Урок Таинства природы




Скачать 368.87 Kb.
НазваниеУрок Таинства природы
страница1/8
Дата публикации01.06.2013
Размер368.87 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > География > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


факультативного курса

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» 4 класс



Составила: учитель физики ЗОШ№3 г.Запорожье

Карпова Лариса Борисовна


Урок 1. Таинства природы.

Научное познание природы и ее поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет еще сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту. Ощущение этой красоты дает мощный стимул к дальнейшему исследованию явлений природы.и это совершенно естественно, потому что человеческий дух не ведает резкой границы между рациональным и эмоциональным.
О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А.С.Пушкин


С незапамятных времен и по сей день живет в человеке неистребимая потребность «вскрыть таинства природы». Процесс познания никогда не прекращался и не прекратится. Чем глубже проникает человеческий ум в тайны природы, тем больше он встречает загадок, тем больше возникает новых вопросов.
Не смейтесь надо мной деленьем шкал,

Естествоиспытателя приборы!

Я, как ключи к замку, вас подбирал,

Но у природы крепкие затворы.

То, что она желает скрыть в тени

Таинственного своего покрова,

Не выманить винтами шестерни,

Ни силами орудья никакого.

^ Фауст.

Старинная притча о мудреце и юноше.

Юноша спросил у мудреца «ты знаешь много больше меня; почему же, отвечая на вопросы, ты сомневаешься гораздо чаще, чем я?» И тогда мудрец нарисовал палкой на песке два круга; малый внутри большого. «Посмотри, - сказал он юноше, - внутри малого круга заключено все, что знаешь ты, а внутри большого все, что знаю я. Разве не ясно, что чем больше круг, тем длиннее ограничивающая его окружность, а значит, и больше соприкосновение с областью непознанного?»

^ Выскажи свое мнение.

Урок 2. Родство природы и человека.

Постигая законы природы и используя их в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Канули в вечность времена мистического страха перед природой. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет и свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Любовь человека к природе органически связана с чувством сопричастности ей, с пониманием того, что человек сам есть часть природы-матери. Любовь к Родине невозможна без любви к ее природе. Сегодня современный человек обязан быть особенно внимателен к природе, обязан беречь ее.

Слышу я Природы голос,

Порывающейся крикнуть,

Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть,

Может быть, и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми,

Мыслящими существами.

И твердит Природы голос;

В вашей власти, в вашей власти,

Чтоб все не раскололось

На бессмысленные части!

Л.Н.Мартынов.
^

Запиши свои отзывы об этом стихотворении


………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
^ Урок3. Закат Солнца (исторический экскурс)

Солнце…Уже в древнейшие времена люди понимали, что без солнечных лучей жизнь на Земле была бы невозможна. Они называли Солнце «началом жизни», обожествляли его , покланялись ему.

«Ты сияешь прекрасно на склоне неба, диск живой, начало жизни. Ты взошел на восточном склоне неба и все землю напоил своей красотой…»

Так обращались к Солнцу 35 веков тому назад (допиши )

……………………………………………………………………………………………………………

Перемещение Солнца по небосводу – от восхода до заката – порождало в давние времена мысль о боге солнца, который едет по небу на некоей колеснице. Такое представление было (допиши)

………………………………………………………………………………………………………….

В знаменитой «Одиссее» Гомера встречается бог Солнца

А- СОЛО

^ Б – ГЕЛИОС

В – ЭТОН

Проходили века – и буквальное представление о «солнечной колеснице» постепенно превращалось в поэтическую аллегорию.
Вот колесницу в море золотую

Купает солнце. Сумрак надо мной.

Со звездами, и небом, и луной

Тревожную и злую ночь я чую.

^ 14век. Франческо Петрарка.

Расскажи , какие чувства вызывает у тебя закат Солнца.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



^ Урок 4. Удивительное в солнечных закатах.

Наблюдаемая картина заката солнца зависит всякий раз от состояния атмосферы и определяется типом облаков. Поэтому один закат так непохож на другой.

