Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены»




Скачать 131.5 Kb.
НазваниеИтоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены»
Дата публикации01.04.2014
Размер131.5 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
Тема № 15
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ»
1. Учебная цель


    1. Оценить уровень усвоения студентами теоретических основ, практических умений и навыков по разделу «Общие вопросы гигиены».


2.Исходные знания и умения
2.1. Знать:

2.1.1. Теоретические основы гигиены как отрасли медицинской науки и практической деятельности врача в объеме соответствующих разделов рекомендованной литературы, материалов лекций и практических занятий и перечня вопросов для самоподготовки.
2.2. Уметь:

2.2.1. Определять и оценивать:

  • интенсивность, профилактическую дозу, бактерицидную эффективность УФ излучения, показатели микроклимата, климата и погоды, их влияние на организм и здоровье населения;

  • показатели естественного и искусственного освещения и его влияние на функции зрительного анализатора;

  • определить концентрации СО2 в воздухе помещения и рассчитывать необходимые и фактические объем и кратность вентиляции.

2.2.2. Осуществлять отбор пробы воздуха для исследования его на пыль, химические, бактериальные загрязнения. Уметь оценивать результаты этих исследований.

2.2.3. Определить расчетным методом по физико-химическим свойствам относительно безопасные уровни влияния (ОБУВ) химических загрязнителей воздуха.

2.2.4. Владеть основами предупредительного и текущего санитарного надзора;

  • читать и оценивать архитектурно-строительные чертежи;

  • пользоваться законодательными, нормативными документами санитарного, санитарно-правового законодательства.


^ 3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Гигиена как самостоятельная отрасль медицинской науки, предмет изучения, цель, задачи, содержание, профильные гигиеничные дисциплины. Санитария. Внешняя и окружающая среда.

3.2. Методы гигиенических исследований, их классификация. Специфические методы гигиены.

3.3. Методы изучения факторов окружающей среды.

3.4. Методы изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и здоровье населения.

3.5. Структура санитарно-эпидемиологической службы Украины, государственной и ведомственной. Структура санитарно-эпидемиологических станций разного уровня управления.

3.6. Основы санитарного законодательства, его разновидности, значение в предупредительном и текущем санитарном надзоре. Законодательные подразделения Министерства здравоохранения, научно-исследовательские учреждения гигиенического и противоэпидемического профиля.

3.7. Принципы и формы гигиенического нормирования.

3.8. Особенности гигиенического нормирования природных, антропогенных, техногенных факторов.

3.9. Солнечная радиация, ее составные элементы и их свойства

3.10. Спектральный состав ультрафиолетовой части солнечного излучения на границе с атмосферой и в приземном слое тропосферы (области А, В, С,). Озоновый слой атмосферы и его гигиеническое значение.

3.11. Факторы, от которых зависит напряженность УФИ местности и помещений.

3.12. Основные виды и механизмы биологического действия УФИ - общестимулирующая, пигментообразующая, Д-витаминообразующая, бактерицидная. Отличительные свойства биологического действия каждой области спектрального состава УФИ.

3.13. Методы и средства измерения интенсивности УФИ - физические, фотохимические, биологические, расчетные. Единицы измерения интенсивности УФИ, используемые при этих методах, их взаимное соотношение.

3.14. Понятие эритемной, физиологической, профилактической дозы ультрафиолетового облучения (УФО). Количественное их выражение при разных методах определения интенсивности УФИ, микроэр, микробакт.

3.15. Нарушения здоровья и заболевания, связанные с дефицитом УФИ. Основные симптомы “солнечного голодания” и показания для профилактического облучения УФ лучами.

3.16. Использование естественного и искусственного УФИ для первичной и вторичной профилактики и лечения различных заболеваний.

3.17. Виды искусственных источников УФИ, характеристика принципа их действия, основные технические данные, использование с профилактической и лечебной целью.

3.18. Избыточное облучение человека Солнцем и искусственными источниками УФИ. “Озоновые дыры” как гигиеническая проблема. УФИ как профессиональная вредность. Методы и средства защиты от чрезмерного УФ облучения на производстве, в медицине.

3.19. Физическая природа и гигиеническое значение естественного освещения. Основные светотехнические величины (сила света, световой поток, спектр, освещенность, яркость и прочие). Единицы их измерения.

3.20. Гигиенические требования к естественному освещению помещений. Внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень естественной освещенности помещений. Показатели и нормативы естественного освещения помещений разного назначения.

