Скачать 1.05 Mb.
|
![]() План - конспект проведения занятия по « Спецтехнологии». Тема № 6. Ремонт автомобилей. Тема урока № 91 – 92. Виды износа и основные дефекты деталей. Цель занятия: сформировать у учащихся понятие о видах износа и основных дефектах деталей автомобилей. Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала. Тип занятия – урок изложения нового материала. 2.Основная часть занятия – 70 мин. Учебные вопросы:
Износ деталей возникает в результате трения сопряженных поверхностей без смазочного материала, в условиях граничного и жидкостного трения. При трении без смазочного материала износ деталей обусловлен местным повышением температуры, что приводит к деформации или схватыванию рабочих поверхностей в отдельных точках. Граничное трение имеет место в присутствии весьма тонкого слоя смазочного материала, толщина которого не превышает 0,1 мкм. Изнашивание связано со срезом частиц металла, а также разрушением поверхностного слоя в результате расклинивающего действия смазочного материала, попадающего в микротрещины трущихся поверхностей. При жидкостном трении сопряженные поверхности деталей полностью разделены слоем смазочного материала и непосредственный контакт между ними отсутствует, поэтому износ будет минимальным. Его величина определяется степенью очистки смазочного материала от твердых частиц. Процесс отделения материала с поверхностей и увеличение их остаточной деформации называется изнашиванием. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах, называют износом. Изнашивание происходит в результате сложных физико-механических и химических процессов, протекающих на рабочих поверхностях деталей. Различают три группы видов изнашивания: при заедании, механическое и коррозионно-механическое. ^ является результатом схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность. ^ в результате механических воздействий включает шесть видов изнашивания: абразивное, гидроабразивное (газоабразивное), эрозионное, усталостное, кавитационное, при фреттинге. Абразивное изнашивание возникает в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц, попадающих на трущиеся поверхности деталей. Наиболее характерен этот вид изнашивания для деталей дорожно - строительных и сельскохозяйственных машин, работающих в абразивной среде. Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание имеет место при воздействии на поверхности деталей твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости (газа). Твердые частицы попадают в поток жидкости (топлива, воды, масла) или газа в виде пыли или продуктов износа деталей. Наиболее часто гидроабразивное изнашивание наблюдается в деталях топливных, масляных и водяных насосов, гидроприводов тормозных систем, гидроусилителей и т.п. Газоабразивное изнашивание имеет место в верхней части гильз цилиндров дизелей, обдуваемой потоком воздуха при плохой его фильтрации. Эрозионное изнашивание — это вымывание металла потоком жидкости. Оно наблюдается в деталях системы охлаждения. Усталостное изнашивание возникает в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя детали. Усталостное разрушение в виде мелких трещин и отслоения частиц металла имеет место на зубьях шестерен и в подшипниках качения. Кавитационное изнашивание возникает в результате воздействия кавитационных пузырьков, образующихся на поверхности деталей, омываемых жидкостью. Явление кавитации усиливается с повышением вибрации деталей и температуры нагрева жидкости. Кавитационный износ имеет место на наружной поверхности гильз цилиндров, омываемой охлаждающей жидкостью. ^ может быть двух видов: окислительное и фреттинг - коррозия. Окислительное изнашивание — это изнашивание, при котором преобладает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой. Фреттинг - коррозионное изнашивание возникает у соприкасающихся тел при малых колебательных их перемещениях. Этот вид изнашивания имеет место на поверхности шеек под подшипники поворотных цапф, в болтовых соединениях рам, кузовов и других деталях, работающих в коррозионных средах. Величина износа деталей зависит от многих факторов, к которым относятся: давление и скорость относительного перемещения деталей, температурный режим, материал и твердость деталей, шероховатость рабочих поверхностей, способ подвода масла, его качество и расход. С увеличением давления, скорости относительного перемещения поверхностей и повышением температуры интенсивность изнашивания деталей возрастает. Большое влияние на износостойкость оказывает правильный выбор материала, из которого изготовлены детали. При жидкостном трении величина износа меньше, чем при других видах трения. В несколько раз можно уменьшить износ деталей, используя масла со специальными добавками. ^ возникает в том случае, когда внутренние напряжения в материале превышают предел его упругости. Остаточные деформации проявляются в деталях в виде изгиба, скручивания, коробления. Де формацию в виде изгиба получают