Скачать 5.23 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ LEARNING TO LEAD WITH EMOTIONAL INTELLIGENCE ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА DANIEL GOLEMAN RICHARD BOYATZIS ANNIE McKEE ^ Грант МБФВ КМА - 2005 «Hosi книги для Ун1верситету» Перевод с английского ![]() ^ Boston, Massachusetts ; 65.013 2; 88.4 Перевод А. Лисицыной Научный редактор В. Ионов Редактор М. Савина Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с. ISBN 5-9614-0137-5 Эмоции лидеров обладают заразительной силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм, предприятие процветает; если сеет разрушение и дисгармонию — бизнес идет ко дну. Используя данные многолетних наблюдений за компаниями мирового уровня, авторы показывают, что «эмоциональные лидеры»—будь то управляющие, менеджеры или политики — отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и умением налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. В книге рассказано о том, почему лидер способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать активность, и показано, как на практике реализовать возможности такого лидерства — применительно к отдельному руководителю, команде и целой организации. Книга адресована прежде всего руководителям компаний и менеджерам любого уровня, преподавателям и студентам школ менеджмента, но будет интересна и широкой аудитории. УДК 65.011; 65.013 ББК 65.290-2;88.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 7 БЛАГОДАРНОСТИ 13 ^ СИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГЛАВА ПЕРВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО 19 ГЛАВА ВТОРАЯ РЕЗОНАНСНОЕ ЛИДЕРСТВО 35 ^ НЕЙРОАНАТОМИЯ ЛИДЕРСТВА 47 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЛИДЕРСКИЙ РЕПЕРТУАР 67 ГЛАВА ПЯТАЯ ДИССОНАНСНЫЕ СТИЛИ: Применять с осторожностью 85 ■0137-5 (рус.) Э-184-9 (англ.) ^ книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав. © Daniel Goleman, 2002. All rights reserved. © Альпина Бизнес Букс, перевод, оформление, 2005 ЧАСТЬ II ^ ГЛАВА ШЕСТАЯ СТАНОВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСНОГО ЛИДЕРА: Пять открытий 105 ГЛАВА СЕДЬМАЯ НЕ БОЙТЕСЬ МЕНЯТЬСЯ 127 .ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТАМОРФОЗЫ: К"як яакпеттитт. и.чмрнрния тшпрпгкитг кячегтл 1 53 ^ iBA ДЕВЯТАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КОЛЛЕКТИВА 187 iBA ДЕСЯТАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ И ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗ КОМПАНИИ: Вдохните жизнь в будущее организации 207 ^ КАК ЗАКРЕПИТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 239 1Л0ЖЕНИЕА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И IQ: Специальный комментарий 263 СЛОЖЕНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: Лидерские способности 266 1МЕЧАНИЯ 270 АВТОРАХ 299 ПРЕДИСЛОВИЕ % З та книга появилась не в последнюю очередь благодаря беспрецедентному числу восторженных читательских откликов на статьи «С чего начинается лидер?» (What Makes a Leader?) и «Лидерство, дающее результат» (Leadership That Gets Results), которые были опубликованы в Harvard Business Review. Однако по своему замыслу книга, которую вы держите в руках, значительно шире этих работ, поскольку в ней выдвигается совершенно новая концепция — идея эмоционального лидерства. Основная задача лидеров, на наш взгляд, состоит в том, чтобы «зажигать» людей — вызывать в них готовность к действию. Такой эффект возникает, когда лидеру удается вызвать резонанс — пробудить лучшие чувства. Таким образом, работа лидера имеет эмоциональную первооснову. Мы полагаем, что хотя этот ключевой аспект лидерства обычно не бросается в глаза или полностью игнорируется, но именно он определяет, приведут ли усилия лидера к желаемому результату. Именно поэтому эмоциональный интеллект — иными словами, разумное поведение в эмоциональной области — так много значит для успеха. В этой книге мы не только расскажем о том, почему эмоциональный интеллект лидера способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать их активность, но и опишем, как на практике реализовать все возможности такого лидерства — применительно к отдельному руководителю, команде и целой организации. Модель эмоционального лидерства, возможно, единственная из всех теорий менеджмента, которая опирается на открытия неврологии. Достижения в области изучения мозга позволяют объяснить, почему настроение и