Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах




Скачать 94.28 Kb.
НазваниеЭлективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах
Дата публикации18.05.2013
Размер94.28 Kb.
ТипЭлективный курс
uchebilka.ru > География > Элективный курс
У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ…
Дудина О.В., учитель физики МОУ «СОШ № 101» г. Саратова,

Плотникова Т.В., учитель физики НОУ ЛИЕН при СГАУ г. Саратова,

Войтик Т.А. учитель физики МОУ «СОШ № 3» им. В.Н. Щёгалева ЗАТО «Светлый»

Природа!.. Она вечно творит и вечно разрушает… У каждого её создания особенная сущность, у каждого явления отдельное понятие, а все едино.

Гёте
Пояснительная записка.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах.

Объем курса рассчитан на 10 часов. Содержание курса позволяет учащимся глубже проникнуть в тайны природы, понять причины природных явлений. Курс позволяет углубить и расширить знания учащихся, развивает наблюдательность и повышает интерес к науке как ключу, позволяющему познать тайны природы. Знание физики природных явлений позволяет сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.

^ Цели курса:

- создание мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшего обучения по естественнонаучному профилю;

- формирование научного мировоззрения учащихся.

Задачи:

  • формирование умения применять законы физики при объяснении физических явлений, применять их при решении экспериментальных задач;

  • создание условий для активизации познавательного процесса;

  • развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, способности прогнозировать и анализировать результат;

  • развитие эвристических, нравственных и эстетических представлений;

  • научиться приёмам работы с учебной и дополнительной литературой, умению анализировать полученную информацию, выделять главное.

Реализуя содержание программы, учитель может использовать ТСО, аудио- и видеоматериалы, демонстрационный эксперимент.

Практические задания рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться всеми учащимися.

Экскурсия на метеоплощадку СГУ или метеостанцию знакомит учащихся с работой метеорологов.

В курсе прослеживаются межпредметные связи с географией, экологией, метеорологией.

По окончании курса целесообразно провести зачетное занятие в форме круглого стола, на котором учащиеся выступят со своими сообщениями о проделанной работе, рефератами, исследовательскими работами, ответят на вопросы преподавателей и учащихся.
^ Содержание курса.


  1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса, видами работы, требованиями к творческим работам учащихся.

  2. Туман и облака. Туман глазами внимательного наблюдателя. Возникновение тумана. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Точка росы. Образование облаков. Микрофизика облаков. Осадки.

  3. Практическая работа.

  4. Гроза и молнии. Грозовая туча. Атмосферное электричество. Разделение зарядов в туче или облаке. Физическая природа линейной и шаровой молнии.

  5. Экскурсия на метеоплощадку СГУ или метеостанцию.

  6. Практическая работа.

  7. Итоговое занятие. Выступления учащихся с сообщениями о проделанной работе. Обсуждение результатов.


Учебно-тематический план.




^ Содержание программы

Количество

часов

Форма

Образовательный

продукт

1.

Вводное занятие

1

Рассказ

Планирование работы.

2.

Туман и облака

2

Лекция

Составление опорного конспекта, подготовка сообщений.

3.

Практическая работа

1

Эксперимент

Результаты эксперимента.

4.

Гроза и молнии

2

Лекция

Составление опорного конспекта. Промежуточный отчет и сообщения.

5.

Экскурсия на метеоплощадку СГУ или метеостанцию

1

Экскурсия

Знакомство с работой метеорологов.

6.

Практическая работа

2

Практикум

Результаты эксперимента.

7.

Итоговое занятие

1

Круглый стол

Отчеты о проделанной работе.




Итого

10








Рекомендуемые практические работы:

  1. Измерение атмосферного давления.

  2. Расчет и измерение давления воздуха.

  3. Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра и точки росы.

  4. Прогноз ветра и связанных с ним явлений.

  5. Сравнение теплопроводности разных видов почв.

  6. Измерение высоты дома с помощью барометра-анероида.

Темы сообщений и рефератов:

  • Создание у зданий громоотводов (молниеотводов). Принципы устройства и механизм действия (сообщение и макет).

  • Парниковый эффект в Саратовской области.

  • Бани: русская, сибирская, финская (испарение воды, сухой пар).


Методические разработки практических работ.
Практическая работа № 3. Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра и точки росы.

