Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле




Скачать 186.84 Kb.
НазваниеУрок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле
Дата публикации11.03.2013
Размер186.84 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Химия > Урок
Интегрированный урок химии и литературы

Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле

ментов

Цель: обобщить, углубить и закрепить знания истории развития химии;

воспитать в учащихся чувство прекрасного; развивать внимание, па

мять, эрудицию, творческие способности
Оборудование: проектор, экран, презентация; периодическая система

Д.И.Менделеева; видеоролик «Золотые сталлактиты – кристаллиза

ция».

Тип урока: объяснение нового материала.

ХОД УРОКА
^ Учитель химии. Уже второй год мы с вами изучаем химию. Химия – это наука, изучающая химические вещества, их свойства и превращения. Оглянитесь, химические вещества окружают нас повсюду: откуда взялась эта сверкающая на солнце ваза? А вот на столе стоит флакон. Мы открываем его и слышим нежный аромат фиалок, что это? Или. Посмотрите, вот едет по улице машина, шурша по асфальту шинами, из чего они сделаны? Таких чудес вокруг нас можно насчитать сотни тысяч, ведь химия, как истинная волшебница наших дней умеет делать настоящие чудеса, которые вызывают восхищение и рождают поэзию…
^ Учитель литературы читает стихотворение Степана Щипачёва «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

^ Всё - от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший – водород,

Есть просто кислород, а вместе это –

Июньский дождь от всех живых щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно-бурые растворы брома.

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.
Учитель литературы. Это стихотворение Степана Щипачева, он один из поэтов, который образным словом прикоснулся к химии.

^ Учитель химии. У химии нет дня рождения. Известно лишь, что она очень древняя наука. Химические знания возникли до того, как люди изобрели буквы, научились писать и читать.

Отчасти появление химии связывают с появлением у человека власти над огнем. Ведь, как мы знаем, горение – это химический процесс. Когда человек научился готовить пищу на костре, он сделал еще один большой шаг в открытии химии: в процессе жарки или варки в пищевых продуктах происходят настоящие химические превращения. Сколько их было таких шагов за десятки тысяч лет, которые прошло человечество в своем развитии?

Первые научные трактаты о строении мира появились примерно 2500 лет назад, то есть через 3—4 тысячи лет после рождения ремесленной химии. Представления о том, из чего устроены все вещи, были основаны не на практическом опыте ремесленников, а на религиозных мифах или легендах.

Религиозные учения с древнейших времен пытались в виде красивых, но непонятных и запутанных легенд объяснить, как происходило сотворение мира и из чего построены окружающие нас предметы. Ученые старались расшифровать эти легенды, сделать их понятными и логичными. Так, в основном благодаря стараниям древних греков, возникла новая наука античная философия. Часть этой науки, посвященная внутреннему строению вещей и превращению одних вещей в другие, иногда называют античной химией.

Вначале древнегреческие философы считали, что весь мир состоит из чего-то одного — только из воды или только из воздуха. Затем, некоторые из них поняли, что для объяснения невероятного разнообразия вещей и явлений одной воды или одного воздуха явно недостаточно.

Так возникли более сложные учения. В них античные философы сделали очень важный вывод, что наш огромный и разнообразный мир состоит из небольшого количества одних и тех же составных частей, перемешанных между собой в разных соотношениях.

Например, берем всего два цвета — желтый и синий. Если смешать очень мало синего и много желтого - получим желто-зеленый цвет, больше синего и меньше желтого - сине-зеленый цвет, синего и желтого поровну - зеленый и так далее. Сколько оттенков можно получить смешиванием всего двух цветов?Огромное множество'.А сколько всего нужно основных, «главных» цветов,чтобы получить все-все другие цвета? Очень мало.

Другой пример. Из каких составных частей состоит музыкальная мелодия? Из нот. Сколько всего нот? Семь. А сколько мелодий складывается из них? Десятки тысяч!

^

Итак, вернемся к понятию составных частей. Для названия основных составных частей чего-либо существует специальное название - элемент.