поведение лидеров оказывает столь существенное воздействие на подчиненных. Эти результаты позволяют иначе взглянуть на силу эмоционально выверенного лидерства — на его способность вдохновлять, воодушевлять, пробуждать высокие чувства и поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. Но, с другой стороны, мы хотим предостеречь ^ 9 Предисловие * ней от лидерства, способного отравить эмоциональный климат в тиве. ыполнение этой задачи каждый из нас привнес что-то свое. Что :я Дэниела Гоулмана, то широкий отклик читателей на его книги, i статьи о лидерстве в Harvard Business Review стал для него пригла-м к диалогу с лидерами самых разных стран мира. Профессор шко-[еджмента Уэдерхеда Ричард Бояцис помимо того, что сам ездит по i общается с массой людей, имеет дополнительную возможность оведения углубленных исследований. Дело в том, что вот уже пят-ь лет он наставляет тысячи руководителей и менеджеров высше-[а, помогая им в таком непростом деле, как развитие необходимых эв в сфере эмоционально выверенного лидерства. Наконец, Энни , преподаватель магистратуры Пенсильванского университета, не од консультирует руководителей частных и государственных орга-т и уже помогла десяткам фирм из разных стран преобразиться астить в своих стенах эмоционально интеллектуальных лидеров, з коллективного опыта позволил предложить читателю труд, в ко-нашим разнообразным знаниям нашлось непосредственное при-ие[1]. южество граней эмоционального лидерства открылось в резуль-аших встреч с сотнями руководителей, менеджеров и работников риятий и учреждений. Сильные лидеры встречались в организациях различных типов и на всех уровнях управления. Одни из них имают официальных руководящих постов — лишь в случае необ-ости они выходят на первый план, уходя затем в тень, до тех пор ie назреет очередная критическая ситуация. Другие же, напротив, вляют команду, а то и руководят целой организацией. Третьи со-новые фирмы, инициируют в своих компаниях важные изменения :е ловко отделяются от головного предприятия, с тем чтобы избе-сужого диктата и стать во главе бизнеса. этой книге мы рассказываем о многих из них (одних мы сможем ;ъ по имени, другие пожелали остаться неизвестными). Их личные щения подтверждаются тысячами руководителей. lm удалось собрать богатый урожай данных и из других источников. :ги из консалтинговой компании The Hay Group поделились с нами штатами исследований эффективности лидерства, которые уже более ати лет ведутся ее сотрудниками для заказчиков со всех концов све-оме того, в последние годы для сбора данных авторы академических цований все чаще прибегают к тесту для оценки эмоционального тия ECI-360 (Emotional Competence Inventory-360) — разработанно- му нами инструменту, который позволяет определять наличие ключевых навыков эмоционального лидерства, необходимых лидеру. Наконец, есть масса других исследовательских центров, где внимательно изучают и неуклонно развивают теорию эмоционального интеллекта и лидерства. Все это позволяет нам найти ответы на основные вопросы, раскрывающие суть эмоционального лидерства: какие качества необходимы лидерам, чтобы достичь успеха в вихре перемен? Откуда у лидера берутся силы мужественно принимать даже горькую правду? Что позволяет ему вдохновлять людей на трудовые подвиги и воспитывать в них преданность, которая проявляется, когда ш пытаются переманить на другую работу? Как им удается создать в коллективе эмоциональный климат, стимулирующий творчество, способствующий максимальной производительности труда или помогающий наладить теплые отношения с клиентами? Проявление эмоций на рабочем месте долго считалось затрудняющим рациональную деятельность организации. Теперь это в прошлом. Сегодня организации отдают должное эмоциональному лидерству. Для этого они должны воспитать в своих стенах лидеров, способных вызывать в людях эмоциональный отклик, который позволит им раскрыть свои возможности. В качестве примера обратимся к недавней истории: трагическим событиям 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне (федеральный округ Колумбия) и штате Пенсильвания, которые пришлись на последние дни работы над этой книгой. Это несчастье лишний раз показывает, сколь важную роль играет эмоциональное лидерство, особенно в кризисных обстоятельствах, в самые тяжелые моменты жизни. Такие случаи показательны, поскольку демонстрируют, что эмоциональный отклик не ограничивается