3.21. Методика оценки естественного освещения помещений геометрическим методом при предупредительном и текущем санитарном надзоре (определение светового коэффициента, угла падения, угла отверстия, коэффициента углубления помещения).

3.22. Методика оценки освещения помещений светотехническим методом. Измерение освещенности люксметром. Определение фактического коэффициента естественного освещения при предупредительном (метод Данилюка) и текущем санитарном надзоре.

3.23. Методика оценки инсоляционного режима помещений. Инсоляцион­ная линейка.

3.24. Гигиеническое значение искусственного освещения для быта, отдыха, производственной деятельности населения.

3.25. Влияние искусственного освещения на работоспособность, функциональное состояние ЦНС, на функции зрения (острота зрения, контрастная чувствительность, скорость зрительного восприятия, стойкость ясного видения, цветового распознавания, адаптации, аккомодации, критической частоты мигания).

3.26. Сравнительная гигиеническая характеристика различных источников искусственного освещения (преимущества и недостатки ламп накаливания и люминисцентных ламп).

3.27. Основные показатели освещения, факторы, влияющие на его уровень. Типы осветительный арматуры.

3.28. Рассчет искусственного освещения методом «Ватт», его основные этапы.

3.29. Гигиеническое значение и методики определения равномерности и

яркости освещаемой поверхности.

3.30. Основные документы и нормативы, регламентирующие искусст­венное освещение помещений и других объектов разного назначения.

3.31. Определение понятия “микроклимат” и факторы, его формирующие.

3.32. Температура воздуха, радиационная температура, их гигиеническое значение, методы и средства измерения (термометры, термографы).

3.33. Влажность воздуха, его показатели: абсолютная, максимальная, относительная влажность, физиологическая относительная влажность, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, точка росы и их гигиеническое значение.

3.34. Приборы для определения влажности воздуха, (стационарный психрометр Августа, аспирационный психрометр Ассмана, гигрометр, гигрограф, принципы их работы).

3.35. Физические основы движения воздуха. Значение солнечного излучения и рельефа поверхности Земли в возникновении ветров. Гигиеническое значение движения атмосферного воздуха, его влияние на формирование климата, погоды, чистоту атмосферы.

3.36. Использование господствующих направлений ветров в предупре­дительном санитарном надзоре за строительством населенных мест, размещением в них промышленных предприятий, мест отдыха. “Роза ветров”.

3.37. Значение движения воздуха в формировании микрокли­мата помещений. Методы и средства измерения направления и скорости движения воздуха.

3.38. Тепловое равновесие и теплообмен организма с окружающей сре­дой. Факторы, определяющие теплопродукцию и теплоотдачу. Субъектив­ные и объективные показатели теплового состояния человека при разном микроклимате.

3.39. Понятие о физической и биохимической терморегуляции организма. Пути и механизмы теплоотдачи. Факторы, определяющие теплоотдачу излуче­нием, проведением, испарением влаги. Механизмы теплоотдачи дыханием.

3.40. Методы изучения влияния отдельных параметров микроклимата на организм человека.

3.41. Комплексные методы определения влияния параметров микрокли­мата на организм (кататермометрия, фригометрия, эффективные, эффективно-эквивалентные и результирующие температуры), их определение и гигиениче­ская оценка.

3.42. Охлаждающий микроклимат и его влияние на организм человека. Физиологические реакции и заболевания, им обусловленые.

3.43. Нагревающий микроклимат и его влияние на организм человека. Условия, приводящие к перегреванию. Физиологическое и патологическое проявления острого и хронического перегревания. Солнечный, тепловой удар. Профилактика перегревания.

3.44. Расчет и комплексная гигиеническая оценка суммарных теплопотерь человека через кожу излучением, конвекцией, испарением в определенных условиях микроклимата и через дыхание.

3.45. Гигиенические нормативы параметров микроклимата для помещений разного назначения, их научное обоснование.

3.46. Климат. Определение понятия. Климатоформирующие факторы. Показатели, характеризующие климат местности.

3.47. Классификация климата (географическая, строительная, медицинская) и гигиеническая характеристика климатических поясов. Климатическое зонирование территории Украины. Особенности климата в разных природно-географических регионах.

3.48. Физиологические и патологические реакции здорового и больного человека в ответ на влияние климата. Акклиматизация.

3.49. Значение климатических условий для решения вопроса планировки населенных мест, гигиены жилища, водоснабжения, питания, личной гигиены.

