Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс»




Скачать 244.11 Kb.
НазваниеЛитература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс»
страница1/2
Дата публикации02.06.2013
Размер244.11 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > География > Литература
  1   2
Семинарское занятие № 3.

  1. Производственные средства безопасности.

  2. Средства индивидуальной защиты.

  3. Средства защиты окружающей среды от вредных факторов

Литература:

  1. Конституция Украины. К., 1996 г.

  2. Конституция АРК , К., 1998г.

  3. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306.

  4. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004, с. 212-237.

При изучении первого воппроса нужно знать, что к средствам производственной безопасности относятся приборы, аппараты, устройства, которые предназначены для оповещения или защиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов.

Ежегодно 300-400 тысяч человек в нашей стране получают травмы на производство, из них 7-10 тысяч смертельные, еще 12-15 тысяч становятся

инвалидами труда. Десятки тысяч человек погибают ежегодно в ДТП, каждый третий пожар возникает из-за неисправности бытовых приборов.

Основная доля причин приходится на неправильные действия людей, поэтому в этом вопросе нужно раскрыть термины «человеческий фактор» и методы оценки опасных ситуаций.

Конструкции СПБ разнообразны, отличаются размерами, назначением, областью применения и принципами действия. Какие они бывают, в чем их сущность, где и когда применяются?

Изучая второй вопрос, нужно помнить, что если безопасность работ не может быть обеспечена конструкций оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и техническими средствами безопасности, то применяются средства индивидуальной защиты. Студент должен знать, что в зависимости от назначения СИЗ включают: специальную одежду, обувь, изолирующий костюмы, средства защиты органов дыхания, глаз, рук, головы, лица, органов слуха, предохранительные приспособления и защитные дерматологические средства.

Необходимо знать где и когда применяются СИЗ.

Для изучения третьего вопроса нужно помнить, что вредные факторы технических систем, технологических и производственных процессов различных объектов экономически неблагоприятно влияют не только на работающих, но и на окружающую среду современных городов, Активной формой защиты окружающей среды населения мест от вредного воздействия промыщленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям, а в условиях сельскохозяйственного производства - к биологическим методам борьбы с сорняками и вредителями. Так, какие средства окружающей среды Вы знаете?

Семинарское занятие № 4.

1. ЧС, классификация и причины возникновения.

2* Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения.

Литература:

  1. Конституция Украины, К,, 1996 г.

  2. Конституция АРК , К., 1998г.

  3. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 358-372, 377-384.

  1. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004, с. 239-277.

Приступая к изучению первого вопроса нужно четко знать, что такое ЧС.

Чрезвычайная ситуация - это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к Людским или материальным потерям.

По современным представлениям, предложенным ВОЗ, чрезвычайные события с гибелью или несмертельным поражением 10 пострадавших и более, требующих неотложной медицинской помощи, принято называть катастрофами. В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных конструктирующих систем, нарушение общественных отношений.

На этом основывается классификация и причины возникновения ЧС. Можно, кроме указанной литературы, воспользоваться изучением Закона Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», К., 2000 г.

Изучая второй вопрос нужно знать, что техногенные чрезвычайные ситуации связанны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

ЧС техногенного характера разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп. Дайте характеристику каждой группе и особенности воздействия на население и окружающую среду. Дайте характеристику аварии на Чернобыльской АЭС.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда.
ДФО – 5 часов


  1. Современный мир и его влияние на окружающую природную среду.

  2. Техногенное воздействие на природу.


1. Современное мир и его влияние на окружающую природную среду.

При изучении первого вопроса необходимо знать, что по мере ускорения темпов технического прогресса влияние человека на природу становится все более разрушительным. В настоящее время оно уже соизмеримо с действием природных факторов, что приводит к качественному изменению соотношения сил между обществом и природой.

Необходимо понять, что человечество поставлено перед фактом возникновения в природе необратимых процессов, новых путей перемещения и превращения энергии и вещества. В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ, порой сильно токсичных для живых организмов. Часть из них не включается в естественный круговорот и накапливается в биосфере, вызывая опасность для всего живого, населяющего планету Земля.

