Тема: організація групової діяльності учнів




Скачать 274.84 Kb.
НазваниеТема: організація групової діяльності учнів
страница1/3
Дата публикации03.03.2013
Размер274.84 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
  1   2   3
КУ «Сєвєродонецький методичний центр»

СЗШ № 12

Тема: ОРГАНІЗАЦІЯ ГРУПОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ

НА УРОКАХ ХІМІЇ

Автор досвіду: Крижанівська Тетяна Миколаївна,

вчитель хімії

2012 рік

Карта передового педагогічного досвіду

І. Загальні відомості

Особистий досвід

Установа, в якій працює автор досвіду, адреса з індексом, e-mail

Посада із зазначенням навчального предмету або виконуваного функціоналу

Стаж роботи на посаді

Крижанівська

Тетяна Миколаївна


середня загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів
№ 12 міста Сєвєродонецька Луганської області

^ Адреса: Україна, 93400, Луганська область,
м. Сєвєродонецьк,
пр. Гвардійський, 9

E-mail: zavuch@starline.lg.ua

вчитель хімії

23 роки

ІІ. Схема опису педагогічного досвіду

^ Тема досвіду

Організація групової діяльності учнів на уроках хімії

Розділ

Зміст розділу

^ Теоритична база досвіду

Значительный вклад в разработку общих принципов организации групповой работы дали исследования В.К. Дяченко, В.В.Котова, Г.А. Цукермана, А.Г.Ярошенко. Дидактические вопросы организации групповой учебной деятельности в начальной школе рассмотрены в трудах В.О.Выхрущ, К.Ф.Нор. Современная технология групповой работы разработана и апробирована А.Ривином, В.Дяченко.

^ Актуальність досвіду

Вопросы групповой формы обучения в психолого-педагогической литературе занимают немаловажное место, потому что она открывает для учащихся возможности сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками, познания окружающего мира. Тем не менее, вопрос организации групповой формы работы в старшей школе остается не до конца исследованным.

^ Тривалість роботи над досвідом

3 года

Адресність досвіду

Эта технология создана в помощь учителям химии, которые желают внедрять в практику своей работы гупповые формы обучения и содержит конкретный материал по использованию групповых форм работы на уроках химии.

^ Область застосування досвіду

Технологию групповых форм обучения можно использовать в начальной, средней и старшей школе при проведении уроков естественно-математического цикла.

^ Технологія досвіду

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.

^ Результативність досвіду

Результатом моей работы в рамках данной темы считаю следующие показатели:

  • умение учащихся работать в группах;

  • владение навыками взаимодействия в коллективной исследовательской деятельности;

  • развитие коммуникативных компетентностей учащихся;

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • осуществление взаимодействия учителя и учащихся как соавторов урока;

  • внедрение технологий само- и взаимообучения



Даю згоду на використання моїї персональних даних, внсення інформації в базу даних, публікацію та розміщення матеріалів на сайті з можливим корегуванням: (так)

Дата заповнення карти «13» лютого 2012 рік ___________________

/підпис/

Содержание

  1. Актуальность проблемы организации групповой деятельности учащихся

  2. Личный опыт организации групповой деятельности учащихся на уроках химии

  3. Организация групповой работы на различных этапах уроков химии

  4. Организация групповой работы при проверке пройденного материала

  5. Групповая работа при изучении новой темы

  6. Групповую работу можно организовать и при выполнении практических работ и семинарских занятий

  7. Групповая форма работы широко применяется при создании учащимися электронных презентаций.

  8. Результат работы в рамках данной темы

  9. Литература

 Основная цель современной школы состоит в создании такой системы обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Попытка решить новые задачи, стоящие перед системой образования «испытанными» методами и в рамках привычных форм организации учебного процесса, не могут привести к такому возрастанию самостоятельности обучаемых.  Для достижения этой цели необходимо кардинально изменить парадигму ученика и учителя в учебном процессе.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Вопросы групповой формы обучения в психолого-педагогической литературе занимают немаловажное место, потому что она открывает для учащихся возможности сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками, познания окружающего мира. Наибольший интерес к групповым формам обучения наблюдается в последние два десятилетия. Значительный вклад в разработку общих принципов организации групповой работы дали исследования В.К. Дяченко, В.В.Котова, Г.А. Цукермана, А.Г.Ярошенко. Дидактические вопросы организации групповой учебной деятельности в начальной школе рассмотрены в трудах В.О.Выхрущ, К.Ф.Нор. Современная технология групповой работы разработана и апробирована А.Ривином , В.Дяченко. Тем не менее, вопрос организации групповой формы работы в старшей школе остается не до конца исследованным, поэтому для меня стала актуальной проблема