― Попробуйте сформулировать понятие элемент? Что обозначает это слово?


^

Слово элемент, в переводе с греческого языка означает простейшую составную часть чего-либо. Как мы уже увидели, есть элементы цветовые, музыкальные.


А из каких элементов состоит весь наш мир? Древнегреческий философ Эмпедокл (490-430 гг. до нашей эры) и его ученики считали, что существует всего четыре основные части - элементы: земля, вода, воздух и огонь. Вода придавала всем окружающим нас предметам влажность и прохладу, воздух - влажность и теплоту, земля - прохладу и сухость, огонь - сухость и теплоту. Элементы могли притягиваться и отталкиваться друг от друга с помощью двух сил - филии и нейксоса (любви и вражды). Это объясняло превращение одних предметов в другие.

Как объяснить все, что нас окружает, с помощью элементов Эмпедокла? Давайте потренируемся. Возьмем сухой кусок дерева. Из каких элементов он состоит? Дерево твердое, значит в нем есть элемент земля, дерево горит - значит здесь имеется элемент огонь, во время горения из дерева улетучивается дым - следовательно, в дереве есть воздух. Итак, дерево состоит из огня, земли и воздуха.

А уголь, бумага? Они тоже твердые, горят и дымят. Все они состоят из одних и тех же элементов. Почему же тогда дерево, бумага и уголь такие разные? Просто в них эти три элемента находятся в разных соотношениях. В одном предмете больше огня, в другом больше земли или воздуха.

Кроме учения Эмпедокла были и другие подобные учения. Древние китайцы, например, считали, что элементов не четыре, а пять: шуй(вода), хо (огонь), му(дерево), ту (земля) и цзинь(металл).Точно так же, как и греки, китайцы объясняли все свойства окружающих нас предметов присутствием в них пяти элементов.

Важный вклад в описание строения мира внесли философы Демокрит (460-370 гг. до н. э.) и Левкипп (500-440 гг. до н. э.). Допустим, предположили они, всё состоит из элементов. А как элементы образуют предметы, которые нас окружают? И вообще, из чего состоят сами элементы?

Демокрит и Левкипп предположили, что все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц. Философы назвали эти частицы атомосами(атоцоа), что означает «неделимые». По мнению Демокрита и Левкиппа, атомосы каждого элемента — огня, воды, земли и воздуха, должны были иметь определенную форму, вес и цвет, а также обладали способностью цепляться друг за друга. Из различных сочетаний атомосов разных элементов «складывались» все предметы окружающего нас мира.
В античные времена химия была не только ремеслом, но и философией, искусством, частью мировоззрения наших предков.
^ Учитель литературы. Одним из философов и литераторов, обратившихся к химии был Тит Лукреций Кар. Римский поэт жил в суровое время. О философе известно мало. Ни места его рождения, ни социального происхождения. Но сохранилось, практически в полном объеме , главное сочинение Лукреция. Поэма «О природе вещей» в 6 томах. Интересно, что об этой поэме ничего не знали до середины 15 века. Я прочту отрывок из поэмы. Попробуйте сделать вывод о чем поэма.

^ В те времена, как у всех на глазах безобразно влачилась

Жизнь людей на земле под религии тягостным гнётом,

С областей неба главу являвшей, взирая оттуда

Ликом ужасным своим на смертных, поверженных долу,

^ Эллин впервые один осмелился смертные взоры

Против неё обратить и отважился выступить против.

И ни молва о богах, ни молньи, ни рокотом грозным

Небо его запугать не могли, но, напротив, сильнее

^ Духа решимость его побуждали к тому, чтобы крепкий

Врат природы затвор он первый сломить устремился.

Силою духа живой одержал он победу, и вышел

Он далеко за предел ограды огненной мира,

^ По безграничным пройдя своей мыслью и духом пространствам.

Как победитель, он нам сообщает оттуда, что может

Происходить, что не может, какая конечная сила

Каждой вещи дана и какой ей предел установлен.

