Скачать 72.9 Kb.
|
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: « Поездка в Простоквашино ». Автоматизация звуков [ Р, Р`] и обучение элементам грамоты. Иванова Надежда Евгеньевна , учитель-логопед высшей категории , дошкольное общеобразовательное учреждение № 117 «Юный моряк», г. Мариуполь Цель: Автоматизировать правильное произношение звуки [ Р, Р`] в словах, предложениях. Закрепить их артикуляцию и характеристики. Продолжать делать звукобуквенный анализ и синтез слов. Закрепить умение пользоваться обобщающими словами, упражнять в падежном управлении, составлении, анализе предложений и составления их схем. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, мышление, творческое воображение, общую, мелкую и артикуляционную моторику. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, самостоятельность, ответственность. Оборудование: Панно, предметные картинки с изображением предметов по темам: «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Одежда и обувь», « Транспорт»; плоскостные изображения персонажей, сюжетные картинки по сказке «Каникулы в Простоквашино»; магнитофон с аудиозаписью; ребристая доска, обручи, скакалка, дуги: «волшебные» звуковые замки, телефон, демонстрационные фишки для звукового анализа, картинки – ребусы; рабочие тетради, карандаши; шаблоны-шнуровки, шерстяная нить и лекало для аппликации. ^ 1.Оргмомент а/ Психогимнастика - Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, покажите как Шарик ловит рыбу. Изобразите ворчливого Матроскина. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите как обрадовался Матроскин удаче своего друга Шарика. б/ Пальчиковая гимнастика. - Ребята, герои, которых вы сейчас изобразили, как относятся друг к другу? (Как друзья). Давайте и мы покажем, что мы тоже друзья, наша группа недаром называется «Дружная семейка». Дети показывают пальчиковую гимнастику «Друзья». 2. Введение в тему. На поляне лежит конверт со звуковым письмом от Галчонка из Простоквашино. Дети находят и слушают его: «Здррравствуйте, ррребята. Пррриезжайте поскорррее к нам в деррревню на День рррождения Шарррика». - Вы догадались от кого это это письмо? ( От Галчонка ) - Какие звуки чаще встречаются в этом звуковом письме? ( Р, Р`). -Чем похожи эти звуки? (Согласные звонкие). -Чем различаются? ( Р - твёрдый, Р`- мягкий согласный). Артикуляционная характеристика звуков с использованием биоэнергопластики – показ кистями рук движений артикуляционного аппарата, имитация движений языка. Характеристика звуков: Р – согласный, звонкий, твёрдый. ^ согласный, звонкий, мягкий. - В каких замках живут звуки Р, Р`?( Р – в синем, Р` - в зелёном). - На звуковой схеме мы обозначаем звук Р?... – (одной чёрточкой). Звук Р` - ?… ( двумя чёрточками). Звучит телефонный звонок. Разговор по телефону с котом Матроскиным ( аудиозапись ). - Алло, это группа «Дружная семейка»? С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? ( звуки Р,Р`). Очень нравятся мне эти звуки, они есть в именах моих друзей. Приезжайте к нам в гости, очень будем рады. Прошу вас привезти… (связь оборвалась). 3. Сообщение темы: - Сегодня мы поедем в Простоквашино и будем продолжать повторять звуки ^ 4. Развитие фонематических представлений, произношение звуков Р, Р` в словах: - Кто нас ждёт в Простоквашино? (дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин, Галчонок и бычок Гаврюша). Дети показывают персонажи с помощью пальцев рук (фигуры). - Надо нам купить подарки для всех, но в названиях покупок должны быть звуки Р, Р`. - Что купим в хозяйственном магазине? ( Кастрюлю, самовар, кружку, ведро, сковородку). Выставляются картинки, дети называют обобщающее слово «Посуда». - Какое время года сейчас? (Зима). Какое время года скоро наступит? (Весна). Значит дяде Фёдору понадобятся… (куртка, брюки, свитер, кроссовки…). Выставляются картинки, дети называют обобщающие слова «Одежда и обувь» - Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку, табурет). Выставляются картинки, дети называют обобщающее слово «Мебель». - Какие продукты повезём? ( макароны, вермишель, баранки, торт, пирожные, зефир. варенье, ириски). Выставляются картинки, дети называют обобщающее слово «Продукты». - На чём отправим подарки? (На грузовой машине). На чём ещё можно добраться до деревни? (Катер, корабль, электричка, вертолёт, трактор). Выставляются картинки, дети называют обобщающее слово «Транспорт». 5. Игра на дифференциацию Р - Р` . -А сейчас давайте наши подарки разложим: для дяди Фёдора и Матроскина – со звуком ^ торт, пирожное, баранки, рыба, зефир), а для Шарика и Гаврюши со звуком Р`( рисунки, кресло, букварь ). Несколько детей у доски раскладывают картинки на разные стороны ^ к синему или зелёному замкам, остальные дети помогают им, изображая «мотор» - (Р)- кулачки, «моторчик» - ( Р`) - пальчики крутятся вокруг друг друга. 6. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. - Ребята, мы забыли про угощение для Галчонка. Разгадайте ребус и узнайте, что это за угощение? Выставляются картинки:
К Р У П А о о
Р И С ![]() ![]() ![]()
Согласный мягкий звук – две руки перед грудью. Гласный звук – руки округлены над головой. - Вспомним стишок о слогах: « Сколько в слове гласных, столько и слогов » 4) Дети делят слова на слоги и пальцами показывают их количество. 7. Развитие мелкой моторики. - Чтобы быстро добраться до Простоквашино , нужно проложить маршрут. Дети, возьмите голубую нитку – это «речка», прошнуруйте «берега», а сверху «постройте» из палочек мостик через «речку». Дети «прокладывают маршрут», используя шаблон – шнуровку и счётные палочки. - Молодцы, ребята! Справились с трудным заданием, а теперь по карте пойдём в Простоквашино короткой дорогой, а наши подарки отправим на грузовике по длинной. 8. Физминутка. Дети идут по маршруту: «лес», тропинка – обычная ходьба. Перепрыгивают через «ручей» - скакалку, идут по кочкам «болота» - прыжки из обруча в обруч, переходят через « мостик» - ребристую доску и оказываются в Простоквашино. 9. Звуки Р, Р` в предложениях. Падежное управление. - Вот и добрались. Куда мы пришли? ( В деревню). С кем поздороваемся? (С дядей Фёдором, Матроскиным, Печкиным, Гаврюшей, Галчонком). Выставляются плоскостные изображения персонажей. Дети отвечают полным предложением («Мы поздороваемся с Матроскиным и т.д.). - Кому и что мы привезли в подарок? Что ты подаришь дяде Фёдору? ( «Я подарю дяде Фёдору трактор» и т.д.). 10. Анализ предложения. Составление схем предложения. - Давайте посмотрим чем занимаются наши друзья. Угадайте, кто и что делает Выставляются 2 картинки, дети составляют предложения, делают анализ, составляют схему одного из них. - А сейчас зарисуем схему в тетради, но прежде сделаем массаж пальчиков. Возьмите карандаш в руки, «пошуршите» у правого ушка, у левого. Ручки разогрели: Карандаш в руках катаю, ^ Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. - А теперь откройте тетради и зарисуйте схему предложения. (Дети зарисовывают схему в тетради). 11. Развитие мелкой моторики рук. - Пришло время прощаться с нашими друзьями. Давайте сделаем им подарок в память о нас: нарисуем верёвочкой их домик. Домик из брёвен… (Какой?) – бревенчатый, домик в деревне…(Какой?) - деревенский. Дети выкладывают ниткой домик по контуру на белом картоне. - Молодцы! Справились с заданием. 12. Итог: Анализ - Ребята, у кого мы были в гостях? (У друзей). - Какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? Дети называют пословицы и поговорки. - На прощанье давайте споём песню о дружбе.(Дети поют песню и танцуют). - Спасибо! Молодцы, ребята! Кот Матроскин и его друзья приготовили угощение для вас: розовый зефир, карамель, ириски. Дети называют угощение и благодарят за него. Подводится итог занятия, даётся оценка и самооценка детей. |
![]() | На Простоквашино надвигалась осень. Не очень быстро, а так миллиметр за миллиметром. Каждый день становилось холоднее на четверть... | ![]() | Поездка к озеру Маньяра. В национальном парке озера Маньяра обитают гиппопотамы, обезьяны, львы, фламинго и разнообразные птицы.... |
![]() | Увлекательная поездка на родину Санта-Клауса с посещением Санта-парка, деревни Санта-Клауса, а также катание на собачьих и оленьих... | ![]() | Йоханнесбурга, мы направляемся на Восток, в провинцию восходящего солнца, Мпумаланга. Поездка по первоклассному шоссе даёт возможность... |
![]() | Украины во время майских праздников 2009 года. Компанию мне составил мой проверенный спутник, собеседник интересный и путешественник... | ![]() | Прибытие в аэропорт Мюнхена, или Меммингема — трансфер в отель. Гид встречает с табличкой «mjs travel». Ночлег. 09: 00 Поездка к... |
![]() | Информационная поездка для руководителей администраций украинских пилотных городов | ![]() | По дорогам с облаками. Ишь ты масленица. Мук скороход. Следствие ведут колобки. Остров сокровищ. Как старик корову продавал. Волк... |
![]() | Прибытие в Гавану. Размещение в выбранном отеле. Ужин. Свободное время. По желанию поездка в кабаре Тропикана | ![]() | Дополнительная экскурсия: Поездка на собачью ферму (€95/взрослый, €75/ребенок 4-12 л.) |