всплеском позитивных эмоций, а открывает целый спектр человеческих чувств. Посмотрим, что предпринял сразу после этих терактов Марк Лоэр, генеральный директор SoundView Technology, брокерской компании из штата Коннектикут, специализирующейся на работе в технологическом секторе. В этот день многие работники фирмы потеряли своих друзей, коллег и близких. Первой реакцией Лоэра было пригласить всех сотрудников на следующий день в офис — не для решения производственных проблем, а чтобы разделить их горе и обсудить всем вместе, что же делать дальше. Все эти дни Лоэр был рядом с людьми, которые оплакивали погибших, и призывал их не скрывать своих переживаний. Каждый вечер в 9:45 по электронной почте он рассказывал компании об испытаниях, выпавших на долю его сотрудников. Лоэр пошел еще дальше: он поощрял и направлял коллективные обсуждения о том, как разумно справиться с хаосом и помочь всем и каж- ^ :ления. Поэтому наши знания мы предлагаем всем лидерам, на какой :тупени корпоративной иерархии они ни находились. пи координаты книга отражает результаты исследований роли эмоционального ин-екта в лидерстве. Мы будем рады получить отзывы наших читате-— узнать их мысли, истории из жизни, критические замечания. Хотя всегда у нас есть возможность ответить, нам приятно получать пись-г наших читателей, у которых всегда есть чему поучиться, "вязаться с нами можно по электронной почте по следующим адресам: (эниел Гоулман: Goleman@Javanet.com 'ичард Бояцис: richard.boyatzis@weatherhead.cwru.edu >нни Макки: anniemckeel@aol.com БЛАГОДАРНОСТИ З та книга — результат нескольких десятилетий изучения разнообразных аспектов эмоционального интеллекта. Наши усилия венчает создание теории эмоциональноего лидерства, причем каждый из нас подошел к разработке концепции со своих позиций. Мы признательны многим людям, которые повлияли на наш образ мыслей, помогли в проведении исследований и создании этой книги. Если говорить о Ричарде Бояцисе и Дэниеле Гоулмане, то многие из тех, кто повлиял на их научные взгляды, являются их коллегами. Это люди, которые вместе с ними участвуют в работе Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях, возглавляемого Кэри Черниссом, преподавателем Школы профессиональной и прикладной психологии Университета Ратджерса. Это Лайл Спенсер, Мэрилин Гоуинг, Клаудио Фернандес-Араос и Мэтью Манджино. Исследования этих специалистов дали авторам материал, который был непосредственно использован при создании книги. Но главным вдохновителем надо назвать профессора Дэвида Мак-клелланда, работавшего с нами, когда мы учились в аспирантуре Гарвардского университета. Вплоть до его смерти в 1998 г. именно исследования и теории Макклелланда в значительной степени определяли направленность наших работ. Мы также многим обязаны своим коллегам тех давних лет — специалистам, которые теперь работают в компании The Hay Group и продолжают делиться с нами своими научными изысканиями и открытиями о составляющих лидерского мастерства. Это Марри Дэл-зиел, координирующий директор по международной деятельности The Hay Group, — человек, чей запас глубоких наблюдений и размышлений о лидерстве и организационном развитии неиссякаем. Это Мэри Фонтейн, старший вице-президент, и Джеймс Баррес, вице-президент бостонского Центра им. Макклелланда в составе The Hay Group. Это Джон Ларер, вице-президент и генеральный управляющий The Hay Group, и Пол Бэзил, бывший директор по маркетингу этой компании. Эмоциональное лидерство Благодарности 15 множества других сотрудников The Hay Group, чьи исследо-/югли нам в работе, мы хотели бы упомянуть Кита Корнеллу, Рлин, Патрицию Маршал, Сайна Спенсера и Билла Трэдуэлла, щх в Бостоне. Мы также благодарим Терезу Джекобс-Стюарт аполиса; Кони Шройера из Арлингтона, штат Вирджиния; Рика Торонто; Ника Боултера, Криса Дайсона, Элисон Форсайт, Кэт-: и Питера Мэлроуза из Лондона; Серхио Оксера и Луиса Джор-1ан-Паулу; Таруму Раджа из Куала-Лумпур, кекобс из бостонского офиса компании The Hay Group прове-наиболее значительных данных, и в этом ей помогала Мишель био Сала, который руководит исследованиями в области тестов анальное развитие, выполнил для нас безупречную работу по анных. ц Бояцис хотел бы отдельно поблагодарить Дэвида Колба — эа по организационному поведению Университета Западного о района, — который познакомил его с моделью поведенческих й и побудил к дальнейшим изысканиям в