^ Вот почему мы должны не только в небесных явленьях

Дать себе полный отчёт: в движениях солнца с луною

Как происходят они и какой совершается силой

Всё на земле, но и то со вниманием разумом чутким

^ Выяснить, в чем состоит души природа и духа;

Наших заданий предмет: и откуда являются вещи,

И каким образом всё происходит без помощи свыше.
Главная идея ― ничто не родится из ничего, все вещи возникают из атомов, которые вечны. Все миры возникают из невидимых и неосязаемых атомов.

^ Учитель химии. Ученик Аристотеля, полководец Александр Македонскийи, завоевав Египет, принес на захваченные земли химические знания греков. Но египтяне тоже были умелыми химиками. Постепенно их познания стали доступны греческим ученым. Так произошло слияние египетских химических ремесел с представлениями греков о строении вещества. Различные ветви химии слились воедино, и химия начала превращаться в единую науку.

Шли века, греческая цивилизация угасала, на смену ей зова пришла эпоха Древнего Рима. Римляне, впитав знания греков, тоже внесли большой вклад в развитие химии.

Но вот Великий Рим пал под натиском варваров. Казалось, что химия исчезла навсегда.

Тем не менее, химия полностью не исчезла; часть знаний и ремесел сохранилось на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Откуда у восточных народов появилась химическая наука? Когда-то ее принесли туда греки, затем римляне. В Азии, как прежде в странах Европы, химия служила для производства металлов, тканей, драгоценностей, ароматических веществ и лекарств.

В восьмом веке арабы начали завоевание Европы, и, как и прежде, вместе с завоевателями на оккупированные земли пришла культура и наука народа-поработителя. Так химия начала возвращаться в Европу.

Вернулась наука-эмигрантка под другим, арабским именем, хотя оно не очень сильно отличалось от старинного египетского и европейского. Арабы к слову химия добавили приставку-артикль аль-. Так возникло слово аль-химия или алхимия.

^ Учитель химии. Какие ассоциации у вас со словом алхимия.
Учитель литературы. Время идет… Средневековье – эпоха во многом загадочная. Она открывает нам мир ярких одежд и сверкающих лат, спокойных миниатюр и готических соборов, мир словесной культуры, воплощённой в музыку и театр. По праву неотъемлемой частью этой причудливой эпохи считается прародительница химии – царица Алхимия.

^ Учитель химии. Знакомясь с произведениями Средневековья, мы непременно встречаемся с фигурой старика- алхимика, уединившегося в лаборатории среди нагромождений колб, реторт, снадобий, пороков.
^ Учитель литературы. «Представьте себе какой-нибудь германский средневековый город, узенькие улицы, пёстрые готические дома и среди них – ветхий, считаемый необитаемым. Уже давно погасли огни в замке феодала, отслужена вечерняя месса, недремлющий сторож перегородил цепью улицы засыпающего города. И только в келье учёного-алхимика горит свет. Окна её глухо заколочены, по потрескавшимся стенам лепится мох, ползёт сырость. Ничто не говорит о присутствии в ней живущего. Но в гулкую от тишины ночь голубоватый дым, вылетая из трубы, свидетельствует о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но всё ещё неразлучного с надеждой. Его напрасно преследует инквизиция, проникая во все тайны мышления человека: оно вырывается и, объятое страхом, с ещё большим наслаждением предаётся своим занятиям.» Такими видел средневековых алхимиков из своего XIX века русский писатель Николай Васильевич Гоголь, сам известный своими мистическими фантазиями.
^ Учитель химии. Чем же занят старик-алхимик? Быть может, он ищет формулу эликсира бессмертия? Нет, он исполнен желания получить философский камень, который позволяет обращать металлы в золото. Золото – вот его цель!
^ Учитель литературы. Читает стихотворение Н.Огарева об алхимике.

На экране опыт …………

В убогой келье в час ночной

Сидел один монах седой.

^ Свеча горела перед ним;

Он пальцем тощим и сухим

В фольанте лист уж пожелтелый

Ворочал тихо и несмело.
Потом реторту робко взял

И горн с усильем раздувал.

