Потенциалы становления субъектности российского образования




Скачать 193.48 Kb.
НазваниеПотенциалы становления субъектности российского образования
Дата публикации03.03.2013
Размер193.48 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Материалы к гл.4.13

Потенциалы становления субъектности

российского образования
Н.В. Маслова, доктор психологических наук, действительный член РАЕН
Ключевые слова: эволюция, стратегический субъект, реинжиниринг, генетическое единство Мира, Всеобщие Законы Мира, Общие Законы человеческого общества, периодическая система законов познания/постижения, периодическая система законов образования, периодическая система законов управления, периодическая система законов психики человека, периодическая система законов сбережения и развития здоровья.

.

Образование не обречено, когда в море педагогических поисков светит маяк передовой науки.
Каждый из этапов в истории образования отличался соответствующим времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа (XVIIIв. - нач. XIXв.) было образование классически образованного человека на базе наследия античности. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, классической математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические гимназии, школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоновской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ учебных книг. Именно тогда Я.А. Коменский заложил научную, методологическую и методическую базу классического образования, создал образцы учебных книг, классно-урочную систему преподавания и систему классических школ во всей Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (начало XIXв. – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов, концернов и других объединений промышленно-экономического профиля становятся определяющими задачи методологии, методов преподавания. Важнейшей задачей стало обучение учащихся навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные училища. Методология утверждает приоритет и методы практического «делания» – обучения с ориентацией на труд промышленных рабочих, механиков и инженеров. Создавались новые учебные книги, преподаватели часто готовились в цеху. Работа в мастерской стала важнейшим приёмом с соответствующими методами «делай как я». Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский привнесли дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные подходы, педагогические концепции. Это нашло научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор, В. Гейзенберг).

^ Постнеклассическое образование (50-90 гг. ХХ в.) было вызвано к жизни потребностями послевоенного времени: новой расстановкой социально-политических сил в мире, утверждением гуманистических идеалов, демократических свобод, воспитанием человека периода научно-технического прогресса. Творческий поиск педагогических методов достиг 500 наименований. «Расслоение» педагогической практики привело к появлению специальных школ разных профилей. Выдающийся вклад П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, А.М. Кушнира, В.Ф. Базарного и др. сыграл конструктивную роль в осмыслении педагогическим сообществом необходимости теоретических, концептуальных, методологических, кадровых, организационных эволюционных подвижек в образовании. При этом незаметно «растворилась» научная и педагогическая методология. Ни одна из названных выше ценнейших авторских систем не взята Министерством образования для внедрения на уровне государства. Время от времени поднимаемые вопросы модернизации и инноваций технического оборудования или отдельных принципов, программ,учебников в системе образования не носят концептуального характера.

Переход на эволюционно новый этап развития системы образования через кризисные явления, переживаемые сегодня российским образованием, означает принятие прорывной современной научной теории, мировоззрения, методологии, концепции образования. Горящим вопросом, не терпящим сегодня отлагательств, является осознание системы образования в качестве социального стратегического субъекта. Это важнейшее системное понятие, введённое в научный оборот проф. В. Е. Лепским [5, 6], применительно к образованию мы понимаем следующим образом: социальный стратегический субъект «система образования» ‒ это идеальный образец интегрированной целевой биосоциальной системы для воспитания и образования граждан, созданной на фундаменте специальных законов образования, устремление к реальному воплощению которых создаёт возможность повышения безопасности и устойчивого развития человека и общества конгруэнтно Всеобщим Законам Мира [7] и Общим Законам человеческого общества [8].

Систему образования России необходимо рассматривать в качестве возможного социального стратегического субъекта. Её неиспользованные потенциалы многократно превышают вовлечённые сегодня в образование ресурсы. Мы не касаемся в данной статье материально-технических и финансовых ресурсов, а имеем в виду человеческий ресурс и его нераскрытые социальные, духовно-нравственные, управленческие, психические, воспитательные потенциалы.