Прежде всего цвет заходящего солнца

А – красный

Б – нежно-красный

В – розовый

Согласно народным приметам, если заря на закате или восходе золотистая, то будет

А – тихая погода Б – ясная погода В – пасмурная погода

Красное заходящее солнце предвещает

А – дождь Б – ветер В – туман




Внимательный наблюдатель обратит внимание на сплюснутость

заходящего солнца по вертикали.
Иногда при закате солнца наблюдается зеленый луч.

Яркий зеленый свет вспыхивает на несколько секунд

когда солнечный диск

А – скрылся за горизонтом

Б – еще виден над горизонтом

В – высоко над горизонтом

Этот удивительный зеленый цвет нельзя найти в природе в растительном мире.

Почему жители некоторых островов называют этот зеленый луч «живым светом?»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Существует еще одно удивительное явление , которое можно наблюдать при закате солнца.



Солнце заходит за линию горизонта, но при этом солнечный диск оказывается как бы перерезанным горизонтальной «слепой полосой» Солнце опускается все ниже и ниже, а положение «слепой полосы» (допиши)……………………………………………………………………………




^ Урок 5. Цвет заходящего солнца.

Почему небо имеет голубой цвет?

Почему заходящее солнце становится красным?

Оказывается в обоих случаях причина одна

А – смешивание «света и тьмы»

Б – свечение частиц воздуха

В – рассеяние солнечного света в земной атмосфере
В 1869 г. Дж. Тиндаль выполнил свой знаменитый опыт.

В аквариум прямоугольной формы, наполненной водой, направим пучок света от диапроектора.

Вставим в диапроектор на место слайда кусочек плотной черной бумаги с круглым отверстием в центре диаметром 2 – 3 мм. Чтобы опыт прошел успешно и для усиления рассеивания светового пучка, добавим в воду немного молока и тщательно размешаем жидкость.

Теперь мы можем наблюдать голубоватый оттенок у рассеянного света, и красноватый с торца аквариума.

^ Проделай данный опыт.
Данный опыт подтверждает, что при прохождении светового пучка через рассеивающую среду

А – синий свет рассеивается сильнее красного

Б – красный свет рассеивается сильнее синего

В – оба света рассеиваются одинаково
Что же является причиной такого рассеивания?


А – различная плотность воздуха

Б – наличие мелкой пыли и водяных капелек

В – различие температуры слоев воздуха
^ Урок 6. Рефракция света в атмосфере.
Для объяснения многих интересных явлений, наблюдаемых при закате солнца, необходимо учитывать рефракцию света в атмосфере.

Под этим термином понимают искривление световых лучей при прохождении в атмосфере, вызванное неоднородностью атмосферного воздуха.

Из-за неоднородности атмосферного воздуха световой

Луч при прохождении этих слоев искривляется, т.е.

отклоняется от первоначального положения.

Плотность воздуха понижается при переходе от

нижних слоев к верхним. Уменьшается она так же

с нагреванием и зависит от ветра.
^ Различают астрономическую и земную рефракцию.

Астрономическая рефракция рассматривает искривление световых лучей приходящих

А – от небесных тел

Б – от искусственных спутников

В – от неопознанных объектов

^ Земная рефракция рассматривает искривление световых лучей приходящих

А – от земных объектов

Б – от небесных тел

В – от неопознанных объектов

В обоих случаях вследствие искривления

лучей наблюдатель видит объект не в том

направлении, какое соответствует действи-

тельности; объект может представляться искаженным.

Поэтому увеличение размеров заходящего солнца – это оптическая иллюзия.
Чем же можно объяснить эту оптическую иллюзию?

А – психологией нашего восприятия

Б – «приплюснутость» небесного свода

В – вследствие рефракции света в земной атмосфере

^ Урок 7. Природа миражей.

Пустыня мертвая пылает, но не дышит.

Блестит сухой песок, как желтая парча,

И даль небес желта и так же горяча.

Мираж струится в ней и сказки жизни пишет.

^ А. М. Федоров.

Когда мы говорим о чем-то нереальном,

неуловимом, пригрезившимся, мы

используем слово «мираж». Подобно сказки

он восхищает нас, влечет к себе и бесследно

исчезает, когда мы приближаемся к нему.