Кипела жидкость; смрад и дым

Носились в воздухе над ним.

Но труд, надеждою богатый,

Был тщетен вновь – не вышло злата.
Ещё бледнее стал старик

И головой на грудь поник.

Отверг любовь и наслажденье.

Жить для науки дал обет.

Я сердца сжал в себе движенья,

«Я целый век мой с юных лет
Да судит Бог! Я не искал,

Когда я злато добывал,

Ни денег, ни людских похвал.

И тайный ход всего творенья.

Я пульса каждое биенье

В природе лишь узнать желал

Учитель химии. Об алхимии можно было бы написать не одну книжку, а сотни — настолько много сделали алхимики для химии, медицины, биологии и других наук. За 8-9 веков они открыли новых веществ больше, чем за предыдущие 5 тысяч лет. Алхимики довели до совершенства методы получения и очистки металлов, разработали новые способы изготовления лекарственных препаратов, изобрели декоративные сорта стекла, по своей красоте не уступающие драгоценным камням. Даже современная химическая посуда практически полностью была придумана и усовершенствована алхимиками.

Итак, что же нового и важного внесли алхимики в химическую науку? Прежде всего они создали новую систему элементов, химическихэлементов, а не философских, полученных в наследство от античнойхимии. Вместо четырех элементов - огня, воды, воздуха и земли арабские алхимики начали использовать всего лишь два - серу и ртуть. Несколько позже к двум элементам добавили третий - соль.

Появление новой системы элементов было связано с тем, что в арабской и позднее в европейской алхимии учение о строении вещества уже не было оторвано от ремесел. Химия стала единой наукой, поэтомуалхимики использовали накопленные теоретические знания для описания превращений веществ в процессе производства.

Загадочные античные элементы были слишком далеки от того, чтолюди наблюдали на практике. Их нельзя было использовать для ремесла. Поэтому элементы огонь и воздух в алхимических теориях постепенно трансформировались в единый и более понятный всем элемент - серу, а земля и вода превратились в другой элемент — ртуть.

Вместе с новой системой элементов возникла и теория трансмутации(взаимопревращения) металлов. В серебре меньше ртути, чем в золоте? Добавим к серебру ртуть - получим золото! А вот в свинце ртути совсем мало. Тоже не беда, добавим к свинцу немного ртути — получится олово, побольше — серебро, еще больше — золото.

Не правда ли, все очень логично? Но, увы, из смеси металлов и ртути золото образовываться никак не хотело. Алхимики затратили огромные усилия на то, чтобы открыть тайну взаимопревращения металлов, но самое большее, что они смогли сделать, это лишь разработать очень искусные способы подделки золота и серебра.

Пытаясь всеми возможными способами соединить ртуть и металлы, алхимики открыли огромное количества новых веществ. Каждому из новых веществ они дали название, а чтобы изобразить в своих трактатах химические превращения, помимо названий стали использовать специальные знаки.

Правила расшифровки рисунков тщательно оберегались алхимиками и не сохранились до наших дней, поэтому современные ученые могут объяснить лишь немногие, самые простейшие из старинных изображений. Впрочем, из-за несогласованности обозначений алхимики тоже плохо понимали, что нарисовали их коллеги и предшественники.

Посмотрите на одну из картинок старинного трактата известного алхимика Василия Валентина (XV век). К счастью ее не очень сложно расшифровать. Кто такие король и королева, вы догадались. Это золото и серебро. Под видом старичка изображен металл свинец, а в волчью шкуру переодет металл сурьма. Так вот, на картинке изображены способы очистки благородных металлов от примесей: для этого золото нужно сплавить с сурьмой, а расплавленное серебро следует долго нагревать с расплавленным свинцом, чтобы он забрал примеси из очищаемого металла. Как видите способы очистки разные, и эта информация тоже получена из рисункаПо мере распространения алхимии и развития химического производства огромные трудности возникали при копировании научных трудов: их приходилось многократно перерисовывать. Из-за этого литература по химии распространялась медленно и стоила необычайно дорого.

