Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми




Скачать 114.87 Kb.
НазваниеРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
Дата публикации01.03.2013
Размер114.87 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > География > Анализ


Розділ 1 Економіка природокористування і еколого-економічні проблеми




УДК 330.15:504
Е.В. Шкарупа1
Направления регулирования процессов природопользования

в условиях экосбалансированного развития региона
В статье рассматриваются проблемы и перспективы регионального управления природопользованием на примере экологической паспортизации. На основе существующего механизма хозяйственной деятельности предложено использование экологического паспорта для усовершенствования процессов управления региональным развитием.

Введение. Постановка задачи

Практическая реализация концепции устойчивого развития (УР) требует комплексного подхода к решению существующих глобальных экологических и связанных с ними социально-экономических проблем. Важным ее этапом является разработка методов и средств анализа для исследования возможных путей достижения целей УР, прежде всего для различных уровней анализа. В условиях перехода к концепции УР общество должно знать об уровне влияния эко-социо-экономических факторов на уровень и качество жизни населения, условия работы и отдыха, состояние факторов, которые отрицательно влияют на окружающую среду (ОС).

Анализируя широкий спектр научных публикаций по проблемам регионального управления, следует отметить, что наряду с видными достижениями в сфере хозяйственного механизма управления природопользованием, не удалось найти единые подходы и инструменты к объективной оценке и прогнозированию происходящих процессов в регионе. Несмотря на достаточную разработку вопросов экологической паспортизации за пределами нашей страны, в настоящее время в Украине нет завершенного и утвержденного экологического паспорта (ЭП) региона. На законодательном уровне вопрос введения ЭП регионов и территорий до сегодняшнего дня не решен. Отсутствие закона о введении на территории Украины ЭП региона задерживает привлечение иностранных и отечественных инвестиций, развитие рыночной экономики, восстановление промышленного производства и решение экологических и социально-экономических проблем регионов, городов и населенных пунктов. В то же время, ощущается настоятельная потребность в разработке такого документа, так как возникающие экологические проблемы требуют создания инструментов оперативного и эффективного управления природопользованием во всех его аспектах.

Этапы формирования и структура ЭП региона

Именно такая форма экологического контроля как ЭП региона будет способствовать всецелому видению общей картины его развития как эко-социо-экономической (ЭСЭ) системы.

Согласно [1], составной частью современной экологической политики должно быть проведение общегосударственной паспортизации, сертификации и аттестации технологических процессов, производств, продукции, работ и услуг, которые предоставляются субъектами хозяйственной деятельности, а также предприятий, населенных пунктов, районов, городов и областей.

Введение в действие закона об экологической паспортизации регионов и областей Украины даст возможность определить экологическое состояние ОС, недостатки в сфере природопользования, уровень внедрения регулирующих факторов рыночной экономики и определить приоритетные направления государственной экологической политики. В частности, для многих регионов, городов и населенных пунктов формирование паспорта позволит провести дополнительное зонирование территорий, классификацию по уровню загрязнения, внести коррективы в Генеральные планы, схемы расселения населения и размещения производств.

Экологическая паспортизация необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных, сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования социально-экономических отношений в области природопользования. Должны быть определены методические подходы к разработке ЭП региона, разработана принципиальная структурная схема паспорта и информационно-прогностическая составляющая ЭП региона.

Формирование ЭП территории невозможно без использования результатов экологического аудита как информационной основы для принятия управленческих решений в ЭСЭ-системе. Паспорт заполняется количественными показателями и по каждому значимому фактору дается оценка с помощью индекса экосбалансированного развития региона (на основе расчета индикаторов УР). Данные паспорта дополняются и уточняются по данным ЭСЭ-мониторинга после аудиторской проверки. Все организации независимо от формы собственности обязаны беспрепятственно предоставлять аудиторам экологическую информацию, предусмотренную паспортом, что будет способствовать развитию процессов экологизации всех сфер народного хозяйства.

Заказчиком на составление паспорта и проведение экологического аудита на территории региона могут быть органы местного самоуправления. Оплата работ может также осуществляться за счет местного бюджета. Методическое руководство по вопросам составления ЭП и экологического аудита должно осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством охраны окружающей природной среды, Госстроем Украины.

В основу разработки и ведения ЭП территории ложится комплекс ЭСЭ-информации, накопленной за годы исследований состояния ЭСЭ-систем страны. С помощью информационной системы осуществляется упорядоченный сбор и хранение информации по единой методике с использованием современных информационных технологий, быстрый доступ к полной экологической информации для всех уровней управления охраной природы в области, а также для других организаций и т.д. С учетом поставленных целей и перечня решаемых задач она может служить в качестве единой региональной информационной системы природопользования. Такая централизация позволяет исключить возможности многократного дублирования ведомственной информации, свести к минимуму ее погрешности и неточности, обеспечить единство и репрезентативность.

Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению страны. ЭП различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга. На каждом уровне системы формируется база данных ЭП, которая используется субъектами государственного управления и экологическими службами. Ведение баз данных должен осуществлять региональный информационно-аналитический центр. В связи с этим информация региональной информационной системы является приоритетной по отношению к информации из других источников при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления, а также при определении административно-правовых отношений между юридическими и физическими лицами, осуществляемыми органами представительной, исполнительной и судебной власти территории [2].

Важнейшим источником информации являются результаты научно-исследовательских тематических работ, мониторинга природоохранной деятельности предприятий и состояния ОС, а также экологического аудита.

В связи с этим ЭП должен содержать две составляющие – информативную и аналитическую. Информативная часть служит для того, чтобы любой пользователь мог почерпнуть информацию, необходимую для деятельности на своем уровне. Важным и принципиальным моментом в стратегии создания паспорта является переход от изучения следствий, т.е. реальных показателей состояния ОС к всестороннему анализу причин возникновения неблагоприятных показателей с выяснением ситуации на каждом предприятии или группе предприятий, а также других факторов воздействия: транспорта, частного сектора, фактора времени и т. д. Задача экологической политики –«обнаруживать и исправлять» – должна быть дополнена, а в дальнейшем и вовсе заменена на «предвидеть и предотвращать», а целью должно стать не только и не столько недопущение дальнейшего загрязнения среды, сколько восстановление среды и профилактика загрязнения.

Для достижения этих целей в паспорте должна быть предусмотрена вторая, аналитическая часть, включающая блок выработки предложений как обязательных для исполнения, так и рекомендательного характера. ЭП должен выполнять функции нормативно-технического документа, служащего для принятия оперативных и долговременных решений. ЭП необходим широкому кругу пользователей: 1) руководству региона; 2) органам по охране ОС; 3) контролирующим органам; 4) потенциальным инвесторам, акционерам, общественности.

Постоянное управление паспортом должно осуществляться специально уполномоченными органами в области охраны ОС, постоянное ведение паспорта должно проводиться силами их аналитического центра, а проведение работ по получению достоверной экологической информации для ведения паспорта должно осуществляться организациями (или ассоциацией организаций) на тендерной основе.

Разработка и составление ЭП региона должны строиться на научных принципах системного подхода, приоритета экологической безопасности, УР, механизмов положительной и отрицательной обратной связи.

Как отмечено в работе [3], системный подход как направление научного познания означает, что в основе лежит рассмотрение каждого фактора как части целостной системы и ориентирует исследование на выявление многообразных типов связей с другими факторами, в той или иной степени определяющих их воздействие. Таким образом, в рамках системного подхода можно выделить структуру ЭП с выделением блоков (подсистем) и две основные функции ЭП: информационную и аналитическую.

Информационная часть должна быть представлена, например, такими блоками как: «Территория (географические характеристики)»; «Экологическая подсистема» («Экологически опасные факторы», «Состояние компонентов ОС», «Антропогенные источники загрязнения ОС»); «Социальная подсистема»; «Экономическая подсистема».

Завершающими являются блоки «Эффективность природоохранных мероприятий», «Качество среды обитания», «Состояние здоровья населения» и др., служащие отправной точкой для функционирования аналитического блока и содержащие стандарты, нормативы развития. Характерной особенностью анализируемых подсистем должно являться многообразие внутренних причинно-следственных связей, определяющих взаимозависимость и взаимообусловленность всех компонентов подсистем. В информационной части ЭП, при характеристике отдельных компонентов подсистем будут вскрыты их взаимосвязи с другими элементами системы, что позволит в последующем решать целый ряд задач, связанный с выбором экологических приоритетов, оценкой альтернативных сценариев при принятии решений.

Одной из главных задач, стоящих перед медицинскими исследованиями сегодня, является установление связи повышенной заболеваемости населения с негативными факторами внешней среды. При этом прежде всего учитывать необходимо не только медико-демографическую ситуацию, но и экопатологии, (онкопатологию, состояние здоровья беременных и новорожденных, состояние здоровья по опросу, иммунологию, цитогенетику, бронхиальную астму и др.) [1]. Вся эта информация должна быть отражена в блоке «Состояние здоровья населения».

Аналитическая часть представляет собой аналитический блок и предназначена для быстрой обработки поступающей информации путем расчета интегрального индекса экологосбалансированного развития региона, моделирования происходящих процессов, прогноза возможных последствий и соответствующего реагирования через компетентные органы. Эта часть может отражать расчеты, связанные с вычислением интегрального индекса развития региона [4]. Задача аналитического блока – обобщать данные о состоянии ЭСЭ-систем, моделировать изменения в состоянии ОС и здоровья населения в связи с меняющимся качеством ОС, представлять краткосрочный и долговременный прогноз основных направлений возможных состояний ЭСЭ-систем, информировать все заинтересованные структуры региона о возможных изменениях.

ЭП региона предоставляет возможность провести и количественные оценки «дерева проблем», т.е. интенсивность проходящих техногенных процессов. Согласно [2] в ЭП информация представляется и оформляется в форме таблиц и графиков, отражающих динамику тех или иных заболеваний, с кратким пояснительным текстом. На рис. 1 представлена функциональная модель ЭП региона.

