Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации




Скачать 162.32 Kb.
НазваниеКонцепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации
Дата публикации29.04.2013
Размер162.32 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Проект
Концепция

кластера инновационной инфраструктуры1 Харьковской области
1. Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры
1.1. Необходимость развития кооперации.
Инновационную инфраструктуру Харьковской области представляют сегодня примерно полтора десятка самостоятельных организаций (Центр развития малого бизнеса «Харьковские технологии», коммунальное предприятие «Индустриальный парк «Рогань», Северо-восточный научный центр НАНУ и МОН, Институт проблем индустриального развития НАНУ, Харьковский региональный центр инвестиций и развития, технопарки «Институт монокристаллов» и «Слобожанщина», научные парки «ФЭД» и «Радиоэлектроника и информатика» (НП РЭИ)», консалтинговая компания «Эксперт», Харьковский центр научно-технической и экономической информации и ряд др.), а также несколько десятков специализированных подразделений, входящих в состав научных и промышленных организаций и предприятий: патентно-информационные отделы, отделы коммерциализации разработок, подразделения маркетинга и т.п. В истекшее десятилетие специалисты многие из названных организаций и подразделений участвовали в разработке и реализации заказных и инициативных проектов и программ инновационного развития, в т.ч. проекта создания региональной инновационной системы (РИС), одобренного КМУ в 2006 г. в качестве пилотного. Таким образом, большинство из существующих институтов инфраструктуры ХО имеют определенный опыт сотрудничества и совместной деятельности в инновационной сфере, однако масштабы такого сотрудничества все еще невелики, оно так и не приобрело устойчивый характер и далеко не соответствуют потенциальной потребности региона в услугах инновационной инфраструктуры.

В 2008 году по инициативе Харьковского регионального центра инвестиций и развития была предпринята попытка повысить эффективность деятельности региональной инновационной инфраструктуры за счет налаживания более плотных кооперационных связей в этой области. Для этого был проведен съезд представителей инновационной инфраструктуры области, участниками которого была подписана «Декларация про интеграцию потенциала и координацию деятельности организаций и подразделений инновационной инфраструктуры Харьковской области» (Приложение 1). Однако эта инициатива не получила в те годы необходимого развития и вопросы кооперации и сотрудничества институтов инновационной инфраструктуры по-прежнему остаются актуальными.
^ 1.2. Необходимость укрепления связей организаций инфраструктуры с предприятиями реального сектора экономики.
Не смотря на то, что по показателям инновационной активности предприятий и качеству инновационной инфраструктуры Харьковская область является одним из лидеров среди регионов Украины, существующую ситуацию нельзя считать удовлетворительной. В первую очередь потому, что сколько-нибудь заметного влияния на инновационные процессы в хозяйственной системе региона (в первую очередь – в его промышленном секторе) существующая инфраструктура до сих пор не оказывает. Главным образом потому, что ее ресурсы (кадры и их квалификация, в первую очередь, в области маркетинга и управления проектами, уровень доступа к современным базам данных, интеграция в международных сетях) оказались недостаточны для заметного влияния на повышение конкурентоспособности крупных региональных производств, в первую очередь, проблемных. В силу этого эти промышленные предприятия практически не работают с существующими организациями инфраструктуры и не пользуются их услугами. В свою очередь, наши средние и, особенно, малые предприятия в своем подавляющем большинстве не относятся к числу инновационно активных и поэтому тоже не создают сколько-нибудь заметный спрос на услуги инновационной инфраструктуры. Отсутствие партнерских отношений у предприятий реального сектора с существующими институтами инновационной инфраструктуры области является сегодня одной из главных проблем и препятствием как для инновационного развития самих предприятий, так и для развития самой инновационной инфраструктуры.
1.3. Необходимость реализация Соглашения о сотрудничестве между ХОГА, Харьковским областным советом и Государственным агентством по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины.
Одним из основных положений Соглашения о сотрудничестве между Харьковской областной администрацией, Харьковским областным советом и Государственным агентством по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины, подписанном 3 февраля 2012 года, является намерение Сторон разработать и обеспечить реализацию проекта региональной инновационной системы (РИС) – комплекса инновационных институтов и их отношений, которые в совокупности должны способствовать повышению динамики инновационных процессов в экономике области.