«Организация групповых деятельности учащихся на уроках химии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся, необходимых для их социализации та творческой самореализации».

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей. Практическое значение данной работы заключается в том, что в ней содержится конкретный материал по использованию групповых форм работы на уроках химии.

Групповая технология обучения предполагает организацию учебной деятельности, в результате которой происходит обучение в процессе общения между учащимися в группах. Группа может складываться из 2 и более учащихся, быть однородной и нет, постоянной и мобильной. Если рассматривать учащихся, то общение для них является одним из важных факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов. Общение является и самостоятельным источником информации. Взаимодействуя с окружающими в процессе различных видов деятельности, ученик получает разнообразные знания, как о предметном мире, так и о мире идей и отношений. В процессе общения также формируются его нормы. Огромное значение имеет общение со сверстниками. Отношения с товарищами во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Для учащегося привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, «любимым» товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. (6) При общении с одноклассниками развивается личностная и межличностная рефлексия, в результате чего, ученик начинает видеть причины своих конфликтов, затруднений в особенностях собственной значимости. Содержание общения сосредотачивается вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. В характере отношения учащихся к окружающим в процессе общения, сказываются два начала: 1) возрастное развитие (интеллектуальный, культурный уровень, связанный с накопившимся опытом, с характером его самосознания); 2) особенности индивидуального развития (в результате характера взаимоотношений в семье, его положением в ней, сформированностью привычек, послушания к требованиям). (9)

При групповой работе школьники учатся совместной деятельности в решении познавательных задач. Кто-то хорошо проявил себя в анализе учебного материала, кто-то испытывает затруднения в решении примера или задачи, кто-то уклоняется от работы. Это происходит при всех. Давая оценку, делая замечания отдельным учащимся, учитель рассчитывает, что на них будут реагировать все, предполагает, что его указания, вопросы, предложения доходят до каждого. Те учащиеся, которые встречают затруднения в решении проблем, могут прибегнуть к помощи своих товарищей. Групповая работа строится с таким расчетом, чтобы каждый выполнял указание учителя, вступал в контакт с ним и классом, учитывал его замечания, реакции коллектива и должным образом поступал в соответствии со сложившейся ситуацией. При такой организации коллектив класса живет одними целями.(4)

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у учащихся качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что групповая учебная деятельность способствует активизации и результативности обучения школьников, воспитанию гуманных отношений между ними, самостоятельности, умению доказывать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению товарищей, культуре ведения диалога, ответственности за результаты своего труда. Групповая учебная деятельность на занятии создает определенные условия для формирования положительной мотивации учения школьников Как вид учебной деятельности школьников, групповая деятельность многофункциональная. В групповой учебной деятельности ученики показывают высокие результаты усвоения знаний, формирования умений. Объясняется это тем, что "в этой работе слабые ученики выполняют по объему любых упражнений на 20-30% больше, чем во фронтальной работе. Групповая форма работы способствует также организации более ритмичной деятельности каждого ученика" (8, с. 69). Важную роль групповая деятельность играет в достижении воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности формируется коллективизм, моральные, гуманные качества личности (2; 5; 7) Важную роль в формировании этих качеств играют особенности организации групповой работы; распределение функций и обязанностей между участниками деятельности, обмен мнениями, взаимная требовательность и помощь, взаимоконтроль и взаимооценка.

Групповая учебная деятельность и выполняет организационную функцию. Заключается она в том, что учащиеся учатся распределять обязанности, учатся общаться друг с другом, решают конфликты, возникающие в совместной деятельности. В групповой работе ребенок берет на себя функции учителя и выполняет взрослые виды деятельности (4).

