НазваниеЗдоровьесбережение и здоровьеразвитие человека в системе ноосферного мировоззрения
страница1/5
Дата публикации17.05.2013
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5
Здоровьесбережение и здоровьеразвитие человека

в системе ноосферного мировоззрения
Л.И. Брайко, к. психол. н., вице-президент КАНОН, член-корр. НАНО

руководитель ноосферного предприятия «Арома-Фиолет»

Крым, Ялта.
«Если верно, что всеми явлениями природы

управляет один и тот же закон, то

достаточно объяснить закон одного из

этих явлений, чтобы понять, какие законы

действуют во всех прочих явлениях»

д-р Папюс
Понятие «здоровье» традиционно относится к области медицины, а под болезнью подразумевается заболевание органов и систем физического тела человека. Современные научные достижения XXв. открывают новые перспективы целостного подхода к понятию «здоровье» системы «человек».

Создание «Теории Творения и генетического единства Мира» (Б.А. Астафьев) [5]; Периодической Системы Всеобщих Законов Мира [23], Общих законов человеческого общества [26], Общих законов познания и постижения [25], Законов образования [24] (Н.В. Маслова); Общей теории систем (Л. Берталанфи [7], Ю.А. Урманцев [38, 39], А.И. Уёмов [34], Б.А. Астафьев [3, 5], Н.В. Маслова [23-26], В.А. Поляков [28]); Общих законов управления (М.В. Ульянова) [37] и Специальных законов психики человека (Н.В. Антоненко) [1] наглядно демонстрируют единство материи (тела), души и духа всех систем Мира и его иерархической организации с ведущей ролью душевно-духовной составляющей.

Особый вклад в постижение уровней бытия и, соответственно, расширение познаний функциональных систем человека внесли следующие открытия:

• ^ В нейропсихологии: Открыта восьмиконтурная модель сознания, и описаны нейронные контуры («ансамбли» мозговых клеток-нейронов) головного мозга. На разных этапах жизни человечества (и отдельного человека) задействуется преимущественно определённый нейронный контур. I контур – это контур биовыживания, II контур – эмоционально-территориальный, III контур – семантический, времясвязующий, IV контур – морально-этический, социополовой, V контур – нейросоматический, VI контур – нейрогенетический, VII контур – контур метапрограммирования, VIII контур – квантовый (нелинейный) (Т. Лири, Р.А. Уилсон) [19, 20, 35, 36].

• ^ В нейрофизиологии: Разработана голографическая теория работы головного мозга (К. Прибрам) [29], и описан генетически детерминированный способ восприятия и переработки информации (А.Р. Лурия [21], Е.Д. Хомская [40], Н.А. Давыдовская [13]).

• ^ В психологии: Введено понятие мыслеформы или мыслеобраза (А. Безант, Ч. Ледбитер) [6], определены основные характеристики мыслеобразов (Р. Сперри) [26], пути их появления, свойства и семь ступеней развития мыслеобразов (В.В. Вульф) [10], разработана модель мыслеобраза и новый тип учебников и методы преподавания на основе мыслеобраза (Н.В. Маслова) [22].

Созданы интегративная теория личности и классификация личности на основе интегрированного потенциала (психотипы) (И.Н. Шванёва) [42], созданы видеокомпьютерные психодиагностики личности (А.Н. Ануашвили [2], Р. Джонсон).

• ^ В генетике: Открыт и описан волновой генетический код человека (П. Гаряев [11], М. Шадури [41], Г. Чичинадзе [41]).

• В физике: Открыта и обоснована структурная функциональность морфогенетических полей, голографичность Мира (Р. Шелдрейк [26], Р. Сперри [4], Д. Бом [8], И. Пригожин [30], М. Талбот [31]).

• ^ В медицине: Определена концепция ноосферной медицины как науки, краеугольным камнем которой является человек как часть глобально-космической гомеостатической структуры, функционирующей в рамках Законов Творения. Ноосферная медицина – это медицина природосообразных технологий профилактики и лечения, исключающих повреждающее воздействие на организм человека; это медицина, основанная на всестороннем анализе причинно-следственных связей нездоровья (В.Л. Тарасевич) [32].

Получила широкое развитие валеология (от лат. valeo – здравствую и от греч. logos – наука) – современная интегральная наука о фундаментальных законах духовного и физического здоровья как отдельной личности, так и всего человеческого общества на новом этапе его духовно-творческой эволюции (И.И. Брехман, В.В. Колбанов, М.С. Гончаренко, Н.Г. Куликова) [12].