Раскрытие этих потенциальных ресурсов возможно только посредством проведения реинжиниринга (engineeringангл. искусство проектирования двигателей). В системе образования это означает перестройку её ведущих механизмов: научных основ, методологии, целей, инструментария, системы переподготовки педагогических и управленческих кадров. Сегодня в России для начала процессов реинжиниринга образования имеются необходимые и достаточные компоненты. Они являются ключами к открытию невостребованных пока в системе образования потенциалов.
^ Научный фундамент

для развития системы образования

Развитие науки России позволило в начале XXI в. ввести в мировое информационное пространство мощную отечественную научную блок-базу: теорию Творения и генетического энергоинформационного единства Мира [2,3], периодические системы Всеобщих Законов Мира [7], законов человеческого общества [8], законов познания/постижения [9] (см. рис. 1).

^ Рис. 1. Научный фундамент образования XXI в. [11.с.69].
На этом общенаучном фундаменте строится специальный научный базис (фундамент) педагогики как науки о преподавании и воспитании учащихся. Он включает системы специальных законов образования [10] и систему специальных законов педагогической методологии [10, с.86-90], систему законов психики человека [1], систему законов безопасности жизнедеятельности и сбережения/развития здоровья человека [4],законы нравственности в дополнениие к ранее известным законам информациологии, ранее известные законы естественных наук (биологии, физиологии, нейрофизиологии, гигиены, эргономики и др. (см. рис.1 «Специальный научный фундамент педагогики»).

Никогда ранее в своей истории Россия не имела возможности поставить систему образования на научный фундамент ( включая общенаучный и специальный базис) Всеобщих Законов Мира и Общих Законов человеческого общества. Это означает, что образование России получило могучий потенциал - научную платформу для начала процессов реинжиниринга – замены ведущих механизмов системы с целью её эволюционирования. Рассмотрим подробнее составные части инновационной научной платформы российского образования.
^ Потенциалы развития российской системы образования.

Предлагаем метафорическое сравнение системы образования России с парусником, бороздящим просторы информационного океана. Какими должны быть сегодня паруса, направляющие движение корабля «Образование» в море знаний?

^ Мировоззренческий потенциал. Предложенное наукой мировоззрение генетического единства Мира, Космоса и человека изложено в трудах проф. Б. А. Астафьева [2,3]. Оно способствует созданию сообразных природе мировоззренческих основ и ориентиров для построения нового космопланетарного остова образования и воспитания целостного человека. Фундаментальность этого подхода состоит в возможности формирования целостной картины Мира с помощью и на базе системы Всеобщих Законов Мира [2,7]. Имея подобную «карту» Мира система образования получила возможность создания передовых школьных и вузовских программ и на этой базе - учебников, пособий, методов, и программ подготовки и переподготовки педагогических кадров нового поколения, использующих взгляд на единство Мира и Всеобщие Законы Мира в преподавании. Это та долгожданная канва, без которой «лоскутное одеяло» знаний никак не связывается в картину Мира ни в учебных программах, ни в учебниках, ни в головах педагогов и учеников.
Рис. №2.Принципиальная модель потенциалов образования, имеющихся сегодня в России. Обозначения: ОЗЧО – общие законы человеческого общества, ОЗПП - общие законы познания и постижения, СЗПЧ – специальные законы психики человека, СЗЗ – специальные законы развития и сбережения здоровья, ОЗН – общие законы нравственности, СЗУШ - специальные законы управления школой, СЗО – специальные законы образования.
Система образования обретает духовно-нравственный потенциал единства человеческого общества, принимая в свой арсенал «Периодическую систему Общих Законов человеческого общества» (2006 г.) [8]. Мощный потенциал свода 180 социо-естественных законов вооружает педагогику истинными целями развития человека и общества, укрепляет сознание и дух человека, понимающего законы устройства общества и своё место в нём. Системе образования предоставлен эталонный научно-духовный информационный и методологический фундамент законосообразного эволюционного развития общества. Привнесение новейших знаний о системности, самоорганизации, эволюционной динамике, иерархии мировоззрений, соответствующих иерархии целей в человеческом обществе, позволяют педагогике подняться на новые методологические высоты. Становится очевидной важнейшая цель образования ‒ обретение учащимися в годы учёбы собственного мировоззрения генетического единства с Миром. Эта целевая установка способна породить новое понимание смысла учёбы и образования, веру в возможность устремления к истине общественных идеалов, ценностей, духовно-нравственных выборов, поступков, мышления, жизнедеятельности. Открывается глубоко спрятанный в каждом человеке потенциал устремления к цели своей жизни. Вместо блуждания во мгле, бесперспективности бытия появляется «вектор» движения как потенциал эволюции развития человека и общества. Вместо ощущения пустоты жизни появляется цель роста и развития как персонального потенциала нравственной личности. Вместо отчаяния появляется «маяк», указывающий направление движения как социальный потенциал новых развивающихся возможностей человека. Из этого следует, что система образования, функционирующая на основе свода законов человеческого общества, вновь обретает возможность стать социально значимой ‒ владеющей ценностью научения смыслам жизни, а потому и стратегически важной системой духовно-нравственного воспитания человека. Система образования получает важнейший парус ‒ смысловое и стратегическое движение, при утере которого в человеческом обществе эволюционное развитие невозможно. Процессы индивидуальной, групповой и социальной рефлексии получают не только точку опоры, поле деятельности, но и стартуют на длинную дистанцию.

