Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 372.8 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации01.03.2013
Размер372.8 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Экономика и экология

1. Наиболее общий философский смысл, соответствующий современномуширокому пониманию экологии как области знаний, состоит в рассмотрении ираскрытии закономерностей развития некое совокупности организмов,предметов, компонентов сообществ и сообществ во взаимодействиях в системахбиогеоценозов, нообиогеоценозов, биосфере с точки зрения субъекта илиобъекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого зацентральный в этой системе. Рассматриваемым объектом может быть ипромышленное предприятие, отрасль народного хозяйства или человеческаядеятельность в целом на Земле. В настоящее время бурно развивается экологизация различных дисциплин,под которой понимается процесс неуклонного и последовательного внедрениясистем технологических, управленческих и других решений, позволяющихповышать эффективность использования естественных ресурсов и условийнаряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (иливообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях.Существует понятие и экологизации технологий производства, суть которогосостоит в применении мероприятий по предотвращению отрицательноговоздействия на природную среду. Осуществление экологизации технологийпроизводится разработкой малоотходных технологий или технологических цепей,дающих на выходе минимум вредных выбросов. Широким фронтом в настоящее время ведутся исследования поустановлению пределов допустимых нагрузок на природную среду и разработкекомплексных путей преодоления возникающих объективных лимитов вприродопользовании. Это также относится не к экологии, а к эконологии –научной дисциплине, исследующей “эконэкол”. Эконэкол (экономика + экология)– обозначение совокупности явлений, включающих общество как социально-экономическое целое (но прежде всего экономику и технологию) и природныересурсы, находящиеся во взаимоотношениях положительной обратной связи принерациональном природопользовании. В качестве примера можно привестибыстрое развитие экономики в регионе при наличии больших ресурсов среды ихороших общих экологических условий, и наоборот, технологически быстроеразвитие экономики без учета экологических ограничений приводит затем квынужденному застою в экономике. В настоящее время многие отрасли экологии имеют ярко выраженнуюпрактическую направленность и имеют большое значение для развития различныхотраслей народного хозяйства. В связи с этим появились новые научно-практические дисциплины на стыке экологии и сферы практической деятельностичеловека: прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотношениячеловека с биосферой, инженерная экология, изучающая взаимодействиеобщества с природной средой в процессе общественного производства, и др. В настоящее время многие инженерные дисциплины стараются замкнуться врамках своего производства и видят свою задачу только в разработкезамкнутых, безотходных и других "экологически чистых" технологий,позволяющих уменьшить свое вредное воздействие на природную среду. Нозадачу о рациональном взаимодействии производства с природой подобным путемполностью не решить, так как в этом случае один из компонентов системы —природа — исключается из рассмотрения. Изучение процесса общественногопроизводства с окружающей средой требует применения как инженерных методов,так и экологических, что привело к развитию нового научного направления настыке технических, естественных и социальных наук, называемого инженернойэкологией. Особенностью энергетического производства является непосредственноевоздействие на природную среду в процессе извлечения топлива и егосжигания, причем происходящие изменения природных компонентов являютсявесьма наглядными. Природно-промышленные системы в зависимости от принятыхкачественных и количественных параметров технологических процессовотличаются друг от друга по структуре, функционированию и характерувзаимодействия с природной средой. В действительности даже одинаковые покачественным и количественным параметрам технологических процессов природно-промышленные системы отличаются друг от друга неповторимостью экологическихусловий, что приводит к различным взаимодействиям производства с окружающейего природной средой. Поэтому предметом исследования в инженерной экологииявляется взаимодействие технологических и природных процессов в природно-промышленных системах. Природоохранное законодательство устанавливает юридические (правовые)нормы и правила, а также вводит ответственность за их нарушение в областиохраны природной и окружающей человека среды. Природоохранноезаконодательство включает в себя правовую охрану природных (естественных)ресурсов, природных охраняемых территорий, природной окружающей средыгородов (населенных мест), пригородных зон, зеленых зон, курортов, а такжеприродоохранные международно-правовые аспекты. Законодательные акты об охране природной и окружающей человека средывключают международные или правительственные решения (конвенции,соглашения, пакты, законы, постановления), решения местных органовгосударственной власти, ведомственные инструкции и т.п., регулирующиеправовые взаимоотношения или устанавливающие ограничения в области охраныприродной среды, окружающей человека. Последствия нарушений природных явлений переходят границы отдельныхгосударств и требуют международных усилий в охране не только отдельныхэкосистем (лесов, водоемов, болот и т.п.), но и всей биосферы в целом. Всегосударства испытывают беспокойство за судьбу биосферы и дальнейшеесуществование человечества. В 1971 году ЮНЕСКО (Организация ОбъединенныхНаций по вопросам образования, науки и культуры), в состав которой входитбольшинство стран, приняла Международную биологическую программу "Человек ибиосфера", изучающую изменения биосферы и ее ресурсов под воздействиемчеловека. Эти важные для судеб человечества проблемы могут быть решенытолько путем тесного международного сотрудничества. Природоохранная политика в народном хозяйстве проводится, главнымобразом, через законы, общие нормативные документы (ОНД), строительныенормы и правила (СНиП) и др. документы, в которых инженерно-техническиерешения увязаны с экологическим нормативом. Экологический нормативпредусматривает обязательные условия сохранения структуры и функцийэкосистемы (от элементарного биогеоценоза до биосферы в целом), а такжевсех экологических компонентов, которые жизненно необходимы прихозяйственной деятельности человека. Экологический нормативопределяет степень максимально допустимого вмешательства человека вэкосистемы, при которой сохраняются экосистемы желательной структуры идинамических качеств. Иными словами, недопустимыми в хозяйственнойдеятельности человека являются такие воздействия на природную среду,которые приводят к опустыниванию. Указанные ограничения в хозяйственнойдеятельности человека или ограничение влияний нооценозов на природную средуопределяются желательными для человека состояниями нообиогеоценоза, егосоциально-биологической выносливостью и хозяйственными соображениями.В качестве примера экологического норматива можно привести биологическуюпродуктивность биогеоценоза и хозяйственную производительность. Общимэкологическим нормативом для всех экосистем является сохранение ихдинамических качеств, прежде всего надежности и устойчивости. Глобальный экологический норматив определяет сохранение биосферыпланеты, и в том числе климата Земли, в виде, пригодном для жизни человека,благоприятном для его хозяйствования. Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике. В России до второй половины 80-х годов решения по развитию и размещениюпроизводительных сил принимались практически без учета экологическихфакторов. В связи с этим в стране возникла напряженная экологическаяобстановка, а в отдельных районах и городах создалось кризисное, а подчас икатастрофическое положение. В ряде мест необратимая деградация окружающейсреды зашла столь далеко, что они стали непригодными для жизни ихозяйственной деятельности. Спад производства в базовых отраслях экономики не дал заметного сниженияфоновой экологической нагрузки в промышленных центрах, городскихагломерациях. Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок(невыплата зарплаты, угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров(из районов Крайнего Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлениемоборудования (особенно импортного), что ухудшает экологическую обстановку. В производствах с горячими технологиями, где спад экономики повышаеттехнологический резерв оборудования, рост аварийности возможен из-зачастого использования нештатных режимов, когда безопасность определяетсяквалификацией и ответственностью диспетчеров. Имеется большая вероятностьвозникновения аварийных ситуаций на европейской территории России (вчастности в Центрально-Черноземном регионе, в республиках Поволжья), вСибирском регионе в районах интенсивной нефтегазодобычи, где изношенностьоборудования достигает более 60%, что в кризисный период резко повышаетвозможность крупных аварий. В структуре капитальных вложений природоохранные расходы (безмелиорации) занимают в России не более 7—8 %. Используются они в последниегоды на 70—80 %. В 1995 г. на природоохранные цели ассигнования в бюджетеРоссии предусмотрены не были. Финансирование из региональных бюджетов ивнебюджетных экологических фондов осуществляется крайне недостаточно ичасто не по прямому назначению. На предприятиях, в целях экономии идетсокращение ввода очистного оборудования, что так же сказывается наповышении выбросов. Однако в 1995 г. на складах находилось 4,1 тыс. единицпылеулавливающего и газоочистного оборудования, которое не быловостребовано. Финансовые трудности промышленных предприятий вызывают сокращениеиздержек за счет природоохранных расходов. Растет количество стихийныхсвалок в пригородах (дорожают услуги полигонов), тайных сбросов и закачекотходов в подземные воды. Сокращается рекультивация отвалов. О сниженииобъемов ввода очистных сооружений свидетельствует кризис с реализациейэкологической техники в России, свертывание продаж биотехнологий наспециализированных биржах. Такие явления, как суверенизация, автаркия (т.е. политика хозяйственногообособления), разрывы связей, удорожание транспортировки ведут кповсеместному использованию в технологических процессах некондиционногосырья, аварийного оборудования, что приводит, как правило, к роступроизводственного травматизма, профессиональных заболеваний, промышленныхотравлений. При сменах технологии вероятно подключение новых типов стоков ксистемам очистных сооружений, ориентированным на иной спектр загрязнителей. Любые дополнительные вложения руководители предприятий стремятсянаправить в производство. Поэтому возрастает разрыв между производственнымимощностями и системами природоохранной инфраструктуры. В условияхстановления рыночных отношений, общего кризиса и спада производстваусугубляются прежние экологические проблемы и возрастают новые. Негативное воздействие на природу крупных предприятий сохраняется преждевсего в сложившихся старых многопрофильных промышленных центрах. В условияхкризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляетсянепосредственно в производство. И без того крайне перегруженнаяинфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки)может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный ростзагрязнения воздуха и воды в промышленных центрах Российской Федерациисоздает весьма тревожную экологическую ситуацию. Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественнойпродукции. В основном это характерно для предприятий легкой и пищевойпромышленности. Особенностью экологического воздействия этих предприятийявляется дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка неконцентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районныецентры, пригороды, сельские районы. Внимание предпринимателей к пищевой и легкой промышленности, развиваемыхпреимущественно в малых городах и сельских центрах со слабойинфраструктурой очистных сооружений, ведет к росту удельных (на единицупродукции) загрязнений отходами производств, вредными выбросами в атмосферуи загрязнению водоемов. Вне крупных городов количество коммунальныхканализационных сетей и очистных сооружений недостаточно, а в ряде районныхцентров вообще отсутствуют. В относительно крупных областных городах приостром дефиците средств реконструкция этих систем в ближайшие годы можетостановиться. Сбросы же новых предприятий чаще всего будут замыкатьсяименно на общегородские системы отвода и очистки стоков. В общегородскиеканализационные сети весьма вероятно будут поступать производственныестоки, на очистку которых муниципальные очистные сооружения не рассчитаны.Возрастает аварийность из-за наличия в трубах активных химическиагрессивных отходов. Осадки сточных вод становятся не пригодными дляиспользования в качестве удобрений, встает проблема их утилизации. Серьезно осложняется экологическая обстановка и в связи с усложнениемприродоохранного контроля. Все системы контроля до настоящего времени былиориентированы на крупные предприятия. Для малых предприятий соспецифическим набором выбросов и сбросов нет инструментального обеспечения,не налажена система отчетности. Серьезный просчет допущен при формировании пакета документов поприватизации государственного имущества. Условиями приватизационныхконкурсов не предусматривался установленный уровень экологическойбезопасности приобретаемого объекта. Таким образом, возникает угрозаэкономии на экологических издержках. К сожалению, законодательство ещенедостаточно подготовлено к решению природоохранных задач в специфическихусловиях перехода к рыночным отношениям. Относительно новая проблема —экологическая регламентация деятельности зарубежных фирм. Необходимо экологизировать весь блок хозяйственного законодательства,нормативные акты, регулирующие приватизацию и создание совместныхпредприятий. Нормативная база природопользования и охраны природы должнабыть адаптирована к новым рыночным условиям, избавлена от рецидивов прямогогосударственного регулирования. 2. XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитиемнаучно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле награнь экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи ивыбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе иотражаются на самом существовании человека. Часть из таких измененийчрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникаютглобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения(атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражениятерритории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов,оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий. Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека,при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют черезтехногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологическиевозможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов(комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям. Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ,предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей,химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ ватмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля взагрязнении воздуха постоянно растет; в России — более 30%, а в США — более60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха регионов нашей страны— машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Большеполовины добываемых в европейской части страны углей содержат свыше 2,5%серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результате промышленной деятельностичеловека попадает примерно 75(106 т окиси серы, 53(106 т окиси и двуокисиазота, 304(106 т окиси углерода, 88(106 т углеводородов (предельных,альдегидных и пр.). Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало. Грозные симптомыразрушительной деятельности человека с особой силой проявились парудесятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис. Сталоясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всемдругим полезным ископаемым. В некоторых регионах России намечаются направления технической политики,нацеленные на более полное и комплексное использование природных ресурсов,сырья, материалов и топлива, расширение использования и комплекснойпереработки низкокачественных ресурсов и производственных отходов,внедрение безотходной технологии, предотвращение загрязнения окружающейсреды. Разработана Комплексная программа, включающая в себя рядподпрограмм, таких, как "Недра", "Биосфера", "Химия твердого тела" и"Физика твердого тела". В рамках каждой подпрограммы уделяется вниманиеповышению эффективности производства, переработке всевозможных видовотходов. В настоящее время рост энергоемкости и материалоемкостисовременного производства значительно опережает рост численности населения.Потребление энергии растет в 3 раза, добыча минеральных ресурсов — в 2 разабыстрее, чем население. В настоящее время горнодобывающая промышленностьвыдает в год более 40 т продукции в расчете на одного жителя Земли. Предприятия черной металлургии пускают в отходы породу, содержащуюсвинец, кобальт, медь. При добыче угля ежегодно на поверхность поднимаютоколо 1 млрд. м2 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды —терриконы. При этом впустую растрачиваются тысячи гектаров плодородныхземель. Загрязняется атмосфера, терриконы горят, ветер поднимает с ихбесплодных склонов тучи пыли. Получение минералов из отходов чрезвычайно выгодно. Например, щебень,получаемый из отходов, в 2—2,5 раза дешевле того же щебня, добываемогоспециализированно. Известно, что многими вскрышными породами можно заменитьнерудные строительные материалы в дорожном строительстве, выгодноиспользовать их при производстве цемента, стекла, керамики, полезнонаправлять в сельское хозяйство, в частности, для известкования почв. Промышленность строительных материалов является практически единственнойв достаточно широких масштабах использующей отходы всевозможныхпроизводств. Всего строительная индустрия спасает от списания в отходыоколо половины образующихся доменных шлаков. Еще в 80-х годах было приняторешение об обязательном вводе в строй новых доменных печей только вкомплексе с установками для переработки и подготовки шлаков к последующемуиспользованию. Близ металлургических комбинатов построено более 20цементных заводов, вырабатывающих на базе металлургических шлаков отличныйшлако-портландцемент. Металлургические шлаки — отличное сырье дляпроизводства целого ряда материалов: цемента, щебня для строительствадорог, шлаковой пемзы, минеральной ваты и знаменитого своими свойствамишлакоситалла, идущего на изготовление особо прочных и химически стойкихтруб, панелей, электроизоляторов и электровакуумных приборов. Развитие современного производства, и прежде всего промышленности,базируется в значительной степени на использовании ископаемого сырья. Средиотдельных видов ископаемых ресурсов на одно из первых мест понароднохозяйственному значению следует поставить источники топлива иэлектроэнергии. По мере технического прогресса все больший удельный вес приобретаютпервичные источники электроэнергии, получаемые с гидро- и геотермальныхэлектростанций. Растет и получение электроэнергии с атомных электростанций.Потенциальные мощности всех этих источников велики, но пока экономическиэффективной является только небольшая их часть. Повышение цен на нефть повлияло на потребление нефтепродуктов, структуруавтомобильного парка (наметился переход к менее мощным и более экономныммашинам). В результате удельный вес нефтепродуктов в потреблении топливастал сокращаться и наметилось повышение удельного веса угля, а также ростдоли атомной и гидроэнергии. В последние годы появились сомнения вцелесообразности дальнейшего развития атомной энергетики. В результате научных исследований во всех областях геологической науки, атакже практических работ были достигнуты большие успехи в познаниигеологического строения территории страны, закономерностей образования ирасположения полезных ископаемых. Работа по выявлению новых месторождений иопределению различных видов минерального сырья с учетом особенностейразвития земной коры продолжается. Повышение эффективности геологоразведочных работ, а также снижение ихстоимости требуют интенсивного внедрения в геологоразведочную практикусовременных достижений научно-технического прогресса — дистанционныхметодов исследований, радарной съемки, аэроэлектроразведки, высотных икосмических аэрофотосъемок, аэрогеохимической съемки и т. д. Важное значение в геологоразведочной практике имеет и точное определениесостава полезных ископаемых, которое необходимо как для комплексногоиспользования ресурсов, так и для разработки залежей полезных ископаемых покатегориям запасов. Комплексность использования ресурсов, особенноприменительно к предметам труда, предполагает углубление переработки этихресурсов, увеличение выхода конечной продукции на единицу использованныхресурсов и имеет огромное значение в деле охраны окружающей среды. Одной из характерных черт современного этапа научно-техническогопрогресса является возрастающий спрос на все виды энергии. Важным топливно-энергетическим ресурсом является природный газ. Затраты на его добычу итранспортировку ниже, чем для твердых видов топлива. Являясь прекраснымтопливом (калорийность его на 10% выше мазута, в 1,5 раза выше угля и в 2,5раза выше искусственного газа), он отличается также высокой отдачей тепла вразных установках. Газ используется в печах, требующих точногорегулирования температуры; он мало дает отходов и дыма, загрязняющихвоздух. Широкое применение природного газа в металлургии, при производствецемента и в других отраслях промышленности позволило поднять на болеевысокий технический уровень работу промышленных предприятий и увеличитьобъем продукции, получаемой с единицы площади технологических установок. За последние три десятилетия существенно изменилась структура потребленияугля в связи с вытеснением его нефтепродуктами и газом. Сократилосьпотребление угля в железнодорожном, морском и речном транспорте, а также вбытовом секторе. Более 56% потребления угля приходится на тепловыеэлектростанции. Крупные потребители угля — коксохимические предприятия.