3.50. Использование климатических факторов с оздоровительной и профилактической целью. Классификация лечебных курортных факторов и курортов. Методы санаторно-курортного лечения при разных заболеваниях.

3.51.Погода, определение понятия. Погодоформирующие и погодохарак­те­ри­зующие факторы.

3.52. Закономерности атмосферной циркуляции. Формирование разных типов погоды. Основные термобарические образования: циклоны, антицикло­ны, атмосферные фронты. Температурная инверсия.

3.53. Влияние погоды на здоровье. Гелиометеотропные реакции человека, определение понятия, механизм их возникновения.

3.54. Медицинские классификации погоды, значение показателей, лежа­щих в их основе.

3.55. Гидрометеорологическая служба, методика обработки и значение данных метеонаблюдения для медико-гигиенической оценки погоды.

3.56. Медицинское прогнозирование погоды. Межсуточная переменность элементов погоды и ее влияние на течение хронических сердечно-сосудистых заболеваний.

3.57. Принципы профилактики гелиометеотропных реакций. Первичная и вторичная профилактика.

3.58. Источники загрязнения помещений и атмосферы пылью. Классифи­кация пыли по происхождению, способу образования, дисперсностью, формой пылинок, химическим составом, растворимостью в воде и т.п.

3.59. Гигиеническое значение запыленности атмосферы, воздуха помеще­ний и рабочей зоны.

3.60. Свойства, от которых зависит вредное действие пыли на организм человека. Поведение пыли в воздухе (законы Джиббса и Стокса), закономерно­сти проникновения пыли в дыхательные пути.

3.61. Виды и патогенез вредного действия пыли на организм (пневмоко­ниозы, аллергии и прочие).

3.62. Методы и средства определения запыленности воздуха: седимента­цонно- и аспирационно-весовые, расчетные.

3.63. Методика приготовления пылевых препаратов. Пылевая формула. Определение концентрации и дисперсности пыли. Гигиеническая оценка результатов, принципы нормирования.

3.64. Химический состав атмосферного воздуха и его влияние на орга­низм человека. Гигиеническое значение азота, кислорода, двуокиси углерода, влажности воздуха.

3.65. Источники загрязнения атмосферного воздуха химическими загря­зни­телями (природные, транспортные, производственные), их гигиеническое значение. Смог.

3.66. Методы и средства санитарной охраны атмосферного воздуха от техногенных загрязнений.

3.67. Источники загрязнения воздуха жилых, общественных, производ­ственных помещений, их гигиеническая характеристика.

3.68. Микробное загрязнение воздуха помещений (бактерии, вирусы, грибки), его роль в передаче респираторных инфекций, аллергенных заболеваний.

3.69. Санитарный надзор за чистотой воздуха жилых помещений: определение окисляемости воздуха и концентрации СО2 как санитарных показателей его загрязнения продуктами жизнедеятельности организма человека (пот, кожный жир, омертвелый эпидермис, пыль, микроорганизмы).

3.70. Диоксид углерода как техногенный загрязнитель воздуха производ­ственных помещений, в которых имеет место горение, брожение, гниение (горя­чие цеха, овощехранилища, смотровые колодцы канализации, коммуникаций).

3.71. Предельно допустимые концентрации СО2 в помещении как санитарный показатель загрязнения воздуха продуктами жизнедеятельности организма и как загрязнитель производственных помещений.

3.72. Определение концентрации СО2 в помещении экспресс-методом по Лунге-Цеккендорфа в модификации Прохорова.

3.73. Экспресс-метод определения химических загрязнений воздуха производственных помещений с помощью универсального газоанализатора УГ-2. Конструкция и принцип действия прибора.

3.74. Аспирационный метод отбора проб воздуха для определения кон­центрации химических загрязнителей воздуха. Приборы, используемые для аспирации и определения скорости аспирации (реометры, ротаметры), или объема протянутого воздуха (газовые счетчики).

3.75. Расчет минимального объема воздуха, необходимого для анализа химического загрязнителя в зависимости от его ПДК. Приведение объема проб воздуха к нормальным условиям по формуле Гей-Люссака.

3.76. Естественная вентиляция помещений, ее гигиеническое значение и средства усиления.

3.77. Искусственная (принудительная) вентиляция помещений (приточ­ная, вытяжная, приточно-вытяжная), ее техническое обеспечение. Кондициони­ро­вание воздуха, принцип работы кондиционера.