^ Потенциал современных возможностей познания. Принимая «Периодическую систему Общих законов познания /постижения» (2007г.) [9], образование приобретает профессиональный маяк, освещающий вектор движения в океане знаний и информации. Освоение законов познания /постижения даёт образованию ранее небывалый инструмент фундаментальной педагогической методологии [9, с.104-109], ориентированной на генетическое единство Мира. А вместе с ним появляется возможность рождения новых методик, средств, инструментов образовательного процесса, стоящих на фундаменте Всеобщих Законов Мира.

^ Фундаментальное значение периодической системы Общих законов познания/постижения [9, с.124] состоит в том, что она является обоснованием пространства гнозиса, которое становится не только бесконечным и системно организованным, но и обогащает гнозис долгожданной матрицей взаимосвязанных систем. Представления об областях познания значительно упорядочиваются, расширяются. Благодаря генетической и математической заданности таблицы “Периодическая система Общих законов познания/постижения” появляется возможность планировать векторы и области познания. Образно выражаясь, кто понял принцип матрицы периодической системы, тот схватил “скипетр” системного движения в науке и инструментарий познания в образовании – целостное мышление в новом пространстве гнозиса. Это гармоничный, экологически здоровый тип мышления, основанный на осознанном совокупном владении образным (правополушарным) и логическим (левополушарным) мышлением. Это природосообразный тип мышления, который может дать человеку целостную картину познания Мира, природы, общества, человека, прошлого и будущего.

^ Методологическое значение Периодической системы Общих законов познания/постижения [9, с.124] состоит в том, что сама наука о методе запечатлена в них и обнаруживает единство генетических корней всех методологий, которые представляют собой различные фазы (ступени) развития науки о природосообразном методе. Система Общих законов познания/постижения впервые поставила вопрос об абсолютной необходимости природосообразной научной методологии познания/постижения и её конгруэнтности Всеобщим Законам Мира. Этим научно обоснована правомерность проверки на соответствие Всеобщим Законам Мира методологий текущего этапа образования.

^ Гносеологическое значение периодической системы Общих законов познания/постижения [9, с.123-124], состоит в том, что она позволяет научить целостному системному прогностическому подходу в любой познавательной и внедренческой деятельности людей. Она служит познанию, постижению, построению и исследованию любых систем человеческого общества. Она открывает новые возможности целостного мышления к постижению систем социума и обосновывает их эволюционный характер, сверяя новые знания с Всеобщими Законами Мира, с требованиями сохранения жизни и природы Земли. Этот потенциал позволит намного быстрее продвигаться в образовании, научных исследованиях и направлениях, а не “блуждать” без знания базовой науки, теряя время и силы.