коленчатый и распределительный валы; коробление имеет место в корпусных деталях (блок цилиндров, картер коробки передачи т. п.), скручивание наблюдается в шатунах. ^ — это процесс постепенного накопления повреждений под действием повторных знакопеременных напряжений в металле, приводящий к снижению долговечности, образованию трещин и разрушению деталей. Явление усталости материала возникает в таких деталях, как коленчатые валы, поворотные цапфы, полуоси, рессоры, пружины и др. ^ являются результатом химического или электрохимического воздействия на детали внешней среды. Коррозионное разрушение деталей проявляется в виде оксидных пленок, пятен и раковин. ^ деталей возникают от воздействия на них потока жидкости. На поверхности деталей под действием жидкостной эрозии появляются вымоины и пятна. Такие повреждения получают детали системы охлаждения двигателя, кузов и его оперение. Эрозионные повреждения увеличиваются, если в потоке жидкости содержатся абразивные частицы. ^ возникают от воздействия пузырьков газа, которые образуются в потоке жидкости при разрыве его сплошности на поверхности детали. При захлопывании кавитационных пузырьков возникает явление гидравлического удара, в результате которого на поверхности детали образуются каверны диаметром 0,2 ... 1,2 мм. ^ В результате совместного воздействия на детали разрушительных процессов в них возникают дефекты. Число различных дефектов очень велико, но все они могут быть классифицированы на следующие пять групп: изменение размеров и геометрической формы рабочих поверхностей; нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей; механические повреждения и деформации деталей; коррозионные повреждения; изменение физико-механических свойств материала деталей. ^ происходит в результате их изнашивания. При неравномерном изнашивании возникают различные отклонения геометрической формы рабочих поверхностей детали. В качестве примера рассмотрим особенности изнашивания двух, наиболее ответственных деталей двигателя: гильзы цилиндров и коленчатого вала. В гильзе цилиндров изнашивается ее внутренняя рабочая поверхность. В результате износа увеличивается диаметр рабочей поверхности гильзы, а ее форма искажается. Внутренняя поверхность гильзы по длине приобретает форму неправильного конуса, а по окружности — овала. Наибольший износ гильзы цилиндров наблюдается в верхней ее части, в зоне трения верхнего компрессионного кольца. Это объясняется следующим. При сгорании топлива в верхней части гильзы резко повышаются температура и давление газов. Газы проникают под поршневые кольца, увеличивается их давление на поверхность гильзы. При высокой температуре происходит разжижение масляной пленки и ухудшаются условия смазывания верхней части гильзы. Кроме того, масло частично смывается рабочей смесью. При сгорании топлива образуются газы, содержащие углекислый газ и сернистые соединения. Эти газы с парами воды образуют серную и угольную кислоты, которые создают условия для коррозионного изнашивания, овальности рабочей поверхности гильзы является результатом неравномерного изнашивания от знакопеременных нагрузок и коррозионного изнашивания. Причиной появления овальности рабочей поверхности гильзы является неравномерное распределение давления поршня на стенки гильзы. В плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца, давление больше, поэтому изнашивание гильзы в этой плоскости интенсивнее. Коленчатый вал двигателя в процессе работы подвергается воздействию циклических нагрузок от давления рабочих газов, сил инерции поступательно движущихся и вращающихся частей. В этих условиях коренные и шатунные шейки коленчатого вала подвергаются изнашиванию. Неравномерность нагрузок, действующих на шейки коленчатого вала, обусловливает неравномерное изнашивание их по окружности. Так, наиболее интенсивное изнашивание шатунных шеек имеет место со стороны, обращенной к оси коренных шеек вала. Это объясняется тем, что на эту сторону шейки постоянно действуют инерционные силы. ^ является одним из весьма распространенных дефектов автомобильных деталей. Этот дефект обычно проявляется в виде нарушения расстояния между осями цилиндрических поверхностей, отклонении от параллельности или перпендикулярности осей и плоскостей, от соосности цилиндрических поверхностей и т.