимостной оценки имущества, размещения капитала. Выполнение налоговых обязательств, следовательно, предопределено величиной денежной оценки основного оборотного капитала, рабочей силы, ресурсного потенциала (земля, лесные богатства, богатства недр, водные ресурсы). В зависимости от нее исчисляются суммы амортизационных фондов, оборотных активов, заработной платы, прибыли. Это определяет широкую область приложения контрольных действий налоговых, аудиторских и других заинтересованных служб. Теория и практика контроля выделяет семь основных сфер, в рамках которых применяются особые нормы и правила ведения контрольных проверок: реализация товаров, работ и услуг; сфера обращения и система ценообразования; расчетно-платежная дисциплина; соблюдение воспроизводственных пропорций; использование имущества, амортизация основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстро- изнашивающихся предметов и состояние оборотных средств; формирование оплаты труда и материального стимулирования; определение прибыли и внереализационны финансовых результатов. 2. Методы и цели налогового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков Исходным документом для проведения налоговых проверок и принятия мер для устранения фактов отвлечения бюджетных ресурсов по не целевому назначению является «отчет о движении денежных средств». К методам налогового контроля относятся: документальные проверки ГНИ, аудиторские проверки, ревизии, рейды, опросы. Одна из основных целей налогового контроля — препятствование уходу от налогов. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет. Оно развивалось вместе с налогообложением, приобретя форму устойчивой закономерности, исходя из этого финансисты сформулировали «закон роста сопротивления налогу». Практика показывает, что наиболее распространенным является уход от налогообложения при осуществлении операций на финансовом рынке. При этом установлено, что облагаемые доходы от движимого имущества, дивиденды и другие доходы, распределенные компаниями между держателями акций, облигаций, других ценных бумаг, не соответствуют сумме доходов от ценных бумаг указанных в налоговых декларациях. Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая Налоговой теорией и практикой описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны не значит украсть. Более того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя и распорядителя о6шёственных благ для большинства граждан - настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе. Политические причины заключаются в том, что ценность закона, т. е. то, что придает ему престиж и авторитет, — это его всеобщность, постоянство, беспристрастность. Казна стремится приспособить налоговое бремя к каждой бюджетной финансовой потребности. Политика финансово-бюджетной дискриминации, присущая налоговой практике, препятствует становлению и четкой реализации принципа всеобщности налогового законодательства. Распространенные на практике налоговые договоры и соглашения по корректировке налоговых изъятий в разрезе отдельных предприятий, отраслей и территорий в сторону уменьшения не укрепляют престиж налогообложения для остальных плательщиков. Экономические причины заключаются в том ,что экономическое положение налогоплательщика часто бывает определяющим для уклонения от налогов, поскольку моральные и политические соображения не имеют значения при решении проблем финансовой стабилизации. Налогоплательщик рассчитывает, оправдает ли выгода, которую он получит, избежав налогов, те неприятности, которые могут быть, если обман раскроется. Этот вопрос чисто экономический. Чем выше налоговые ставки, тем сильнее соблазн уйти от налогов. Чем устойчивее финансовое положение плательщика, тем сильнее его намерение укрыть налоги. Однако не только экономическое положение отдельных плательщиков влияет на распространенность явления налогового укрыватель-то воздействует и общая экономическая конъюнктура. Это объясняется, прежде всего тем, что учет конъюнктуры позволяет в определенной степени облегчить переложение налогов. Чем выше возможности реализации продукции, тем больше вероятность широкого переложения налогов на потребителя. Следовательно, в таких значительно сокращается потребность ухода от налогообложения Кризисная экономика, напротив, подстегивает поиск ухода от налогов. В периоды экономического спада, когда правительство вынуждено регламентировать рынок, усиливается уклонение от налогов. Это связано с тем, что создание регламентированного рынка неизбежно сопровождается созданием параллельного, незаконного и неуправляемого рынка. Сделки, совершаемые на нем, естественно, ускользают от налогообложения. Каков же выход из этого порочного круга? Уход от налогов — процесс неизбежный, но размеры его управляемые. Снизить вероятность роста числа налоговых уклонистов можно за счет уменьшения налогового бремени, создания налоговых преференций для отечественных товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Бюджетные потери следует