Скачать 174.01 Kb.
|
14.11.2013 Урок №20 Химия – 9 класс Тема. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворы». Цель: Обучающие: осмысление химической сущности явлений, применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации. Развивающие: формирование научно-теоретического, логического, творческого мышления, самостоятельности в добывании знаний. Воспитательные: развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе, работать с информационно-коммуникационными технологиями. Методы и методические приёмы: рассказ, беседа, применение и составление алгоритмов, решение расчётных задач, работа с компьютером. Оборудование: компьютер, на столах учащихся конверты с заданиями. ^ Обобщение и систематизация изученного материала Вид урока: Беседа с использованием средств наглядности, решение расчётных задач. Ход урока Эпиграф: «Человек бывает счастлив, когда он определился в двух вещах: семейной жизни и работе.» Житейская мудрость.
а) приветствие; б) проверка отсутствующих.
а) проверка домашнего задания в тетрадях – 2 тетради на выбор; б) опрос «Цепочка» - каждый ученик задает вопрос другому, следующий, ответив на вопрос, задает другой вопрос и т.д.;
Вводное слово учителя: У многих из вас, ребята, есть мечта. Это состояние свойственно вашему возрасту. Мечты бывают разные, но у многих они связаны с будущей профессией. Учитель обращается к эпиграфу урока и говорит: «О первой проблеме вам думать пока рано, поговорим о второй». В этом году вы продолжили изучать замечательный, волшебный предмет – химию. Многие из вас связывают свою будущую специальность с этой наукой. Что изучает химия? Что представляет эта наука в вашем понимании? Учащиеся (лидеры группы) дают свой ответ на поставленный учителем вопрос. Идёт обсуждение ответов, наиболее полное и научное определение учащиеся повторяют еще раз. Химия – одна из наук, которая относится к области естествознания. Как и любая другая наука, она возникла и развилась из практической потребности людей. С первых шагов своей жизни на Земле человек должен был использовать окружающие его природные материалы. Для этого необходимо знать и различать их свойства. Учитель: Ещё в XVII в. Замечательный русский учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов сказал: «Широко протянула свои руки химия в дела человеческие» (На мультимедийном проекторе высвечивается портрет М.В.Ломоносова). В каких делах человеческих нужна химия? Учащиеся высказывают свои ответы. Появляется следующий слайд. ![]() ^ «Химия в быту» «Химия на дачном участке» «Химия в промышленности» «Химия в медицине». Каждая группа сформирована заранее из 4-3 человек. В каждой группе есть свой лидер, это наиболее подготовленный ученик.
а) цель и тема Учитель: Тема урока сегодня: «Обобщение и систематизация знаний по теме – Растворы». Сегодня мы закрепим знания о растворах, растворимости, массовой доле растворимого вещества, об электролитической диссоциации веществ, решении задач по теме «Растворы». Общего рецепта для решения любой задачи нет, но целесообразно придерживаться определённой схемы её решения. Давайте уточним их. Учащиеся коллективно сообщают.
^ Учитель: В вашей будущей специальности вам часто придётся готовить и использовать растворы, поэтому предлагаемые вам расчётные задачи будут на эту тему. Сегодня на уроке вы будете работниками «Справочного бюро», которое работает под девизом «Спрашивайте - отвечаем». Чтобы вы могли дать компетентный ответ на любой вопрос вам надо заполнить производственную анкету в виде вопросов, которые вы найдете на рабочем столе компьютера, а для этого каждой группе необходимо выбрать по одному представителю от команды, который будет отвечать на вопросы, от того, как вы ответите на вопросы, будет зависеть ваша заработная плата. А деньги на уроке химии мы назовем химо. 1 правильный ответ – 1 химо. Учитель: Итак, пока ваши представители заполняют свою производственную анкету, вы можете преступать к выполнению другой работы. ^
Карточка №1
а) NaOH + HCl → NaCl + H2O; б) Ca + Cl2→ CaCl2; в) Fe + СuSO4→ Cu + FeSO4; г) 2NH3→ N2+ 3H2.
а) соль; б) кислота; в) кислород; г) щёлочь.
а) Серная кислота; б) Хлорид серебра; в) Гидроксид железа(III).
а) H2CO3 ; б) НNO2; в) NaOH; г) NH4OH.
а) MgO; б) CuCl2; в) LiOH; г) HJ. ^ химо за каждый правильный ответ. Учащиеся смотрят видеофайл и определяют, что он значит. За каждый файл 5 химо. Далее им дается задание на карточке №2. Карточка №2
а) СаСl2+Na2CO3= б) КОН+НCl= в) MgSO4+NaOH= 1 уравнение – 1 химо.
Бабушка звонит внучке и спрашивает какую массу воды надо добавить к 500г 20% раствора хлорида бария, чтобы раствор стал 4%? Этот раствор ей необходим для опрыскивания свеклы на дачном участке против долгоносика. Каков был ответ внучки? Карточка №2
а) СаСl2+Na2CO3= б) КОН+НCl= в) MgSO4+NaOH= 1 уравнение – 1 химо.
