Скачать 0.49 Mb.
|
Министерство образования и науки Украины Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ Методическое пособие для студентов биологического факультета Часть II Одесса — 2012 Методическое пособие предназначено для студентов биологов и микробиологов II курса с целью систематического самостоятельного изучения и контроля знания основ органической химии. Приведенные в нем задачи и упражнения предполагают хорошее знание основных классов органических соединений, их свойств, способов получения, классификации и номенклатуры. Задачи и упражнения составлены таким образом, что побуждают студента к углубленному изучению теоретических основ и соответствующего контроля процесса, усвоения всего материала, предусмотренного программой. Составитель и автор задач и упражнений: доц. Колянковский А.А., кафедра органической химии ОНУ. Рецензент: Анисимов Ю.Н., профессор кафедры общей химии и полимеров ОНУ. Рекомендовано к печати Ученым советом химического факультета ОНУ им. И.И.Мечникова, протокол № ___ от ___ июня 2009 г. СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 4 ВВЕДЕНИЕ 6 Модуль 3. Производные углеводородов: спирты, фенолы, галогенопроизводные и амины 8 Модуль 4. Производные углеводородов: альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и производные 38 Модуль 5. Производные углеводородов со смешанными функциональными группами. Гидроксикарбонильные соединения 54 ВВЕДЕНИЕИзучение органической химии на II курсе биологического факультета предусматривает 50 лекционных часов, 70 часов лабораторных и более 200 часов самостоятельных занятий. Контроль усвоения материала и знаний студентов осуществляется во время лабораторных, семинарских занятий и контрольных работ – модулей. На основе набранных балов во время семинарских, лабораторных занятий, а также письменных контрольных работ – кредитов выставляется средняя оценка. Лекционный и лабораторный материал разбит на шесть примерно равных по объему материала модулей, охватывающих весь курс органической химии. Темы модулей: Модуль 1. Теоретические представления в органической химии. Модуль 2. Углеводороды: алканы, алкены, алкины, циклоалканы и арены. Модуль 3. Производные углеводородов: спирты, фенолы, галогенопроизводные и амины. Модуль 4. Производные углеводородов: альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и производные. Модуль 5. Производные углеводородов со смешанными функциональными группами. Гидроксикарбонильные соединения. Модуль 6. Производные углеводородов. Нитросоединения, аминокислоты, белки и гетероциклические соединения. На основе заработанных баллов (кредитов) выставляется средняя оценка. В среднюю оценку может быть включен бонус 15 баллов при 100% выполнении лабораторных работ и активном участии в устных ответах на семинарских занятиях. Тесты включают пять вопросов и требуют точного, подробного ответа на каждый вопрос. Модули включают десять вопросов каждый и, соответственно, по 4-6 возможных ответов на каждый поставленный вопрос. Верных ответов может быть один или несколько, в зависимости от характера вопроса. Рассмотрим несколько характерных примеров. Вопрос: К какому классу органических соединений можно отнести соединение брутто-формулой С3Н6? Приведенные ответы: а) углеводород; б) алкен; в) циклоалкан; г) альдегид; д) алкин. По составу С3Н6 соединение содержит только атомы углерода и водорода и, следовательно, это углеводород. По соотношению углерода и водорода этот углеводород соответствует формуле CnH2n и, следовательно, может иметь структурные формулы CH3–CH=CH2 и ![]() Рассмотрим еще несколько примеров, где возможны два и более правильных ответа. Вопрос: Присутствие каких ковалентно связанных химических элементов возможно для отнесения вещества к органическим? Предлагаемые ответы: а) C, H, N; в) С, O, N; в) C, Cl, P; г) C, H; д) S, H, O. Учитывая, что органическая химия изучает соединения углерода, водорода – углеводороды и их производные, верным исчерпывающим ответом будет: а) и г). Вопрос: Какой (какие) из перечисленных ниже заместителей при наличии младшего заместителя по номенклатуре IUPAC в названии органического соединения будет обозначаться суффиксом? а) С2Н5-; б) Cl-; в) HO-; г) –СООН; д) С6Н5- (фенил). Исчерпывающе правильным ответом будет: в) НО- и г) –СООН. |
![]() | Методическое пособие предназначено для студентов биологов и микробиологов II курса с целью систематического самостоятельного изучения... | ![]() | Асимметрический атом углерода, хиральность, R/S-номенклатура. Проекции Фишера. Энантиомеры и диастереомеры. Трео-, эритро- и мезо-формы.... |
![]() | Выполнение контрольной работы по химии является обязательным условием допуска к экзамену по химии | ![]() | Николая Измайлова. Организаторы конференции: Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина и Институт Физико-органической... |
![]() | Предмет и задачи химии. Явления физические и химические. Место химии среди естественных наук. Экологические проблемы химии. Роль... | ![]() | К высокотемпературной относят смолу, получаемую в процессе высокотемпературного коксования каменных углей. Она образуется в результате... |
![]() | Перенесение интересов в актуальную практическую сферу человеческой деятельности позволило ставить и решать задачи, приведшие к открытию... | ![]() | Ниже приведены контрольные вопросы по всему разделу. Ответы на эти вопросы являются проверкой степени усвоения читателем теоретических... |
![]() | Институт физико-органической химии и углехимии им. Л. М. Литвиненко нану 83114, Донецк, ул. Р. Люксембург, 70; smolyar nik@ mail... | ![]() | Петюнина Павла Алексеевича, заведующего кафедрой органической химии нфаУ (в то время Харьковского фармацевтического института) с... |