Доля их в общем потреблении за последние годы почти не изменилась, хотяпроизводство чугуна заметно увеличилось. Это обусловлено внедрением новыхспособов выплавки чугуна и стали, строительством крупных доменных печей,вызвавших снижение удельного потребления кокса. На снижение удельногорасхода кокса влияет не только использование топливных реагентов(природного газа), но и обогащение доменного дутья кислородом, улучшениекачества исходного сырья путем повышения содержания железа в руде и т. п.Одним из главных путей расширения использования угля является использованиеего как сырья для производства синтетического жидкого и газообразноготоплива для химической промышленности. Из высококачественных видов топлива на первом месте находится нефть, надолю которой приходится 63%. В настоящее время в связи с ростом в странеэнергопотребления, выработанностью легкодоступных месторождений нефти,ограниченностью ее запасов в земной коре, угрозой ее исчерпания, а такжеболее эффективным использованием нефти как сырья в химическойпромышленности возникла проблема ускорения развития других отраслейтопливно-энергетического комплекса как в целом по стране, так и поотдельным регионам. Экономия топливно-энергетических ресурсов в настоящее время становитсяодним из важнейших направлений перевода экономики на путь интенсивногоразвития и рационального природопользования. Значительные возможностиэкономии минеральных топливно-энергетических ресурсов имеются прииспользовании энергетических ресурсов. Так, на стадии обогащения ипреобразования энергоресурсов теряется до 3% энергии. В настоящее время 4/5всего количества электроэнергии в стране производится тепловымиэлектростанциями, которые работают главным образом на угле. На ТЭС привыработке электроэнергии полезно используется лишь 30—40% тепловой энергии,остальная часть рассеивается в окружающей среде с дымовыми газами,подогретой водой. Немаловажное значение в экономии минеральных топливно-энергетическихресурсов играет снижение удельного расхода топлива на производствоэлектроэнергии. Таким образом, основными направлениями экономии энергоресурсов являются:совершенствование технологических процессов, совершенствованиеоборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических ресурсов,структурные изменения в технологии производства, структурные изменения впроизводимой продукции, улучшение качества топлива и энергии,организационно-технические мероприятия. Проведение этих мероприятийвызывается не только необходимостью экономии энергетических ресурсов, но иважностью учета вопросов охраны окружающей среды при решении энергетическихпроблем. Большое значение имеет замена ископаемого топлива другими источниками(солнечной энергией, энергией волн, прилива, земли, ветров). Эти источникиэнергетических ресурсов являются экологически чистыми. Заменяя имиископаемое топливо, мы снижаем вредное воздействие на природу и экономиморганические энергоресурсы. Из анализа ретроспективы развития природоохранной деятельности иресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует,что многомиллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов. Основной причиной значительного ухудшения экологической ситуации в нашейстране является отсутствие устойчивого механизма, учитывающего уровеньпревышения ПДК и ПДВ. Это отражается на экономике источников, загрязняющихокружающую среду, а также базовых (стартовых) эколого-экономическихнормативов, определяющих виды экономического, морального наказания илипоощрения. При разработке нормативов учитываются региональные особенности процессовприродопользования и воспроизводства природных ресурсов. Одной из основополагающих посылок при формировании эколого-экономическихнормативов является определение "пропорций" между возможными направлениямииспользования природных ресурсов в границах конкретной территории. Расчетнормативов должен осуществляться с учетом следующих положений:• для каждого природного комплекса существует определенная величина максимально допустимой антропогенной нагрузки, которая не нарушает естественных процессов, и её действие может быть компенсировано процессами самовосстановления;• при антропогенной нагрузке, более высокой, чем допустимое значение, но не превышающей конкретный для каждой природной системы предельный уровень, нарушения в естественном состоянии этой системы, вызванные действием антропогенного фактора, могут быть устранены в результате ликвидации нагрузки и проведения природоохранных мероприятий;• если антропогенная нагрузка на природную среду превысила предельный уровень, то развиваются процессы необратимой деградации. На современном уровне развития производственных сил в оборот вовлеченыпрактически все территориальные элементы и компоненты окружающей среды,поэтому они подвергаются отрицательному воздействию загрязняющих веществ ифизических факторов. Уровень и состав загрязнения дифференцируются потерритории России и определяются отраслевой спецификой производства,явлениями переноса загрязняющих веществ через атмосферный воздух, воду идругие носители загрязнения окружающей среды. В то же время в более развитых странах подход к проблемам окружающейсреды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаютсянормы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Чтобы не потерять своюдолю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors[1] засунула подкапот современный 32-разрядный компьютер и озадачила его проблемойсохранения окружающей среды. Микропроцессорное управление системойзажигания — не новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильнойпромышленности программно реализован приоритет чистоты выхлопа, а невыжимания лишних «лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очереднойраз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизивтоксичность выхлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощностидвигателя. Вдохновленный результатом, коллектив инженеров и программистовначал экологическую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию всостоянии вынести. Электронный эколог под капотом бдительно следит засоставом рабочей смеси, впрыскиваемой в цилиндры, и «в режиме реальноговремени» управляет процессом сгорания топлива. А если, несмотря на всестарания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилиндрахдвигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит, то наружу не выйдет:специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который,перенаправив коварную порцию выхлопа в специальный отсек, уничтожит ее тамс помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель испециально разработанный каталитический дожигатель особой конструкции.Результат, как говорится, превзошел все ожидания: мощность двигателяснизилась совсем ненамного, экономичность не пострадала, а что касаетсявыхлопа — забавно, но факт: процентное содержание в нем вредных веществзаметно меньше, чем в воздухе, которым дышат жители, например, центральныхрайонов Лос-Анджелеса. Видимо, будет иметь смысл выводить выхлопную трубуавтомобиля прямо в салон — чтоб легче дышалось. Этот достойный агрегатполучил название Z-LEV (Zero Emission Vehicle), и производить егопланируется... только через пару-тройку лет. А собственно, почему?