И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54




НазваниеИ медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54
страница1/7
Дата публикации05.03.2013
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Химия > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.ГОРЬКОГО

КАФЕДРА ФАРМАКОГНОЗИИ, ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВ

И МЕДИЦИНСКОЙ БОТАНИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям по биофармации

для студентов 5 курса фармацевтического факультета

ДОНЕЦК – 2012

УДК 615.015.11/15(075.8)

ББК 52.81я7

М 54


Составители: Донченко Н.В., Овсяникова Ю.А., Глушан И.В.

Рецензенты:

Хоменко В.Н., д.ф.н., доц., зав. кафедрой управления и экономики фармации

Бутева Л.В., к.м.н., доц. кафедры социальной медицины, ОЗО и истории медицины, методист УМО


Утверждено Ученым советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №7 от 26.10.2012)

Методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета / Сост. Донченко Н. В., Овсяникова Ю. А., Глушан И.В. – Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2012. – 56 с.
Методические указания составлены в помощь студентам при изучении основ биофармации. В каждой изучаемой теме определены учебные цели, без которых общая цель занятия не может быть достигнута. В освоении изучаемого материала помогают графы логической структуры тем и перечень рекомендуемой литературы (обязательной и дополнительной). Закрепление достижения целей занятий осуществляется через выполнение тестовых заданий по каждой теме, которые приведены в соответствующем разделе указаний. Они составлены в соответствии с программой по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета. Работа с методическими указаниями позволит студентам ориентироваться в каждой конкретной теме и повысить эффективность усвоения материала.

Методические указания предназначены для студентов фармацевтических факультетов.


УДК 615.015.11/15(075.8)

ББК 52.81я7

^ ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: «БИОФАРМАЦИЯ КАК НАУКА. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. ВЛИЯНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОДОСТУПНОСТЬ И БИОЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
Актуальность темы

Биофармация берет свое начало на стыке нескольких отраслей знаний: фармации, медицины, химии и др. Биофармация – это отрасль фармацевтической науки, занимающаяся исследованием влияния физических и физико-химических свойств действующих и вспомогательных веществ в лекарственных препаратах, производимых в различных лекарственных формах, но в одинаковых дозах, на их терапевтический эффект.

Основными задачами биофармации в современной технологии лекарств является максимальное повышение терапевтической эффективности лекарственных веществ и снижение до минимума возможного побочного их действия на организм. При решении этих задач важную роль играют исследования по оценке биологической доступности лекарственных препаратов. Это означает, что в фармацевтический комплекс знаний, где раннее единственными критериями служили их физико-химические константы, вводятся новые положения, имеющие чисто биологическое, медицинское обоснование.
Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать суть биофармации как научной дисциплины для дальнейшего использования этих знаний-умений в фармацевтической практике.
Конкретные цели:

1. Трактовать основные понятия биофармации.

2. Выделить и установить взаимосвязь фармацевтических факторов.

3. Установить терапевтическую эквивалентность таблеток методом «in vitro».
Содержание обучения
Теоретические вопросы

1. Основные понятия биофармации.

2. Фармацевтические факторы. Определение, значение, влияние на биодоступность.

3. Методы изучения терапевтической эквивалентности.
Граф логической структуры темы приведен в приложении.
Источники информации необходимые для реализации целей обучения

Основная

1. Биофармация: Учеб. для студ. фармац. вузов и фак./ А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных, И. А. Зупанец и др.; Под ред. А. И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФаУ; Золотые страницы, 2003. – с. 6 – 41; 91 - 98.

2. Практикум по биофармации: Учеб. пособие для студентов вузов/ А. И. Тихонов, Е. Е. Богуцкая, Т. Г. Ярных и др.; Под ред. А. И. Тихонова. – Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. – с. 11 – 21.

Дополнительная

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М.: Медицина, 2005, т. 1,2. с. – 335.
Ориентировочная основа деятельности

Задание. Установить терапевтическую эквивалентность таблеток, выпускаемых различными производителями, методом «in vitro».

^ Инструкция к выполнению практического задания

Объектами исследования служат таблетки анальгина по 0,5, таблетки ацетилсалициловой кислоты по 0,5, стрептоцида по 0,3 различных заводов – производителей.

^ Алгоритм экспериментальной работы по определению растворимости исследуемых таблеток

1-й шаг – взять таблетки анальгина по 0,5, кислоты ацетилсалициловой по 0,5, стрептоцида по 0,3 различных заводов производителей

^ 2-й шаг - привести прибора «Вращающаяся корзинка» в рабочее состояние

3-й шаг - растворить таблетки

6-й шаг – провести статистическую обработку полученных результатов

4-й шаг - отобрать пробу

5-й шаг - определить концентрации действующего вещества (*)

^ 7-й шаг – сделать выводы
Примечание: *– см. «Количественное определение исследуемых образцов»

