Принципы диалектической логики




Скачать 311.03 Kb.
НазваниеПринципы диалектической логики
страница1/3
Дата публикации20.03.2013
Размер311.03 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
  1   2   3
М. М. РОЗЕНТАЛЬ

ПРИНЦИПЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ

ЛОГИКИ

ГЛАВА VIII

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таким образом, индукция и дедукция занимают определенное место в арсенале средств, которые исполь­зует диалектическая логика. Но все же в сложном процессе познания, открытия законов действительности они играют вспомогательную роль. Только путем от­крытия законов достигается та степень познания явле­ний, которая позволяет с уверенностью делать о них истинные заключения, ибо закон объясняет необходи­мость явления. Индукция же, как мы видели, в силу своей проблематичности необходимости дать не может. В этом смысле Энгельс и противопоставляет индукцию анализу, считая последний более глубокой формой науч­ных открытий. С другой стороны, дедуцирование выво­дов из определенных посылок также может протекать успешно лишь при условии, что исходные посылки истинны, иначе этот процесс может завершиться непра­вильным выводом. Следовательно, сама дедукция как процесс движения от общего к частному или менее об­щему, образно говоря, нуждается в подпорке более основательной, чем индукция. Чтобы всеобщее, из кото­рого делаются заключения, могло выполнить свою роль, оно должно выражать существенное в массе явлений, короче говоря, оно должно быть выражением закона. Процесс выведения из общего как закона определенных заключений о частном явлении, конкретизации общего в частном осуществляется с помощью синтеза.

На первый взгляд может показаться, что анализ и синтез тождественны с индукцией и дедукцией. Но это не так, хотя у них имеются некоторые общие черты. Анализ и индукция имеют непосредственно дело с еди­ничными явлениями, с фактами, которые они обобщают в процессе движения познания от единичного к общему. Но этим заканчивается их сходство. В то время как в ходе индукции мы сравниваем и сопоставляем еди­ничные явления, берем в них то общее, что вытекает из такого сопоставления, в процессе анализа мы идем дальше. Здесь мы не просто сравниваем явления для того, чтобы заметить общее, а доискиваемся их основы, сути.

У синтеза и дедукции также сходство в том, что они имеют дело непосредственно с общим и от него идут к частному или менее общему. Но они не покрывают друг друга. В то время как в ходе формальной дедук­ции мы выводим частное из общего на основании связи рода и вида явлений, в процессе синтеза мы вскрываем внутреннюю связь общего как закона с отдельными явлениями, выводя из закона его необходимые измен­чивые проявления.

Сила силлогизма есть, формальная сила, тогда как сила синтеза — реальная сила. То же самое можно ска­зать и об индукции. Последняя делает свои заключе­ния на том основании, что поскольку единичное имеет такие черты, то и общее должно быть таким же, дедук­ция же исходит из того, что раз общее таково, то и частное должно быть таким же. Анализ и синтез свои заключения делают не на этом в конце концов формаль­ном основании, а из установления необходимой при­роды общего и единичного, закона и явления, их вну­тренней связи. Поэтому анализ и синтез позволяют глубже проникать в природу вещей. Рассмотрим теперь каждый из этих способов познания, с тем чтобы опре­делить их место и роль в процессе познания, а также отношение между собой.
Анализ и его сущность
Обычно анализ определяют как форму, способ раз­ложения целого на отдельные части и познания каждой из них, и противопоставляют его синтезу как способу воссоединения частей в целое. Это в общем верно, но это еще не полная и не самая глубокая истина о них. Понять их действительную сущность можно лишь тогда, когда будет принята во внимание общая картина движения познания. Выше уже говорилось, что процесс познания начинается со слитного представления явле­ний, которые возникают перед познающим субъектом в своей внешней связи. Исходным моментом познания всегда является нечто конкретное, понимаемое как нерасчлененное на свои составные части. Задача познания состоит в том, чтобы в этой внешней связи явлений, в потоке их движения выделить то, что составляет их основу, сущность, связывающие их воедино. Для этого необходимо расчленить целое на части. В этом огром­ная познавательная роль анализа. Следовательно, ана­лиз действительно есть разложение (мысленное или фактическое, как, например, в физических, химических и прочих экспериментах) целого на части.