Очевидно, что как сама разработка проекта РИС, так и, главное, его реализация потребуют скоординированного участия большинства инновационных субъектов области – институтов инновационной инфраструктуры, инновационных предприятий и органов власти региона. Обеспечить необходимый уровень вовлеченности в проект РИС и эффективной координации работ участников возможно за счет использования современной формы организации и кооперации – кластерной модели.
^ 2. Организационные и содержательные аспекты кластера инновационной инфраструктуры Харьковской области.
2.1 Кластер инновационной инфраструктуры Харьковской области (инновационный кластер - ИК ХО) – добровольное объединение (без образования юридического лица) институтов инфраструктуры, научных организаций, промышленных предприятий области (юридических лиц), а также отдельных специалистов и экспертов инновационной проблематики (физических лиц) – создается для активизации инновационных процессов в экономике области и координации деятельности участников проекта РИС на этапах его разработки и реализации. Создание ИК ХО осуществляется при поддержке ХОГА.

2.2. ИК ХО образуется его участниками путем подписания Договора о сотрудничестве, в котором отражаются цели, задачи и условия совместной деятельности, права и ответственность Сторон (проект Договора см. в Приложении 2).

2.3. Принципиальные вопросы функционирования ИК ХО (основные направления деятельности, содержание проекта РИС, анализ и оценка его реализации) обсуждает и решает Совет ИК ХО, в состав которого входят по одному представителю от каждого из участников кластера, представители ХОГА и Госинформнауки. К Совету ИК ХО после его формирования переходят функции Рабочей группы по вопросам инновационного развития региона в рамках деятельности Совета отечественных и иностранных инвесторов при Харьковской областной государственной администрации, а сама Рабочая группа распускается.

2.4. Решение текущих вопросов на этапах создания и функционирования ИК ХО поручается его участниками Северо – Восточному научному центру НАНУ (СВНЦ НАНУ), который взаимодействует от имени ИК ХО с органами государственного управления, хозяйствующими субъектами, общественными организациями Украины и международными организациями, действующими в инновационной сфере.

2.5. Научно-методологическое обеспечение деятельности ИК ХО осуществляет Экспертный Совет ИК ХО, в состав которого включаются ведущие специалисты региона – эксперты в области инновационной деятельности и инновационной экономики.

Кандидатуры специалистов для включения в Экспертный Совет ИК ХО предлагаются участниками кластера и Главными управлениями ХОГА, ответственными за инновационную и промышленную политику в регионе. Предложенные кандидатуры обсуждаются на Совете ИК ХО и включаются в состав Экспертного Совета на основе рейтингового голосования членов Совета. Члены Совета ИК ХО могут входить также и в состав Экспертного Совета. Численность членов Экспертного Совета составляет 20 человек.

2.6. Учреждение ИК ХО происходит на собрании участников проекта РИС, посвященном обсуждению хода его реализации, в присутствии представителей ХОГА, Харьковского областного Совета и Госинформнауки Украины. Организационную подготовку мероприятия, разработку и согласование Договора об образовании ИК ХО обеспечивает СВНЦ НАНУ.

Приложение 1
Декларация

об интеграции потенциала и координации деятельности организаций и подразделений инновационной инфраструктуры Харьковской области.
г. Харьков
Мы, представители организаций и подразделений инновационной инфраструктуры Харьковской области:
будучи озабоченными перспективами социально-экономического развития Украины и Харьковского региона,
исходя из убеждения в том, что существующая модель хозяйствования исчерпала свой потенциал и не может обеспечить устойчивое развитие страны в современных условиях,
разделяя провозглашенный Украиной курс на создание инновационной экономики,
разделяя представление о важнейшей роли инновационной инфраструктуры в развитии инновационной деятельности,
понимая, что сложность действий и мер, необходимых для запуска инновационных процессов, требует интеграции интеллектуальных, организационных и информационных ресурсов субъектов инновационной деятельности региона и координации их деятельности
заявляем о своем желании активно участвовать в формировании региональной инновационной политики, в разработке и реализации региональных программ инновационного развития.

В соответствии с этим мы:

1. Считаем необходимым создание в регионе Общественного Совета по проблемам инновационного развития в качестве механизма самоорганизации региональных инновационных деятелей и формы участия общественности в разработке и реализации региональной инновационной политики.

2. Поддерживаем инициативу по организации в регионе постоянно действующего научно-практического семинара для анализа проблем инновационного развития и обсуждения вариантов и механизмов их решения.