С видами, антропогенного загрязнения окружающей природной среды, основными экологическими проблемами глобального характера, студент может познакомиться, используя следующую литературу:

Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», - Москва. 2000 г. с. 198-205.

При изучении данного материала студент может столкнуться с одной из острых современных проблем – нехватка чистой пресной воды и такими проблемами, как разрушение экологических связей, объективными и субъективными причинами загрязнения, истощения и разрушения природной среды.

Литература:

  1. Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», - Москва. 2000 г. с. 206-212;

  2. Хван Т.А., П.А. Хван «Безопасность жизнедеятельности», - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004 г. с. 153-156.



После изучения первого вопроса студент должен усвоить, что происходящие в нашей стране и других странах изменения способствуют не только развитию экономики в мире, но и имеют большое экологическое значение:

  • во-первых, снимается угроза разрушения природной среды;

  • во-вторых, снижается угроза загрязнения среды обитания;

  • в-третьих, увеличиваются материальные и денежные расходы на социальные нужды и на благо природы.

Задания для самоконтроля.

В тетради для самостоятельной работы:

1. Ответить устно на вопросы:

  • Формы взаимодействия общества и природы.

  • Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды.

  • Объективные и субъективные причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды.

  • Основные экологические проблемы глобального характера.

  • Что такое гуманизация, экономизация охраны окружающей природной среды и экологизация хозяйственной деятельности?

2. Составить конспект.


  1. Техногенное воздействие на природу.

При рассмотрении второго вопроса нужно вспомнить источники загрязнения окружающей среды в конце ХХ века, и развитием какой промышленности характеризовалась вторая половина ХХ века.

По статистическим данным в начале 80-х гг. ХХ в. на нашей планете добывалось около 100 млрд. тонн различных руд, горючих ископаемых, строительных материалов. При этом в результате хозяйственной деятельности человека в биосферу поступило более 200 млн. тонн СО2, около 146 млн. тон SO2, 53 млн. тонн оксидов азота и др. химических соединений. Побочными продуктами деятельности промышленных предприятий явились также 32 млрд. м3 неочищенных сточных вод и 250 млн. тонн пыли.

Литература:

  1. Конституция Автономной Республики Крым, - 1998.

  2. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды». Вед. ВРУ 1991 г., № 41. с. 546.

  3. Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», - Москва 2002 г. с. 215-223.

  4. Беляев А.М. . Охрана окружающей среды. – М., 1991 г., с 18-24.


После изучения второго вопроса студент должен знать, что техногенное воздействие на природу негативно влияет на человека.

Задания для самоконтроля:

  1. Составить конспект в тетради для самостоятельной работы на тему: «Техногенное воздействие на природу.

  2. Устно ответить на вопросы:

  • Источниками каких загрязняющих веществ является химическая и неорехимическая промышленность?

  • Перечислите основания источников загрязнений нефтеперерабатывающей промышленности.

  • Источниками каких загрязнений является металлургический комплекс?

  • Какова техногенная ситуация в Украине?



Тема № 2. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
ДФО – 5 часа.


  1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.

  2. Опасные и вредные производственные факторы.



  1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.


При изучении первого вопроса необходимо знать, что большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Нужно понять, что трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований.

Литература:

  1. Конституция Украины – К., 1996 г.

  2. Кодекс законов о труде (КЗоТ) К., 2004 г.

  3. Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. Москва. 2000 г. с. 53-60.

Задания для самоконтроля:

1. Ответить на вопросы:

  • а) краткая характеристика основных форм трудовой деятельности человека;

  • б) какие биохимические и физиологические процессы происходят в организме при выполнении физической и умственной работы?

  • в) что такое утомление и переутомление? Причины и меры профилактики.

  1. Составить конспект.



^ 2. Опасные и вредные производственные факторы.

В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.

Нужно понимать, что человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется, в пространство, называется производственной средой. Поэтому, в условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

Литература:

  1. Конституция Украины. – К., 1996.

  2. Закон Украины «Об охране труда». Вед. ВРУ, 1992, № 49, с. 668.