Количественное определение исследуемых образцов
1. Количественное определение кислоты ацетилсалициловой
5 мл фильтрата взбалтывают с 10 мл нейтрализованного по фенолфталеину спирта этилового 95 % в течение 10 мин. Жидкость охлаждают при температуре 8–10°С и титруют с тем же индикатором 0,1 н раствором натрия гидроксида до розового окрашивания. Содержание кислоты ацетилсалициловой рассчитывают по формуле, описанной выше. Титр 0,1 н раствора натрия гидроксида 0,01802 г.
2. Количественное определение стрептоцида
В мерную колбу на 100 мл вносят 2 мл анализируемого диализата, содержащего 0,05–0,5 мг стрептоцида, прибавляют 8 мл воды очищенной и 2,5 мл 10 % раствора кислоты хлороводородной. Колбу помещают на 10 минут в ванну со льдом, затем прибавляют 5 мл 0,5 % свежеприготовленного раствора натрия нитрита. Через 5 мин прибавляют 1 г мочевины и взбалтывают. Спустя 15 мин прибавляют 1 мл свежеприготовленного 0,5 % раствора тимола в 10 % растворе натрия гидрооксида и 5 мл 10 % раствора натрия гидрооксида. Через 10 мин. содержимое колбы доводят водой до метки. Содержание стрептоцида определяют на фотоэлектроколориметре КФМЦ2 с синим светофильтром (максимум пропускания 400 нм) в кювете с толщиной слоя 10 мм. В качестве контроля используют смесь всех реактивов, обработанную аналогично.

Фотоэлектроколориметр КФМЦ2 предварительно калибруют по стандартному раствору.
Приготовление стандартного раствора
В мерную колбу на 1000 мл вносят 0,05 г (точная навеска) стрептоцида, растворяют в 10 мл спирта этилового и доводят водой очищенной до метки. В 1 мл раствора содержится 0,05 мг стрептоцида.

В мерную колбу на 100 мл вносят 6 мл приготовленного раствора стрептоцида, прибавляют 4 мл воды очищенной.

Далее поступают, как указано в разделе количественного определения стрептоцида.

Приготовленный стандартный раствор используют для калибровки фотоэлектроколориметра КФМЦ2, устанавливая масштаб таким образом, чтобы показания прибора численно совпадали с концентрацией вещества в пределах ±2 единицы счета (0,3 ± 0,02).

Расчет количества стрептоцида (Х, мг), высвободившегося из мази за определенный промежуток времени, проводят по формуле:
где

где С — содержание стрептоцида в 2 мл диализата, найденное по показаниям прибора (мг);

V — объем диализата в ячейке камеры (мл);

V1 — объем диализата, отобранного для анализа (мл);

Y n — количество стрептоцида, содержащееся в ранее отобранном диализате (мг) Y = 0; Y2 = С ; Y3 = С +С .

Полученные данные о количестве высвободившегося стрептоцида за определенные промежутки времени внесите в таблицу, а затем на их основании постройте график в координатах: по оси ординат откладывают концентрацию высвободившегося стрептоцида (С, мг); по оси абсцисс — время (t, ч).
3. Количественное определение анальгина
Растворы, полученные при определении теста «растворения», фильтруют, отмеривают 2,5 мл фильтрата, помещают в мерную колбу на 25 мл, доводят до объема спиртом этиловым 95 %, переносят в коническую колбу емкостью 100 мл и титруют 0,1 н раствором иода до появления желтой окраски йода, не исчезающей в течение 30 секунд.

Содержание анальгина (Х, %) рассчитывают по формуле:



где V — количество 0,1 н раствора иода, израсходованного на титрование анализируемого препарата (мл);

Т — титр 0,1 н раствора иода, 1 мл 0,1 н раствора иода соответствует 0,01667 анальгина;

КП — поправочный коэффициент.

Время растворения твердых лекарственных форм и процент высвобождения действующих веществ внесите в таблицу.
^ Задания для проверки достижения конкретных целей обучения
Задание 1. Современная биофармация имеет свои внутренние термины и понятия. Укажите, как называют процесс перехода лекарственного вещества с места приема в кровообращение.

A. Абсорбция

B. Биотрансформация

C. Физиологическая доступность

D. Биоэквивалентность

E. Эквивалентность

Задание 2. Современная биофармация имеет свои внутренние термины и понятия. Укажите, как называют процесс, во время которого распределяется или рассеивается лекарственное вещество из крови в ткани и органы тела.

A. Абсорбция

B. Биотрансформация

C. Дистрибуция

D. Биоэквивалентность

E. Эквивалентность

Задание 3. На биологическое действие лекарственных препаратов оказывают влияние различные факторы. Укажите, что из приведенных ниже относят к фармацевтическим факторам.

A. Физическое состояние вещества

B. Возраст больного

C. Пол больного

D. Патологические процессы и индивидуальные особенности организма

E. Магнитные поля и метеорологические факторы

Задание 4. Измельчение ЛВ – это наиболее простая, но в то же время одна из наиболее важных технологических операций, выполняемая провизором при приготовлении различных ЛФ. К какому из фармацевтических факторов относят данный процесс?