3. Поддерживаем намерения Харьковского регионального центра инновационного развития сформировать общедоступные электронные базы данных «Инновационная инфраструктура региона» и «Инновационные проекты региона» и готовы участвовать в их создании и функционировании.
4. Выражаем заинтересованность в установлении и развитии горизонтальных связей наших организаций и подразделений, интеграции имеющихся ресурсов и координации нашей деятельности.
В соответствии с этими намерениями мы будем прикладывать усилия по развитию нашего сотрудничества, по идентификации проблем в развитии инновационной инфраструктуры и изысканию механизмов их коллективного решения. В этой деятельности мы будем открыты к взаимодействию со всеми заинтересованными субъектами и готовы к предложению имеющихся у нас знаний, опыта и возможностей.
  Декларация открыта для ее подписания организациями и лицами, разделяющими нашу ориентацию на создание региональной инновационной системы и построение в Украине современной инновационной экономики.
Подписи участников съезда


Приложение 2.
Проект
Договор

об образовании кластера инновационной инфраструктуры Харьковской области
г. Харьков «___»____________ 2012 г.

Участники собрания по учреждению кластера инновационной инфраструктуры Харьковской области (в дальнейшем инновационный кластер), представители организаций инновационной инфраструктуры, инновационных предприятий и организаций, а также специалисты и эксперты в инновационной сфере
убежденные в том, что конкурентоспособность экономики Харьковской области в долгосрочной перспективе возможно обеспечить лишь в рамках инновационной модели хозяйствования,

понимая новизну, неординарность и сложность построения в регионе эффективной инновационной системы,

исходя из убеждения о том, что инновационная экономика региона должна основываться на инновационной активности крупных, средних и малых предприятий реального сектора,

разделяя представление о важной роли инновационной инфраструктуры в обеспечении инновационного развития,

понимая, что сложность действий и мер, необходимых для запуска инновационных процессов, требует интеграции интеллектуальных, организационных и информационных ресурсов субъектов инновационной деятельности региона и координации их начинаний,

принимая во внимание положительный опыт использования различных механизмов партнерств органов государственного и местного управления, бизнеса и общественности для обеспечения экономического развития территорий,

отмечая возрастающую роль территориально – производственных кластеров в качестве эффективной формы организации и координации деятельности многих экономических субъектов в рамках реализации больших региональных проектов
заявляют о своем желании активно участвовать в формировании и реализации региональной инновационной политики и создании инновационной системы, способной обеспечить условия для развития экономики региона на инновационной основе.

Для достижения этой цели участники собрания, (именуемые в дальнейшем Стороны) подписали Договор о нижеследующем.


Статья 1. Предмет Договора
1.1. Предметом настоящего Договора является сотрудничество Сторон с целью создания и обеспечения функционирования регионального кластера инновационной инфраструктуры в качестве инструмента интеграции ресурсов и координации деятельности инновационных субъектов региона при разработке и реализации проекта создания региональной инновационной системы (РИС).

1.2. Кластер инновационной инфраструктуры не является юридическим лицом.
Статья 2. Приоритетные направления сотрудничества Сторон.
2.1. Приоритетными направлениями сотрудничества Сторон в рамках кластера инновационной инфраструктуры являются:

- участие в разработке и реализации проекта РИС;

- участие в организации и управлении деятельностью кластера, делегирование своих представителей в Совет инновационного кластера и Экспертный Совет по инновационной деятельности ХО и обеспечение их активности в рамках этих образований;

- привлечение участников кластера инновационной инфраструктуры в качестве контрагентов и соисполнителей при выполнении заказов на создание и развитие элементов РИС (аналитические и маркетинговые исследования, тренинговые программы, создание и поддержка баз данных, разработка отдельных составляющих инновационных проектов, организация мероприятий с инновационной тематикой и др);

- участие в мониторинге реализации проекта РИС и текущей деятельности кластера инновационной инфраструктуры, в подготовке сопутствующих аналитических и отчетных материалов.

2.2. Приведенный перечень приоритетных направлений сотрудничества Сторон не является исчерпывающим и может быть дополнен по согласованному решению Сторон.