Правительство штата Калифорния (США) намерено с 2003 года ввести жесткуюквоту: 10% новых автомобилей, регистрируемых в штате, должны быть абсолютноэкологически чистыми (имелись в виду, прежде всего, электромобили). HondaMotors нацелилась отхватить кусочек этого 10-процентного пирога и даженачала предварительные переговоры с администрацией штата на темы того, чтоконкретно понимать под «абсолютной чистотой» и нельзя ли как-нибудьнапялить на LEVa овечью шкуру, чтоб сошел за электромобиль. А могло ведьпоказаться — чистой воды (или воздуха) альтруизм... Экология городов Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных изних, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольшихтерриториях населения, транспорта и промышленных предприятий, собразованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состоянияэкологического равновесия. Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городскогонаселения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 –1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в2 раза. Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процессаурбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельныхстранах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80,Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеровбыстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анжелес-Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва,Донбасс и Кузбасс в СНГ. Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходиттаковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потокаэнергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2. Вгородах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен). Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей ив 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения даетавтомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит кувеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижениена 10-20% солнечной радиации и скорости ветра. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городомохватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могутдостигать 5-6(С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие кповышенному загрязнению, туманам и смогу. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигаеткатастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки наодного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицитводных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников. Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результатенепрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены назначительную глубину. Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городскихтерриторий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, онфизически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильноуничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами изатмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствуетводной и ветровой эрозии. Растительный покров городов обычно практически полностью представлен“культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками,аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным ирегиональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленыхнасаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянноподдерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются вусловиях сильного угнетения. Важно рассмотреть экологические проблемы крупных городов болеедетально и конкретно на примере Москвы. Исчерпывающую оценку экологическогосостояния столь крупного и сложного объекта, как Москва, датьзатруднительно по следующим основным причинам:оценка должна учитывать множество самых разных показателей по всем районами предприятиям, производственным зонам, магистралям, системам связи,рекреационным площадям и т. д.;полученные сведения должны быть систематизированы, сведены в единую легкоинтерпретируемую систему;система сбора и обобщения имеющихся данных пока что не имеет единой научнойконцепции, разрознена и даже не всеми поддерживается. Социально-экологическая модель Москвы – задача предстоящих исследований. Обобщенные данные свидетельствуют о сложном экологическом состоянииМосквы. Город стремительно растет, переходит за кольцевую дорогу, сливаетсяс городами-спутниками. Средняя плотность населения 8.9 тыс. чел. на 1 кв.км. Сотни тысяч источников выбрасывают в воздух огромное количество вредныхвеществ, т. к. частичная очистка внедрена только на 60% предприятий. Особыйвред наносится автомобилями, технические параметры которых не соответствуюттребованиям и качеству воздуха. Выхлопные газы автомашин дают основнуюмассу свинца, износ шин – цинк, дизельные моторы – кадмий. Эти тяжелыеметаллы относятся к сильным токсикантам. Промышленные предприятия даюточень много пыли, окислов азота, железа, кальция, магния, кремния. Этисоединения не столь токсичны, однако снижают прозрачность атмосферы, даютна 50% больше туманов, на 10% больше осадков, на 30% сокращают солнечнуюрадиацию. В целом на 1 москвича приходится 46 кг вредных веществ в год. Тепловое воздействие увеличивает температуру в городе на 3-5(С,безморозный период на 10-12 дней и бесснежный – на 5-10 дней. Нагрев иподъем воздуха в центре вызывает подток его с окраины – как излесопаркового пояса, так и из промышленных зон. Расход воды в Москве на 1 жителя – около 700 л/сутки. При огромныхрасходах на очистку даже водопроводная вода содержит некоторое количествовредных соединений, главным образом удобрений и ядохимикатов. Водныересурсы используются нерационально – более 20% воды уходитнеиспользованной. Например, только для бритья москвич за один разиспользует до 100 литров. В районах со счетчиками (г. Зеленоград)водопотребление в 2-3 раза меньше. Сточные воды города на 98,6% подвергаются биологической очистке,однако в водоемы все же попадает очень много песка, соли, подкисленной итеплой воды. Дефицит воды – один из факторов сдерживания жилищногостроительства. Из 1650 главных промышленных предприятий систему оборотноговодоснабжения имеют лишь 160. В пределах города почвы значительно отличаются от своих аналогов вданной природной зоне – кислых дерново-подзолистых. В первую очередь надоотметить повышение pH до 8-9, что связано с поступлением из атмосферыкарбонатов кальция и магния. Почвы обогащены также органическимивеществами, главным образом сажей – до 5% вместо 2-3%. Содержание тяжелыхметаллов в 4-6 раз превышает фоновое. Зеленые насаждения занимают 30% площади города, что дает 25-30 кв. мна человека (Париж – 6, Лондон – 7.5, Нью-Йорк – 8.6). Вместе с темнасаждения внутри города мало связаны с лесопарковым поясом, да и последнийслишком узкий – 15-20 км. Только с севера Москва относительно защищеназеленым поясом. До 30-40% насаждений затронуто болезнями, угнетено ипотеряло способность к самовозобновлению. Лесопарковый пояс в дни отдыхаежедневно принимает до 4 млн. человек. Эти нагрузки выше допустимых. 3.5 млн. человек в Москве живут в условиях экологическогодискомфорта, а около 1 млн. – в районах предельного дискомфорта.