3.78. Необходимый и фактический объемы и кратность вентиляции, их гигиеническое обоснование, принцип расчета антракометрическими методами по ПДК СО2 для жилых помещений и по ПДК соответствующих загрязнителей для произ­водственных помещений.

3.79. Научное обоснование гигиенического нормирования химических загрязнителей атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны. Классификация загрязнителей окружающей среды по степени их токсичности и опасности.

3.80. Экспрессные методы обоснования гигиенических регламентов - относительно безопасных уровней влияния (ОБУВ), ориентировочных ПДК вредных веществ на основании их физико-химических свойств и класса токсичности.

3.81. Классическая схема определения ПДК химических загрязнителей в токсикологическом эксперименте на лабораторных животных. Физиологиче­ские, биологические, гистологические и другие показатели, используемые на разных этапах исследования - при остром, подостром, хроническом экспери­менте. Лимитирующий показатель как основа определения ПДК.
^ 4. Задания для самоподготовки
4.1. Выучите и повторите рекомендованную литературу, материалы лекций.

4.2. В порядке самостоятельной работы повторите методики измерения, практические умения, в основном перечисленные в п. 2.2., и изложенные в инструкциях к практическим занятиям к соответствующим темам.

4.3. Повторите решение ситуационных задач, которые решали при само­сто­ятельной подготовке и на практических занятиях по изучению физических и химических факторов окружающей среды (образцы - приложение 1).
^ 5. Структура и содержание занятия
Итоговое занятие (2 академических часа) проводится в учебных лабораториях кафедры, оснащенных приборами по всем темам практических занятий раздела “Общие вопросы гигиены”.

Каждый студент получает индивидуальную контрольную задачу, состоящую из 3-4 теоретических вопросов, ситуационной задачи и практической работы по измерению того или иного фактора окружающей среды с помощью приборов. Ответы на теоретические вопросы и решение ситуационных задач студенты выполняют в письменной форме в виде программированного или компьютерного контроля. На эту работу отводится половина занятия (45 мин.).

Вторая половина занятия (45 мин.) проводится в устной форме, путем перекрестного опрашивания студентов, обсуждения и исправления их ошибочных ответов, разъяснение задач и практических навыков работы с приборами.

По результатам итогового занятия в академическом журнале выставляется оценка. Неудовлетворительные оценки студенты должны обязательно пересдавать во внеурочное время*.
6. Литература.
6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна: пропедевтика гігієни: Підручник (Є.Г.Гончарук, Ю.І. Кундієв, В.Г. Бардов та ін. /За ред. Є.Г.Гончарука.- К.: Вища шк., 1995.- С. 8-23; 48-87; 193-356; 357-366; 378-385.

6.1.2. Общая гигиена: пропедевтика гигиены./Е.И.Гончарук, Ю.И. Кундиев, В.Г.Бардов и др.- К. – 2-е изд.перераб. и доп.: Вища шк., 2000.- С. 8-96.

6.1.3. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. - К.: Здоров’я, 1999 - С. 3-135; 150-209; 221-228; 292-310; 464-527.

6.1.4. Даценко І.І., Габович Р.Д. Основи загальної і тропічної гігієни. - К.: Здоров’я, 1995. - С.6-56; 176-184; 232-244; 301-304; 309-311; 333-354.

6.1.5. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. - К.: Вища шк., 1983, - С. 3-11; 15-18; 26-41; 45-47; 57-71; 86-93; 121-134; 202-207; 211-219.

6.1.6. Загальна гігієна. Посібник для практичних занять. / І.І. Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л. Долошицкий. /за загальною ред. І.І. Даценко. - Львів, “Світ”, 1992. - С. 5-56; 173-200; 302.

6.1.7. Лекции.
6.2. Дополнительная:

6.2.1. Руководство к пракическим занятиям по коммунальной гигиене /Под ред. Е.И. Гончарука. - М.: Медицина, 1990. - С. 40-43; 279-314; 315-327; 332-341.

6.2.2. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда /Под ред. А.М. Шевченко.- К.: Вища шк., 1986. - С. 132-164.

6.2.3. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. /Под ред. Е.И. Гончарука. - К., КМИ, 1989. - С. 8-28.

6.2.4. Сидоренко Г.И., Золотов П.А. Руководство к практическим занятиям по общей гигиене. - Ташкент. - 1997. - С. 150-221; 263-284.
^ 7. Оснащение занятия


  1. Приборы для определения параметров микроклимата, УФ излучения, загрязнения воздуха пылью, химическими веществами, СО2.