2.3. Стороны договорились осуществлять обмен информацией, оказывать друг другу консультационную поддержку, использовать другие виды сотрудничества, которые соответствуют цели и содержанию Договора и не противоречат действующему законодательству Украины.
^ Статья 3. Задачи кластера инновационной инфраструктуры

Основными задачами кластера инновационной инфраструктуры являются:

- разработка проекта РИС, его согласование и представление на утверждение в Харьковскую областную государственную администрацию, Харьковский областной Совет и государственное Агентство Украины по вопросам науки, инновациям и информатизации и организационно-управленческое обеспечение его реализации;

- организация и координация работ участников реализации проекта РИС;

- поиск и привлечение ресурсов, необходимых для создания и функционирования региональной инновационной системы и развития инновационной сферы Харьковской области;

- содействие участникам кластера инновационной инфраструктуры в развитии инновационного потенциала и расширении присутствия на рынке инновационных услуг;

- оказание участникам кластера инновационной инфраструктуры поддержки в информационной, правовой, организационно-управленческой областях;

- установление и развитие сотрудничества с международными инновационными программами и сетями;

- организация и участие в проведении в Харьковской области мероприятий инновационной направленности – форумов, конференций, семинаров, совещаний;

- организация и участие в реализации в Харьковской области программ обучения и повышения квалификации кадров в инновационной сфере;

- участие в проведении исследований состояния инновационной сферы Харьковской области и подготовки аналитических и отчетных материалов;

- содействие органам государственной власти и местного самоуправления в их усилиях по развитию инновационной экономики Харьковской области.

Статья 4. Участники кластера инновационной инфраструктуры
4.1. Участниками кластера инновационной инфраструктуры могут быть организации инновационной инфраструктуры, научные, образовательные и промышленные организации и предприятия (юридические лица любой формы собственности), а также специалисты и эксперты в инновационной сфере (физические лица), заинтересованные в совместном решении проблем инновационного развития региона и разделяющие положения настоящего Договора.

4.2. Каждая из Сторон - участников настоящего собрания - становится участником кластера инновационной инфраструктуры со дня подписания настоящего Договора.

4.3. Участники кластера инновационной инфраструктуры сохраняют свою полную организационную и финансово - экономическую самостоятельность.

4.4. Предусматривается возможность расширения состава участников кластера инновационной инфраструктуры путем присоединения заинтересованных организаций, предприятий и отдельных лиц к настоящему Договору в течение срока его действия.

4.5. Участники кластера инновационной инфраструктуры обязуются содействовать его развитию и воздерживаться от действий, противоречащих целям и задачам кластера.

4.6. Участники кластера инновационной инфраструктуры вправе ссылаться на свое участие в кластере в отношениях с третьими лицами.

4.7. Выход из состава кластера инновационной инфраструктуры может добровольно осуществляться его участниками на основании заявлений на имя Председателя Совета кластера.

В случае невыполнения условий настоящего Договора участник кластера может быть исключен из его состава решением Общего собрания участников.

4.8. Участники кластера обязаны:

  • придерживаться положений настоящего Договора, выполнять решения органов управления кластера инновационной инфраструктуры и обязательства, взятые на себя в рамках деятельности кластера;

  • содействовать кластеру в осуществлении им своей деятельности;

  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности кластера и его участников и сохранять коммерческую тайну;

  • иметь иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Украины.

4.9. Органы государственной власти и местного самоуправления участвуют в деятельности кластера инновационной инфраструктуры через своих представителей, делегированных в состав Совета кластера инновационной инфраструктуры, а также путем участия в организации и проведении мероприятий, инициируемых кластером.
Статья 5. Управление кластером инновационной инфраструктуры
5.1. Участники кластера инновационной инфраструктуры определяют базовой организацией кластера Северо-Восточный научный центр НАНУ (СВНЦ НАНУ).

На базовую организацию возлагается организационное обеспечение деятельности кластера инновационной инфраструктуры.

5.2. Для управления текущей деятельностью кластера инновационной инфраструктуры и реализации положений настоящего Договора участники кластера создают следующие органы управления:

    • Совет кластера инновационной инфраструктуры;

    • Экспертный Совет кластера инновационной инфраструктуры;

    • Рабочую группу кластера инновационной инфраструктуры.



^ 5.3. Совет кластера инновационной инфраструктуры
5.3.1. Совет кластера инновационной инфраструктуры формируется из представителей участников кластера, по одному представителю от каждого участника. В Совет кластера инновационной инфраструктуры входят также представители от Главных управлений ХОГА, ответственных за инновационное развитие экономики региона. (от ГУ экономики и ГУ промышленности, по одному человеку)

5.3.2. К компетенции Совета кластера инновационной инфраструктуры относится:

- корректировка приоритетных направлений деятельности кластера;

- прием новых участников и исключение участников из кластера;

- определение содержания проекта РИС, рассмотрение годовых планов и отчетов по реализации проекта;

- формирование Экспертного Совета кластера инновационной инфраструктуры;

- утверждение персонального состава Рабочей группы кластера инновационной инфраструктуры;

- принятие решения о прекращении деятельности кластера инновационной инфраструктуры.