п. Причинами появления этого дефекта являются: неравномерное изнашивание рабочих поверхностей; внутренние напряжения, возникающие в деталях при их изготовлении; остаточные деформации от чрезмерных эксплуатационных нагрузок на детали и др. Наиболее часто происходит нарушение взаимного положения рабочих поверхностей корпусных деталей. Так, в блоках цилиндров вследствие их деформации в процессе эксплуатации появляются такие дефекты, как отклонение от соосности отверстий в опорах под коленчатый вал, параллельности оси этих отверстий и оси отверстий под втулки распределительного вала, нарушение расстояния между этими осями, отклонение от перпендикулярности осей отверстий в посадочных поясках под гильзы цилиндров к оси коленчатого вала и др. Дефекты деталей вызывают дополнительные динамические нагрузки, ускоряющие их износ. Поэтому при дефектации и сортировке деталей их необходимо выявить, а в процессе ремонта устранить. ^ в деталях возникают при воздействии на них в процессе эксплуатации нагрузок, превышающих допустимые, а также вследствие усталости материала. К числу механических повреждений относятся: трещины, пробоины, изломы и деформации (изгиб, скручивание, коробление). Трещины в большинстве случаев возникают вследствие усталости материала деталей, работающих в условиях циклических знакопеременных нагрузок. Наиболее часто они появляются в деталях рамы, кузовах, коленчатых валах, поворотных цапфах, рессорах, в местах концентрации напряжений (у отверстий, в галтелях и т.п.). Размеры трещин по ширине могут быть самыми разными: от видимых невооруженным глазом до микроскопических, которые обнаруживают с помощью специальных приборов. Поломки деталей могут возникать вследствие усталости металла, а также при больших ударных нагрузках. Деформации возникают в деталях в результате динамических нагрузок и наблюдаются в таких деталях, как коленчатые валы, шатуны, карданные валы, балки передних мостов, детали рам и кузовов. ^ образуются на деталях в результате химического или электрохимического взаимодействия металла с коррозионной средой. Коррозионные повреждения появляются на деталях в виде сплошных окисных пленок или в виде местных повреждений (пятен, раковин, точек). Воздействию коррозии подвержены многие детали автомобилей: выпускные клапаны; верхняя часть гильзы цилиндров; узлы рамы; кузов; подвески и т. п. ^ деталей в процессе эксплуатации автомобилей выражается наиболее часто в снижении твердости и упругих свойств деталей. Изменение твердости деталей может произойти в результате их нагрева в процессе работы до температуры, влияющей на термическую обработку, а также вследствие износа поверхностного слоя, упрочненного методами химико-термической обработки. Упругие свойства деталей снижаются в результате усталости материала, из которого они изготовлены. Этот дефект часто возникает в таких деталях, как пружины клапанов и рессоры. Контрольные вопросы.
План - конспект проведения занятия по « Спецтехнологии». Тема № 6. Ремонт автомобилей. Тема урока № 93 - 94. Понятия про способы ремонта автомобильных деталей. ^ сформировать у учащихся основные понятия про способы ремонта автомобильных деталей. Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала. Тип занятия – урок изложения нового материала. ^ – 70 мин. Учебные вопросы:
1. Восстановление деталей имеет большое народнохозяйственное значение. Стоимость восстановления деталей в 2—3 раза ниже стоимости их изготовления. Это объясняется тем, что при восстановлении деталей значительно сокращаются расходы материалов, электроэнергии и трудовых ресурсов. Эффективность и качество восстановления деталей зависят от принятого способа. Наиболее широкое применение получили следующие способы восстановления деталей: механическая обработка; сварка и наплавка; напыление; гальваническая и химическая обработка; обработка давлением; применение синтетических материалов. ^ применяют в качестве подготовительной или завершающей операции при нанесении покрытий на изношенные поверхности, а также при восстановлении деталей обработкой под ремонтный размер или постановкой дополнительных ремонтных деталей. Обработкой деталей под ремонтный размер восстанавливают геометрическую форму их рабочих поверхностей, а установкой дополнительной ремонтной детали обеспечивают соответствие размеров детали размерам новой детали. ^ — самые распространенные способы восстановления деталей. Сварку применяют при устранении механических повреждений деталей (трещин, пробоин и т.п.), а наплавку — для нанесения покрытий с целью компенсации износа рабочих поверхностей. На ремонтных предприятиях применяют как ручные, так и механизированные способы сварки и наплавки. Среди механизированных способов наплавки наибольшее применение нашли автоматическая дуговая наплавка под флюсом и в среде защитных газов и вибродуговая наплавка. В настоящее время при восстановлении деталей применяют такие перспективные способы сварки, как лазерная и плазменная. Напыление как способ восстановления деталей основан на нанесении распыленного, расплавленного металла на изношенные поверхности деталей. В зависимости от способа расплавления металла различают следующие виды напыления: дуговое, газопламенное, высокочастотное, детонационное и плазменное. ^ основаны на принципе осаждения металла на поверхности деталей из растворов солей гальваническим или химическим методом. Для компенсации износа деталей наиболее часто применяют хромирование, железнение и химическое никелирование. Нанесение на поверхности деталей защитных покрытий осуществляют с помощью гальванических процессов (хромирование, никелирование, цинкование, меднение), а также химических (оксидирование и фосфатирование). ^ восстанавливают не только размеры деталей, но и их форму и физико-механические свойства. В зависимости от конструкции детали используют такие виды обработки давлением, как осадку, раздачу, обжатие, вытяжку, накатку, правку и др. ^ (пластмассы) применяют для компенсации износа деталей, работающих в условиях неподвижных посадок, а также при устранении механических повреждений (трещин, пробоин) в корпусных деталях. Перечисленные способы восстановления деталей обеспечивают требуемый уровень качества и надежную работу деталей в течение установленных межремонтных пробегов автомобилей. Необходимый уровень качества восстановленных деталей достигается при правильном выборе технологического способа, а также управлением процессами нанесения покрытий и последующей обработки деталей. На качество восстановленных деталей влияют также свойства исходных материалов, применяемых при нанесении покрытий, и режимы обработки. ^ В практике авторемонтного производства нашли широкое применение такие способы восстановления деталей механической обработкой, как обработка изношенных или поврежденных поверхностей деталей под ремонтный размер и постановка дополнительных ремонтных деталей. При обработке деталей под ремонтный размер одна из сопряженных деталей, обычно наиболее сложная (например, коленчатый вал), обрабатывается под ремонтный размер, а вторая (например, вкладыши подшипников) заменяется новой или восстанавливается также до ремонтного размера. Обработкой под ремонтный размер восстанавливают требуемую шероховатость и геометрические параметры изношенных поверхностей деталей. Восстанавливаемые поверхности деталей могут иметь несколько ремонтных размеров. Их число и значения зависят от степени износа деталей за межремонтный пробег автомобиля, припуска на обработку и запаса прочности детали. Механической обработкой под ремонтный размер восстанавливают коренные и шатунные шейки коленчатых валов, опорные шейки распределительных валов, гильзы цилиндров и многие другие детали. К числу преимуществ этого способа восстановления деталей следует отнести: простоту технологического процесса и применяемого оборудования; высокую экономическую эффективность; сохранение взаимозаменяемости деталей в пределах определенного ремонтного размера. Недостатками этого способа являются увеличение номенклатуры запасных частей, поставляемых промышленностью, и некоторое усложнение организации процессов комплектования деталей, сборки узлов и хранения деталей на складах. Дополнительные ремонтные детали применяют с целью компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а также при замене изношенной или поврежденной части детали. В зависимости от вида восстанавливаемой поверхности дополнительная ремонтная деталь может иметь форму гильзы 1, кольца, шайбы, пластины, втулки 2 или спирали (рис. 1). Рис. 1. Восстановление деталей. ![]() а – постановкой дополнительной ремонтной детали; б – заменой части детали. Если на детали сложной формы изношены отдельные ее поверхности, то ее можно восстановить путем полного удаления поврежденной части и установки вместо нее заранее изготовленной дополнительной ремонтной детали. Этот способ применяют при восстановлении крышек 3 коробок передач, блоков зубчатых колес 4, шестерни коробки передач, кузовов и кабин автомобилей и других деталей. Дополнительные ремонтные детали изготовляют из того же материала, что и восстанавливаемая деталь. Крепят дополнительные ремонтные детали обычно посадкой с натягом. В отдельных случаях приваривают по торцу, используют стопорные винты или штифты. После установки и закрепления дополнительных ремонтных деталей выполняют их окончательную механическую обработку до требуемых размеров. Контрольные вопросы.
![]() ^ проведения занятия по « Спецтехнологии». |
![]() | Цель занятия: сформировать у учащихся понятие о классификации и общем устройстве автомобилей | ![]() | Цель занятия: сформировать у учащихся понятие о назначении и общем устройстве кузовов автомобилей |
![]() | Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию систем смазки автомобильных двигателей | ![]() | Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по нарезанию резьбы и клёпке металла |
![]() | Адрес: пгт. Коротич (7 км от окружной, Киевская трасса) тел.: 742-45-81, (097)781-56-31 | ![]() | Ход занятия:- ребята, становитесь в кружок. Давайте с вами поздороваемся и подарим тепло своих ручек друг другу. Дети улыбаются и... |
![]() | Тема. Дизайн и стилевое оформление презентаций. Работа с текстовыми надписями и графическими изображениями | ![]() | |
![]() | Тема. Художественное конструирование. Практическая работа. Создание эскиза изделия, плана работы по выполнению изделия | ![]() | Тема: Техническое конструирование. Основные сведения о сборочном чертеже как виде проектной документации. Особенности выполнения... |