Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение




Скачать 68.59 Kb.
НазваниеПреемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение
Дата публикации07.09.2013
Размер68.59 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Химия > Документы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ

Колесниченко Татьяна Тимофеевна,

государственное учебное заведение

«Артёмовский профессиональный лицей»

Прочность знаний учащихся во многом зависит от преемственности обучения, предполагающего использования в профессиональных лицеях знаний, умений и навыков, которыми учащиеся уже овладели в общеобразовательной школе I-II ступени. В рекомендациях по работе с новой программой по химии 2010 года (уровень стандарта) предусмотрены 10 резервных часов в 10-11 классах, которые можно использовать для систематизации и обобщения, анализа и коррекции знаний учащихся учебного материала за курс химии основной школы. Для этого 7 уроков (2 обязательных урока по программе и плюс 5 резервных часов) необходимо отвести для выяснения пробелов по химии на 1-м курсе, 5 уроков на 2-м курсе – для этой же цели [1, с.3].

Проблема преемственности знаний по химии между школой и профессиональным лицеем тесно связана с проблемой отбора системы опорных знаний за курс основной школы. Решение проблемы отбора связано с поиском научно-обоснованных критериев, дающих возможность определить, какие знания, умения и навыки из курса химии в школе нужны для дальнейшего успешного усвоения курса химии, предметов спецдисциплин и для более эффективного овладения профессиональными умениями и навыками в ходе производственного обучения. Критериями, которые могут помочь преподавателям отобрать систему опорных знаний, являются прежде всего их дидактическая и профессиональная значимости.

По новым программам химии 71% учебного материала изучается в основной школе и лишь 29% остаётся на продолжение изучения химии в лицеях. Это позволяет опираться на полученные знания по химии в школе при изучении таких предметов в лицее как материаловедение, технология приготовления пищи, физиология питания, кулинария, товароведение, оборудование и технология сварочных работ.

В соответствии с критерием профессиональной значимости опорные знания должны служить средством для более глубокого усвоения содержания общетехнических предметов и более осознанного понимания выполнения работ в ходе производственного обучения. Например, знание ацетилена, его свойств и получение помогает более осмысленно изучать такой предмет как технология сварочных работ. Изучаемая тема на 1-м курсе «Металлы» способствует глубже изучать предмет материаловедение. Изученные темы в 9-м классе «Углеводы, жиры, белки» позволяют углубить знания такого предмета как кулинария, физиология питания.

Критерий дидактической значимости предполагает, чтобы опорные знания служили средством для последующего изучения химии в профессиональных лицеях. Например, понятия, относящиеся к строению вещества, представляют собой опорные знания, так как они служат основой для объяснения и понимания явлений и процессов на уровне микромира в неорганической и органической химии.

Отбор практических умений и навыков по химии, приобретённых учащимися в основной школе, также проводится по этим критериям [2, с.108].

Согласно выделенным критериям, можно предложить следующую программу опорных знаний по химии за курс школы I-II ступени, которые необходимо привести в систему и обобщить на первых уроках химии 1-го курса в профессиональных лицеях.

Примерное планирование темы

«Повторение вопросов курса химии основной школы»

1-й урок. Основные классы неорганических веществ. Оксиды.

2-й урок. Гидроксиды.

3-й урок. Кислоты.

4-й урок. Соли. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

5-й урок. Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов.

6-й урок. Характеристика химических элементов по положению в периодической системе и строению атомов.

7-й урок. Виды химической связи.

Из практических умений и навыков по химии за курс основной школы, которые будут необходимы в процессе обучения в профессиональных лицеях, можно выделить следующие:

1. Умение обращаться с пробирками, лабораторным штативом, спиртовкой, кислотами и щелочами; проводить нагревание, растворение твердых и жидких веществ, собирание газов; распознавать кислоты, щелочи, соли.

2. Умение составлять формулы оксидов, гидроксидов, кислот и солей; уравнения реакций; электронные формулы химических элементов; уравнения окислительно-восстановительных реакций; знать названия элементов и химических соединений согласно современной украинской номенклатуре;

3. Умение вести расчёты по формулам и уравнениям реакций.

Проблема преемственности знаний по химии в методическом плане должна решаться в направлении выявления пробелов в знаниях учащихся и оказания индивидуально-дифференцированной помощи в их устранении, систематизации и обобщения. Необходимо уделять внимание каждому учащемуся в отдельности, его умственному и нравственному развитию, становлению личности. Раннее обнаружение пробелов в знаниях учащихся и их устранение являются важным условием успешного усвоения дальнейшего курса химии. Постепенное приведение в систему и обобщение очень важных в теоретическом плане понятий может быть проведено благодаря применению разнообразных методов, приёмов и форм обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся [3, с.23].

Уроки обобщающего повторения должны быть построены так, чтобы учащиеся продвигались вперёд в понимании учебного материала и в общем развитии. Роль преподавателя является ведущей. Без его руководящей роли знания учащихся остаются поверхностными, неглубокими. Качество и эффективность уроков повторения повышаются за счёт применения химических диктантов, индивидуальной и групповой форм самостоятельной работы, тестирования. Именно в ходе их выполнения удобно следить за работой учащихся, видеть их затруднения, своевременно оказывать им посильную помощь, учить их учиться. Использование самостоятельной работы в сочетании с учебником, беседой и рассказом преподавателя создаёт благоприятные условия для работы как в лицее так и дома. Немаловажную роль играют также консультации по химии, на которых еще больше раскрываются знания учащихся. Уроки обобщающего повторения позволяют повысить не только качество знаний. но и совершенствовать умения учащихся планировать самостоятельную работу, рационально её выполнять, осуществлять самоконтроль, выделять существенное в изучаемом материале.

