Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии




Скачать 332.63 Kb.
НазваниеОтличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии
страница1/3
Дата публикации28.04.2013
Размер332.63 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
  1   2   3
Антоненко Н.В., доктор психологических наук
Отличие Ноосферного образования

от других педагогических подходов

На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии [1]. Сохраняя конкурентоспособность, образование в России интенсивно эволюционирует.

Состояние образования во всём мире пришло к краху, о чём свидетельствует «системный кризис на планете», зафиксированный Римским клубом ещё в 70-е годы [2].

Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития ставит перед системой образования в ближайшем будущем задачу для решения перехода от простой передачи знаний и навыков к готовности созидательно действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть экологические последствия предпринимаемых действий и нести ответственность.

В настоящее время официально зафиксировано 500 образовательных технологий [3], реагируя на вызовы времени, они дают некоторые подвижки в сторону инноваций, например: «отказ от устаревших педагогических штампов», «упор на здоровье», «личностно-ориентированное воспитание», «ускоренное обучение», «раскрытие высших способностей», «обучение на национальной или религиозной основе», «элитарное обучение», «обучение и воспитание через труд».

Проведённое аналитическое сравнение, выявило общий отрицательный параметр для всех уже внедренных педагогических подходов: не соответствие требованиям системной полноты и целостности. Согласно с принятой в мировой науке Общей Теории Систем (Л.Ф. Берталанфи [4], Ю.А. Урманцев [5], А.И. Уёмов [6], это характеризуется отсутствием мировоззренческого единства и нарушением законов взаимодействия между субъектами образования и норм композиции и системной цели, что принципиально подрывает системное функциональное единство в научно-теоретическом, гносеологическом, методологическом, мировоззренческом базисе и инструментарии в практической деятельности. По этой причине известные современные педагогические подходы не могут классифицироваться как научные педагогические системы (в эту когорту не входит система Ноосферного образования, о которой речь пойдёт ниже).

Следующим отрицательным параметром для всех разрешённых педагогических подходов является лавиноопасная деградация здоровья детей и подростков. По опубликованным данным Министерства Здравоохранения в России только 3-4 % детей, поступающих в школу, считаются «условно здоровыми». На 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний, после окончания школы здоровых детей остаётся около 1% [6].

В виду этого, новыми требованиями современности, которые предъявляются педагогике, являются:

- «здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения»;

эффективное усвоения информации и умение её применять в жизни»;

- «формирование созидательного экологичного мировоззрения».

Из 500 образовательных технологий, претендующих на решение этих задач, выделяются пять, которые признаются педагогическим сообществом как наиболее эффективно их решающие: 1) Личностно-гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили, 2) Русская родовая школа М. П. Щетинина, 3) Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного, 4) Педагогика Здравого Смысла А.М. Кушнира и 5) система Ноосферного образования Н. В. Масловой.

Системный сравнительный анализ [8] этих подходов был произведён по 12 общепринятым психолого-педагогическим параметрам:

^ Концептуальная основа, Мировоззренческий подход, Структурное основание, Педагогическое основание, Педагогическая методика работы с информацией (Информационное основание), Воспитательное основание, Психокоррекционный эффект, Здоровьесберегающий эффект, Педагогические постулаты (Системообразующее основание), Технологическое отличие, Национальное, Эволюционное значение.

Некоторые из выводов сравнительного анализа заслуживают особого внимания.

^ Эволюционная значимость анализируемых педагогических подходов проявлена в постановке и решении следующих педагогических задач в истекшие 15 лет:

1) подготовка сознания учителя к изменениям и отказу от авторитарно-манипулятивных педагогических средств, методик в «^ Личностно-гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили;

2) ориентация на уникальные возможности интеллекта, силы воли и духа, трудоспособности ученика будущего в «^ Русской родовой школе» М.П. Щетинина;

3) активизация научной медицины в помощь педагогике в «Здоровьеразвивающей технологии медицинского сопровождения при обучении» В.Ф. Базарного;

4) признание природосообразности в «^ Педагогики Здравого Смысла посредством обучения языкам» А.М. Кушнира.

Ноосферное образование – это педагогическая система, которая, интегрируя лучшие возможности различных педагогических технологий, получает качественно новые характеристики как фундаментальная система подготовки человеческих ресурсов для следующего этапа эволюции человечества.

В основе мировоззрения – единство Творца – Природы – Общества – Человека. Её технологии, методы адекватны космо-био-социальной природе человека и являются наукоёмкими технологиями интеллектуальных услуг мирового уровня.

Социально-педагогическая цель - формирование созидательного мировоззрения и сознания личности, понимающей генетическое единство Мира с его духовно-нравственными законами, историко-культурными ценностями и здоровым образом жизни.

Наукоёмкие технологии интеллектуальных услуг Ноосферного образования:

- «know what» – (знаю что), то есть стратегические цели образования;

- «know way» – (знаю путь), то есть тактика образовательной деятельности;

- «know how» - (знаю как), то есть технологии, средства достижения результатов.