Вы вероятно не раз наблюдали «озерный» мираж, когда глядели на убегающую вдаль асфальтную дорогу, сильно нагретую летним солнцем. В жаркий летний день хорошо видны

впереди лужи на дороге, хотя в действительности дорога сухая

.

В давние времена миражи порождали многие суеверия; их считали проделками злых духов.

Из средних веков дошла до нас легенда о «Летучем голландце» - корабле-призраке

Другая легенда о коварной фее Моргане, охотившаяся за караванами в пустыне. «Фата-Моргана» - так называют особый вид миражей.

Прочитай и напиши об этих легендах.



Урок 8. Виды миражей.

Из большого многообразия миражей рассмотрим несколько видов;

Нижние («озерные» )

Верхние

Двойные и тройные

Сверхдальнего видения
Нижние миражи возникают над сильно нагретой поверхностью

Верхние миражи возникают над

сильно охлажденной поверхностью рис.1

(холодной водой)




Верхние миражи отличаются разнообразием
Они бывают;

А – прямого изображения

Б – перевернутого изображения

В – двойного и тройного изображения

рис 2.

Особенно удивительны миражи сверхдальнего видения.

Данные миражи наблюдаются на существенно больших расстояниях ( 100 – 1000 км )

Миражи типа «Летучего голландца» следует отнести к миражам сверхдальнего видения.

Природа этих миражей изучена менее всего.

Возникновение сверхдальних миражей можно объяснить

А – прозрачностью атмосферы

Б – образование устойчивого холодного слоя воздуха над поверхностью земли.

В – слой ионизированных газов

^ Урок 9. Возникновение тумана.

Белеет парус одинокий И скрылся день; клубясь, туманы

В тумане моря голубом… Одели темные поляны

М.Ю. Лермонтов. Широкой белой пеленой.

М.Ю. Лермонтов.

В наше время туманами интересуются не только поэты и художники, но и диспетчера аэропортов, работники морских и речных портов, водителей автомашин и т.д.

^ Внимание! Видимость на дорогах до 1км.

Предупреждает нас по радии служба погоды.

Человеком туман воспринимается как таинственное

явление, способное порождать призраки и

скрывать предметы.
Когда и где образуется туман?

А – в низинах А - утром

Б – над поверхностью воды Б - вечером

В – в горах и лесах В – днем и ночью

Из огромного разнообразия туманов рассмотрим пять конкретных примеров.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Таинства природы iconУрок путешествие по природоведению в 1 классе по теме «Вода предмет...
Цель: Дать понятие о воде, как предмете неживой природы, раскрыть значение ее для жизни живых организмов, познакомить со свойствами...

Урок Таинства природы iconУрок природоведения и рисования в 1 классе по теме «Живая природа»
Создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить признаки, присущие...

Урок Таинства природы iconУрок модуль «Дальний Восток- край контрастов»
Сегодня мы будем изучать основные особенности природы Дальнего Востока. Это последний природный район России. Изучать особенности...

Урок Таинства природы iconУрок по сюжетно-ролевой игре конференция «Сохраним и передадим потомкам...
Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня наш урок посвящен проблемам экологии, причинам и последствиям чрезвычайных ситуаций, вопросам...

Урок Таинства природы iconУрок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»
Цель: обобщить и закрепить знания о лирике М. Ю. Лермонтова; показать яркость и выразительность поэзии поэта; продолжить формирование...

Урок Таинства природы iconТаинства православной церкви

Урок Таинства природы iconУрок 18 (7) Тема: Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос
Воспитывать любовь и уважению к миру живой природы, формировать экологическое сознание

Урок Таинства природы iconТема : Северная Америка
...

Урок Таинства природы iconУрок Ученичество и молитва 20 Урок Комментарий для учителей. 24 Урок...
В начале Бог сотворил совершенный, безгрешный мир. Люди радовались преимуществу чтить своего Творца, поклоняться Ему и следовать...

Урок Таинства природы iconУрок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека...
Цель: формировать представление учащихся о взаимосвязи природной и культурной среды

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<