Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами




Скачать 186.61 Kb.
НазваниеУправление научно-методической работой с педагогическими кадрами
Дата публикации06.05.2013
Размер186.61 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами

Коршунова Т.П.
В современном обществе, которое нередко называют информационным, изменяются роли учителя и учащихся, воспитателя и воспитанников ДНЗ. Дети активизируются в получении информации, педагоги и воспитатели ДНЗ не только организуют процесс обучения, но и направляют поиск информации учащимися. Понятно, что новые функции могут выполнять только хорошо образованные, высокопрофессиональные педагоги.

Усложняют деятельность педагогических работников и противоречия современного общества:

  • необходимость обеспечения всеобщего среднего образования и стремление системной индивидуализации обучения;

  • факт введения системы тестовых проверок и развитие творческой инновационной личности;

  • установка школы на подготовку детей к поступлению в вузы и необходимость их подготовки к жизни в обществе на основе системной социализации и т.д.











^ Ресурсы образовательного процесса
























































































Управленческий ресурс













Кадровый ресурс










Программно-методический

ресурс














































Меры по мотивации педагогов










Уровень профессиональной компетентности педработников















































































Планирование основных курсов в условиях профильного обучения













Меры по повышению профессиональной квалификации педработников














































Степень заинтересованности в результатах своего труда













































































































Учебно-методические комплексы по учебным предметам













Меры по созданию условий для самообразования










Уровень позитивного отношения к учащимся
















































































































Программы и планы курсов вариативной части базисного учебного плана



















Наличие положительной Я-концепции педработника

























Меры по адаптации молодых специалистов



























































































^ Динамика результативности





























































Результаты личностного развития учащегося

^ Взаимодействие системы образования и социума































Результаты внутришкольного мониторинга































Результаты ЗНО, ДПА





























































Результаты олимпиад, турниров, конкурсов, МАН




















































































































































































































По нормативным документам, в частности Концепции развития последипломного образования, повышение квалификации – это расширение профиля, получение дополнительных знаний по специальности, совершенствование профессиональных умений, появление потребности в непрерывном образовании, что должно способствовать взаимосвязи профессионального и личностного роста.

Как известно, успех профессиональной деятельности зависит от уровня осознания специалистами своей социальной роли, служебного статуса, уровня овладения базовыми профессиональными компетентностями.

По исследованиям, проведенным в Киевском районе в последнее время, можно выделить следующие черты педработников:

  1. Ценностные качества

  • 92 % гуманистическое мировоззрение (в частности, любовь к детям);

  • 84 % приоритет общечеловеческих ценностей;

  • 83 % национальное самосознание;

  • 97 % наличие собственных убеждений;

  • 85 % внимание к личности ученика (воспитанника);

  • 91 % социальная толерантность

  1. Профессиональные качества

На достаточном уровне находятся такие показатели, как общие знания, профессиональная и общая культура, владение эффективными традиционными и инновационными пед. технологиями, психологическими знаниями, умение их использовать в практической деятельности.

  1. Личностные качества

  • 64% интеллигентность;

  • 98% требовательность;

  • 97,9% честность;

  • 99,1% ответственность;

  • 89,4% трудолюбие;

  • 40,2% креативность;

  • 41% самокритичность.

  1. Лидерские качества

  • 31% способность объединять членов коллектива, направлять их на эффективное выполнение заданий;

  • 39% умение мотивировать членов коллектива, в том числе своим примером;

  • 47% способность поддерживать эффективную идею;

  • 42% способность к участию в переменах в социальной жизни;

  • 44,3% целеполагание.

Среди негативных качеств:

  • 62 % – плохое отношение к своему здоровью;

  • 87 % – нерациональное использование рабочего времени;

  • 74 % – низкий уровень самоорганизованности;

  • 89 % – неумение управлять своими эмоциями;

  • 97 % – преподавание в основном на репродуктивном уровне;

  • 96,2 % – частое использование авторитарной педагогики;

  • 83,7 % – неумение сделать родителей своими партнерами.