Инструктаж по технике безопасности при работе с эфиром.

Оборудование: гигрометр металлический, эфир в склянке с пробкой, термометр лабораторный, воронка простая, кусок мягкой ткани, таблица давления насыщающих паров воды.

Ход работы.

1. Ознакомьтесь с устройством гигрометра. Протрите мягкой тканью полированную стенку и кольцо гигрометра до полного блеска.

2. Определите температуру воздуха в комнате.

3. Налейте в камеру гигрометра (наполовину) эфира, вставьте в нее термометр и присоедините резиновую грушу.

4. Установите прибор так, чтобы зеркальная поверхность его была расположена под углом 30о-40о к направлению луча зрения. Продувайте воздух через эфир и внимательно следите за полированной поверхностью стенки камеры, сравнивая ее с поверхностью кольца.

5. В момент появления росы заметьте показания термометра, прекратите продувание воздуха и продолжайте наблюдение до полного исчезновения росы. Заметьте показания термометра в этот момент.

6. Повторите эксперимент несколько раз, чтобы как можно точнее определить температуру при появлении и исчезновении росы. После окончания опыта оставшийся в гигрометре эфир слейте в склянку и плотно закройте её крышкой. Результаты опыта занесите в таблицу:


^ Температура окружающего воздуха, оС

Температура появления росы, оС

Температура исчезновения росы, оС











7. Рассчитайте среднее значение наблюдаемых температур.

8. Зная температуру окружающего воздуха и среднее значение наблюдаемых температур, вычислите относительную влажность с помощью таблицы давления насыщенного водяного пара в зависимости от температуры.

Контрольные вопросы

  1. Как скажется на результатах опыта близость нахождения экспериментатора к гигрометру во время опыта? Что следует предпринять для устранения этого влияния?

  2. Почему в гигрометре для охлаждения применяется эфир или спирт?

  3. Зачем через гигрометр пропускают воздух?


Практическая работа № 4. Прогноз ветра и связанных с ним явлений по готовым графикам.

Цель: дать прогноз ветра и шквала в данном районе, используя знания о поле давления.

Оборудование: карта давления, графики зависимости давления и скорости ветра, средней скорости ветра и температуры, линейка.

^ Ход работы.

  1. Прогноз средней скорости ветра υ в нижнем пятикилометровом слое атмосферы.

Используя график зависимости скорости ветра от давления атмосферы определить скорость ветра у поверхности земли (υз ), скорость ветра при давлении 850 гПа (υ850), 700 гПа (υ700), 500 гПа (υ500). По формуле определить среднее значение скорости ветра υ в нижнем пятикилометровом слое атмосферы:

υ = (υЗ+ υ850+ υ700+ υ500): 4




П


остроить «розу ветров», если северный ветер в данной местности наблюдался 6 раз, южный 4 раза, западный 2 раза, восточный - 8, северо-западный - 3, северо-восточный - 1, юго-западный - 1, юго-восточный - 5.

  1. Спрогнозировать шквал ветра в теплое время года, используя термодинамические условия его развития.

ΔТ – разность между максимальной температурой воздуха у поверхности земли (Тmax) и нулевой температурой смоченного термометра (Тсм)

ΔТ= Тmax - Тсм

Нулевую температуру смоченного термометра определить следующим образом: фиксируются точки пересечения нулевой изотермы с прогностическими кривыми температур Т и точки росы Td.

Т – кривая температур

Td – кривая точки росы

ВА – влажная адиабата




В середине отрезка АВ находят точку С, от которой по влажной адиабате опускаются вниз. В точке D определяют температуру в потоке, это и есть температура смоченного термометра.

Используя график для прогноза скорости ветра при шквале, определить υШ - скорость ветра при шквале при найденном значении ΔТ и υ средней скорости ветра в нижнем пятикилометровом слое атмосферы:





^ Практическая работа № 5. Сравнение теплопроводности разных видов почв.

Оборудование: 2 теплоприемника, 2 открытых жидкостных манометра, кольцо из картона, различные почвы (чернозем, песок, глина), сосуд калориметра с горячей водой.

^ Ход работы.

На теплоприемник насыпают образец 1-2 см одной почвы, на другой теплоприемник – образец другой почвы слоем такой же толщины. На поверхность каждой почвы одновременно ставят сосуды с горячей водой, взятой в равных объёмах и при одинаковой температуре.