Однако разложение целого на части не самоцель. Если этим ограничить сущность анализа, то мы придем к механистическому его пониманию. Таким разложе­нием целого последнее омертвляется и не достигается главная цель познания — раскрытие внутренней сущ­ности и основы многообразия вещей. Именно только эту внешнюю сторону анализа и видят представители некоторых идеалистических течений (например, интуитивисты). Они из этого делают вывод, что анализ способен лишь на омертвление живого, противопоставляют ему интуицию как единственное средство постижения сущности вещей.

Но анализ не сводится просто к расчленению целого на его составные элементы. Расчленение есть лишь сред­ство, с помощью которого познание обнаруживает в многообразии явлений, в множестве свойств и сторон вещи то главное, существенное, что составляет их «порождающую основу». Без этого расчленения достигнуть указанную цель невозможно, но аналитическое рассмотрение объекта при этом не только не омертвляет его, а, напротив, есть способ, при посредстве которого он только и познается в своей «жизненности». Каким бы живым ни было непосредственное восприятие вещи как совокупности многих сторон и свойств, многих связей и отношений, но если мы не знаем основы этих свойств и сторон, решающей связи и отношения его с другими вещами, польза от этого небольшая. Знание вещи в единстве ее сторон и свойств, знание той основы, ко­торая связывает их в единстве и проявляется в любом свойстве, в любой стороне вещи — в достижении этого состоит самая глубокая роль анализа.

Рассмотрим, например, как подходит В. И. Ленин к анализу такого сложного и многообразного явления, как империализм. Ленин мысленно расчленяет это це­лое на его основные признаки. Как известно, он сводит империализм к пяти признакам. Но он не ограничи­вается одним расчленением данного явления на состав­ные части. Всем своим анализом он доказывает, что решающим признаком империализма, тем единством, которое связывает все его стороны и свойства, тем источником, из которого проистекают все многообраз­ные проявления империалистической стадии капита­лизма, является монополия.

Никакая индукция не способна открыть и познать эту основу. Она служит в таких случаях лишь подго­товляющей ступенью аналитического рассмотрения яв­ления, средством накопления наблюдений, фактов, по­могающим выделять некоторые общие признаки и свойства процесса. Чтобы обнаружить сущность импе­риализма, нужно рассмотреть капиталистический спо­соб производства в его развитии, найти его основную тенденцию, увидеть, что монополия вырастает из про­цесса концентрации производства и капитала, есть ре­зультат, вывод из этого процесса.

Анализ восполняет слабую сторону индукции — про­блематический характер ее заключений. Случайности не могут оказать существенное влияние на результат анализа, ибо анализ направлен не просто на то, чтобы взять единичные факты с их общей стороны, а на то, чтобы найти их сущность, основу. Например, никакие новые проявления империализма не могут отменить его главную черту, то, что он есть ступень в развитии капи­тализма, когда главное значение приобретают монопо­лии. Современные ревизионисты обнаружили это «но­вое» в том, что в капиталистических странах большое влияние на ход экономической жизни приобрело бур­жуазное государство, что в его руках сосредоточивается все большее количество предприятий и других эконо­мических рычагов, что, одним словом, капитализм ныне это уже в значительной степени государственный капи­тализм. Отсюда они делают выводы о том, что капи­тализм перестает быть капитализмом, что будто бы все больше социалистических элементов проникает в его организм и он незаметно перерастает в социализм.

Несомненно, усиление государственно-капиталисти­ческих тенденций в буржуазных странах имеет место. Но это, во-первых, вовсе не новый процесс. В. И. Ленин констатировал этот факт еще в тот период, когда он исследовал империалистическую стадию капитализма. Из анализа сущности империализма он пришел к вы­воду о тенденции сращения капиталистических монопо­лий с государством и роста государственно-монополи­стического капитализма. Во-вторых, сам факт возраста­ния удельного веса государственно-монополистических предприятий может быть понят лишь из учета сущности империализма, т. е. из его монополистической природы. Конечно, государственный капитализм есть более высо­кая по сравнению с просто монополистическими объеди­нениями ступень обобществления производства в усло­виях буржуазного общества. Но в этом обобществлении ничего нет от социалистического способа производства, это лишь общая объективная тенденция развития в со­временную историческую эпоху, она свидетельствует о том, насколько уже назрел и стал необходимым переход от капитализма к социализму.

