Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией»




Скачать 153.76 Kb.
НазваниеТема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией»
Дата публикации07.04.2014
Размер153.76 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы



.

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией»
содержание


В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой форме дизартрии (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович и др.), отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

В практике работы логопедов при устранении этой формы речевой патологии чаще всего используются традиционные логопедические приемы, применяемые при устранении дислалии, что во многом снижает эффективность логопедического воздействия.

Таким образом, не разработанность этой проблемы и увеличение роста числа детей с нарушением фонематической стороны речи обусловленное стертой дизартрией свидетельствует о том, что развитие фонематического восприятия представляет в настоящее время актуальную проблему.

Цель исследования: изучение развития фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией (6-7 летнего возраста)

^ Объект исследования: фонематическое восприятие у дошкольников со стертой дизартрией

Предмет исследования: развитие фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Задачи исследования:

  1. Изучить, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме

  2. Отобрать методики для выявления уровня фонематического восприятия

  3. Провести экспериментальное исследование

  4. Составить план и провести коррекционную работу по развитию фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

  5. Проанализировать полученные результаты на контрольном эксперименте, сделать выводы

Гипотеза: мы предполагаем, что систематическая коррекционная работа по развитию фонематического восприятия, включающая (формирование произносительных навыков, развитие навыков звукового анализа и синтеза), будет способствовать повышению уровня развития фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией.

^ Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования.

Использовались следующие методы: организационный (комплексный), эмпирический (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент), психодиагностический (беседы), статистический (обработка результатов).

^ Организация исследования

Экспериментальное исследование осуществлялось в МДОУ д/с «Красная Шапочка» р.п. Линево в логопедических группах. Исследованием было охвачено 24 ребенка в возрасте 6-7 лет со стертой формой дизартрии. Общее число обследуемых было поделено на две группы по 12 детей, контрольная и экспериментальная, которая явилась объектом дальнейших наблюдений.

В первой главе рассматривается современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Сущность функции слухового восприятия речи, по мнению ряда ученых (Фант, М.А. Сапожков, Фланаган), состоит в двухуровневом распознавании речи. На первом уровне распознается ряд фонем, на втором уровне переводится в предложение как языковую единицу.

Рассмотрим примерные сроки основные закономерности развития понимания ребенком речи окружающих и становления его собственной речи.

С самого раннего возраста у ребенка начинает формироваться фонематический слух. Реакции на звуковые раздражители отмечаются уже у новорожденного ребенка. На 2-м месяце жизни у него начинают появляться дифференцированные и непроизвольные возникающие в процессе движений голосовые реакции, которые принято называть гулением. На 3-4 месяце характер гуления меняется: оно приобретает различные интонации и постепенно начинает переходить в лепет. На 3-м месяце жизни появляются первые натуральные условные рефлексы - поворачивание головы в сторону, а затем и назад в направлении источника звука. Между 3-м и 4-м месяцами ребенок способен дифференцировать уже однородные звуки. Примерно с 5 месяцев наблюдается уже неосознанное повторение звуков в след за окружающими людьми. К 6 месяцам он начинает подражательно повторять и накапливать отдельные слоги, которые в результате многократного повторения закрепляются. У 7-8 месячных детей начинают появляться адекватные реакции на отдельные небольшие фразы, сопровождаемые соответствующей мимикой и жестами. Около 9-10 месяцев ребенок начинает понимать значение отдельных слов и поворачивать голову в направлении называемого предмета. В последующие месяцы первого года жизни ребенка функция слухового анализатора получает дальнейшее развитие. Ребенок начинает все более тонко дифференцировать звуки окружающего мира. Возрастной период от рождения и примерно до года – полутора лет принято считать подготовительным в развитии речи ребенка. Развитие понимания ребенком речи окружающих начинается в подготовительный период и значительно опережает развитие его собственной речи.

Зарождение подлинного понимания слов начинается в основном лишь на втором году жизни ребенка, когда происходит переход от диффузного к более дифференцированному восприятию фонематической структуры слов и когда слово начинает постепенно приобретать обобщающую функцию.

От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. К 3-4 годам ребенок начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Во II-ой главе рассматривается проблема преодоления нарушения фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией.

В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику устранения.

Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. дизартрия – латинский термин, который в переводе означает расстройства членораздельной речи – произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина – как расстройства двигательной моторной стороны устной речи.

Среди причин дизартрии важное значение имеют асфиксии и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Нередко может наблюдаться и так называемая «стертая» форма дизартрии, в основе которой лежат лишь очень небольшие, буквально «точечные» органические поражения коры головного мозга.