После создания необходимой базы для функционирования паспорта он будет действовать как нормативно-технический документ для оперативного и эффективного управления природопользованием, что потребует более высокой организации взаимоотношений природопользователей и органов управления, а также корректировки существующих нормативных и законодательных документов.

Таким образом, экологический паспорт региона – это нормативно-технический документ, представляющий собой блоково-линейную систему информационного и аналитического обеспечения ЭСЭ-информации и способствующий эффективному управлению ЭСЭ-системой региона.

^ Рис. 1. Функциональная модель ЭП региона
Выводы

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать некоторые выводы. ЭП, разработанные по единой методической и организационной базе, являются нормативными и юридическими документами, характеризующими фактическое экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.

Основным назначением ЭП является:

  • создание информационной базы данных рационального природопользования;

  • создание сети регулярной отчетной информации;

  • формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий;

  • получение информации для определения экологичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экострахования;

  • регулирование экологонаправленного налогообложения;

  • определение нерешенных экологических проблем и их приоритетности;

  • определение показателей рисков здоровью населения от воздействия негативных экологических факторов;

  • выработка и принятие решений по улучшению или недопущению ухудшения состояния ОС.

Экопаспорт является приемлемым для любого природопользователя, независимо от формы собственности, специфики производства (металлургия, химическое производство, сельское хозяйство и пр.). Ведение паспорта позволит:

  • усовершенствовать уровень доступа к ЭСЭ-информации;

  • вести постоянный учет экологического фактора в общей структуре экономики региона;

  • вводить и анализировать применение экономических методов управления природопользованием;

  • связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала природопользователем;

  • создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям;

  • прогнозировать аварийные ситуации и вести учет техногенных катастроф на территории;

  • совершенствовать методику расчета зон загрязнения;

  • вести мониторинг зависимости уровня здоровья населения от антропогенного воздействия с учетом местных климатических, генетических, орографических и других факторов;

  • разработать формы отчетности для любого уровня управления;

  • определять уровень отходов производства и динамику их влияния на ОС и здоровье населения;

  • анализировать уровень развития региона при помощи интегрального экологосбалансированного индекса.

Составление и ведение ЭП является итоговым результатом комплексного изучения состояния ЭСЭ-систем региона, а сам паспорт послужит инструментом анализа и управления состоянием ОС, медико-демографической и экономической ситуации. Таким образом, с введением многоуровневой общегосударственной системы экологической паспортизации, осуществляется переход на нормативное прогнозирование, обеспечивающее принципы экологической стандартизации и достижение экосбалансированного развития региона. Другими словами, переход от прогноза возможных изменений к прогнозу путей достижения требуемых параметров ОС.


  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. и др. Макроэкология и основы экоразвития: Учеб. пос.. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 367 с.

  2. Бобылев С.Н., Медведева О.Е. Экология и экономика: Региональная экологическая политика. Проект пос. – М.:ЦЭПР, 2003. – 271 с.

  3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К.. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учеб. пос. – М.: ОЦЕиМ, 2006. – 2-е изд., испр. и доп. – 460 с.

  4. Шкарупа О.В. Інтегральна оцінка екологозбалансованого розвитку території // Господарський механізм екологічно збалансованого розвитку: Збірник тез доповідей Всеукраїнської наукової конференції. – Суми: Вид-во СумДУ, 2007. – С. 201-203.

Получено 15.06.2007 г.
О.В. Шкарупа

Напрями регулювання процесів природокористування

в умовах екозбалансованого розвитку регіону

У статті розглядаються проблеми та перспективи регіонального управління природокористуванням на прикладі екологічної паспортизації. На основі існуючого механізму господарської діяльності запропоновано використання екологічного паспорта для вдосконалення процесів управління регіональним розвитком.

1Шкарупа Елена Васильевна, ассистент кафедры экономики Сумского государственного университета.
© Е.В. Шкарупа, 2007



Механізм регулювання економіки, 2007, № 2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconЧ астина 1 методологічні проблеми сучасної економіки розділ 1 Економіка...

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
Особенности трансформации рынка экологических страховых услуг в Украине в рамках экологизации международной экономики

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconЧ астина 1 методологічні проблеми сучасної економіки розділ 1 Економіка...
В статье рассмотрены проблемы обращения (эволюция обращения, опыт других стран, состояние на Украине, перспективы переработки) с...

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
В то же время, несмотря на распространенность данного термина, содержательное его наполнение изменяется в зависимости от предмета...

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
В статье рассмотрены экономико-энергетические проблемы украинских водоснабжающих организаций. Проведена оценка экономической эффективности...

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
Важную роль в повышении эффективности русурсопользования играет рециркуляция природных ресурсов. В данной статье рассматриваются...

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
Затрагиваются проблемы взаимоотношений общества с лицами и организациями, осуществляющими природоохранную деятельность, а также общества...

Розділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
В статье рассматриваются факторы, формирующие экологические издержки от воздействия производственных систем, приводится возможный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<