Среди ценностных ориентаций педагогов важное место занимает урок (в ДНЗ – занятие с детьми). Для старшего и среднего поколений (60 - 40 лет) педработников высока значимость таких качеств, как привычка к четкости и высокая организованность; ответственное отношение к делу, умение справляться с дисциплиной своих учеников и воспитанников.

Вот что пишут учителя в своих анкетах:

  1. Для меня источник педагогического творчества – школьный урок: в нем полностью может реализоваться извечная учительская потребность – передать, отдать, обучить (стаж респондента 23 года);

  2. Я всегда с горечью думаю о том времени, когда про урок забывают – то тренировка, то фестиваль, то уборка территории, урок поблек, потерялся между очередными мероприятиями. Главное, в чем я вижу в обновлении школы – в реабилитации урока (стаж 24 года);

  3. Администраторам следует понять, что все эти бесконечные и бессмысленные шоу, смотры, презентации, конкурсы, марафоны превращают учебный процесс во второстепенное дело. Оно выполняется наспех, без подготовки и вдумчивости (стаж 20 лет).

При подготовке к коллегии было проведено многофакторное исследование по организации НМР и выявлены коэффициенты корреляции между этими факторами. Были опрошены руководители учреждений, руководители ШМО, РМО, учителя, методисты ДНЗ. Респондентам было предложено оценить некоторые направления методической работы в учреждениях образования. В частности:

  1. Активное участие учителей в разработке программ профессионального роста.

  2. Построение системы повышения квалификации на основе реальных затруднений педагогов.

  3. Организация индивидуальных образовательных маршрутов в системе повышения квалификации.

  4. Повышение качества подготовки педагогических работников.

  5. Система удовлетворения информационных потребностей пед. работников.

  6. Система работы школьных методических объединений.

  7. Формы изучения опыта пед. работников высокой квалификации, его распространение.

  8. Система повышения общекультурного уровня пед. работников.

Установлено, что:

  • в 72% учреждений в соответствии с нормативами организованы учебно-тренировочные занятия без отрыва от производства (т.е., в школах и ДНЗ);

  • в 98% учреждений практически не используется такая методика повышения квалификации, как индивидуальные образовательные маршруты, педагоги не вовлекаются в разработку программ профессионального роста;

  • в 89% учреждений сложилась не эффективная практика привлечения к семинарам, пед. чтениям преимущественно пассивных педагогов, которые самообразованием занимаются время от времени. В итоге семинар проводится неинтересно, формально, пользы не приносит;

  • в 79% учреждений удовлетворяются наиболее распространенные, усредненные информационные потребности, не учитываются индивидуальные траектории повышения квалификации;

  • в 90,3% учреждений низкий уровень работы школьных МО, несмотря на то, что они – основной инструмент повышения методической компетентности педагогических работников. Удовлетворение информационных потребностей в основном происходит на общешкольных мероприятиях, педсоветах, совещаниях, семинарах, хотя известно, что массовые формы повышения квалификации обеспечивают развитие общедидактической компетентности;

  • в 87% учреждений удовлетворение информационных потребностей никак не связано с изучением и распространением пед. опыта работников высокой квалификации и этих учреждений, и других;

  • в 95% учреждений нет действенной системы мотивации педработников к самообразованию, что приводит к низкой результативности методической работы;

  • практически 100% учреждений не используют никакие формы повышения общекультурного уровня пед. работников, полагаясь на непрофессиональную литературу, и на телевидение.

Кроме того была проведена экспертиза состояния научно-методического обеспечения образовательного процесса по таким показателям:

  1. педагогический потенциал учреждений образования по количеству квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников.

  2. научно-методический потенциал по показателю «Публикации»

  3. результативность работы по итогам предметных турниров

Мы видим, что педагогический потенциал в районе высокий – в верхней аномалии и верхней норме находятся 52 % учреждений образования.

В то же время по показателям публикации и предметные турниры 65% школ находятся в нижней норме.

Потери составляют 17%. Это примерно 4 школы с количеством детей 1,5 тыс. Происходит это, на наш взгляд, за счет не эффективного управления как школ, так и ИМЦ. Слабая мотивация учителей и учащихся, не результативная организация.