компенсировать за счет, во-первых, резкого снижения непроизводительных государственных расходов, а во-вторых, ужесточения мер ответственности за преднамеренное укрывательство доходов, перемещение их на заграничные банковские счета. Технические причины: Существенным техническим условием налогового уклонизма служат сложность и противоречивость национального законодательства. Техническая сложность налогообложения позволяет налогоплательщику избежать платежа, не нарушая закона. Это затрудняет и практику налогового контроля. Его результаты напрямую зависят от ясности методик налогообложения, технической оснащенности налоговых проверок, бухгалтерского учета и отчетности. Налоговая практика различает два основных способа борьбы с налоговыми правонарушениями- предупреждение (превентивные методы) и наказание (репрессивные методы). Важным условием для уменьшения числа правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля; Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики. Вхождение Украины в систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно расширяется информационное поле о состоянии контроля на мировом уровне, становятся доступными прогрессивные методы контроля и координации действий контролеров разных стран. Это следует рассматривать как формирование государственного залогового менеджмента, в системе которого налоговый контроль играет существенную роль. Интеграция в международное экономическое и финансовое сообщество ставит перед налоговой администрацией Украины новую задачу — усилить контроль за перемещением капиталов у налоговые оазисы. Оценку законности таких операций в каждом конкретном случае могут провести налоговые менеджеры или налоговые эксперты, сотрудничающие с органами международного сыска. Поэтому подготовка таких специалистов должна стать частью государственной образовательной программы. Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры. Однако и в этих случаях транснациональные компании могут действовать через третьи страны, пользоваться банковскими услугами четвертых и т. д. Все это еще раз подтверждает необходимость проведения налогового контроля на основе углубления информационно-аналитической работы в системе государственного налогового менеджмента. Основой для такой работы служат международные нормы бухгалтерского учета. Соответствие требованиям налоговых и других законов упрощается в тех странах (например, во Франции, Швеции), где существуют требования о согласованности финансовой и налоговой отчетности. Однако во многих странах считается, что налоговая отчетность (обслуживающая макроцели) должна быть отделена от финансовой отчетности (обслуживающей потребности хозяйственных микроединиц). В последнем случае возникает необходимость составления дополнительного налогового отчета для согласования международных налоговых отношений. Этот вопрос важен не только для государственного менеджмента, но и для менеджеров фирм, участвующих в международных сделках. Всесторонняя компьютеризация налогового процесса не только создает возможность широкого охвата налогоплательщиков с целью их учета и контроля но и расширяет поле образовательной деятельности по вопросам налогообложения. В настоящее время в Украине успешно функционируют международные центры дистанционного обучения и подготовки менеджеров. Эта практика расширяет возможности универсализации учета, отчетности и контроля, что, в свою очередь, снижает вероятность повсеместного ухода от налогов. Все это в целом способствует унификации украинского налогообложения, продвижению его к международным стандартам. ^ 1. Охарактеризуйте понятие «налоговый контроль», раскройте природу налоговых контрольных действий, их методы и конечные цели. 2. Определите место и роль контрольных налоговых действий в системе государственного налогового менеджмента. 3. Каковы позитивные и негативные проявления налогового контроля за период с 1995 по 1997г.? Каковы тенденции налогового контроля? 4. Что вы знаете о международных концепциях совершенствования практики налогового контроля? Какой опыт имеет украинская налоговая администрация в этой области? 5. Обоснуйте необходимость и возможность применения международной практики налогового контроля в Украине. Приведите примеры подтверждающие результативность международного сотрудничества в области налогового контроля. 6. Какие законодательные акты еще предстоит выработать, чтобы обеспечить максимально возможную результативность налогового контроля за соблюдением норм и правил ведения операции на внутреннем и международных рынках? Темы для самостоятельных исследований 1 Анализ тенденций отечественной и зарубежной методологий и методик налогового контроля за конкретный период. 2. Концептуальное обеспечение направлений повышения результативности контрольных действий и новых методов, форм организации налогового контроля. 3. Оценка интеграционных процессов в системе налогового менеджмента (взаимосвязи между налоговым планированием, прогнозированием, регулированием и контролем). |