Алхимическая система обозначений просуществовала до XVII века, затем ее усовершенствовали, и в новом, улучшенном виде мы используем ее до сих пор.

Первую, достаточно полную классификацию химических веществ создал уже известный вам алхимик Ар-Рази. Прежде всего, он разделил все вещества по их происхождению на органические (полученные из организмов животных и растений) и неорганические (полученные из минералов). Такое деление веществ заложило основы для двух современных ветвей химической науки - органической химии и неорганической (минеральной) химии.

Особо тщательно Ар-Рази разработал классификацию минеральных веществ.

По мере накопления новых знаний алхимики часто меняли химическую классификацию - увеличивали или уменьшали количество классов веществ, «переводили» вещества из одного класса в другой.

Попытки выделить серу и ртуть из металлов и неметаллов всегда заканчивались неудачей. И вот некоторые ученые стали сомневаться в своих алхимических элементах сначала тайком, а потом и «вслух». В 1661 году уже известный вам ученый Роберт Бойль издал книгу «Химик-скептик» (слово «скептик» означает «сомневающийся»)гв которой подверг сомнению существование только трех алхимических элементов. Он считал, что элементы - это «простые неделимые вещества, из которых составлены все сложные вещества и на которые все сложные вещества могут быть разложены». Простое вещество сера является элементом серой, простое вещество ртуть - элементом ртутью, простые вещества железо, олово, золото представляют собой не смесь элементов ртути и серы, а отдельные элементы - железо, олово, золото.

Ученые не сразу восприняли новое учение об элементах, однако к середине XVIII века старая алхимическая теория ртути-серы-соли постепенно исчезла. Элементов стало много, именно столько, сколько было известно простых веществ.

К середине XIX века были открыты 63 химических элемента, и попытки найти закономерности в этом наборе предпринимались неоднократно.

Первую успешную попытку систематизации химических элементов предпринял немецкий химик И.В. Рихтер. Он обратил внимание, что для классификации элементов может служить такое постоянное свойство простых веществ как атомная масса. В книге "Начала стехиометрии или способ измерения химических элементов", опубликованной в 1793 г., он расположил металлы, обладающие близкими свойствами (натрий и калий; магний, кальций, стронций и барий) в ряд по возрастанию их атомных масс. Хотя эти элементы еще не были выделены в свободном состоянии, однако их соединения были хорошо изучены, а атомные массы - измерены. При таком расположении элементов стало видно, что атомная масса калия, равная 39, больше атомной массы натрия, равной 23, на 16 единиц массы.

Так же различаются и атомные массы кальция (40) и магния (24). И хотя массы атомов кальция и стронция различались на большую величину, впервые была отмечена определенная закономерность, связывающая химические свойства элементов и массу атома, не имеющую отношения к химической активности.

Объединив в 1817 году в особую группу щелочноземельные элементы (кальций - стронций - барий), немецкий химик И. Дёберейнер обнаружил, что массы среднего из трех химических элементов, близких по физическим и химическим свойствам, равна, примерно, среднему арифметическому атомных масс двух других элементов. Через 12 лет в разговоре со своим другом, известным поэтом и философом Иоганном Гёте, Дёберейнер вспомнил об этой особенности элементов. Он обнаружил еще три ряда сходных по свойствам элементов: литий - натрий - калий; сера - селен - теллур и хлор - бром - иод. Дёберейнер назвал такие группы элементов триадами. У недавно открытого брома из последней триады не была еще известна атомная масса. Ее Дёберейнер определил, используя свое правило. Если у хлора и иода атомные массы равны соответственно 35,5 и 127, то у брома она должна быть равной (35,5 + 127)/2 = 81,2, что близко к экспериментальному значению атомной массы брома.