Загрязнение отдельных частей города различно. Две трети всех вредныхвыбросов приходится на 6 районов. Сложная обстановка в кварталах вдольСадового кольца. Заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районамстраны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные видыаллергии, сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени, желчного пузыря,органов чувств. Из 94 крупнейших городов мира Москва по рождаемостинаходится на 62-м, по смертности – на 70-м, по естественному приросту – на71-м месте. Выживаемость детей во многих столицах мира в 2-3 раза выше, чемв Москве. Экология Москвы тесно связана с фоном, природными условиямиПодмосковья и климатом европейской территории России. Важнейшее значениеимеет так называемый “западный перенос” – преобладание в течение годаветров западных румбов. При этом западные и северо-западные районы городаполучают более свежий воздух, который дополнительно очищен над леснымимассивами западной части Московской области. В восточные районы Москвыпоступает воздух, загрязненный над городской территорией. В периодыпреобладания восточных и юго-восточных ветров Москва получает менее чистыйвоздух, поскольку юго-восток области заселен на 25-30%, значительнораспахан и более индустриальный. Северо-запад столицы имеет более чистыеводоемы, поскольку основные водотоки Подмосковья текут с северо-запада наюго-восток. Общие особенности почв и рельефа также обуславливаютдифференциацию экологических условий. Северо-запад Москвы болеевозвышенный, холмистый, имеет более тяжелые, глинистые и суглинистые почвы.Это способствует активному поверхностному смыву, горизонтальной миграциизагрязнения, его концентрации в водоемах и малому проникновению в грунты.На юго-востоке большее распространение имеют песчаные равнинные поверхностис малыми уклонами. Здесь лучшие условия для вертикальной миграциизагрязнения, заражения грунтовых вод. Москва заметно влияет на прилегающую местность: атмосферноезагрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронкиот забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение инарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетениелесных массивов – на 30-40 км. 2.1. Состояние природных систем в районе Заполярного ГНКМ[2] в Надым-Пур- Тазовском газодобывающем районе.[3] Зона освоения Заполярного ГНКМ включает в себя достаточно обширнуютерриторию, протянувшуюся дугой от г. Нов. Уренгой до пос. Самбург. Внеё входят площадь самого месторождения, коридоры коммуникаций ЗГНКМ -Ст. Уренгой - Нов. Уренгой и ЗГНКМ - Тазовский шириной 20 км,промежуточная Пуртазовская компрессорная станция, перевалочные базы впосёлках Тазовский и Ст. Уренгой, а также посёлки Коротчаево и Газ-Сале. Наибольшие изменения ландшафтов связаны с бурением скважин.Технология работ неизбежно связана с физико-механическими нарушениямиповерхности, т.к. практически всюду делаются искусственные насыпныеплощадки для буровых установок. Низкая культура работ привела кдолговременным химическим загрязнениям, особенно в тех случаях, когданасыпные площадки использовались в разное время для бурения двух, аиногда и трёх скважин - сначала при разведке сеноманских, затемваланжинских горизонтов, что резко усиливало техногенное воздействие. Наплощадках после бурения остаются большие количества глинистыхкомпонентов, цемента, химических реагентов, использовавшихся при бурении,бытовые отходы, остатки нефтепродуктов, которые со временем могут перейтив почвогрунты и поверхностные воды. Однако нельзя не отметить, что этифизико-механические и химические нарушения имели локальный, точечныйхарактер и нигде не получили площадного развития. Территория месторождения неоднократно поражалась тундровыми и леснымипожарами, особенно в сухих хорошо дренированных районах произрастаниялиственничных редкослойных лесов с ягельным напочвенным покровом. Хорошо видны площади пирогенного воздействия разного срока давности, и нетсомнения, что большинство их приурочено к местам хозяйственнойдеятельности. Очевидно, что причина пожаров - неосторожное обращение согнём работников буровых, научно-исследовательских и иных подразделений,проводивших работы на территории ЗГНКМ. С развитием газодобывающей отрасли Западной Сибири посёлок включаетсяв её инфраструктуру. Увеличилось число жителей, возведен комплекс жилыхмногоэтажных зданий для работников газодобывающей отрасли. Начатостроительство ВПП[4] с твёрдым покрытием для приёма самолётов типа ЯК-40, АН-24, АН-26. Строительство в условиях практически сплошногораспространения ММП[5] весьма специфично, недоучёт этой спецификипривел к деформации, частичному затоплению полосы и невозможности еёэксплуатации. Для сооружения ВПП, в нарушение важных природоохранныхнорм, использовались пески с поймы р. Таз, добывались они преимущественногидронамывным способом. Посёлок окружен сетью грунтовых и вездеходных дорогсо шлейфом бульдозерных выемок и свалок бытового мусора. Единственнаянасыпная дорога обслуживала строящуюся ВПП. Изменения ГС, зафиксированные к 1993 г., местами сильные,относятся, в основном, к нарушениям физико-механического свойства. Это,прежде всего, уничтожение ПРС[6] на территории посёлка, ВПП, карьеров, надорогах. По обочинам дорог, на недостроенной ВПП, по путям вездеходноготранспорта, в т.ч. на зимнике, местами отмечается искусственное обводнение,которое вызвано протайкой мёрзлого грунта вследствие нарушения поверхностипочвогрунтов. В наиболее ярких случаях по вездеходным колеям это обводнение привело к линейному термокарсту. Там, где зимник проходит по бровке склона кпойме р. Таз, из-за механического нарушения почвогрунтов местамиотмечается активизация термоэрозионных процессов. Пос. Старый Уренгой, расположенный на правом берегу р. Пур междуустьями рек Бол. и Мал. Хадыръяха, долгое время был единственнымнаселенным пунктом в среднем течении р. Пур и прилегающих водоразделах. Доближайших таких же маленьких посёлков Самбург и Тарко-Сале было не менее120 км по прямой. Связь с внешним миром поддерживалась водным путёмв период навигации, кроме того существовал временный аэродром сзимней ВПП, принимавший самолёты типа АН-2. Даже в 70-е и 80-е годы, впору бурного всплеска геологоразведочных, а затем нефтегазодобывающихработ на Надым-Пуровском междуречье, посёлок не получил сильного импульсак развитию, т.к. находился на периферии территории месторождений, к тому же на другом берегу такой крупной водной преграды, какой является р.Пур. Он служил местом временного проживания работников изыскательских ибуровых организаций и перевалочной базой всевозможных грузов, доставляемых по реке. Тем не менее, здесь появились насыпные дороги, былареконструирована ВПП для обслуживания лёгкой авиации и в летнее время,расширились складские и транспортные базы. Если правобережье р. Пур, в том числе и пос. Ст. Уренгой, за 80-егоды изменилось мало, то левобережье преображено хозяйственнойдеятельностью весьма заметно. В 1993 г. уже существовала железная дорога,связавшая Уренгойскую группу месторождений с центром Западной Сибири;практически на голом месте возникли г. Новый Уренгой и пос. Коротчаево. Спостройкой железной дороги в пос. Коротчаево появилась ж/д. станция сосвоей инфраструктурой (подъездные и запасные пути, склады, депо,ремонтные мастерские и т.д.), усилилась деятельность речного порта, кудабыла подведена ж/д. ветка. Нарушения ГС уже тогда были значительными. В основном этомеханическое уничтожение ПРС и связанные с ним ЭГП - эоловые наобнаженных песках, обводнение на вездеходных колеях, подтопление вдольнасыпных дорог и связанный с ними линейный термокарст. Сильные изменения,где ПРС нарушен более чем на 50%, приурочены к насыпным дорогам и ж/д.полотну, ж/д. станции и её инфраструктуре, речному порту, промзоне,селитебной зоне, ГРС[7] "Тихая". Остальная часть полосы нарушений заполненаизменениями средней и слабой степени, а всё пространство к западу от этойполосы подвергалось пирогенным воздействиям. Кроме того, к 1993 г.