При таких условиях у ре­бёнка страдает произношение лишь отдельных звуков при нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии расстройств речевого дыхания и голоса. Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков отно­сили к функциональной дислалии, не замечая их спе­цифики. Однако трудности их преодоления (в частно­сти, гораздо более продолжительные сроки) заставили специалистов тщательнее изучить этот вопрос, в резуль­тате чего Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выделили из группы дислалии «стёр­тую» дизартрию.

Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения произношения звуков и просодических элементов речи. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на за­данный звук, узнавание слогов и т.д. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контро­ля.

При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков. Для всех детей со стертой формой дизартрии характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее нарушенной у данной категории детей является группа свистящих звуков. На втором месте по распространенности стоят нарушения произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения звуков (Л), (Р), (Р') и др. Также значительно преобладает нарушения в группах акустически близких свистящих и шипящих звуков.
III глава отражает экспериментальное исследование, которое проводилось в три этапа.

1 этап – констатирующий эксперимент исследования. Обследование детей проводилось в первой половине сентября 2003 года. При проведении констатирующего эксперимента мы опирались на рекомендации Института коррекционной педагогики РАО, опубликованные в работе «Методы обследования речи детей» под редакцией И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной, а также на «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т.П. Бессоновой и О.Е. Грибовой.

В основу обследования положена методика Л.Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Обследование проводилось по 3 направлениям:

  1. Различение сходных фонем на слух

  2. Различение сходных фонем в произношении

  3. Выявление готовности к звуковому анализу

Для качественной и количественной оценки уровня сформированности фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу были разработаны следующие критерии оценок:

3 балла – точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;

2 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;

1 балл – ребенок допускает 1-2 ошибки;

0 баллов – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение задания.

Вывод об уровне развития фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу делается на основе суммарной оценки всех трех направлений.

Для выявления уровней развития фонематического восприятия, мы воспользовались методикой Спировой Л.Ф., в результате были получены следующие данные:

15-14 баллов – высокий уровень;

13-10 баллов – средний уровень;

9-7 баллов – ниже среднего;

6-0 баллов – низкий уровень.

После проведения констатирующего эксперимента были выявлены следующие уровни:

^ Контрольная группа:

высокий уровень – (-) – 0%;

средний уровень (5 детей) – 42%;

ниже среднего (4 ребенка) – 33%;

низкий уровень (3 ребенка) – 25%.

^ Экспериментальная группа:

высокий уровень – (-) – 0%;

средний уровень (3 ребенка) – 25%;

ниже среднего (6 детей) – 50%;

низкий уровень (3 ребенка) – 25%.

Из результатов констатирующего эксперимента видно, что уровень развития фонематического восприятия и в контрольной, и в экспериментальной группах низкий. Дети затруднялись в различении сходных фонем на слух и в произношении, особенно делая многочисленные ошибки в воспроизведении звуковых, слоговых рядов и рядов слов. Так же многочисленные ошибки были сделаны детьми в определении последнего глухого согласного или сонора в словах. Трудности вызвало задание на вычленение слова с заданным звуком из предложений. Исследования готовности детей к звуковому анализу выявило, что подавляющее большинство детей также испытывают трудности в звуковом анализе.

Мы предполагаем, что одним из эффективных средств, способствующих повышению уровня развития фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией, является система коррекционно-логопедической работы.

2 этап – формирующий эксперимент исследования проводился с сентября 2003 года по вторую половину мая 2004 года. Рассматривая существующие методики коррекции дизартрии, мы пришли к выводу, что их применение не всегда достигает положительного результата. Поэтому при разработке системы коррекционно-логопедической работы, нами были использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В.К. Орфинской, Д.Б. Эльконина, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Ю.Ф. Гаркуши, Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук, Е.А. Пожиленко, Н.В. Дуровой, Л.М. Козыревой.

Работа по преодолению фонематического восприятия строится поэтапно.

^ 1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонематическом уровне.

2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

Задачами первого этапа являются:

- развитие распознания звуков речи, т.е. восприятия устной речи на сенсомоторном уровне;

- развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

- формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

- создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям.

^ 1 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознания и различения на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию слушать и слышать речевой материал.

Можно провести такую игру: логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например по. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Логопед. По. Ребенок. По.

Логопед. Во. Ребенок. Во.

Логопед. Ро. Ребенок. Ро.

Логопед. Жо. Ребенок. Жо и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мотивации их внимания.

^ 2 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука

1. Распознание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.

2. Распознание дефектного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект назвать свои картинки.

В связи с тем что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачи второго этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов обрабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

^ 1 направление - Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении.

^ 2 направление - Выделение звука на фоне слога

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить звук. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

^ 3 направление - Выделение звука на фоне слова

Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Предлагаем примерные упражнения и игры.