В изданном в 1849 году учебнике "Основания чистой химии", русский химик Г.И. Гесс, получивший известность как основатель термохимии, рассмотрел четыре группы известных тогда элементов-неметаллов, имевших большое сходство в химических свойствах: углерод − бор − кремний; азот − фосфор − мышьяк; сера − селен − теллур и хлор − бром − иод.
Гесс не считал свою систему идеальной и законченной. Он писал: "Эта классификация еще очень далека от того, чтобы быть естественной, но она все-таки соединяет элементы в группы весьма сходные, и с распространением наших сведений она может усовершенствоваться". Считается, что именно Гесс впервые ввел в употребление понятие "группа элементов". Он правильно определил состав большинства групп неметаллов, которые почти без изменения вошли в периодическую систему Д.И. Менделеева. Лишь бор пришлось исключить из группы углерода и объединить в одну группу с алюминием, индием и таллием, в которую позднее был добавлен галлий.

Один из важных шагов к созданию Периодической системы - спираль Шанкуртуа. Она стала первой попыткой упорядочить в виде таблицы известное к тому времени множество химических элементов. Пытаясь, как и другие химики, найти основу для их классификации, французский ученый А. Бегие де Шанкуртуа высказал предположение, что "свойства элементов являются функцией чисел". В 1862 году он предложил для систематизации химических элементов оригинальную пространственную схему. Шанкуртуа выдвинул идею спирального расположения элементов в зависимости от их атомных масс. В своем сочинении "Земная спираль" он сгруппировал элементы по спирали вокруг цилиндра в порядке возрастания их масс. Оказалось, что через 16 единиц атомной массы появляются близкие по химическим свойствам элементы. В спирали Шанкуртуа они находятся на одной вертикальной линии, образующей цилиндр, на который навертывается эта спираль (рисунок). Однако идея расположения элементов на оси "земного винта" не привлекла внимания его современников.

В 1865 г. английский химик Дж. Ньюлендс предложил "закон октав". На основе этого закона он составил таблицу, в которой близкие по свойствам элементы (каждый из которых впервые получил порядковый номер), как и близкие по звуку ноты в музыкальной октаве, повторялись через семь номеров.
Доклад Ньюлендса на заседании Лондонского химического общества был встречен равнодушно. Один из профессоров спросил Ньюлендса, не пробовал ли он расположить элементы в таблице в алфавитном порядке и не заметил ли он при таком расположении каких-либо закономерностей.

Журнал общества отверг статью Ньюлендса, в которой он излагал содержание своего доклада. Тем не менее в 1887 году руководители Лондонского химического общества присудили Ньюлендсу медаль имени Дэви "за открытие периодического закона" - спустя пять лет после того, как этой же медалью с аналогичной формулировкой был награжден Д.И. Менделеев.

Начало таблицы Ньюлендса

1. H

8. F

15. Cl

22. Co, Ni

2. Si

9. Na

16. K

23. Rb, Cs

3. Be

10. Mg

17. Ca

24. Zn

4. B

11. Al

18. Cr

25. Y

5. C

12. Si

19. Ti

26. In

6. N

13. P

20. Mn

27. As

7. O

14. S

21. Fe

28. Se

Учитель химии. Позже великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, изучив знания о химических элементах, полученные до него, и обобщив попытки классификации, с которыми вы познакомились, создал периодическую систему химических элементов в том виде, в каком мы пользуемся до сих пор.

^ Учитель литературы. Снова перевернем лирическую страницу нашего урока химии. Оказывается практически обо всех элементах составлены стихи, не всегда правда великим поэтами. Попробуйте сейчас догадаться о каком элементе говорит А.С.Пушкин:

^ Тогда услышал я, о диво, запах скверный,

Как будто тухлое разбилося яйцо.

Иль карантийный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо. (сера)
^ Учитель химии. Каждому элементу вами разгаданному дайте химическую характеристику по плану.

Учитель литературы. А вот так еще об одном элементе говорит поэтесса Б.Ахмадулина

^ Ты слышишь, как щекочет, как течет

Под мышкой ртуть, она замрет - и тотчас

Определит серебряная точность,

Какой тебе оказывать почет.(ртуть)

Учитель литературы.

Он бесцветен и невиден, −

Но в природе столь обыден,

Ведь находится везде:

В почве, воздухе, воде.