отмечено и химическое загрязнение ГС[8]. На отрезке Коротчаево - НХК[9] изменения ГС линейно локализованы иобусловлены не столько интенсивностью техногенного воздействия, скольконизкой устойчивостью широко распространённых здесь болотных ландшафтов сбольшим количеством озёр и мелких ручьев. Вдоль дорог и трубопроводовпочти повсеместно развилось искусственное обводнение, местами усилиласьпротайка ММП с начальной стадией термокарста. На песчаных берегах р. Ево-Яха активизировались эоловые процессы с образованием участков развеваемыхпесков площадью 1,5 х 2 км. Повсеместно отмечается механическое загрязнениебытовым и техническим мусором. По мере приближения к строящемуся НХК воздействие усиливается,появляются мелкие карьеры, сгущается сеть грунтовых и вездеходных дорог.Для строительства использовались пески из сухоройных карьеров к югу отНХК, к ним ведут насыпные и грунтовые дороги. Изменения ГС здесь местами сильные. В площади карьеров, натерритории строящихся корпусов, по дорогам и линейным коммуникациямполностью уничтожен почвенно-растительный слой, что само по себе являетсясущественным изменением ГС. Наблюдаются изменения естественного стока водиз-за подпруживания ручьев коммуникациями, многочисленные случаиискусственного обводнения в карьерах, вдоль дорог, местами - размываполотна дорог, отмечаются суффозионные и термокарстовые просадки, а наобнаженных дренированных участках - развевание песков. Система транспортных коммуникаций на отрезке от НХК до г. Нов.Уренгой постоянно сопровождается зоной с многочисленными мелкимитехногенными объектами, как то: мелкие карьеры, бульдозерные выемки,отдельные строения, складские территории, беспорядочная сеть грунтовых ивездеходных дорог, ответвления ЛЭП и трубопроводов. Эта зона охватывает пространство от трассы до поймы р. Ево-Яха. Сильные техногенные измененияотмечаются здесь лишь в карьерах, где уничтожен ПРС, на остальной площадимеханические нарушения слабые благодаря малой площади и незначительноститехногенных объектов. Город Новый Уренгой возник на новом месте на правом берегу приустьевой части р. Седэяха как столица газодобывающего края на севере Тюменскойобласти. За 80-е годы он превратился в крупный административный,промышленный и культурный центр с развитой инфраструктурой. Основупромышленности составляет первичная переработка и транспортировкауглеводородов, добываемых на богатейших месторождениях Западной Сибири.Площадь города к 1993 г. составляла около 100 кв.км. Техногенные нарушения на всей этой территории сильные. В пределахгорода, особенно его промышленной части, почвенно-растительный слой, апорой и литологический состав поверхностных отложений изменены болеечем на 50% за счёт насыпного грунта. То же наблюдается вдоль всехлинейных систем коммуникаций. На обширном участке, примыкающем кпромышленной части города с юга, вдоль трубопроводов наблюдаютсямногочисленные мелкие техногенные объекты, нарушающие ПРС, хотя и вменьшей степени: грунтовые и вездеходные дороги, балки и сараи,отдельные строения, мелкие карьеры и бульдозерные выемки, свалки бытовых итехногенных отходов. Сильные нарушения почвогрунтов, где площадь поражения превышает50%,связаны с крупными карьерами, промышленными объектами, городами,посёлками, аэродромами, дорогами с твёрдым покрытием и насыпными. Наиболеешироко подобные явления распространены в г. Нов. Уренгой и егопромышленных окрестностях, пос. Коротчаево (с промбазой и ГРС "Тихая"), впосёлках Ст. Уренгой, Тазовский и Газ-Сале они отмечались значительнореже, а на территории ЗГНКМ и пос. Самбург в 1993 г. практическиотсутствовали. Нарушения средней интенсивности (площадь поражения почвогрунтов 20-50%) свойственны небольшим посёлкам, грунтовым (без насыпей) дорогам,пространствам между линейными коммуникациями; часто к таким нарушениямприводит бесхозяйственное использование земель с образованием участков смассой мелких техногенных объектов, не выражающихся в масштабе карты:пустырей, бульдозерных выемок, мелких свалок, следов вездеходноготранспорта, отдельных строений, троп и пр. Такие участки в изобилиивстречаются в окрестностях г. Нов. Уренгой, вдоль магистрали трубопроводовН. Уренгой - Коротчаево, в окрестностях посёлков Коротчаево, Ст. Уренгой,Тазовский, в посёлках Газ-Сале и Самбург. На территории ЗГНКМ средниенарушения имеют точечный характер и приурочены к геологоразведочнымскважинам. К слабым нарушениям относятся участки с поражениями почвогрунтовменее 20% площади. Обычно это территории, находящиеся на периферии площадейс техногенными поражениями сильной и средней степени: около всехпосёлков, особенно Ст. Уренгой и Коротчаево, а чаще всего - это линейныеразрывы ПРС, связанные с единичными вездеходными проходами, тропами,ЛЭП, зимниками Самбург - Тазовский и Тазовский - Ст. Уренгой. Наплощади ЗГНКМ наблюдаются именно такие изменения почвогрунтов. Эти нарушения часто приводят к образованию новых или активизациистарых ЭГП, характер которых зависит не только от интенсивноститехногенного воздействия, но и от свойств самих ландшафтов. Изактивизированных процессов наиболее распространены геокриологические,гидрогеологические, эоловые и гравитационные. Геокриологические ЭГП резко проявляются на ландшафтах снеустойчивыми ММП - болотных, хасырейных, пойменных местностях. Разрывмохового покрова болот, рытвина в сильнольдистых суглинках быстро приводятк обводнению, протайке грунтов и последующим термоэрозии и термокарсту.Такие ЭГП очень свойственны линейным нарушениям вдоль путей вездеходноготранспорта и наблюдаются часто на территории месторождения, на участкемежду г. Нов. Уренгой и пос. Коротчаево, вдоль зимников Самбург -Тазовский и Тазовский - Ст. Уренгой. Гидрогеологические ЭГП приводят к обводнению в случае,когда из-за техногенных объектов замедляется естественный сток водводотоков и болот и происходит их искусственное подтопление. Подобныепроцессы наблюдались в р-не г. Нов. Уренгой, НХК, в некоторых местахвдоль магистральной линии трубопроводов. Гидрогеологические процессы могутпостепенно переходить в геокриологические ЭГП и продолжаться в видетермоэрозии, термокарста, а при значительном подтоплении возможнообразование таликов. Последнее весьма нежелательно, т.к. в этом случаенегативные процессы переходят на новый качественный уровень, затрагиваядругую часть ГС - подземные воды. Эоловые процессы развиваются на участках с рыхлыми песчаными грунтами(плоско-ложбинные местности), слабо закреплёнными растительностью. Онинаблюдались в виде песчаных раздувов вдоль долин рек Пур, Ево-Яха, Седэяха и их притоков. Эоловые процессы при соответствующих литологических иботанических условиях возникают даже при техногенных нагрузках со слабымнарушением ПРС и, что совсем неприятно, способны к активизации даже послепрекращения техногенного воздействия. Гравитационные процессы усиливаются в случае нарушения ПРС насклонах и проявляются солифлюкционными оплывинами, оползнями,термоэрозионными промоинами. Такие явления зафиксированы на отрезке дорогиТазовский - Газ-Сале, когда она проходит по бровке склона к пойме р. Таз. Обустройство Заполярного ГНКМ и дальнейшая его эксплуатация рассчитанына 35-40 лет в соответствии с ТЭО и проектной документацией АО"ВНИПИГаздобыча" (г. Саратов), с Заключением N1 от 10.01.1995 г.Отраслевой службы экспертизы и смет, и на основании письма ПредседателяПравления РАО "ГАЗПРОМ" от 21.02. 