5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва




Название5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва
страница1/7
Дата публикации23.02.2013
Размер0.97 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Науково-методичний центр аграрної освіти

5

Інформаційний вісник

щодо актуальних питань з дорадництва
(для вищих навчальних закладів /підрозділів/

післядипломної освіти)


Київ

Аграрна освіта”

2011

Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва є підбіркою статей учених з питань розвитку дорадчої діяльності.


У збірнику представлено інформаційний матеріал Російського центру сільськогосподарського консультування, який буде в нагоді для науково-педагогічних, педагогічних працівників, а також для аспірантів, студентів та фізичних осіб, що займаються дорадчою діяльністю.


Відповідальний за випуск старший науковий співробітник Науково-методичного центру аграрної освіти Панчук Б.В.

^ ЗМІСТ
Егоров Юрий Консультационные центры для сельскохозяйственных товаропроизводителей ……………………………………………………………...4
Нужны конкретные результаты! ……………………………………………...8
^ Демишкевич Г.М. Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 году ……………………………………………………14
Парагульгов А.Б. О рынке консалтинговых услуг ……………………….19
Венчурное финансирование инновационной деятельности ……………….26
^ Тараторкин В.М. Эффективность консалтинговых услуг ………………..30
Тараторкин В.М. Комплекс построили, а молока почему-то нет ………..32
Палькина Татьяна Информационные технологии в сельском хозяйстве.37
Бражник М.В. Информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей: зарубежный опыт …………….41
^ Филатов А.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии …………………………………………………………………………...54

Консультационные центры для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Юрий ЕГОРОВ, начальник отдела сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров Минсельхоза России, к. т. н.
Конкурентоспособность продукции АПК все больше определяется использованием в отрасли новых технологий и научных разработок. Вот только где взять сельским товаропроизводителям информацию о достижениях научно-технического прогресса?

В 2006 году Федеральным законом № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в качестве основного направления государственной политики было выделено развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса. Одной из основных мер государственной поддержки определены информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи. Для этого была задействована система сельскохозяйственного консультирования.

Данная система представляет собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предназначенных для решения задач по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению. Основу этой единой системы составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональных и районных (межрайонных) уровнях.

Первые центры сельскохозяйственного консультирования в РФ начали создаваться в 1994 году. В рамках программы Международного банка реконструкции и развития центры сельскохозяйственного консультирования были созданы в 26 субъектах РФ. В настоящее время действуют 56 региональных центров и два муниципальных (58 субъектов РФ). Районный уровень представлен 443 центрами различных организационно-правовых форм, из них 262 центра (в 29 субъектах РФ) создано в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Большинство региональных центров сельскохозяйственного консультирования (22) организовано в форме государственных учреждений и предприятий, 15 центров созданы как структурные подразделения образовательных учреждений, 12 центров – в форме некоммерческих и коммерческих организаций (ассоциации, фонды и т. д.). В семи регионах функции региональных центров возложены на отделы органов управления АПК субъектов РФ. Общее число консультантов – 2530 – дает основание говорить о формировании в АПК России профессионального состава консультантов. Сегодня в центрах работают консультанты различных специальностей: экономисты и бухгалтеры, агрономы, зоотехники, юристы, специалисты по информационным технологиям и т. д. (см. рис. 1). Такой кадровый состав соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей.


Если говорить о востребованности консультационных услуг, то на первом месте стоят услуги в области экономики, кредитования и бухгалтерского учета, затем в области технологии производства, юриспруденции и, наконец, маркетинга (см. рис. 2). Кроме того, консультации проводятся по вопросам занятости сельского населения, экологии, программного обеспечения и др.

Основной контингент пользователей консультационных услуг составляют сельскохозяйственные товаропроизводители – 66 %, а также владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы и огородники – 20 %, специалисты органов управления АПК – 9 %.