  3. Муравей Л.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. ЮНИТИ, Москва, 2004 г. с. 144-149.


Задания для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятий «опасный производственный фактор» (ОПФ) и «вредный производственный фактор» (ВПФ). Существует ли между ними четкая граница?

  2. Как подразделяются опасные и вредные производственные факторы?

  3. Дайте определение понятий: «безопасность труда», «производственная санитария», «техника безопасности», «пожарная и взрывная безопасность».

  4. Какие основные нормативы безопасности труда вы знаете?


Тема 3. Мониторинг окружающей среды.
ДФО – 5 часов


  1. Организация и классификация системы мониторинга окружающей среды.

  2. Эколого-аналитический мониторинг окружающей среды.



^ 1. Организация и классификация системы мониторинга окружающей среды.
Термин «мониторинг» вошел в научный оборот из англоязычной литературы и происходит от англ. слова monitoring – контрольное наблюдение.

Понятие мониторинг подразумевает постоянное контролирование чего-либо, проведение постоянного наблюдения за чем-либо.

Одним из первых теорию мониторинга стал разрабатывать Ю.А. Израэль. Мониторингом окружающей среды он называет систему наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений состояния окружающей природной среды. Студенты должны знать, что объектами мониторинга являются: атмосфера, гидросфера, метосфера, почва, земельные, лесные, рыбные, сельскохозяйственные и др. ресурсы.

Чтобы детально разобраться в данном вопросе, необходимо изучить предлагаемую схему соотношения некоторых видов мониторинга и продолжить ее классификацию.

М^ ОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Мониторинг геологической среды
Мониторинг геофизический
Мониторинг экзогенных процессов




Мониторинг эндогенных процессов
Мониторинг сейсмичности
Мониторинг вулканизма


Географический мониторинг



Ландшафтный мониторинг
Гидрологический мониторинг




Океанологический мониторинг



Биологический мониторинг

Экосистемный мониторинг
Мониторинг биогеоценоза




Социальный мониторинг

Медико-биологический мониторинг









Литература:

  1. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды». Вед. ВРУ 1991 г., № 41, с. 546.

  2. Воронков Н.А. Экология. Учебное пособие. М., 2000 г., с. 140-145.

  3. Муравей Л.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. ЮНИТИ, М., 2004 г. с. 88-97.



Задания для самопроверки:

В тетради для самостоятельной работы письменно:

1. Закончить схему классификации некоторых видов мониторинга.
Ответить письменно на следующие вопросы:

  1. Какие основные задачи решают системы мониторинга окружающей среды?

  2. Что означает термин «мониторинг»? Приведите формировку определения мониторинга, данную программой ЮНЕП в 1974 году.



^ 2. Эколого-аналитический мониторинг окружающей среды.

Приступая к изучению второго вопроса нужно знать, что состояние биосферы изменяется под влиянием естественных и антропогенных воздействий, а эколого-аналитический мониторинг позволяет обнаружить нежелательное поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, выделить влияние антропогенных факторов и оптимизировать взаимодействие человека с природой.

Для более детального изучения данного вопроса необходимо разобраться в принципиальной блок-схеме мониторинга загрязнений:

^ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (МОНИТОРИНГ).

Наблюдения Оценка Управление

фактического

состояния регулирование

качеств

Прогноз Оценка среды

состояния прогнозируемого

состояния
Затем, студент должен знать главные задачи ЕГСЭМ из постановления Правительства Российской Федерации № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга», принятого 24 ноября 1993 г.

После изучения второго вопроса студент должен усвоить, что ЕГСЭМ предусматривает создание двух взаимосвязанных блоков: мониторинг загрязнения экосистем и мониторинг экологических последствий такого загрязнения.

Литература:

  1. Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебник. Москва 2000 г. с. 509-523.

  2. Муравей Л.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. ЮНИТИ, Москва, 2004, с. 97-106.

Задания для самоконтроля:

  1. Составить конспект на тему: «Эколого-аналитический мониторинг окружающей среды», оформлять в тетради для самостоятельной работы.

  2. Ответить устно на вопросы:

  • Что означает аббревиатура ЕГСЭМ?