этом направлении. Он знателен многим своим коллегам, которые помогали ему в науч-е и создании модели самоуправляемого обучения и способство-1иболее доходчивому изложению: Энн Бейкер, Роберту Ф. Бейл-е Билимориа, Сьюзен Кейс, Скотту Коуэну, Кристин Дрейфус, раскет, Луэлле Харви-Хейн, Ретте Холдорф, Дэвиду Леонарду, аклеод, Чаралампосу Майнемелису, Анджеле Мерфи, Патриции ну Ри, Лоррейн Томпсон, Джейн Уилер и Роберту Райту, гавленные в книге размышления авторов о лидерстве опирают-ia работы многих других людей. Дэниел Гоулман хочет выразить юсть Дипак Сети из Thomson Corporation; Наоми Р. Врльф из Ин-гического лидерства Вудхалл; Ричарду Дэвидсону, заведующему рией неврологии аффективных процессов Висконсинского уни-; Стиву Келнеру из компании Egon Zehnder International; Робину гдущему курсы социального и эмоционального обучения в Педа-м колледже Колумбийского университета; Рейчел Брод, которая 1ила нам обширные литературные материалы, и Роуану Фостеру, му нам неоценимую техническую поддержку. : того, Энни Макки желает особо поблагодарить сотрудницу ;ского института гештальт-терапии Фран Джонстон, чья острая [ и забота годами обогащали ее в личностном и профессиональ-:е и чья дружба является для нее величайшей ценностью. Боль-дбо она также хочет сказать Сесилии Макмиллен из Массачусет-1верситета за замечательную научную и практическую работу и Тому Мелнайту из Международного института менеджмента за изобретательность, сотрудничество и веселый нрав. Также спасибо за неоценимую помощь Барбаре Рейтано, Трейси Симендл, Нин Кузмик, Лезли Ло-ветт, Бьюле Трей, Джонно Ханафину, Марианн Рейни, Майклу Китсону, Линде Питтари, Фелис Тилин, Дэвиду Смиту и Кэрол Шеман. Мы хотим выразить благодарность сотрудникам издательства Гарвардской школы бизнеса — Марджори Уильяме и Кэрол Франко, которые руководили завершающим этапом работы. Особое спасибо нашему главному редактору Сьюзен Ротондо за ее проницательность и товарищеское отношение и Люси Макколи за вдохновенную помощь при исправлениях. А также Астрид Сэндовал, Шэрон Райе и Гейл Трэдуэлл — каждая из них оказала нам неоценимую помощь. И, как всегда, Сьюзи Уэтлауфер не забыла о пропаганде наших идей, когда готовила статью для Harvard Business Review. От всей души Энни Макки благодарит своего мужа Эдди Муэлва, который вдохновляет ее на творческие достижения; своих детей Беки Ренио, Шона Ренио и Сару Ренио, которые в домашних условиях продемонстрировали силу эмоционального интеллекта и влияния; своих родителей Кэти Макдональд Вигстен и Марри Вигстена за интеллектуальную и эмоциональную поддержку ее работы; своих братьев Рика, Мэтта, Марка, Джеффа и Роберта, а также свою сестру Сэм. Ричард Бояцис просит прощения за невнимательность и благодарит свою жену Сэнди за снисходительность к его поведению в продолжение тех месяцев, пока писалась эта книга, за ее поддержку и помощь в корректуре черновиков; своего сына Марка Скотта и, уже покойного, тестя Рональда У. Скотта за отзывы о набросках. Дэниел Гоулман, как всегда, признателен за вдохновение и терпеливость своей жене Таре Беннет-Гоулман и надеется, что эта книга поможет построить лучшее будущее для его внучек — Лайлы и Хейзл Гоулман. И наконец, каждый из нас хотел бы подчеркнуть ту ценность, которую имело для создания книги наше сотрудничество (и его резонанс). ЧАСТЬ I СИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА |
![]() | Заседание Клуба "hr-мастерская". Мастер-Класс на тему "Нематериальная мотивация на основе eq (эмоционального интеллекта)" | ![]() | Проанализировать свои эмоции, описать причины и составляющие своих наиболее часто проявляемых эмоций |
![]() | Бояцис, Ричард Резонансное лидерство [Текст] : самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе... | ![]() | Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы,... |
![]() | Задача (Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. – М.: Эксмо, 2006. С. 564) | ![]() | Содержание понятия лидерства в управлении организацией Error: Reference source not found |
![]() | ![]() | Другие придерживаются мнения, что возникающее нервно-эмоциональное напряжение является приспособительной реакцией личности, позволяющей... | |
![]() | Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия,... | ![]() | Эти особенности влияют на методическое, программное обеспечение и на используемую вычислительную базу, являющимися составляющими... |