995 г. N ВВ 92. Обустройство месторождения ведётся с 1993 г., началось оно с созданиятранспортной инфраструктуры, в первую очередь - дорожной сети. В условиях сплошного распространения ММП любое строительство проводится на насыпномосновании, для чего требуется значительное количество строительного песка.На территории ЗГНКМ до 1994 г. не было обнаружено мест с промышленнымизапасами строительных песков. Исключение составляли поймы рек Юредей-Яхаи Бол. Хэяха, поэтому для отсыпки было решено использовать русловые пески врайоне пересечения р. Бол. Хэяха зимником Тазовский - Ст. Уренгой. Дляэтого проведено спрямление русла р. Бол. Хэяха, в отделившуюся излучинуреки введен земснаряд, который, начиная с 1994 г., производит гидронамывпеска с образованием крупных отвалов на пойме и I надпойменной террасе.В 1995 г. на соседних излучинах заложено ещё два аналогичныхгидронамывных карьера. В августе 1996 г. на территории месторождения была проведенамалоформатная аэрофотосъёмка, по результатам которой составлена "Картафактического техногенно-антропогенного воздействия на ЗГНКМ и зону егоосвоения по состоянию на август 1996г". В данном разделе приводитсяхарактеристика вновь появившихся объектов и их воздействие на окружающиеландшафты. Все три гидронамывных карьера расположены на левом берегу р. Бол.Хэяха, площадь используемых излучин порядка 0,5х 0,3 км. Вырубаетсялес: на верхней и нижней по течению излучинах он сведен наполовину, а насредней - полностью. На безлесной части земснарядом выбирается песок, приэтом в среднем карьере уже "съедено" более 1/2(рис.3.1),в верхнем - 1/3, в нижнем - чуть менее 1/4 освобождённой от леса площади. Рядом, надренированном коренном берегу отсыпаются площадки размером (всреднем) 250х120 м. Работы запроектированы и ведутся в нарушение природоохранных норм,запрещающих всякую разработку грунта в долинах и, особенно, поймах рек. Внастоящее время, кроме механического уничтожения поверхностного слоя,уже наблюдаются изменения гидрологического режима реки, а именно - мелеют изасыпаются песком соседние излучины. Изменение хода боковой и глубиннойэрозии проявляются пока не столь явно, но непременно усилятся в ближайшиегоды. С 1993 г. на территории ЗГНКМ построено более 50 км насыпныхдорог, которые соединяют разные строящиеся промышленные объекты. Через р.Бол. Хэяха в районе среднего гидронамыва построен мост. Главнаямагистраль ЗГНКМ на субширотном её отрезке в 1 км севернее озёрХибярисядато в самых мокрых местах расширяется (возможно, постоянноподсыпается). По кюветам наблюдается узкая полоса обводнения, которая вместах пересечения с вездеходными дорогами стала вдвое шире. В местеперехода дороги через ручей образовалась подпруда протяженностью 300 м,дорога здесь частично размывается. Очень сильное придорожное обводнениенаблюдается в районе промбазы, где обводнена полоса шириной 30 м напротяжении 250 м, а также вдоль насыпной дороги и трассы трубопроводамежду промплощадками в районе ОРС-1. Вдоль вездеходных дорог, как обычно, в заболоченных местах повышаетсяувлажнение. Сильно разъезжен и обводнён участок между УКПГ-1в инезаконченной дорогой к гидронамывному карьеру. Здесь по вездеходнойдороге образовалась цепь термокарстовых воронок длиной 150 м. Со временемони объединятся в мощную рытвину, чреватую последующей термоэрозией,термоабразией, протайкой мерзлых грунтов, образованием талика. В пос. Тазовский изменение техногенного воздействия не стольдинамично, как на территории ЗГНКМ. Юго-западная оконечность ВПП, ранеезатопленная, в настоящее время засыпана, обводнённость явно сократилась.В 2-х км к югу от строящегося аэродрома заложен гидронамывной карьер надвух озёрах. Размер площадок для отвалов песка 150х200 и 300х300 м. Песчаные раздувы возникают здесь при любом нарушении ПРС. Так,при пересечении ровной сухой дорогой небольшого заболоченного ручья сосклонов последнего был взят песчаный грунт для возведения насыпи. Почвенно-растительный слой был уничтожен, и уже сейчас, по прошествии не более 3-хлет, заметно увеличение площади поражения ПРС за счёт дефляции. Оченьактивно дефляция протекает у озёр рядом с поймами рек Пур и Мал. Яр-Яха. На стройплощадке НХК увеличились освоенные площади, проложенонесколько новых коммуникаций. Почти на треть увеличилась площадькрупного карьера к югу от НХК. Карьер всё также обводнён на востоке, а наостальной части господствует дефляция. Итак, по данным инженерно-экологического мониторинга, наиболееактивная динамика техногенного воздействия за период 1993-1996 г.г.наблюдается на территории самого месторождения, где функционируют 3гидронамывных и 1 сухоройный карьер, водозабор, отсыпано 9 промплощадоки более 50 км насыпных дорог. В зоне освоения построена часть дорог ствёрдым покрытием на насыпном основании: Ст. Уренгой - ЗГНКМ (118 км) иТазовский - ЗГНКМ(36 км). Кроме того, продолжается строительство аэродромав пос. Тазовский и НХК в окрестностях г. Нов. Уренгой. Сооружениянаходятся в хорошем состоянии, за исключением случаев с насыпными дорогамина неустойчивых ландшафтах, когда они увлажнены, а иногда и размыты. Что касается результатов природно-экологического мониторингаизменений ГС и активизации ЭГП за три последних года, то они сводятся кследующему: 1. Уничтожен ПРС на всех насыпных площадках и дорогах, а также лесна гидронамывах. 2. Происходит изменение гидрологического режима р. Бол. Хэяха в связис разработкой гидронамывных карьеров. 3. Интенсивно развиваются гидрогеологические процессы: обводнениевдоль дорожных насыпей на ландшафтах с низким экогеодинамическимпотенциалом, особенно в районе озёр Хибярисядато, местами оно приводит кразмыву дорожного полотна. 4. Геокриологические процессы пока активизированы реже, наблюдаетсятермокарст по грунтовым дорогам в пойме р. Бол. Хэяха и местами вдольвездеходных путей на заболоченных междуречьях. 5. Интенсивно развиваются эоловые процессы на правобережье р. Пур. 6. На ландшафтах с повышенной устойчивостью ГС активизации негативныхЭГП пока не наблюдается. Исходя из вышесказанного, авторы считают необходимым рекомендоватьследующие природоохранные мероприятия: 1. По возможности прекратить добычу песка гидронамывным способом впойме р. Бол. Хэяха для восстановления естественного гидрологическогорежима реки. Возможно, в качестве замены, следует использовать внерусловыепески на террасах субмеридионального отрезка р. Бол. Хэяха. 2. Обратить самое пристальное внимание на устранениеискусственного обводнения вдоль насыпей, пока из чисто гидрогеологическихпроцессы не преобразовались в геокриологические, с развитием термокарста итермоэрозии, неизбежно приводящих к деформации и разрушению насыпей свозможным последующим образованием таликов. 3. При добыче песков из сухоройных карьеров на территориях,подверженных эоловым процессам, проводить рекреационные мероприятия позакреплению песков растительностью. 3. Экологизация экономики. Взаимодействие государственного и коммерческого сектора в поддержании экологического баланса. Экологизация экономики не является абсолютно новой проблемой.Практическое воплощение принципов экологичности тесно связано познаниеместественных процессов и достигнутым техническим уровнем производств.Новизна проявляется в эквивалентности обмена между природой и человекомна основе оптимальных организационно-технических решений по созданию,например, искусственных экосистем, по использованию предоставляемыхприродой материальных и технических ресурсов. В процессеэкологиза

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<