^ Практическое значение системы Общих законов познания/постижения в образовании [9, с.124-125], состоит в том, что системный подход позволяет прогнозировать этапы, фазы познания человечеством мира в будущем, а также сверять их с Всеобщими Законами Мира, предупреждая негативные последствия некоторых изобретений или нововведений. По этим законам осуществляется конгруэнция жизни людей с Миром Космоса, природы. Это даёт возможность корректировки целей жизнедеятельности, нравственности, морали, мышления, управления, и, что важнее всего, – образования и воспитания нового поколения землян. Этот парус метафорического корабля «Образование» даёт разрешение на внедрение эволюционно новых принципов, методов учёбы. Внедрение законов познания/постижения в педагогическую систему воспитания и образования в России проявится эмерджентными методологическими и профессиональными установками не только стратегического субъекта «Образование», но и во многих других социальных стратегических субъектах.

^ 4. Интегрированный потенциал образования как хорошо структурированной системы показывает «Периодическая система законов образования» (2009) [10].. Впервые в истории мировой педагогики образование получило научный фундамент социо-естественных законов. Периодическая система законов образования содержит законы структурных элементов, работы энергоинформации, композиции, управления, самоорганизации, эволюции, иерархии системы образования и позволяет организовать краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное (стратегическое) планирование в системе образования на любых её организационных уровнях. Законы системы образования, распределённые в периодах таблицы, ясно обозначают цель работы в образовании на любом уровне иерархии ‒ выработку методологии получения знаний соответствующего уровня. Среди целей образования именно методология образования, мыследеятельности, деятельности человека и общества занимает высшую ступень иерархии.

Осознать эволюционно значимый курс корабля «Образование» – значит понять управляющую роль мировоззрения в обществе на основе самоорганизации, сделав среди их множества главный выбор – мировоззрение генетического единства Мира поскольку «Иерархия предназначений высших потенциалов мировоззрений определяется иерархией их целей» [8, с.166]. «Периодическая система законов образования» предлагает участникам системы образования сделать выбор эволюционно значимого мировоззрения. А это значит наметить вектор движения корабля «Образование». Утвердить это мировоззрение как стержень и цель системы образования – значит направить курс корабля к искомой цели. Особое обращение содержится к управленцам и родительской общественности: осознать закон достаточности личного мировоззрения для получения базовой энергии, биологически адекватной программам жизнедеятельности [8, с.162] и построения новой системы управления образованием на основе периодической системы законов образования. Понимание закона личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом» [8, с.164] даёт ключ к открытию новых потенциалов как граждан, так и обслуживающей их системы образования.

^ 5. Потенциал здоровья учителей, учеников является неоценимым капиталом общества. «Периодическая система законов развития и сбережения здоровья» (2009) [4 задаёт маршрут движения школы и вуза в этом аспекте образования. Впервые в истории мировой педагогики образование получило научный фундамент законов естественных норм и динамики развития биосоциальной системы «человек» в виде системы законов развития и сбережения здоровья. Эта периодическая система содержит законы элементов, энергоинформации, управления, самоорганизации, эволюции здоровья человека. Здесь впервые сведены воедино разнообразные компоненты здоровья человека как уникальной и неповторимой природной системы. Следование этим законам впервые становится нормой и своеобразным лекалом качества успешности системы образования.

^ 6. Потенциал психики здоровых учителей и учеников стало возможно раскрывать и развивать, используя периодическую систему законов психики человека [1]. Биологическая, социальная и психическая система «человек» впервые в образовании рассматривается как биорезонансная, самоорганизующаяся, эволюционирующая. Она способна принимать, передавать и производить экспертную оценку (узнавать, выбирать, присваивать, отбрасывать) волновых сигналов. Эта уникальная система впервые системно рассматривается как связующее звено между проявленным (материальным) и непроявленным (идеальным) мирами. Её функция не имеет аналогов на планете: ни одна система на планете Земля не способна превращать свои мысли, идеи, замыслы в материальные объекты: дома, дороги, приборы, книги, картины, вещи, автомобили. Качеством, отличающим человека от других систем мира, является творчество. Проявленное в разнообразных сферах жизни, оно определяет предназначение человека. Высший уровень интегрированных возможностей человека, устремлённого к реализации своей мечты, и есть его Высший потенциал. Способствовать реализации человеком своего предназначения в социальном, планетарном, космическом планах и есть предмет педагогического труда в высшем, а потому истинном, его понимании. В этом суть научно-педагогической планетарно-космической теории личности, построенной на фундаменте периодической системы специальных законов психики человека. Она конгруэнтна Теории Творения и генетического единства Мира, Общим Законам человеческого общества. Периодическая системы специальных законов психики человека позволяет создать модель выпускника школы на новом эволюционном этапе развития системы образования. Рассмотрим её ядро. В центре схемы расположен Высший потенциал ученика как интегрированная сумма всех высших возможностей его личности. Они обозначены как физический, творческий, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный (космический) потенциалы уровни развития личности. Это модель собственно личности вне окружающей среды. Практическая психолого-педагогическая работа автора со школьниками и учителями, раскрывающими свои естественно-генетические потенциалы сообразно этой модели, показывает необъятную мощь личности и принципиально новые возможности учителей и школьников во всех сферах жизни и деятельности. Так создаются истинные творцы!