  • Назовите основные задачи ЕГСЭМ.

  • Что понимают под термином «ксенобиотики»?

  • Назовите вещества, которые относятся к суперэкотоксикантам.

  • Письменно составьте перечень понятий и терминов, которые рассматриваются в данном вопросе.


Тема № 4. Безопасность в быту.
ДФО – 4 часа


  1. Безопасность жизнедеятельности и бытовая среда.




  1. Безопасность жизнедеятельности и бытовая среда.

При изучении данного вопроса нужно знать, что быт – одна из важнейших сфер общества, охватывающая все существование людей вне их трудовой и общественно-политической деятельности

Это материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т.д. Но, как и в условиях производства, в быту на человека воздействуют различные опасные и вредные факторы среды обитания, которые он должен знать, уметь выявлять и оценивать в повседневной жизни, определить способы защиты от них и ликвидировать последствия.

При изучении данной темы студент должен обратить внимание на:

а) электробезопасность в жилых помещениях;

б) правила безопасности при использовании бытового газа;

в) пожарная безопасность в быту;

г) электромагнитная и радиационная безопасность в быту.
Литература:

  1. Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. Москва. 2000 г., с. 254-271.

  2. Муравей Л.А. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие. ЮНИТИ, Москва, 2004 г. с. 294-348.


Задания для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятия «быт»;

  2. Как определяется понятие «здоровье»?;

  3. Какие факторы влияли на здоровье человека в процессе эволюции?

  4. Какие факторы влияют на здоровье человека в настоящее время?

  5. Как обеспечивается электробезопасность в жилых помещениях?

  6. Перечислите основные пути предотвращения электротравматизма в жилых помещениях;

  7. Какова токсичность бытового газа и продуктов его сгорания?

  8. Назовите причины возникновения пожаров в жилых помещениях;

  9. Какие действия надо предпринять в случае возникновения пожара?

  10. Какие источники электромагнитных полей в жилых помещениях вы знаете?

  11. На какой естественный источник излучения приходится наибольшая доля облучения населения? Перечислите меры защиты от него.


Тема № 5. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
ДФО – 6 часов


  1. Понятие о чрезвычайных ситуациях и классификация ЧС.

  2. Понятие риска. Причины и профилактика ЧС.




  1. Понятие о чрезвычайных ситуациях и классификация ЧС.


Человечество ежедневно сталкивается с множеством природных явлений. На земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн. человек.

При изучении первого вопроса студент должен четко уяснить, что такое чрезвычайная ситуация, каковы причины ее возникновения.

Необходимо разобраться в предлагаемой схеме взаимосвязи ЧС, природной среды и жизнедеятельности человека.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconМягков И. Ф., Боков С. Н. Медицинская психология: основы патопсихо-логии...
Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» icon«Реализация правовых норм публичного права» Конституция Украины 1996 года: исторический аспект
Основного закона Великобритания не имеет. Первой официальной конституцией считается Конституция сша, принятая в 1787 году. Она действует...

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconЛевченко И. Ю. Патопсихлогия: Теория и практика
Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconУчебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»
М 42 Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconАвтономная Республика Крым в системе административно-территориального...
Признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые...

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconАктивизация опорных знаний как вы понимаете термин «безопасность жизнедеятельности» ?
Тема. Безопасность жизнедеятельности – как отрасль научно-практической деятельности и учебная

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconРеферат, курсовая, диплом на компьютера. Спб., 2006
Айвазов В. А. (Айвазов, др.) Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций по дисц."Безопасность жизнедеятельности"для ст-тов всех...

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconКомпьютерная графика Юлии Евсеевой и безопасность жизнедеятельности
Юлия Евсеева (мт-47), с которой мы решили встретиться, как с победителем ІІ тура Всеукраинской студенческой олимпиады «Безопасность...

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconРеферат По курсу: «Безопасность жизнедеятельности» Тема: «Лазерная безопасность»

Литература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К., 1998г. Э. А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. М., 2000, с. 298-306. Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
«Безопасность жизнедеятельности» (раздел «Охрана труда») для студентов специальностей 290300 «Промышленное и гражданское строительство»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<