Таким образом, групповая форма учебной деятельности в сравнении с другими организационными формами имеет ряд значительных преимуществ:

1) за тот же промежуток времени объем выполненной работы гораздо больше;

2) высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений;

3) формируется умение сотрудничать;

4) формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми;

5) развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль)

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.               Работа в группах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди ответственному ученику (командиру, ассистенту), в парах или в группах любого типа в каждый момент половина учащихся говорит, половина контролирует. Затем они меняются ролями. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень повышения активности учащихся при работе в парах или группах значительно выше. Кроме того создаются условия для их естественного общения. Самостоятельная работа учащихся на уроке ведётся с использованием трёх видов групп:

  • статистической;

  •     динамической;

  •   вариационной;

              У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - такие слова могут служить в качестве эмоционального настроя при начале работы. Какие роли должны быть в группе?

Существует много вариантов, но в своей основе все они сводятся к следующему:

1.     Организатор - отвечает за работу группы в целом;

2.     Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;

3.     Секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

4.     Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возникновение коллизии;

5.     Контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.

 При работе в динамической группе отметки не выставляются, но возрастает ответственность каждого за всех. Каждый должен спросить всех своих партнеров, осмысливая как и что спросить, что дополнить, как помочь. Условия такой работы очень благоприятные. Общение идёт один на один, полностью снимаются стрессовые состояния, страх допустить ошибку. Контроль в динамической  группе постепенно сливается  с обучением.

 Опрашивающий ученик выступает уже не в качестве строгого контролера, а в качестве помогающего, консультирующего и советующего. Затем роли меняются. Периодически меняется и состав групп.

 Вариационная от динамической группы отличается тем, что в ней  происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной группе обрабатываются разные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. 

                   ^ Алгоритм работы в группе:

1.  Повторение  задания, которое  будет   выполняться,  для  более   

осознанного понимания.        

2.    Анализ условия (разграничение знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

3.         Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка  собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).

4.         Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

5.         Совместное принятие решения.

6.         Анализ решения задания, его оформление.

7.         Проговаривание в группе выступления спикера.

8.         Представление решения спикером.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: організація групової діяльності учнів iconВнедрение коллективной творческой деятельности в практику работы...
Ься можливості впровадження творчого середовища, умови для організації продуктивної колективно-творчої діяльності та організація...

Тема: організація групової діяльності учнів iconУроку з математики для 5 класу у віршованій формі, мета якого активізації...
Тема урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Натуральные числа и действия с ними»

Тема: організація групової діяльності учнів iconТема 17 Теоретичні засади економічного регулювання екологічності діяльності підприємств
Тема 18 Визначення доцільності застосування методів мотивування екологізації діяльності підприємств

Тема: організація групової діяльності учнів iconУроках математики
Як зацікавити дитину своїм предметом? Адже зробити це може тільки той вчитель, який дуже цього хоче. Тому тема «Активізації навчально-пізнавальної...

Тема: організація групової діяльності учнів iconПлан-конспект уроку з фізичної культури для учнів 5 класу Тема: Баскетбол
Мета: Розвиток основних фізичних якостей та рухових здібностей, підвищення рівня фізичної підготовності учнів

Тема: організація групової діяльності учнів iconФорма проектної заявки
Чи має організація можливість працювати в регіоні/області де планується впровадження діяльності?

Тема: організація групової діяльності учнів icon4. Код основного виду економічної діяльності
Підприємство, організація всеукраїнської громадської організації інвалідів, зокрема товариств утог, утос

Тема: організація групової діяльності учнів iconЗатверджено
Цей Статут визначає порядок діяльності, реорганізації та ліквідації Всеукраїнської громадської організації «Саморегулівна організація...

Тема: організація групової діяльності учнів iconПитання до іспиту з курсу “Організація страхової діяльності”
Требования, определенные в законодательных и нормативных документах к страховым компаниям, проводящим страхование жизни

Тема: організація групової діяльності учнів iconЧи варто вивчати теорему Піфагора ?
Піфагора,ознайомити учнів зі способами доведення теореми; виробляти у учнів навички використання теореми Піфагора; формувати у учнів...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<