^ Рис. 2. Ядро модели выпускника школы (по Н.В. Масловой и А.Г. Юраш) [11, с.263].
На следующей схеме ядро личности выпускника (сфера первого порядка) представлено размещённым в среде мировоззрения (сфера второго порядка) и нравственных ценностей (сфера третьего порядка). Они заключены в сферу личностного развития, инструментом которого выступает саморегуляция. В кольце пятого порядка обозначены интеллект, воля, душа, дух, физические возможности как сферы самоорганизации человека. Сфера 6-го порядка символизирует объективные законы познания/постижения. Они окружены сферой законов человеческого общества. Объединяет их материнская для человека сфера Всеобщих Законов Мира. Обратим внимание на сферу 6-го порядка, где означены Общие законы познания/постижения. Это область новейшей теории познания (гносеологии), которая впервые опирается на фундамент периодической системы Общих законов познания/постижения [4]. Она конгруэнтна Всеобщим Законам Мира и прокладывает путь периодическим системам специальных законов образования [10], педагогической методологии и законам психики человека [1].



Рис. 3. Модель выпускника школы (по Н.В. Масловой и А.Г. Юраш) [13, с.15].
^ 7. Потенциал оптимального управления образованием делает зримым «Периодическая система Общих законов управления» (2008) [12]. Впервые в истории образование получило научный фундамент законов управления. Они отчётливо показывают цели, задачи, последовательность шагов освоения управления, сообразно законам человеческого общества. Неизведанный пока эмерджентный (ранее небывалый и синергетически возрастающий) потенциал управления образованием, согласно законам Мира и общества, требует серьёзного подхода. Овладение лишь им, может качественно изменить потенциалы, как в образовании, так и в обществе. Вооруженные современными фундаментальными научными, методологическими и психолого-педагогическими знаниями, управленцы должны увидеть планетарно-космическую миссию образования, его стратегическую роль, они должны узнать истинный эволюционный курс образования. Потенциал управления потому и несёт эмерджентные взрывы, что адресован сотням и тысячам граждан жаждущих истинного управления, конгруэнтного духовно-нравственным законам человеческого общества! Истинные действия управленцев с энтузиазмом подхватываются гражданами.

Профессиональное знание капитанов корабля «Образование» – государственных мужей, взявших истинный курс на эволюцию образования в океане мировоззренческого хаоса, способно создать инновационную модель современного образования. Известно, что кораблю без курса, которому некуда плыть, любой ветер будет попутным. В этом случае образование становится бессубъектным [5, 6]. Новые паруса дают возможность кораблю «Образование» держать правильный курс.

Скорость эволюции общества сегодня во многом зависит от осознания уже имеющихся потенциалов развития системы образования и принятия государством решений о внедрении в учебную практику системы законов образования. Здесь решающую роль должен сыграть социальный стратегический субъект! Только повсеместное внедрение законов образования в практику школ и высших учебных заведений при поддержке и понимании семьи и общества создаст условия для перехода системы образования на более высокий, эмерджентный уровень развития. А это значит, что корабль «Образование» возьмёт курс на сохранение жизни на Земле.

