Скачать 332.63 Kb.
|
Антоненко Н.В., доктор психологических наук Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии [1]. Сохраняя конкурентоспособность, образование в России интенсивно эволюционирует. Состояние образования во всём мире пришло к краху, о чём свидетельствует «системный кризис на планете», зафиксированный Римским клубом ещё в 70-е годы [2]. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития ставит перед системой образования в ближайшем будущем задачу для решения перехода от простой передачи знаний и навыков к готовности созидательно действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть экологические последствия предпринимаемых действий и нести ответственность. В настоящее время официально зафиксировано 500 образовательных технологий [3], реагируя на вызовы времени, они дают некоторые подвижки в сторону инноваций, например: «отказ от устаревших педагогических штампов», «упор на здоровье», «личностно-ориентированное воспитание», «ускоренное обучение», «раскрытие высших способностей», «обучение на национальной или религиозной основе», «элитарное обучение», «обучение и воспитание через труд». Проведённое аналитическое сравнение, выявило общий отрицательный параметр для всех уже внедренных педагогических подходов: не соответствие требованиям системной полноты и целостности. Согласно с принятой в мировой науке Общей Теории Систем (Л.Ф. Берталанфи [4], Ю.А. Урманцев [5], А.И. Уёмов [6], это характеризуется отсутствием мировоззренческого единства и нарушением законов взаимодействия между субъектами образования и норм композиции и системной цели, что принципиально подрывает системное функциональное единство в научно-теоретическом, гносеологическом, методологическом, мировоззренческом базисе и инструментарии в практической деятельности. По этой причине известные современные педагогические подходы не могут классифицироваться как научные педагогические системы (в эту когорту не входит система Ноосферного образования, о которой речь пойдёт ниже). Следующим отрицательным параметром для всех разрешённых педагогических подходов является лавиноопасная деградация здоровья детей и подростков. По опубликованным данным Министерства Здравоохранения в России только 3-4 % детей, поступающих в школу, считаются «условно здоровыми». На 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний, после окончания школы здоровых детей остаётся около 1% [6]. В виду этого, новыми требованиями современности, которые предъявляются педагогике, являются: - «здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения»; -«эффективное усвоения информации и умение её применять в жизни»; - «формирование созидательного экологичного мировоззрения». Из 500 образовательных технологий, претендующих на решение этих задач, выделяются пять, которые признаются педагогическим сообществом как наиболее эффективно их решающие: 1) Личностно-гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили, 2) Русская родовая школа М. П. Щетинина, 3) Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного, 4) Педагогика Здравого Смысла А.М. Кушнира и 5) система Ноосферного образования Н. В. Масловой. Системный сравнительный анализ [8] этих подходов был произведён по 12 общепринятым психолого-педагогическим параметрам: ^ работы с информацией (Информационное основание), Воспитательное основание, Психокоррекционный эффект, Здоровьесберегающий эффект, Педагогические постулаты (Системообразующее основание), Технологическое отличие, Национальное, Эволюционное значение. Некоторые из выводов сравнительного анализа заслуживают особого внимания. ^ анализируемых педагогических подходов проявлена в постановке и решении следующих педагогических задач в истекшие 15 лет: 1) подготовка сознания учителя к изменениям и отказу от авторитарно-манипулятивных педагогических средств, методик в «^ Ш.А. Амонашвили; 2) ориентация на уникальные возможности интеллекта, силы воли и духа, трудоспособности ученика будущего в «^ М.П. Щетинина; 3) активизация научной медицины в помощь педагогике в «Здоровьеразвивающей технологии медицинского сопровождения при обучении» В.Ф. Базарного; 4) признание природосообразности в «^ А.М. Кушнира. Ноосферное образование – это педагогическая система, которая, интегрируя лучшие возможности различных педагогических технологий, получает качественно новые характеристики как фундаментальная система подготовки человеческих ресурсов для следующего этапа эволюции человечества. В основе мировоззрения – единство Творца – Природы – Общества – Человека. Её технологии, методы адекватны космо-био-социальной природе человека и являются наукоёмкими технологиями интеллектуальных услуг мирового уровня. Социально-педагогическая цель - формирование созидательного мировоззрения и сознания личности, понимающей генетическое единство Мира с его духовно-нравственными законами, историко-культурными ценностями и здоровым образом жизни. Наукоёмкие технологии интеллектуальных услуг Ноосферного образования: - «know what» – (знаю что), то есть стратегические цели образования; - «know way» – (знаю путь), то есть тактика образовательной деятельности; - «know how» - (знаю как), то есть технологии, средства достижения результатов. ^ в исследуемых подходах имеет глубоко прогрессивные корни, однако они локализованы в «своих территориях» (Ш. А. Амонашвили - христианство, М. П. Щетинин - казачество, В. Ф. Базарный - медицина, А. М. Кушнир - лингвистика) и не интегрированы до целостных педагогических систем. Ноосферное образование учитывает эти недоработки, исправляет и предлагает взаимосвязь общечеловеческих космических (объединяющих науку, мировые религии, политику, культуру, искусство и т.