A. Простая химическая модификация лекарственного вещества

B. Вспомогательные вещества

C. Физическое состояние лекарственного вещества

D. Технологический процесс

E. Лекарственная форма и пути ее введения в организм

Задание 5. Пластификаторы – группа вспомогательных веществ, которая вводится в лекарственную форму для придания ей пластичности и, оказывающая большое влияние на биоэквивалентность лекарственных средств. Укажите вещество, которое относят к данной группе.

A. Крахмал

B. Сахар

C. Вазелиновое масло

D. Карбоксиметилцеллюлоза

E. Эозин

Задание 6. Одним из факторов, влияющих на терапевтическую эквивалентность, является растворимость. Укажите фармакопейный метод (согласно ГФУ) определения данного фактора.

A. Метод агаровых пластинок

B. Вращающаяся корзинка

C. Хроматографический метод

D. Трехкамерный метод

E. Метод прямой диффузии
Эталоны ответов: 1 – А; 2 – С; 3 – А; 4 – С; 5 – С; 6 – В.
^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии

При проведении занятий можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включает: организацию занятий, тестовый или устный контроль подготовленности к занятию. После этого следует самостоятельная работа (основной этап) по отработке учебных целей умений. Это достигается при решении набора ситуационных задач, охватывающих конкретные цели темы и/или выполнении практической лабораторной работы. Результаты оформляются протоколом в рабочей тетради. Вся работа выполняется под контролем и при консультативной помощи преподавателя. Заключительный этап предполагает подведение итогов СРС и тестовый контроль освоения целей занятия.
Приложение

Граф логической структуры по теме «Биофармация как наука. Фармацевтическая терминология. Влияние фармацевтических факторов на биодоступность и биоэквивалентность лекарственных средств»

Всасывание

Метаболизм

Выведение

Распределение

Биофармация

Фармакокинетика

Фармакодинамика

Фармацевтические факторы

Эффект

Простая химическая модификация

Физическое состояние лекарственного вещества

Вспомогательные вещества

Лекарственная форма и пути ее введения

Технологический процесс

Терапевтическая эквивалентность

Основные термины

Методы изучения

физико-химические

иммунологические

микробиологтческие


Технологический процесс
^ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА СКОРОСТЬ ИХ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ»

Актуальность темы

Важнейшую роль при разработке составов и технологии новых лекарственных препаратов и совершенствовании уже существующих занимают фармацевтические факторы, к которым относят физическое состояние лекарственных веществ; химическую природу лекарственных веществ; вспомогательные вещества; вид лекарственной формы и пути ее введения в организм; технологический процесс. Существенное влияние на фармакотерапию оказывают дисперсность, полиморфизм, агрегатное состояние, физико-химические свойства, степень чистоты лекарственных средств, что относят к физическому состоянию лекарственных средств. Изучение данной темы является актуальным, так как физическое состояние лекарственных средств существенно влияет на оказываемый фармакологический эффект и возможные побочные реакции.
Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать влияние физического состояния лекарственных средств на скорость их высвобождения из определенных лекарственных форм.


конкретные цели

исходный уровень знаний и умений

уметь

1. Интерпретировать суть параметров физического состояния: степень дисперсности.

2. Характеризовать влияние физического состояния на скорость высвобождения субстанций из лекарственной формы.

3. Характеризовать методы оценки скорости высвобождения лекарственных веществ.

4. Оценивать степень высвобождения лекарственных веществ из мазей методом диффузии через полупроницаемую мембрану.

1. характеризовать физико-химические свойства лекарственных веществ, используя аналитическую нормативную документацию (АНД) и справочную литературу. Дисциплина: технология лекарств (кафедра фармакогнозии, технологии лекарств и мед. ботаники, 3 курс)

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса...
Методические указания к практическим занятиям по физической реабилитации (для студентов 4 курса медицинских факультетов) / Под ред....

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 5...
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов 5 курса к практическим занятиям по детской хирургии. / Под общей редакцией...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 6...
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов 6 курса к практическим занятиям по детской хирургии. / Под общей редакцией...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям...
Методические рекомендации рассчитаны для студентов фармацев-тического факультета медицинских вузов для самостоятельной подго-товки...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания к практическим занятиям студентов II курса...
Физиология системы крови: Методические указания к практическим занятиям студентов 2 курса / Сост. В. Г. Самохвалов, Н. И. Пандикидис,...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания по латинскому языку и основам медицинской терминологии...
Предлагаемые методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способствуют лучшему...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для...
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания по латинскому языку и основам медицинской терминологии...
Предлагаемые методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способствуют лучшему...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии...
Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического...

И медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям по биофармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета донецк 2012 удк 615. 015. 11/15(075. 8) Ббк 52. 81я7 м 54 iconМетодические указания для самоподготовки и выполнения практических...
Методические указания предназначены для студентов V курса фармацевтического факультета дневной формы обучения по специальности 110201....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<