^ Воспитательный аспект в исследуемых подходах имеет глубоко прогрессивные корни, однако они локализованы в «своих территориях» (Ш. А. Амонашвили - христианство, М. П. Щетинин - казачество, В. Ф. Базарный - медицина, А. М. Кушнир - лингвистика) и не интегрированы до целостных педагогических систем. Ноосферное образование учитывает эти недоработки, исправляет и предлагает взаимосвязь общечеловеческих космических (объединяющих науку, мировые религии, политику, культуру, искусство и т.д.) основ воспитания человека нравственного, не нарушающего Законы Мира, созидательного по отношению к Природе, развивающего высокий дух творчества во благо эволюции всего человечества.

^ Педагогическая методика каждого из исследуемых подходов (Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира) содержит множество ярких природосообразных наработок, (представлены в сравнительной таблице). По этой причине они целенаправленно интегрированы в целостную систему Ноосферного образования, что объясняет его качественное преимущество.

Следует отметить превосходство ноосферного образования в реализации принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности и здоровьесбережения при работе с информацией. Он впервые разработан в Ноосферном образовании и заключается в гармоничном использовании нервно-гуморальной системы человеческого организма при восприятии и переработки учебной информации. Следуя всем этапам методики, информация архивируется в долговременную память, легко извлекается при необходимости и используется в качестве умений и навыков в жизнедеятельности.

^ Технологические аспекты исследуемых подходов Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира представляют собой весомые фрагменты, которые интегрированы в Ноосферном образовании, научно обоснованы и методологически выверены в технологии управления, технологии организации учебно-воспитательной деятельности, технологии подготовки кадров, технологии подготовки авторов биоадекватных учебников.

Системный сравнительный анализ этих подходов (более подробно представленный в Приложении) и полученные на этом основании выводы, позволяют представить следующее ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Прогрессивные современные педагогические подходы Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира устремлены к поиску природосообразных, здоровьесберегающих педагогических методов и апробируют те или иные их аспекты. Эти подходы способствуют осознанию абсолютной необходимости внедрения целостной педагогической системы, которая на высоком научном уровне агрегирует (включает) предшествующие наработки. Это воплощено в целостной педагогической системе Ноосферного образования: научная концепция, универсальное (естественнонаучное, гуманитарное, культурологическое и т.д.) мировоззрение единства (нерасчленённости) Мира, соподчинённости его систем Всеобщим Законам Мира, Общим законам человеческого общества и специальным законам здоровьесбережения, психики, педагогики, методологии, технологии и др.

Статистика результатов и достижений [9] каждого подхода по параметрам «Здоровьесбережение», «Усвоение информации», «Формирование целостного созидательного мировоззрения» представлена высокими показателями. Критика в большей части безосновательная. Статистические данные показывают преимущество Системы Ноосферного образования: здоровьесбережение школьников в целом возрастает до 40-50 %, время на усвоение информации сокращается в 2-3 раза, эффективность усвоения учебного материала, качество знаний и использования знаний, умений и навыков в жизни достигает 95-100%, о чём свидетельствуют «срезы знаний», победы на школьных олимпиадах, конкурсах, результаты экзаменов, отзывы учеников, учителей и родителей.

Специалисты Ноосферного образования представляют фундаментальные научно-теоретические исследования, методологические и методические наработки в форме научных работ, учебников и учебных пособий [10], которые представляются на общероссийских и международных конференциях, семинарах, научных чтениях.

Ноосферное образование как система представляет собой приводной ремень для решения напряжённых ожиданий общественности, чаяний детей, учителей, родительства.

Установленные документы по здоровьеразвитию школьников РФ [11], постановка задач наукой, практикой, общественностью и органами власти – всё попадает в сферу решения Ноосферного образования.
Таким образом, Европейская экономическая комиссия ООН только ставит задачи для решения в ближайшем будущем, а Система Ноосферного образования уже решает их в настоящем, о чём свидетельствуют статистические данные, достижения, высокие результаты.
С 1992 года система Ноосферного образования апробируется в обычных и специальных учебных заведениях в округах Российской Федерации, в Казахстане, Украине [12].

Система Ноосферного образования призвана организовать эволюционно новый этап образования человека: познание Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества и на их базе организовать все сферы здоровой, творческой, природосообразной, счастливой жизнедеятельности людей и их будущих поколений с овладением качественно новыми знаниями и навыками.

Приглашаем к конструктивному сотрудничеству интересующихся учёных и практиков потенциально безопасным образованием для подрастающего поколения россиян.