5.3.3. Совет кластера инновационной инфраструктуры собирается на свои заседания по необходимости, но не реже одного раза в квартал.

5.3.4. Возглавляют Совет кластера инновационной инфраструктуры его Председатель и ответственный секретарь, избираемые из числа членов Совета на срок 1 год и не более, чем на два срока.

5.3.5. Члены Совета кластера инновационной инфраструктуры и его руководители работают на общественной основе.
^ 5.4. Экспертный Совет кластера инновационной инфраструктуры
5.4.1. Научно-методологическое сопровождение деятельности кластера инновационной инфраструктуры обеспечивает Экспертный Совет кластера, формирующийся из числа ведущих специалистов региона в сфере инновационного развития. Численность Экспертного Совета составляет 20 человек.

5.4.2. Кандидатуры специалистов для включения в Экспертный Совет кластера инновационной инфраструктуры выдвигаются участниками кластера и Главными управлениями ХОГА, ответственными за инновационную и промышленную политику. Предложенные кандидатуры обсуждаются на Совете кластера и включаются в состав Экспертного Совета на основе рейтингового голосования членов Совета.

5.4.3. Основными задачами Экспертного Совета кластера инновационной инфраструктуры являются:

- рассмотрение всех предложений и мероприятий инновационной направленности в рамках проекта РИС и подготовка заключений об их обоснованности и перспективности;

- анализ состояния инновационной сферы Харьковской области и подготовка периодических материалов о ее проблемах и перспективах развития;

- подготовка и выдача экспертных заключений по запросам Харьковской областной государственной администрации и иных заказчиков.

5.4.4. Заказные экспертные исследования выполняются членами Экспертного Совета на платной основе. Оформление и организацию таких работ осуществляет СВНЦ НАНУ в соответствии с действующим законодательством.

^ 5.5. Рабочая группа кластера инновационной инфраструктуры
5.4.1. Организацию текущей деятельностью кластера инновационной инфраструктуры обеспечивает Рабочая группа, в состав которой входят специалисты из числа участников кластера.

5.4.2. Персональный состав Рабочей группы выносится на утверждение Совета кластера руководителем СВНЦ НАНУ. Руководитель Рабочей группы кластера по должности входит в состав Совета кластера.
Статья 6. Другие условия.

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует без ограничения срока действия.

6.2. Все споры и противоречия по этому Договору решаются путем взаимных консультаций и переговоров участников.

6.3. Все отношения, возникающие в связи с настоящим Договором, регулируются действующим законодательством Украины.

6.4. Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по решению Совета кластера инновационной инфраструктуры.

1 Под инновационной инфраструктурой мы понимаем как самостоятельные организации, так и подразделения организаций и предприятий, оказывающие разнообразные услуги субъектам инновационной деятельности: предприятиям, институтам науки и образования, органам власти, общественным организациям, частным лицам.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconКонцепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области...
Хо имеют определенный опыт сотрудничества и совместной деятельности в инновационной сфере, однако масштабы такого сотрудничества...

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconСтратегия кластера инновационной инфраструктуры Харьковской области на 2013 – 2020 гг
Преамбула

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconНекоторые аспекты функционирования инновационной инфраструктуры в украине
Целью статьи является исследование теоретических и практических аспектов функционирования инновационной инфраструктуры

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconАнализ инфраструктуры инновационной деятельности региона
Основные нормативные документы, регламентирующие развитие инновационной деятельности в Донецкой области

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconРоль венчурной индустрии в формировании национальной инновационной системы
...

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconПрограмм а
Развитие инновационной инфраструктуры и системы трансфера технологий: состояние и проблемы

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconРуководство пользователя кластера
Руководство предназначено для пользователей вычислительного кластера итф им. Н. Н. Боголюбова. Руководство содержит

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconСтратегический план кластера делового туризма стратегические направления
Определить перечень и оптимальные параметры этического и экономического (финансового и ресурсного), организационного и информационного...

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconНовости компаний
Колончин К. В. Направления и механизмы развития межрегиональной кооперации в производственной и инновационной сфере Российской Федерации...

Концепция кластера инновационной инфраструктуры 1 Харьковской области Основания для создания кластера инновационной инфраструктуры Необходимость развития кооперации iconКритерии оценки эффективности деятельности туристского кластера
Целью данной статьи является определить совокупность критериев эффективности деятельности туристического кластера

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<