Без него бы человек

Не прожил бы и вовек.

В общем, это элемент,

Важней какого нет.

Ну, а если кто решил,

Что все это – водород,

Тот, конечно, поспешил,

Ведь загадан – ... (Кислород)
Учитель литературы

Не шутите с ним ребята

Он горит, рождая воду,

В смеси с Кислородом-братом

Он взрывается, ребята!

Вам скажу на всякий случай -

Эту смесь зовут «гремучей».

А еще хочу сейчас

Объяснить я всем ребятам –

Он у нас – легчайший газ,

У него мельчайший атом.

Он стоит на первом месте

В Менделеевской системе.

Это очень много чести –

Находиться перед всеми. (водород)
Учитель литературы

Среди металлов самый славный,

Важнейший древний элемент.

В тяжелой индустрии главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родится в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной. (Железо.)
Учитель литературы

Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил мечтой о нем.

Но, как кумир, он свержен был,

Уж блеск его не манит.

Ведь хорошо мы знаем с вами:

Не все то ценно, что блестит. (Золото.)
Учитель литературы

На земле меня не счесть:

Мрамор, мел, карбид возьмите,

В соде пищевой я есть.

Знает весь меня народ

Ведь зовусь я … (углерод)
Учитель литературы

Хранят обычно в керосине,

И бегает он по воде.

В природе, помните отныне,

Свободным нет его нигде.

В солях его открыть возможно,

Желтеет пламя от него,

И получить из соли можно,

Как Дэви получил его. (Натрий.)

Учитель литературы
Давно известна человеку,

Она тягуча и красна.

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она.

С горячей серной кислотою

Дает нам синий купорос,

Белеет иногда, порою.

Что за металл? Ответьте на вопрос. (Медь.)

Учитель химии. Наш урок подошел к концу, вы сегодня узнали о том, что задолго до Д.Менделеева были попытки классификации химических элементов.
― Что же такое элемент?

― Назовите имена великих, которые внесли вклад в создание классификации?

― Почему важно знать об этих попытках?
Учитель литературы. Вот и завершился урок, перед началом которого вы и предположить не могли, как же связаны литература и химия. У нас было слишком мало времени, поскольку это все-таки урок химии, коснуться литературной химии. особого расцвета литературная химия достигла в ХХ веке, когда в литературу прочно вошел жанр фантастического романа. Нельзя быть писателем- фантастом и не знать химии. В завершение урока я бы хотела, чтобы вы попробовали себя в роли литературных химиков и составили сенкан к словам элемент и алхимик.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок химии 9 класс тема: «Типы химических реакций. Реакции разложения,...
Цель: развивать умения и навыки составления уравнений химических реакций, формировать навыки распознавания типов реакций теоретически...

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок химии, 11 класс, профильный уровень. Тема: Общие сведения о...
...

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок-игра «Своя игра». 9 класс Цели
Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных...

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок химии 8 класс. Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса»
Разработала учитель химии I категории, увк «школа-гимназия» №1 Танюкевич Виктория Владимировна

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок русской литературы 8 класс Тема: «Читай, рассуждая…»
Тема: «Читай, рассуждая…» (Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconТема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Цели
...

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок-игра по химии 7 класс путешествие по континенту химиада обобщение...
Оборудование: мультимедийный комплекс, периодическая система химических элементов, листы для жюри, листы с названиями команд

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconПлан: Общие сведения Важнейшие исторические события Природа Население...
Азии. Вы­хода к морю Лаос не имеет. На севере Лаос граничит с Китаем, на востоке — с Вьетнамом, на юге — с Кампучией, на западе —...

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconУрок литературы в 10 классе Тема: Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»....
Червоная Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы Донецкого лицея №52 «Меркурий»

Урок химии и литературы Тема: Исторические сведения о попытках классификации химических эле iconСправочник по химии и технологии твердых горючих ископаемых с. 268
К высокотемпературной относят смолу, получаемую в процессе высокотемпературного коксования каменных углей. Она образуется в результате...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<