• ^ В космологии: Создана теория активных свойств времени и голографический инструментарий «Зеркала Козырева» (Н.А. Козырев) [17].

Научные исследования в области изучения природы живого вещества, здоровья биосферы, человека и его интеллекта как производного живого космического пространства показывают реальные возможности для раскрытия космоавтотрофных резервов организма человека с целью сохранения живого вещества и биосферы на планете Земля (В.И. Вернадский, В.П. Казначеев) [9, 14-16].

Создана голографическая технология, влияющая на биогеофизическое и интеллектуальное развитие человека (А.В. Трофимов, Г.И. Дружинин) [33].
Если рассматривать систему «человек» целостно, а не только его физический уровень, то понятие «здоровье» выходит далеко за рамки вопросов медицины.

Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье (согласно «Теории Творения и генетического единства Мира») – «гармоничное функционирование всех органов и систем эволюционирующей сущности, позволяющее ей успешно адаптироваться к окружающей среде» [5, с.649], а болезнь«функциональная дисгармония, сопровождающаяся снижением адаптации к окружающей среде» и «следует различать болезни тела, души и духа» [5, с. 644].

Адаптация (по Урманцеву Ю.А., автору одного из наиболее современных и развитых вариантов общей теории систем (ОТСУ) – это «сообразуемая или сообразная с целями и другими особенностями телеологического объекта-системы и особенностями среды обитания система признаков надсистемы «объект-система-среда», созданная или создаваемая для реализации им его целей в этой среде и в ответ на действительные или возможные действия факторов надсистемы «телеообъект-система-среда» [38, с. 43].

А.Г. Маклаковым, на основе работ И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье, сформулировано понятие адаптации как свойства живой саморегулируемой системы, обеспечивающего устойчивость её приспособления к условиям внешней среды, представленного тремя функциональными уровнями (физиологическим, психологическим, социальным) и имеющего существенные индивидуальные вариации [18].

В рамках операциональной концепции Ж. Пиаже [27] в качестве высшей формы адаптации к среде принят интеллект, при этом считается, что в адаптации происходит интеграция процессов ассимиляции и аккомодации.

А.Г. Щедрина определяет здоровье как целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала, в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [12].

Мы подходим к понятию здоровье в контексте структурного функционирования биосферы системы «человек». Сложная структура биосферы человека подразумевает и «здоровье» каждого её подуровня (см. Рис. 1).

^ Рис. 1. Символическая структура биосферы системы «человек».

1 – Физический и соответствующий ему эфирный уровень;

2 – Эмоционально-чувственный (астральный) уровень;

^ 3 – Умственный (ментальный) уровень. Низший Манас. Конкретный ум;

4 – Каузальный (причинный) уровень;

5 – Интуитивный (буддхический – божественной разумной любви) уровень;

^ 6 – Духовный (атмический – божественной воли) уровень;

7 – Монадический уровень.

Обобщая понятие здоровья, можно сказать, что здоровье – это гармоничное функционирование всех уровней биосферы эволюционирующей, реализующей своё предназначение сущности, позволяющее ей успешно адаптироваться к окружающей среде.

Согласно ТТГЕМ, «В эволюционирующем Мире полная гармония недостижима, особенно в переходном периоде эволюционных космических спиралей. Здоровье человека определяется его генетикой, нравственностью, влиянием факторов среды обитания, включая инфекции, стрессы, питание и прочие социальные и природные факторы» [5, с. 649].

Здоровье (болезнь) общества, как и индивида, отражается на всех уровнях бытия – элементарном, энергетическом, энергоинформационном, нравственно-духовном; затрагивает все области функционирования человеческого общества и определяет общий уровень эволюции человечества или индивида.

Без знаний Законов, затрагивающих все уровни бытия, человек остается незащищённым перед многочисленным выбором теорий, методов и рекомендаций относительно своего здоровья и развития.

Отсутствие полноты просвещённости (уже доступной человеческой цивилизации) и выраженный акцент внимания на одной из сфер бытия, например, только соблюдение диеты или полное сосредоточение на духовной практике, не дают ожидаемого эффекта. Необходим целостный научно обоснованный подход к понятию «здоровье».

Изучение законов функционирования многоуровневой системы «человек» позволяет увидеть сильные и слабые звенья всей системы в целом, так как жизнедеятельность всех уровней нашей биосферы похожа на сообщающиеся сосуды – сбой на нравственно-духовном плане может привести к серьёзным физическим заболеваниям, так же как и нехватка жизненных сил, обусловленная отсутствием здорового образа жизни, может приостановить наши более возвышенные возможности.