^ Определение наличия заданного звука в слове

«Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

^ Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

«Мяч передавай, слово называй».

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

^ Определение последовательности и количества звуков в слове

«Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

^ Определение места звука по отношению к другим звукам

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

После отработки отдельного звука проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера приведем последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.

^ Дифференциация звуков С и Ш в слогах

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.

^ Дифференциация звуков С и Ш в словах

«Кто внимательнее?».

Логопед произносит ряд слов со звуками С и Ш, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук Ш – зеленый: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора, маска и т.д.

3 этап – контрольный эксперимент исследования проводился во второй половине мая 2004 года. В контрольном эксперименте для обследования фонематического восприятия нами была использована методика Л.Ф. Спировой, которой мы пользовались на этапе констатирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент показал, что разработанная нами система коррекционно-логопедического воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у дошкольников со стертой формой дизартрии. Дети экспериментальной группы по всем параметрам уровня развития фонематического восприятия опередили детей контрольной группы. Выполняя задание, как узнавание заданного звука в слове или отбор картинок на определенный звук, значительная часть детей экспериментальной группы перестала испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков, наиболее близких по акустическим признакам. Для детей наиболее легкой и доступной формой звукового анализа стало узнавание заданного звука в слове, а также такие виды звукового анализа, как придумывание слов и отбор картинок на определенный звук.

По результатам контрольного эксперимента, были определены следующие уровни развития фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией.

^ Контрольная группа:

высокий уровень (-) – 0%;

средний уровень (5 детей) – 42%;

ниже среднего (5 детей) – 42%;

низкий уровень (2 ребенка) – 16%.

^ Экспериментальная группа:

высокий уровень (4 ребенка) – 34%;

средний уровень (6 детей) – 50%;

ниже среднего (2 ребенка) – 16%;

низкий уровень (-) – 0%.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил плодотворность использования системы коррекционно-логопедической работы по преодолению фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией. Также плодотворность нашего исследования доказывает и статистическая обработка полученных данных.

Существенные различия, выявленные у детей экспериментальной и контрольной групп, подтвердили эффективность разработанной системы логопедической работы по коррекции нарушений фонематической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии, это подтверждается тем, что в экспериментальной группе у 79% детей улучшился фонематический слух. Дети стали свободно отличать дефектную речь от правильной, определять голоса по тембру, интонации, силе; аргументировано объяснять, почему тот или иной согласный мягкий или твердый. В экспериментальной группе 75% детей успешно проводили звуковой анализ слов разной слоговой структуры. За время проведения эксперимента заметно улучшились все показатели речевой деятельности у детей со стертой формой дизартрии. Дети научились различать сходные фонемы на слух и в произношении, а также стали хорошо воспроизводить звуковые, слоговые ряды и ряды слов. Многочисленные успехи были сделаны детьми в определении последнего глухого согласного или сонора в словах. Не составило трудности задание на вычленение слова с заданным звуком из предложений. Исследования готовности детей к звуковому анализу выявило, что подавляющее большинство детей перестало испытывать трудности в звуковом анализе. У детей экспериментальной группы в более быстрые сроки и более качественно формировалось восприятие устной речи на фонематическом уровне. В экспериментальной группе отмечалась более успешная динамика процесса автоматизации звуков.

Разработанная система логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников со стертой формой дизартрией может широко применяться логопедами медицинских и образовательных учреждений; она повышает качество и прочность результатов коррекционно-логопедического воздействия и позволяет более эффективно готовить детей к школьному обучению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconРазвитие фонематического восприятия у детей раннего возраста
К43 Развитие фонематического восприятия у детей раннего воз­раста. — М.: Тц сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопе­да). (4)

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconГлава I. Теоретический анализ проблемы обучения творческому рассказыванию дошкольников с онр
Развитие связной речи и творческих способностей нормально развивающихся дошкольников

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconРазвитие интелектуальных навиков
Определение стиля восприятия, развитие умения учиться, принимать взвешенные решения, тренинг креативности

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconРазвитие предметного восприятия
Непосредственные элементарные формы восприятия заменяются сложной перцеп-торной деятельностью, в состав которой включаются как практическая...

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconТема: Русская народная сказка «Золотой венок»
Урок направлен на развитие восприятия и анализ текста, а также прогнозирование его, на коррекцию эмоционально-волевой сферы через...

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconПрограмма курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления...
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте...

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconКомплексная программа Программа воспитания и обучения в детском саду...
Программа предназначена воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей,...

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconУрок-мастерская «И цветы умеют говорить…»
Развитие навыков монологической речи, наблюдательности, обостренности восприятия окружающего

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconМузыкального восприятия
Затрагиваются также проблемы целостности и дифференцированности восприятия музыкальных произведений

Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<