Работа педколлективов школ с одаренными детьми не носит системного характера. Это направление образовательной деятельности ряда школ не является для них приоритетным. Обращает на себя внимание тот факт, что учитель высокой квалификации и молодой специалист в этом направлении работаю приблизительно одинаково. Данный вывод необходимо серьезно проанализировать и учесть в организации работы аттестационной комиссии.

Можно сказать, что по данным показателям результативно использую свой потенциал:

  • лицей № 107

  • гимназия № 1, гимназия № 55 (с большими оговорками)

  • школы № 170, 166, 36,

Хотелось бы обратить внимание педагогических коллективов специализированных школ № 16, 17, 62, 134, лицеев № 9, 133 (как школ нового типа для одаренных детей) на необходимость серьезного улучшения своей деятельности.
Но решение этих вопросов учителя возлагают не на себя, а на школу как социальный институт. С меньшей охотой эти задачи ставят перед собой. На наш взгляд, этот результат диагностики нужно учитывать в управленческой деятельности как мотивирующий фактор.

  1. В наших педагогических коллективах 87% педработников хотят быть настоящими специалистами и проявляют интерес к своему предмету; более 50% хотят быть полезными другим людям.

Большая часть педагогов удовлетворена профессиональной деятельностью. Об этом свидетельствует:

  • низкий уровень конфликтности;

  • относительно высокий уровень трудовой активности;

  • соответствие работы личным способностям;

  • возможности реализовать свой творческий потенциал;

  • благоприятные условия труда.

Вторым участником образовательного процесса является ученик. Мы попросили участников школьного самоуправления ответить на вопрос, что такое хорошая школа с позиции хорошего ученика. Вот какие ответы мы получили:

  • это школа, где уважают территорию детской личности, где грубо не навязывают взрослые представления о жизни;

  • это школа, где учителя не считают себя безгрешными и умеют смиряться до уровня детских ошибок, интересов, шуток;

  • это школа, где учителя не отторгают нас от нее, делая уроки настолько скучными, что даже не рождаются ироничные замечания, а ненависть к знаниям обеспечена надолго;

  • это школа, где учителя сами всегда готовы к урокам, много знают, многим интересуются, умеют пробудить интерес у своих учеников, где действительно честно проводят конкурсы, олимпиады, а не покупают места;

  • это школа, где в столовой вкусно пахнет и дают добавку;

  • это школа, где учителя не вызывают к доске сразу, как только услышат, что ученик не готов к уроку;

  • это школа, где учеников не ругают при всех и вообще не ругают, а пробуждают совесть детей судить самих себя;

  • это школа, где туалет – лицо школы, где дети умеют им пользоваться, а не мстят через него всему пед. колективу;

  • это школа, где боль в животе учителя не вымещают на душевном и физическом состоянии учащихся;

  • это школа, в которой запрещены некоторые вещи:

  • сидеть по 7-8 уроков, так, что тупеет ум, когда жизнь за окном в полном разгаре;

  • запрещены учителя, которые ставят необъективные оценки и открыто демонстрируют благорасположение к одним ученикам, презрение к другим;

  • где запрещен запах никотина, который исходит от учителей, когда они ведут антиникотиновую пропаганду;

  • Хорошая школа, это школа, которую любят все – власти, общество, средства массовой информации, сами учителя, наши родители, потому что ребенок в ней защищен от унижения, тайных побоев одноклассников, отнимания денег, вещей, продуктов, втягивания в курение и другие непотребства; где царит любовь и взаимопонимание; где пою, играют, ходят в походы, участвуют в разумных пределах в турнирах и конкурсах, заняты общественными делами.

В исследовании мы брали данные по показателю «Уровень познавательной активности и основные мотивы учебной деятельности».

По результатам, только у 5 – 10 % учащихся познавательный мотив является главным. В остальных случаях преобладали «современные» мотивы материального благополучия, получения необходимой информации, достижение успеха и т.д.

Поскольку познавательная активность лежит в основе развития сознания учащегося, в основе формирования его волевой сферы, выходит, что 80% учащихся находятся под риском негативного влияния на процесс развития их личности. Эти дети – резерв на попадание в группу риска, в частности, девиантного поведения.