^ Основываясь на научных достижениях, охватывающих различные уровни бытия, мы вводим понятие уровней здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» (см. табл.1):

1. Биохимический уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» обеспечивает гармоничное функционирование всех органов и систем человека, позволяющее ему успешно адаптироваться на уровне бытия элементов, соответствующему физическому и эфирному уровню его биосферы.

2. ^ Энергетический уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» обеспечивает гармоничное функционирование всех органов и систем человека, позволяющее ему адаптироваться на энергетическом уровне бытия, соответствующему эмоционально-чувственному уровню его биосферы.

3. ^ Информационно-интеллектуальный уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» обеспечивает гармоничное функционирование всех органов и систем человека, позволяющее ему успешно адаптироваться на энергоинформационном уровне бытия, соответствующему умственному уровню его биосферы.

4. ^ Уровень самоорганизации здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек», или нейросоматический уровень, обеспечивает гармоничное функционирование всех органов и систем человека, позволяющее ему успешно адаптироваться на уровне бытия композиции (самоорганизации), соответствующему причинному уровню его биосферы. Причинный (каузальный) уровень биосферы человека отражает весь багаж накопленных деяний человека, его свободного творчества, что неизбежно сказывается на его здоровье.

Нейросоматический уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития является результатом интеграции биохимического, энергетического и информационно-интеллектуального уровней и в целом является эмерджентным по отношению к ним.

^ Таблица 1. Уровни здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек»

^ Уровни здоровьесбережения и здоровьеразвития системы

«человек»

Уровни бытия и

биосферы системы

«человек»

Доминирующий энергетический центр

Соответствующие органы и

системы человека

Уровни

иммунной системы

ДУХ

Космичный уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» (высшего потенциала, квантовый)

Уровень высшего потенциала

Монадический уровень биосферы

Все центры

Все системы

Уровень иммунной системы высшего потенциала системы «человек»

ДУША

Уровень системной иерархии здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» (метапрограммирования

Уровень иерархии

Духовный (атмический) уровень биосферы

Головной центр

Сахасрара

Шишковидная железа (эпифиз), гипоталамус (мозг)

Уровень иммунной системы метапрограммирования

Уровень эволюции здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» (нейрогенетический)

Уровень эволюции

Интуитивный (буддхический) уровень биосферы

Сердечный центр

Анахата

Вилочковая железа (тимус), сердечно-сосудистая система, система кровообращения

Нейрогенетический

уровень иммунной системы

ТЕЛО

Уровень самоорганизации здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек» (нейросоматический)

Уровень композиции

Причинный (каузальный) уровень биосферы

Центр между бровями

Аджна

Гипофиз, глаза, уши, нос

Нейросоматический уровень

иммунной системы

Энергоинформационный уровень бытия

Умственный (ментальный) уровень биосферы

Горловой центр

Вишудха

Щитовидная и паращитовидные железы, голосовой аппарат, гортань, горло, лёгкие, бронхиальная система и др.

Информационно-интеллектуальный

уровень иммунной системы

Энергетический уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек»

Энергетический уровень бытия

Эмоционально-чувственный (астральный) уровень биосферы

Центр солнечного сплетения

Манипура

Поджелудочная железа, печень, желудок, желчный пузырь, тонкий кишечник

Энергетический уровень иммунной системы

Биохимический уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития системы «человек»

Уровень элементов

Физический и соответствующий ему эфирный уровень биосферы

Сакральный центр

Свадхистана

Гонады, мужские и женские органы воспроизводства, селезёнка

Биохимический уровень иммунной системы

Частично центр у основания позвоночника

Надпочечники, весь позвоночник в целом

Элементарный уровень здоровьесбережения и здоровьеразвития дочеловеческих сообществ
  1   2   3   4   5

Здоровьесбережение и здоровьеразвитие человека в системе ноосферного мировоззрения iconДоктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования

Здоровьесбережение и здоровьеразвитие человека в системе ноосферного мировоззрения iconТема Философия, ее смысл и предназначение
Понятие мировоззрения. Общественно-исторический характер мировоззрения, его функции. Структура мировоззрения, его уровни

Здоровьесбережение и здоровьеразвитие человека в системе ноосферного мировоззрения iconРоль ноосферного образования в эволюции общества
Система ноосферного образования, учитывающая наработки современной науки, педагогики, психологии, рассматривается ключевым звеном...

Здоровьесбережение и здоровьеразвитие человека в системе ноосферного мировоззрения iconГде и когда возникает философия в европейском смысле слова?
Что такое мировоззрение? Каковы исторические типы мировоззрения? Назовите характерные черты мифологического типа мировоззрения