На уроках повторения преобладает самостоятельная работа с учебниками. Практика показывает, что учащиеся, как правило, бегло, невнимательно читают текст книги, насыщенный различными формулами, уравнениями, преобразованиями. Они либо пропускают эти формулы, уравнения, не анализируя их, либо машинально, механически читают символы, не вникая в их смысл. Следует обратить внимание учащихся на то, что, в учебниках, как правило, сначала даётся текст, из которого легко понять, какие именно формулы, уравнения, преобразования следуют за этим текстом. Поэтому в таких случаях намного лучше, полезней, интересней сначала самому попытаться провести эти преобразования, записать уравнения и т.д., а затем сверить свои записи с книгой. Например, в учебнике химии для 10-го класса при описании производства стекла написано: «Химизм изготовления стекла основывается на свойстве карбонатов разлагаться при нагревании и свойстве основных и кислотных оксидов взаимодействовать между собой» - и далее приводятся соответствующие уравнения реакций. Естественно, что учащиеся 1-го курса свободно могут сначала попытаться записать соответствующие уравнения реакций и тут же проверить правильность своих записей с приведёнными в учебнике [4, с.106].

В идеале вчерашние школьники, пришедшие в профессиональные учебные заведения, должны уметь составлять конспект прочитанного. При самостоятельном составлении конспекта учащиеся используют целый комплекс мыслительной деятельности: реконструкцию, выделение смысловых опорных пунктов, стимулирующие звенья и т.д. Следовательно, конспектирование не только помогает им в дальнейшем обучении в лицеях легко восстанавливать в памяти забытое, но и, что самое главное, побуждает к активной мыслительной деятельности над изучаемым материалом, приводит к лучшему пониманию и усвоению его. Разумеется, конспектирование необходимо сочетать с другими формами работы и можно использовать как при объяснении новой темы, так и при самостоятельном изучении по учебнику.

Таким образом, конспектирование в профессиональных учебных заведениях выполняет две функции: 1) помогает учащимся в дальнейшем быстро восстанавливать в памяти изученный материал; 2) приучает их пользоваться приёмами мыслительной деятельности как при чтении учебника, так и при объяснении преподавателем новой темы. Очевидно, последнюю функцию конспектирования следует рассматривать как основную. Надо показывать учащимся, что конспекты бывают различных видов: тезисы, план, краткая схема в виде смысловых опорных пунктов, цитаты, сокращённые фрагменты текста и т.д.

Преподавателю желательно обратить внимание на следующий приём обучения при работе с конспектами. В психологии выявлены условия, способствующие длительному сохранению в памяти изученного материала:

1. Повторение с некоторой реконструкцией материала эффективнее, чем его повторение в неизменном виде.

2. Рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное изучение материала [5, с.69].

В соответствии с этими закономерностями желательно, чтобы учащийся не заучивал дома конспект, а выполнял с ним какую-либо работу. Для этого в конспекте можно оставить свободные места и указать, какие задания следует выполнить дома, чтобы дополнить конспект материалом из учебника. Отсюда, кстати, следует, что на уроке учащимся не стоит тратить времени на переписывание из учебника определений, законов и т.д. На уроке важно добиться от учащихся усвоения определений, законов, правил, т.е. учить их применению.

В учебной работе хороших результатов преподаватель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Этот принцип обеспечивает систематические знания, умения и навыки по различным учебным предметам, в том числе по химии.


Список использованных источников

  1. Химия. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 10-11

классы. Уровень стандарта.

2. А.А. Кыверялга, А.В. Батаршева. Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ. - М.: АПН СССР, 1984.

3. В.Я. Вивюрский. Обучение химии в средних профтехучилищах. - Минск, Высшая школа, 2006.

4. О.Г. Ярошенко. Химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. Уровень стандарта. – К.: Грамота, 2010.

5. Д.А. Норманн. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconТатьяна Тимофеевна Подолинная
Значительные перемены, которые происходят в школьном обучении языку, обусловлены, прежде всего, необходимостью усилить практическую...

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconИ. В. Лопаткина >ст преподаватель, Государственное высшее учебное...
Студентка, Государственное высшее учебное заведение «Украинская академия банковского дела нбу»

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconОбучение учащихся профессиональных лицеев способам общения колесниченко Татьяна Тимофеевна
Задача педагогов профессиональных лицеев – продолжить эту работу. Научить этому детей может и должен прежде всего педагог мастер...

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconИ. В. Лопаткина >ст преподаватель, Государственное высшее учебное...
Государственное высшее учебное заведение «Украинская академия банковского дела нбу»

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconА. П. Никифоров Государственное высшее учебное заведение «Донецкий...
Государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет»

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconРезюме доронина Татьяна Юрьевна
Учебное заведение: Национальный Технический Университет «Харьковский Политехнический Институт»

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconУрока
Государственное профессионально – техническое учебное заведение «Антрацитовский профессиональный лицей»

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconПреемственность в профессиональном образовании: ретроспективный анализ постановка проблемы
«заказчика», в качестве которого выступает не только работодатель, но и каждая ступень образования по отношению к предыдущим. Ведущим...

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconГосударственное высшее учебное заведение
Направление подготовки – «философия» (образовательно-квалификационный уровень «бакалавр»)

Преемственность в обучении химии в профессиональном лицее колесниченко Татьяна Тимофеевна, государственное учебное заведение iconАнкета установленного образца
Национальная академия внутренних дел государственное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<