Уровни жидкостей в манометре, соединенных с теплоприемниками изменяются, что свидетельствует об изменении давления воздуха в теплообменниках, происходящем изменении температуры воздуха за счет количества теплоты, переданного через слой почвы. По показаниям манометров можно судить о различной теплопроводности образцов почв.

Так можно сравнить:

  • чернозем и песчаную почву

  • плотную и рыхлую

  • сухую и влажную

Вывод. Теплопроводность какой почвы больше?
Контрольные вопросы

  1. Как изменится теплопроводность почвы, если в ней увеличится количество перегноя?

  2. Почему плотная почва более теплопроводна, чем рыхлая?

  3. Почему влажная почва более теплопроводна, чем сухая?

  4. Для чего используют крупный песок в парниках и теплицах?

  5. Почему рыхлый снег лучше предохраняет почву от промерзания, чем утоптанный?


Практическая работа № 6. Измерение высоты дома с помощью барометра.

Оборудование: барометр-анероид, измерительная лента, секундомер, веревки различной длины.

^ Ход работы.

Существует несколько простых способов измерения высоты здания. Приведем 2 из них. Остальные способы учащиеся могут придумать сами и поделиться ими с остальными.

1-й способ: С помощью барометра-анероида измерить давления у подножия здания и на крыше. По разности показаний рассчитать высоту.

2-й способ: В солнечный день можно выйти на улицу и измерить высоту какого-либо невысокого предмета (если такого не окажется под рукой, то можно воспользоваться самим барометром) и его тенью. Затем измерить длину тени здания. И, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Представить результаты измерений и вычислений, сравнив их.

Вывод: самый простой способ измерения высоты дома, самый точный метод измерения высоты дома, самый оригинальный способ измерения высоты дома.

Литература.

  1. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение. 1988.

  2. Дмитриев М.Т. Природа шаровой молнии./ Природа. 1967. № 6. С. 98-106.

  3. Стаханов И.П. О физической природе шаровой молнии. – М.: Энергоатомиздат. 1985.

  4. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал /В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; Под ред. А.А. Покровского. – М.: Просвещение. 1982. (работа 4-ΙΧ)

  5. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал: 9-11кл. Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение. 1993. (Глава 3, работа 4, 5, 6).

  6. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных): Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе: В 2-х книгах; Кн.2./ Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. – М.: 5 за знания. 2006.

  7. Ферсман А.Е. Занимательная Метеорология. – М.: Дитгиз. 1975.

  8. Зверев А.С. Синоптическая метеорология. – Л.: Гидрометеоиздат. 1977.

  9. Перельман Я.И. Занимательная физика. Любое издание.

  10. Блудов М.И. Беседы по физике. Любое издание.

  11. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. – М.: Наука. 1988. (Библиотечка «Квант» Вып.63. В голубом просторе).

  12. Сингер С. Природа шаровой молнии. – М.: Мир. 1973.

  13. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. Изд-во, 2002 - 688 с., стр. 24-28 - климат Саратовской области.

  14. Атлас Саратовской области. ГУГК. 1978.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconПояснительная записка. Данный элективный курс предназначен для учащихся...
Совершенствование знаний и умений; формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconПрограмма летнего практикума для учащихся 10 класса химико-биологического...
...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconРабочая программа по курсу «Русский язык» предназначена для 5 классов...
«Русский язык» предназначена для 5 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconРабочая программа Губиной Юлии Викторовны (I категория) по элективному...
Элективный курс предназначен для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки. Данный курс разработан учителем математики...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconРабочая программа по курсу «Русский язык»
«Русский язык» предназначена для 6-7 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Целью исследования является: проанализировать состояние нравственноговоспитания в труде в старших классах общеобразовательной школы,...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconОсновное общее образование
Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconУчебном году итоговой аттестации за курс 8 класса по физике
Назначение ким – оценить уровень общеобразовательной подготовки, с целью выявления степени освоения стандарта учащимися 8-х классов...

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах iconРабочая программа по литературному чтению для учащихся 4а класса Составлена учителем
Программа предназначена для обучения в 2013-2014 учебном году литературному чтению учащихся 4а класса Газимуро-Заводской средней...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<