Огромное значение анализа, аналитического способа исследования состоит в том, что он дает возможность, так сказать, срывать всяческие «маски» с явлений, осво­бождая их от той внешней «кажимости», которая иска­жает сущность вещей. В этой связи анализ должен быть рассмотрен как орудие познания противоречия между сущностью и внешним проявлением вещей. При этом следует учитывать, что сущность вещей многоступен­чата, многослойна, т. е. имеется сущность менее глубо­кая, лежащая ближе к поверхности вещей, и сущность более глубокая, объясняющая их самые сокровенные основы. Если анализ остановится на какой-либо сущ­ности первого или второго порядка и не пойдет дальше до более глубокой сущности явления, то исследуемый объект предстанет перед нами в искаженном состоянии.

Эту особенность анализа интересно показать на ма­териале «Экономическо-философских рукописей 1844 года» Маркса. Это особенно важно сделать потому, что современные враги марксизма пытаются использовать анализируемое в этой работе понятие «отчуждения» для фальсификации научного социализма. Сознательно иг­норируя глубокое революционное содержание, которое Маркс вкладывал в это понятие, они стремятся превра­тить его учение в некую разновидность морального, «этического» социализма.

В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс только нащупывал путь к объяснению капитали­стической эксплуатации, к учению о том, что единствен­ный источник капиталистической прибыли следует искать в неоплаченной части труда рабочего. Маркс здесь оперирует понятием «отчужденного труда». Это понятие сыграло, важную роль в процессе движения мысли к обнаружению самой глубокой основы капита­листического способа производства. В своей работе Маркс подчеркивает, что сущность понятия отчужден­ного труда может быть обнаружена лишь в результате сложного анализа явлений.

Посмотрим, как Маркс использует орудие анализа, для того чтобы обнажить один слой явления за другим и добраться до глубинной его сущности, из которой по его тогдашним воззрениям можно объяснить все сто­роны явления в целом, в их связи и единстве.

Маркс критикует буржуазную политическую эконо­мию за то, что в своем анализе взаимоотношения между капиталистом и рабочим, капиталом и трудом она не идет дальше факта частной собственности. Это не зна­чит, что он подвергает сомнению важность категории частной собственности на средства производства для понимания буржуазного способа производства. Маркс не удовлетворен лишь тем, что экономисты останавли­ваются на частной собственности, что они не видят сущ­ности, источника самой частной собственности. Послед­нюю, по словам Маркса, они рассматривают как некий материальный, вещественный процесс, за которым не стоят люди и отношения между ними. Труд людей для них ничто, а частная собственность все (1). Они берут факт частной собственности, как таковой, и не объясняют его, не анализируют дальше, вследствие этого причины капиталистического обогащения остаются не вскры­тыми.

Как же строит свой анализ Маркс?

Он также исходит из факта частной собственности, но подвергает его глубокому анализу. Частную соб­ственность он разлагает на ее составные части и рас­сматривает их существенные связи. Прежде всего част­ная собственность означает, что продукт труда не при­надлежит тому, кто трудится, кто его производит, а дру­гому лицу. Анализ ее приводит к выводу о том, что продукт труда отчуждается от рабочего. Чем больше трудится рабочий, указывает Маркс, тем богаче стано­вится предметный мир, который он творит, но тем бед­нее становится его собственный внутренний мир, его жизнь. «Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а пред­мету. Таким образом, чем больше эта его деятельность, тем беспредметнее рабочий. Что отошло в продукт его труда, того уже нет у него самого. Поэтому, чем больше этот продукт, тем меньше он сам» (2).

В результате продукт труда рабочего становится внешней « чуждой по отношению к нему силой и гос­подствует над ним. Не он властвует над продуктами своего труда, а наоборот. Буржуазная экономия, пока­зывает Маркс, «замалчивает отчуждение в самом существе труда тем, что она не подвергает рассмотрению не­посредственное отношение между рабочим (трудом) и производимым им продуктом» (3).