Представьте: капитаны поднимают паруса: «Мировоззрение генетического единства Мира»! А вот другой парус – «Всеобщие Законы Мира».Третий парус назван «Общие законы человеческого общества». Четвёртый - «Общие Законы познания и постижения». Есть и другие паруса: «Специальные законы психики человека», «Специальные законы сбережения и развития здоровья человека», «Общие законы управления»! Теперь, когда раскрыт мощный потенциал парусов, капитаны способны справиться с любыми ветрами, штормами! Ни одна буря не собьёт корабль с верного курса! Однако, что на флагштоке сегодняшнего парусника? Видите: «Концепция школы». Речь идёт об интеграции рассмотренных потенциалов уже в отечественной педагогической системе ноосферного образования

. ^ Общество вступило в исторически новый этап эволюции образования. Этот этап назван ноосферным (от греч. noos – ум, разум), поскольку роль одухотворённого разума, постигающего генетическое единство Мира, естественно присущие Миру Законы и порождаемые ими системы Общих и специальных законов, в информационном обществе неизмеримо возрастает.

Этот этап имеет особую миссию: интегрировать потенциалы, рассмотренные выше, и на базе лучшего мирового и отечественного психолого-педагогического опыта создать образовательную систему, способную ответить на вызовы XXI в.: воспитание и подготовка человека конгруэнтно Всеобщим Законам Мира [10, с.124]. Такой человек будет духовным, нравственным, интеллектуальным, творческим, здоровым, гармоничным, счастливым. Но это уже другая тема.
Литература

  1. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. – М.: Институт холодинамики, 2007.– 45 с.

  2. Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. − М.: Белые альвы, 2002. − 320 с.

  3. Астафьев Б.А. Теория Творения и генетического единства Мира. – М.: Институт холодинамики, 2010. – 672 с.

  4. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровьеразвития и здоровьесбережения человека / Вторые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Киев - Ялта. КАНОН, 2012. С. 43-58.

  5. Лепский В.Е. Глобальное информационное общество и информационная безопасность России: проблема становления стратегических субъектов. Материалы “круглого стола” (Москва, Институт Европы РАН, 21 марта 2001 г.). ‒ М.: ИЕ РАН. С. 96-120.

  6. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы. Интернет ресурс. Режим доступа: :www.reflexion.ru/clab.ru

  7. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. – М.: Институт холодинамики, 2005. – 184 с.

  8. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов человеческого общества. – М.: Институт холодинамики, 2006. – 291 с.

  9. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. – М.: Институт холодинамики, 2007. – 179 с.

  10. Маслова Н.В. Периодическая система Законов образования. – М.: Институт холодинамики, 2009. – 179 с.

  11. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Пособие для учителя. – Симферополь: Доля, 2012. – 296 с.

  12. Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления / Вторые международные системономические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ.– Киев – Ялта: КАНОН, 2012. С. 24-31.

  13. Юраш А.Г. Модель выпускника ноосферной школы». ‒ Алматы. ‒2007.‒ 25 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Потенциалы становления субъектности российского образования iconИмитационное моделирование как инструментальная среда поддержки учебного процесса подготовки
Российского образования. Информационное пространство Российского образования формируется уже в настоящее время, хотя в ряде случаев...

Потенциалы становления субъектности российского образования iconДемократизация образования как важное условие становления национального образования
Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, ассистент кафедры философии, социологии и религиоведения Харьковского...

Потенциалы становления субъектности российского образования iconМинистерство образования Российской Федерации Иркутский государственный...

Потенциалы становления субъектности российского образования iconВ вто любой ценой?
Этот вопрос под углом зрения дальнейшей утраты Россией своего суверенитета и политической субъектности

Потенциалы становления субъектности российского образования iconРодителям новый документ в истории российского образования
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

Потенциалы становления субъектности российского образования iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Рубеж ХV и ХVI столетий – новая страница отечественной истории, эпоха образования могучего Российского государства

Потенциалы становления субъектности российского образования iconР еспублика Крым: проблемы развития региона
Процесс становления рыночного механизма активизации трудовой деятельности в Украине осложнен многими обстоятельствами. Существенным...

Потенциалы становления субъектности российского образования iconРазвитие педагогического мировоззрения
В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических...

Потенциалы становления субъектности российского образования iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История Государства Российского...

Потенциалы становления субъектности российского образования iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<