д.) основ воспитания человека нравственного, не нарушающего Законы Мира, созидательного по отношению к Природе, развивающего высокий дух творчества во благо эволюции всего человечества. ^ каждого из исследуемых подходов (Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира) содержит множество ярких природосообразных наработок, (представлены в сравнительной таблице). По этой причине они целенаправленно интегрированы в целостную систему Ноосферного образования, что объясняет его качественное преимущество. Следует отметить превосходство ноосферного образования в реализации принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности и здоровьесбережения при работе с информацией. Он впервые разработан в Ноосферном образовании и заключается в гармоничном использовании нервно-гуморальной системы человеческого организма при восприятии и переработки учебной информации. Следуя всем этапам методики, информация архивируется в долговременную память, легко извлекается при необходимости и используется в качестве умений и навыков в жизнедеятельности. ^ исследуемых подходов Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира представляют собой весомые фрагменты, которые интегрированы в Ноосферном образовании, научно обоснованы и методологически выверены в технологии управления, технологии организации учебно-воспитательной деятельности, технологии подготовки кадров, технологии подготовки авторов биоадекватных учебников. Системный сравнительный анализ этих подходов (более подробно представленный в Приложении) и полученные на этом основании выводы, позволяют представить следующее ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Прогрессивные современные педагогические подходы Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира устремлены к поиску природосообразных, здоровьесберегающих педагогических методов и апробируют те или иные их аспекты. Эти подходы способствуют осознанию абсолютной необходимости внедрения целостной педагогической системы, которая на высоком научном уровне агрегирует (включает) предшествующие наработки. Это воплощено в целостной педагогической системе Ноосферного образования: научная концепция, универсальное (естественнонаучное, гуманитарное, культурологическое и т.д.) мировоззрение единства (нерасчленённости) Мира, соподчинённости его систем Всеобщим Законам Мира, Общим законам человеческого общества и специальным законам здоровьесбережения, психики, педагогики, методологии, технологии и др. Статистика результатов и достижений [9] каждого подхода по параметрам «Здоровьесбережение», «Усвоение информации», «Формирование целостного созидательного мировоззрения» представлена высокими показателями. Критика в большей части безосновательная. Статистические данные показывают преимущество Системы Ноосферного образования: здоровьесбережение школьников в целом возрастает до 40-50 %, время на усвоение информации сокращается в 2-3 раза, эффективность усвоения учебного материала, качество знаний и использования знаний, умений и навыков в жизни достигает 95-100%, о чём свидетельствуют «срезы знаний», победы на школьных олимпиадах, конкурсах, результаты экзаменов, отзывы учеников, учителей и родителей. Специалисты Ноосферного образования представляют фундаментальные научно-теоретические исследования, методологические и методические наработки в форме научных работ, учебников и учебных пособий [10], которые представляются на общероссийских и международных конференциях, семинарах, научных чтениях. Ноосферное образование как система представляет собой приводной ремень для решения напряжённых ожиданий общественности, чаяний детей, учителей, родительства. Установленные документы по здоровьеразвитию школьников РФ [11], постановка задач наукой, практикой, общественностью и органами власти – всё попадает в сферу решения Ноосферного образования. Таким образом, Европейская экономическая комиссия ООН только ставит задачи для решения в ближайшем будущем, а Система Ноосферного образования уже решает их в настоящем, о чём свидетельствуют статистические данные, достижения, высокие результаты. С 1992 года система Ноосферного образования апробируется в обычных и специальных учебных заведениях в округах Российской Федерации, в Казахстане, Украине [12]. Система Ноосферного образования призвана организовать эволюционно новый этап образования человека: познание Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества и на их базе организовать все сферы здоровой, творческой, природосообразной, счастливой жизнедеятельности людей и их будущих поколений с овладением качественно новыми знаниями и навыками. Приглашаем к конструктивному сотрудничеству интересующихся учёных и практиков потенциально безопасным образованием для подрастающего поколения россиян. Жизнестойкость образования как системы определяют механизмы позитивной самоорганизации, что выражается в обновлении целей, в постановке новых эволюционно значимых задач усилением наукоёмкости. Отрицательная самоорганизация ныне существующей системы образования задаёт её стремительное скатывание к самоуничтожению. Никакие латания мировоззренческих, нравственных, программных «дыр» не сможет остановить деградацию системы. Только кардинальный поворот к природосообразной корневой системе образования (ноосферное образование) способен её оживить. Эти корни суть: стратегическая цель, мировоззренческая платформа, технологии, методы, адекватные психологической, космо-биологической, социологической природе человека [12 - 16]. ^
|
![]() | ![]() | Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. №2. – 2002. – С. 70-80 | |
![]() | В современном понимании долгосрочными целями мирового сообщества является триединство задач развития, устойчивости и справедливости.... | ![]() | Туризм как сфера экономической деятельности получает широкое развитие в современном мире. По оценкам специалистов института Всемирного... |
![]() | Розничная торговля в рф: тенденции развития Этапы и особенности развития розничной торговли в РФ характеристика розничной торговли... | ![]() | Веческих ценностей и эволюционного развития всего человечества, идеей, в которой, по мнению автора, ведущее место принадлежит русской... |
![]() | На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием... | ![]() | Система ноосферного образования, учитывающая наработки современной науки, педагогики, психологии, рассматривается ключевым звеном... |
![]() | Литва по уровню рождаемости действительно занимает 218-е место в мире в списке из 222 стран. Демографическая ситуация в Литве незавидная.... | ![]() |