Так, при помощи анализа отношения производителя к продукту своего труда Маркс обнажает, сущность частной собственности. Но это еще не самая глубокая сущность, а лишь первая ступень углубления в нее. Вслед за втим Маркс устанавливает, что отчуждение проявляет себя не только в результате труда, т. «. в продукте, но и в самом труде, внутри самой произво­дительной деятельности. «Ведь продукт, — пишет он, — есть лишь итог деятельности, производства. Следова­тельно, если продукт труда есть самоотчуждение, то и само производство должно быть деятельным самоотчуждением, самоотчуждением деятельности, деятельностью самоотчуждения. В отчуждении предмета труда только подытоживается отчуждение, самоотчуждение в дея­тельности самого труда» (4).

В силу такого отчуждения труд рабочего не достав­ляет ему ни удовлетворения, ни радости. Рабочий чув­ствует себя самим собой только вне труда, а в труде — он подневольное существо. Его труд не свободный, а принудительный, он господствует над ним как внеш­няя и чуждая ему сила.

Достигнув этой ступени анализа, Маркс еще глубже обнажает сущность частной собственности на средства производства, подходя вплотную к коренному вопросу о том, кому же принадлежат результаты труда и сам труд рабочих.

Ответ на этот вопрос Маркс получает на последней ступени анализа. Маркс так ставит вопрос: если про­дукт труда рабочего не принадлежит ему, а. противо­стоит как чуждая сила, то кому он принадлежит? Если, далее, деятельность рабочего, его труд не принадлежат ему, а составляют чуждую и принудительную для его сущности силу, то кому они принадлежат? Маркс дает следующий ответ на эти вопросы: не бог и не природа, а другие люди присваивают себе продукт труда и са­мый труд. «Если он (рабочий. — М. Р.) относится к своей. собственной деятельности как к деятельности подневольной, то он относится к ней как к деятельности, находящейся на службе другому человеку...» (5). Этот другой человек — капиталист.

Приведенные слова Маркса, написанные сто с лиш­ним лет назад, и сейчас как нельзя ярче характеризуют тот мир, который современные идеологи буржуазии словно в насмешку называют «свободным миром».

Так Маркс в своей ранней работе при помощи ана­лиза раскрывал сущность частной собственности. Под­водя итог своему аналитическому рассмотрению во­проса, Маркс писал: «Таким образом, понятие частной собственности получается посредством анализа из по­нятия самоотчужденного труда...» (6) Конечно, частная собственность и отчужденный труд взаимосвязаны, на­ходятся в состоянии взаимодействия. Можно считать и частную собственность причиной отчуждения труда, но именно последний, т. е. присвоение чужого труда, есть источник самой частной собственности. Подобно этому, указывает Маркс, боги первоначально представляют собой не причину, а следствие запутанного сознания, хотя позже оба эти фактора взаимопорождают друг друга.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципы диалектической логики iconПринципы диалектической логики
Диалектика прорвала узкий горизонт формальной логики и выковала метод всестороннего исследования познания с точки зрения наиболее...

Принципы диалектической логики iconПринципы диалектической логики
В этом можно убедиться на рассмотрении того же главного вопроса познания — о соотношении единичного, особенного и всеобщего

Принципы диалектической логики iconV понятие в диалектической логике
...

Принципы диалектической логики iconИ актуальные проблемы диалектической логики
Диалектическая логика разрабатывает идеи и принципы построения научного мировоззрения; она не просто одна из наук в ряду многих других,...

Принципы диалектической логики iconПринципы диалектической логики
Не сни­жаем ли мы значения понятий, называя суждение более сложной формой мышления? Разве суждение не воспро­изводит то же содержание...

Принципы диалектической логики iconПринципы диалектической логики
Сущность познания со­стоит в возведении единичного в общее, явления в закон. Так как единичное и общее — противоположности и ме­жду...

Принципы диалектической логики iconПринципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение,...
«… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий»

Принципы диалектической логики icon445 понятие «исходная форма предмета» и его методологическое значение для естествознания
Одной из важнейших задач диалектической логики, т е материа­листической диалектики в ее тождестве с логикой и теори­ей познания,...

Принципы диалектической логики iconБуль джордж (Boole George) биография
В основных трудах Буля "математический анализ логики, являющийся опытом исчисления дедуктивного рассуждения" и "исследование законов...

Принципы диалектической логики iconИсследования различных вопросов в области логики уже около 50 лет занимают
Об этом свидетельствуют оригинальные и объемные учебники логики и многочисленные монографии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<