Для приготовления цементного раствора, применяемого в строительстве, смешивают цементный порошок, песок и воду в массовом отношении 1,5:6:2,5. Отец просит сына вычислить массы компонентов для приготовления 1кг раствора. Физическая минутка. Карточка №2
а) СаСl2+Na2CO3= б) КОН+НCl= в) MgSO4+NaOH= 1 уравнение – 1 химо.
Работник парикмахерской звонит своей подруге и спрашивает: какая масса пергидроля (30% раствора пероксида водорода) и воды потребуется для приготовления 100г 9% раствора пероксида водорода. Этот раствор ей необходим для осветления волос перед окраской. Какой был ответ? Карточка №2
а) СаСl2+Na2CO3= б) КОН+НCl= в) MgSO4+NaOH= 1 уравнение – 1 химо.
5% раствор хлорида кальция используется в медицине для улучшения свёртываемости крови. Какие массы 3% и 10% растворов потребуются для приготовления 100г такого раствора? Раствор готовится для 5-летнего ребёнка. Не ошибись! Задача оценивается 5 химо. Учитель: Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач воспользуйтесь мудрыми советами. На мультимедийном проекторе высвечивают советы. «Обдумай цель раньше, чем начать» «С началом считается глупец, о конце думает мудрец» «Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда» «Желаемое мы охотно принимаем за действительное» Учащиеся приступают к решению задач, сдают на листке свои ответы учителю, учитель фиксирует правильность ответа. Ученики в группе, успешно решившие задачу, оказывают помощь друг другу. После окончания работы на мультимедийном проекторе высвечивается алгоритм решения каждой типовой задачи. Решение предложенных задач: Решение Дано: ώ(BaCl2)=20%(0,2) mр-ра(BaCl2)=500г ώ 1(BaCl2)=4%(0,04) m(H20)-? Решение задачи основано на равенстве массы растворенного вещества в исходном и конечном растворах. Расчёт ведём по формуле: ώ= mр-ра mр.в. Обозначим массу воды через x и подставим данные задачи в формулу. 0,2*500 500+х =0,04 Решаем уравнение. Ответ:2000г. Решение Дано: m(цем.):m(SiO2):m(H20)= = 1,5:6:2,5 mр-ра=1кг m(цем.)-? m(SiO2)-? m(H20)-? 1. Находим сумму массовых частей 1,5+6+2=10 2. Находим массы отдельных частей m(цем.)= 1кг*1,5 10 m(SiO2)= 1кг*2,5 m(H20)= 1кг*6 10 10 =150г =600г =250г Ответ: m(цем.)=150г, m(SiO2)=600г, m(H20)=250г. Решение Дано: ώ(H2O2)=30%(0,3) m1р-ра=100г ώ 1(H2O2)=9%(0,09) mр-ра-? mводы-? 1. Решение задачи основано на равенстве массы растворённого вещества в исходном и конечном растворах. Обозначим массу 30% раствора через х, тогда: 0,3*х=100*0,09 х=30 2. Массу воды вычисляем как разность масс конечного и исходного растворов. m(H2O)=m1р-ра-mр-ра m(H2O)=100г-30г=70г Ответ: m(H2O)=70г, mр-ра=30г. Решение Дано: ώ(CaCl2)=3%(0,03) m2р-ра=100г ώ1(CaCl2)=10%(0,1) ώ2 (CaCl2)=5%(0,05) mр-ра-? m1р-ра-? Сумма масс растворённых веществ в обоих исходных растворах должна равняться массе растворённого вещества в требуемом растворе. Обозначим массу 3% раствора через х, тогда m 10% раствора будет 100-х, отсюда: 0,03х+0,1(100-х)=100*0,05 Решаем уравнение. Ответ: 71г и 29г. Учитель предлагает учащимся, не справившимся с заданием решить свою задачу по данному алгоритму. После определённого времени на экране появляются правильные ответы всех задач.
Сегодня на уроке мы повторили и обобщили тему «Растворы». Давайте с вами сделаем вывод, где же используются и встречаются растворы.
§ 4 – 12 - повторить Заполнить рабочую карточку для учащихся. Составить схему «Использование растворов в природе, технике, сельском хозяйстве, быту» Дополнительные задачи: Решение задач.
Рабочая карточка для учащихся
|
![]() | Цель: систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания основных орфограмм темы. Воспитывать чувства дружбы,... | ![]() | Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка” |
![]() | Развивать умения применять их при выполнении устных упражнений, решении тестовых заданий, разно уровневых задач. Воспитывать умение... | ![]() | Итак, уважаемые друзья, сегодня у нас предпоследний урок по теме: «Электрический ток», на котором мы должны повторить, обобщить знания,... |
![]() | ... | ![]() | Цель: проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков по теме «Глагол»; развивать каллиграфические умения и навыки, связную... |
![]() | Цели: обобщение и систематизация знаний по данной теме; развивать вычислительные навыки учащихся; формировать эмоционально-личностные... | ![]() | Формирование умений различать типы простых предложений по смысловым и грамматическим признакам |
![]() | «Разбор слова по составу», развивать у детей память, мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма... | ![]() | ... |