О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности "лечебное дело"




Скачать 45.97 Kb.
НазваниеО необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности "лечебное дело"
Дата публикации10.04.2013
Размер45.97 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
Л.А. Примова,

к. биол. н., ст. преподаватель

И.Ю. Высоцкий,

к. мед. н., доц.

Сумский государственный университет, г. Сумы

О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ КУРСА КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО"


Интенсивное развитие биологической науки, увеличение объема информации, разработка новых методов исследования, дифференциация и специализация медицинской помощи требуют фундаментальной подготовки врачей разного профиля, необходимой для понимания современных методов лабораторной диагностики, их адекватного назначения, интерпретации получаемых лабораторных данных, проведения дополнительных исследований назначения эффективной терапии.

Глубокие фундаментальные знания, прежде всего по медицинской биохимии, патофизиологии, лабораторной диагностике и интерпретации лабораторных данных, способствуют созданию целостного представления о биохимических процессах, обеспечивающих жизнедеятельность человека, патогенетических механизмах их нарушений и оптимальных способах предотвращения развития клинически выраженной патологии.

Приоритетное направление медицинской науки XXI века - профилактическая медицина - подготовка врача-профилактика, семейного или домашнего врача. В этом случае главным объектом врачебного наблюдения становится не только больной, но и здоровый человек, а основной задачей врача – установление, главным образом на основе физических и химических лабораторных данных, предрасположенности индивидуума к определенной патологии, диагностика врожденных дефектов метаболизма по факторам риска и т.д.

Невостребованность фундаментальных знаний на конечных этапах подготовки врача приводит к тому, что преподавание на теоретических кафедрах оторвано от потребностей медицинской практики, т.к. на младших курсах преподают общую биохимию лишь с элементами частной биохимии без рассмотрения возможных путей нарушения процессов и логически значимых клинических и лабораторных проявлений. На старших курсах преподавание клинической лабораторной диагностики (КЛД) как самостоятельной дисциплины не ведется. В медицинских институтах нет кафедр КЛД. Вопросы общей и частной патобиохимии рассматриваются на многих клинических кафедрах, но без тесной связи с материалом, преподаваемым на кафедре биохимии или параллельных кафедрах. Это затрудняет формирование клинического мышления, в основе которого лежит знание биохимии и патобиохимии, позволяющее анализировать и интерпретировать клинические и лабораторные показатели для постановки патогенетически осмысленного диагноза, назначения патогенетически обоснованного лечения и профилактики. В результате выпускники имеют слабую подготовку по КЛД, не умеют трактовать и правильно назначать лабораторные анализы. Возникает разрыв у возможностях лабораторных исследований и использовании результатов анализов в клинике. Лабораторные исследования остаются невостребованными, не анализируются, не используются для ведения больных, хотя они могут предоставить 70-80% объективной информации для постановки дифференциального диагноза, выбора метода лечения, контроля эффективности лечения, оценки изменчивости патологического процесса.

В связи с отсутствием систематического курса подготовки по КЛД, на кафедре биохимии медицинского факультета Сумского государственного университета с 1997 года организован курс «КЛД» (клиническая биохимия) для студентов 4 года обучения специальности «Лечебное дело». Фундаментальная основа КЛД - биохимия и патофизиология изучаются на 2 и 3 курсах, тогда как значение их клинических аспектов для студентов становится понятным только к 4-6 курсу.

Целью КЛД является освоение унифицированных и новых методов исследования биологических материалов, рассмотрение актуальных вопросов клинической биохимии, систематизация и углубление теоретических знаний с целью грамотной интерпретации результатов биохимических анализов, оптимизации лабораторного обследования, ознакомление с современными констеляциями и дифференциально-диагностическими биохимическими программами, которые используются для диагностики и лечения больных, совершенствование практических навыков и умений.

В рамках курса разработаны рабочая программа, учебные планы, методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов, составлены тестовые контрольные вопросы, ситуационные задачи, подготовлена лабораторная база. Курс «КЛД» включает 18 практических занятий, на каждом из которых предусмотрены лабораторные исследования биологического материала, получение и интерпретация результатов; 3-х уровневый контроль знаний - базовый тест-контроль, разбор теоретических вопросов, решение ситуационных задач "с открытой книгой", с последующим обсуждением, оценкой, анализом результатов, обоснованием и трактовкой клинической ситуации; составление блок-схем, сравнительных таблиц изменений лабораторных показателей при различных патологических состояниях: подбор наиболее информативных констеляций биохимических тестов для оценки нарушений биохимических процессов и физиологических функций организма.

В рамках курса предусматривается также самостоятельная работа студентов, которая оценивается по результатам обязательного домашнего задания (ОДЗ), состоящего из ситуационных задач, охватывающих практически все разделы курса. В процессе подготовки ОДЗ студенты приобретают навыки работы с дополнительной литературой, учатся анализировать и обобщать информацию, сопоставлять многие лабораторные показатели с клиническими проявлениями патологий, логически обосновывать выводы. Такая работа способствует расширению базовых, фундаментальных знаний, т.к. приходится обращаться к материалу, полученному на теоретических дисциплинах, и также формирует клиническое мышление.

К сожалению, в курсе «КЛД» не предусмотрен цикл лекций и теоретическую информацию студенты могут получить только при работе с учебниками, методическими пособиями, монографиями и соответствующими журналами, что затрудняет восприятие материала. В связи с этим, курс лекций по клинической биохимии (курс по выбору), который читается на нашей кафедре для студентов 4 курса, адаптирован к темам практических занятий по КЛД. В конце курса «КЛД» предусмотрен дифференцированный зачет.

Введение курса «КЛД» позволяет интегрировать фундаментальные и клинические дисциплины, что дает возможность будущему врачу правильно и осознанно выбирать методы всестороннего обследования больного, анализировать и трактовать лабораторные данные, при необходимости, подбирать адекватные дополнительные исследования и патогенетически обоснованные фармакологические или физические методы коррекции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconТематический план практических занятий для студентов| 4 курса факультета...
Тематический план практических занятий для студентов| 4 курса факультета подготовки | иностранных граждан |

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconМетодическое указание для студентов 6 курса для проведения практического...
Методическое указание для студентов 6 курса для проведения практического занятия по эндокринологии факультета подготовки иностранных...

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconМедицинская сестра-палатная
На должность медицинской сестры-палатной назначается лицо с высшим медицинским образованием по специальности "Сестринское дело" или...

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconМедицинская сестра перевязочной
На должность медицинской сестры перевязочной назначается лицо с высшим медицинским образованием по специальности "Сестринское дело"...

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconТематический план практических|практичных| занятий по|с| эндокринологии...
Ведение больных с синдромом артериальной гипертензий в эндокринологической практике

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconРасписание практических занятий по дисциплине "Общая хирургия" для...
И І международного факультета специальностей "Лечебное дело", "Медико-профилактическое дело", "Педиатрия"

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconМетодическое указание для студентов 6-го курса «Лечебное дело» к...
«Лечебное дело» к практическому занятию из елективного курса паллиативной и хосписсной медицины на тему №1

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconМетодическое указание для студентов 6-го курса «Лечебное дело» к...
«Лечебное дело» к практическому занятию из елективного курса паллиативной и хосписсной медицине на тему №1

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconИндивидуальный план учебного процесса по модулю 5 "Детская хирургия"...
При пропуске лекций или практического занятия от общей суммы баллов отчисляется по 5 баллов в конце изучения предмета

О необходимости введения курса клинической лабораторной диагностики для студентов специальности \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<