Жизнестойкость образования как системы определяют механизмы позитивной самоорганизации, что выражается в обновлении целей, в постановке новых эволюционно значимых задач усилением наукоёмкости. Отрицательная самоорганизация ныне существующей системы образования задаёт её стремительное скатывание к самоуничтожению. Никакие латания мировоззренческих, нравственных, программных «дыр» не сможет остановить деградацию системы. Только кардинальный поворот к природосообразной корневой системе образования (ноосферное образование) способен её оживить. Эти корни суть: стратегическая цель, мировоззренческая платформа, технологии, методы, адекватные психологической, космо-биологической, социологической природе человека [12 - 16].
^ Ссылки и комментарии:

  1. По результатам исследований «PISA» 69 % российских детей не справились с тестами, выявляющими не уровень освоения школьной программы, а способность применять полученные знания в жизни. Они заняли 25 – 30-е место из 40 стран. На первом месте оказались дети из Финляндии. Из материалов Газеты «Первое сентября» за 2006г. Статьи С. Кирилловой «Открытое образование».

  2. Информация о состоянии образования в мире и России представлена на Интернет – сайте «РИА – новости»: http://www.rian.ru.

  3. Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» М.: 2006.

  4. Родоначальником ОТС был Л.Ф. Берталанфи, который в начале 50-х годов сформулировал общую концепцию системного подхода при исследовании сложных развивающихся материальных, социальных, экономических систем. БСЭ том 3. Москва издательство «Советская энциклопедия» 1970 г. В настоящее время ОТС широкое научное признание и многочисленные приложения во всём мире в различных областях науки, техники, искусства, философии, религиоведения, образования, а также в системной организации любой практической деятельности. Подробнее в книге: «Исследования по Общей Теории Систем» М.: 1969.

  5. Ю.А. Урманцев последователь Л.Ф. Берталанфи, продолжая развивать ОТС, разработал 48 новых направлений, которые приняты мировой наукой. Одним из этих направлений является «Системное учение об образовании», в котором сформулированы параметры системной полноты и целостности для образовательных систем по ОТС: наличие системообразующих элементов; законов взаимодействия; норм композиции; системной цели и др. Подробнее в книгах: «Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества и мышления. Пущино, ОНТИ НЦБИ 1988, “Девять плюс один этюд о системной философии. Синтез мировоззрений” (М.:2001). (160 стр.), «Образование - фундаментальная форма постижения бытия» М.: 2004. Посредством ОТС по Урманцеву защищены более 60 докторских и более 130 кандидатских диссертаций в различных областях науки.

  6. А.И. Уёмов «Системный подход и ОТС» М.: 1978 , «Системные аспекты философского знания» Одесса, 2000.)

  7. Медицинская газета. Февраль 2006. № 12 – 17.

  8. Приложение «Сравнительный анализ педагогических подходов». Для представления преимущественных отличий ноосферного образования (автор Н.В. Маслова) от других педагогических подходов произведён сравнительный анализ четырёх известных педагогических подходов: Личностно-гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили, Русская родовая школа М.П. Щетинина, Здоровьеразвивающие технологии В.Ф. Базарного и Педагогика Здравого Смысла А.М Кушнира, в которых основополагающими аспектами являются природосообразное обучение и воспитание.

  9. Для анализа использовались опубликованные работы: монографии, статьи, интервью и информация из Интернета.

  10. Созданы учебники, учебные пособия по всем учебным дисциплинам.

  11. «Образование и здоровое развитие учащихся». Материалы Всероссийского форума с международным участием IIII части. М.: 2005. Основные документы представлены на Интернет-сайте: www.obrzdrav.ru

  12. Н.В. Маслова «Периодическая система Всеобщих Законов Мира» М.: 2005.

  13. Н.В. Маслова «Периодическая система Общих Законов Человеческого Общества» М.: 2005.

  14. Н.В. Маслова «Периодическая система Общих Законов познания и постижения» М.: 2007.

  15. Н.В. Антоненко «Периодическая система законов психики человека» М.: 2007.

  16. Н.В. Маслова «Периодическая система законов образования» М.: 2009.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основные тенденции мирового...

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconБ. Л. Вульфсон На современном этапе развития сравнительной педагогики...
Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. №2. – 2002. – С. 70-80

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии icon«экологический след» как комплексный индикатор устойчивого развития
В современном понимании долгосрочными целями мирового сообщества является триединство задач развития, устойчивости и справедливости....

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconИсследование возможностей создания кластера конференц-туризма в г. Севастополь
Туризм как сфера экономической деятельности получает широкое развитие в современном мире. По оценкам специалистов института Всемирного...

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconНаучная работа тема: “Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге”
Розничная торговля в рф: тенденции развития Этапы и особенности развития розничной торговли в РФ характеристика розничной торговли...

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconУкраинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих...
Веческих ценностей и эволюционного развития всего человечества, идеей, в которой, по мнению автора, ведущее место принадлежит русской...

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconКонспект занятия по развитию речи «Под грибом»
На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием...

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconРоль ноосферного образования в эволюции общества
Система ноосферного образования, учитывающая наработки современной науки, педагогики, психологии, рассматривается ключевым звеном...

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconЭто не первоапрельская шутка Литва по уровню рождаемости действительно...
Литва по уровню рождаемости действительно занимает 218-е место в мире в списке из 222 стран. Демографическая ситуация в Литве незавидная....

Отличие Ноосферного образования от других педагогических подходов На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии iconДоктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<