Множественная миелома

Дата публикации17.06.2014
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
МНОЖЕСТВЕННАЯ МИЕЛОМА

Множественная миелома - опухоль системы В-лимфоцитов, которые дифференцируются до плазматических клеток, вырабатывающих иммуноглобулины.

В основе развития основных клинических и лабораторных признаков, осложнений множественной миеломы лежат миеломно-клеточная инфильтрация костного мозга и синтез опухолевыми клетками парапротеина. Кроме того, у больных снижается синтез нормальных иммуноглобулинов.

Чаще всего встречается диффузно-узловая форма, когда имеются отдельные опухолевые узлы и обсеменение опухолевыми клетками костного мозга. При множественно-узловой форме есть большое количество узлов, но нет инфильтрации костного мозга. Диффузная форма характеризуется инфильтрацией костного мозга, печени, селезенки, лимфоузлов. Солитарные (единичные) миеломы могут развиваться в костях или вне костной системы, может наблюдаться генерализация патологического процесса.

Диагноз множественной миеломы ставится на основании нахождения остеолитических очагов в костях черепа, обнаружении парапротеинов в сыворотке крови и моче, наличии миеломных клеток в костном мозге.

^ В клинической картине множественной миеломы можно выделить ряд синдромов.

Костный синдром обусловлен пролиферацией миеломных клеток в костях, чаще всего в плоских - кости черепа, грудина, а также ребра, позвоночник. Больные жалуются на боли в костях, при пальпации обнаруживаются костные опухоли, часто возникают переломы. Рентгенологически у большинства больных с диффузно-узловой и множественно-узловой миеломой выявляются остеопороз и деструктивные изменения. Особенно характерны остеолитические круглые очаги в костях черепа.

В крови наблюдается повышенное содержание кальция.

Инфильтрация миеломными клетками костного мозга приводит к угнетению нормального кроветворения, развитию анемии, тромбоцитопении, лейкопении с соответствующими клиническими проявлениями. У части больных повышается содержание плазматических клеток в периферической крови. В костном мозге определяется инфильтрация миеломными клетками.

Синдром белковой патологии развивается вследствие выработки миеломными клетками парапротеина. У больных наблюдается гиперпротеинемия, гиперглобулинемия, ускорение СОЭ, при электрофоретическом исследовании белков сыворотки крови выявляется парапротеин. Клинически данный синдром проявляется сухостью кожи, нарушением периферического кровотока в конечностях. Одним из проявлений парапротеинемии является отложение белка в тканях и развитие параамилоидоза.

Почечный синдром проявляется протеинурией, появлением в моче белка Бенс-Джонса, большого количества цилиндров - гиалиновых и зернистых. Закономерно развивается хроническая почечная недостаточность.

Лечение зависит от формы множественной миеломы. При множественной миеломе назначается лечение цитостатическими препаратами, проводятся сеансы плазмафереза с целью выведения парапротеинов. При признаках сдавления опухолевыми узлами органов применяется рентгенотерапия.

Больным солитарной миеломой назначается рентгенотерапия, при генерализации процесса проводится лечение цитостатическими средствами и глюкокортикоидами.

Множественная миелома iconМиеломная болезнь. Лимфогранулематоз