  2. Законодательные документы (СНиП, СаНПиН госстандарты Украины, инструкции).

  3. Учебные альбомы проектов.

  4. Ситуационные задачи для проверки умений и навыков.



^

Приложение 1

Образцы контрольных задач


Вариант 1.
1.1. Гигиена как область научной и практической профилактической и лечебной медицины. Методы гигиены, их классификация и характеристика.

1.2. Гигиеническое значение, физические характеристики, единицы измерения и принципы нормирования параметров микроклимата.

1.3. Концентрация двуокиси углерода как показатель загрязнения воздуха жилых помещений, ее гигиеническое нормирование.

1.4. Эритемная доза УФ излучения, измеренная биодозиметром Горбачева на стандартном расстоянии 0,5 м, составляет 3 мин. Рассчитайте профилактическую дозу на расстоянии 3 м.

1.5. Определите и оцените освещенность наиболее отдаленного от окон рабочего места с помощью люксметра.
Вариант 2.
2.1. Понятие “санитария”, санитарное законодательство, структура санитарно-эпидемической службы Украины.

2.2. Спектральный состав и гигиеническая характеристика солнечной радиации.

2.3. Гигиеническое значение, классификация пыли, методы определения и гигиеническая регламентация запыленности воздуха.

2.4. Определите все шесть показателей влажности воздуха, если показа­тели сухого и влажного термометров психрометра Ассмана составляют соот­вет­ственно 20 и 150С, атмосферное давление – 745 мм. рт.ст.

2.5. Измерьте и оцените искусственное освещение лаборатории, пользу­ясь соответствующим прибором.
Вариант 3
3.1. Структура санитарно - эпидемиологических станций разного уровня управления, государственных и ведомственных. Формы их работы. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

3.2. Климат, его гигиеническое значение. Климатоформирующие и климатохарактеризующие факторы. Климатические зоны Украины.

3.3. Механизмы теплообмена и терморегуляции, их функциональные особенности при комфортном, охлаждающем и нагревающем микроклимате.

3.4. Приведите классификации аэрозолей. Сформулируйте законы Джибса-Стокса.

3.5. Опишите принцип работы газоанализатора УГ-2. Оцените загрязнение воздуха с помощью индикаторной трубки и колористической линейки, подготовленных кафедрой.


* На этом же занятии проверяется состояние подготовки учебно-исследовательской работы (УИРС): план работы, количество изученных источников литературы, состояние написания реферата или результатов практической исследовательской работы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconИтоговое занятие по разделу «гигиена при экстремальных ситуациях...
Проверить и закрепить усвоение студентами теоретических знаний, практических умений и навыков по разделу «Гигиена при экстремальных...

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» icon№37 итоговое занятие по разделу “гигиена труда”
Закрепить, дополнить и систематизировать знания, практические умения и навыки по разделу “Гигиена труда”

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconТема №30 итоговое занятие по разделу “гигиена питания”
Проверить и оценить усвоенные студентами знания и умения по разделу “Гигиена питания”

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» icon№53 итоговое занятие по разделам “Гигиена лечебно-профилактических...
Закрепить, дополнить и оценить знания студентов по разделам гигиены лечебно-профилактических заведений, радиационной гигиены, личной...

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconИтоговое занятие №2 специальне вопросы гигиены и экологии по разделам
Гигиена труда”, “Гигиена детей и подростков”, “Здоровый образ жизни и психогигиена”, “Гигиена лечебно-профилактических учреждений”,...

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconИтоговое занятие №9 Контрольные вопросы
Современное состояние производства отечественных фитопрепаратов и диетические добавок

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconИтоговое занятие по разделу
Закрепить теоретические знания и практические умения гигиенических аспектов профилактической и лечебной работы в детских и подростковых...

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconИтоговое занятие №15 Контрольные вопросы
Характеристика лрс, что используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» iconПараграф 9, страница 123, письменно ответить на вопросы 2,4; выписать понятия
Повторить тему Страны Западной Европы (1945 – начала хх1в.). Итоговое занятие по группам, кто не определился со страной – т/а по...

Итоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены» icon8. Контрольные вопросы, упражнения и задачи > Контрольные вопросы,...
Ниже приведены контрольные вопросы по всему разделу. Ответы на эти вопросы являются проверкой степени усвоения читателем теоретических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<