Более того, по данным исследования, от 3 до 7 учащихся на каждые 10 выпускников не ориентированы на общественно полезную деятельность, характерезуются несамостоятельностью, некритичностью к себе, но высокой требовательностью к окружающим, ожиданием от них всевозможных услуг по отношению к себе.

Говоря о качестве методической работы в районе, нельзя не остановиться на деятельности координирующего органа – информационно-методического центра.

В текущем учебном году ИМЦ работает по 16ти направлениям, зафиксированным в государственном Положении о методическом центре и приказе управления образования «Об организации методической работы с педагогическими кадрами». Основные из них:

  • совершенствование управления образованием;

  • улучшение качества образования;

  • мотивация педкадров на развитие творчества;

  • повышение управленческой компетентности администрации;

  • повышение профессионального мастерства педагогов;

  • повышение компетентности сотрудников ИМЦ.

Хотя опрошенные педагогические работники позитивно оценили действующую в учреждениях образования систему повышения квалификации (средний балл по 7-бальной шкале равняется 6.1 балла), однако, процент позитивно оценивших формы повышения квалификации не превышает 25:

  • постоянно действующие семинары - только 25,3 %

  • работу РМО - 23,4 %;

  • обмен опытом - 17,4%;

  • работу педагогических, тематических, методических советов - 16,2%;

  • проведение открытых уроков - 13,6%;

  • создание условий для самообразования - 12,9%;

  • активные формы учебы: деловые игры, практикумы, дискуссии - 12,4%;

  • проведение научно-практических конференций -9,8%;

  • роботу творческих групп - 9%;

  • педагогические мастерские - 3,1%;

  • творческие отчеты учителей -3,8%;

  • наставничество, помощь молодым учителям — 3,1;

  • методические недели -2,8%.


Можно определить следующие резервы улучшения организации НМР:
РЕЗЕРВ 1. Повышение результативности методических мероприятий.
РЕЗЕРВ 2. Контроль за преподаванием предметов. РЕЗЕРВ 3. Аттестация педагогических кадров.

РЕЗЕРВ 4. Знание потребностей родителей в образовательных услугах.
^ ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЗРЕВШИХ ПРОБЛЕМ:
Требует кардинальных изменений:


  1. Влияние методических мероприятий на уровень учебно-воспитательного процесса.

  2. Обобщение, распространение, обмен передовым педагогическим опытом;

  3. Усиление творческой составляющей учебной деятельности учащихся, особенно по таким предметам, как математика, физика, химия, украинский, русский, иностранный языки;

  4. Мониторинг результативности методической деятельности учителей-методистов и воспитателей-методистов.



Требует коррекции:


  1. Целеполагание, деятельностный аспект научно-методической работы;

  2. Контроль за преподаванием учебных предметов, за качеством воспитательных мероприятий;

  3. Экспертные умения и навыки педагогических работников;

  4. Управленческая квалификация администрации при организации научно-методической работы;

  5. Формирование традиций, ценностных ориентаций педагогического коллектива;

  6. Работа школьных аттестационных комиссий.

  7. Уровень участия родителей в развитии школы и ДНЗ.


Требует развития:


  1. Уровень профессионального мастерства и компетентности педагогов, престижности профессии педагогов.

  2. Мотивация педагогической деятельности.

  3. Уровень креативности педагогических коллективов.

  4. Процесс организации самообразования педагогических работников.

  5. Сотрудничество с вузами и центрами культуры.

  6. Социализация учеников (умение и, главное, желание работать, трудиться на общее благо, умение общаться, жить среди людей, умение выбрать главное звено в цепи, быть терпимым, быть гражданином, уметь использовать полученные знания в практической ситуации).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconОтветственные за выполнение
Содержание и организация научно-методической работы с руководящими и педагогическими кадрами

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Управление научно-методической работой с педагогическими кадрами iconИнститута последипломного образования севастопольского городского гуманитарного университета
Мероприятия с научно-педагогическими и педагогическими кадрами, научно-методическая работа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<