^ Проблемы развития центров. Специалистами Российского центра сельскохозяйственного консультирования и параллельно Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова был проведен опрос товаропроизводителей и экспертного сообщества о качестве и функциональных возможностях действующих центров сельскохозяйственного консультирования. Результаты исследований показали, что основными причинами, сдерживающими развитие эффективной консультационной поддержки различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, в большинстве регионов страны являются:

– недостаточное финансирование из федерального, региональных и местных бюджетов;

– отсутствие нормативной базы, регулирующей деятельность организаций по оказанию консультационной помощи;

– отсутствие единой многоуровневой информационной базы нормативных документов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, базы по рыночной информации и т. д.;

– нехватка отраслевых специалистов, имеющих дополнительные знания, опыт и навыки в области консультационной деятельности;

– недостаточная компетенция консультантов.

Несмотря на динамичное развитие сельхозконсультирования не все категории сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют равный доступ к консультационным услугам. Усугубляет ситуацию и то, что многие центры сельскохозяйственного консультирования, не получая соответствующего бюджетного финансирования, для поддержания и развития своей деятельности вынуждены заниматься оказанием платных консультационных услуг. Это приводит к тому, что центры вынуждены работать с наиболее экономически эффективными и финансово благополучными сельхозтоваропроизводителями, уделяя меньше внимания товаропроизводителям малых форм (менее платежеспособных).

В то же время представители крестьянских (фермерских) хозяйств, а также владельцы личных подсобных хозяйств зачастую в большей степени нуждаются в консультационной поддержке, нежели крупные сельскохозяйственные организации. Такая поддержка может и должна стимулировать участие представителей крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в реализации мероприятий Госпрограммы.

Господдержка. Государственная поддержка мероприятий по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется уже второй год. И надо сказать, что ситуация здесь складывается неоднозначная. В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в прошлом году заявки на субсидии поступили от 32 субъектов РФ. Однако из представленных заявок семь не соответствовали утвержденным правилам распределения и предоставления субсидий. То есть у субъектов, претендующих на государственную поддержку, отсутствовали региональные программы развития сельского хозяйства, софинансирование мероприятий, центры сельскохозяйственного консультирования. В итоге соглашения были заключены только с 25 субъектами РФ. Однако средства были перераспределены и направлены всего в 22 региона. Три региона – Ростовская и Рязанская области, Республика Ингушетия не смогли выделить средства из своего бюджета на софинансирование мероприятий.

Несмотря на недостаточность финансирования консультационной деятельности из бюджетов всех уровней, многие регионы оказались не готовы к получению федеральных средств. Не были своевременно внесены поправки в законы о региональных бюджетах, не разработаны порядки предоставления субсидий и доведения средств до бюджетополучателей.

Что касается текущей ситуации, то в феврале 2009 года Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила распределения и предоставления субсидий в 2009-2011 годах. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, региональные программы которых прошли отбор в соответствии с порядком, установленным Минсельхозом России. Объем субсидий составляет 270 млн руб.

В то же время Минсельхоз России своим приказом утвердил Положение о порядке отбора региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия субъектов РФ, предусматривающих мероприятия по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

^ Региональные программы должны, в частности, предусматривать:

– развитие инфраструктуры и материально-технической базы региональных и (или) муниципальных консультационных центров;

– оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села и альтернативной занятости сельского населения;

– проведение мероприятий, связанных с подготовкой специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Отбор программ проводился по нескольким критериям. В первую очередь учитывались планируемые мероприятия по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, во вторую - наличие в бюджете субъекта РФ (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ с учетом установленного уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета. В-третьих, наличие региональных и (или) муниципальных центров сельскохозяйственного консультирования и помещений для их размещения. А также обеспеченность компьютерной, иной оргтехникой и имуществом для организации рабочих мест консультантов и обеспеченность их транспортом. Ну и, безусловно, наличие в штате региональных и (или) муниципальных центров специалистов, оказывающих консультационную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям (консультантов). В итоге из 40 представленных заявок отбор прошли программы 37 регионов.

Расчет объемов субсидий по регионам производился по утвержденной правительством методике, автором которой выступает Минрегион России. При проведении расчетов учитывался уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и численность постоянного сельского населения. Сумма соответствующим образом корректировалась в соответствии с фактическим уровнем софинансирования.

^ Методические рекомендации. Для систематизации деятельности центров сельскохозяйственного консультирования с участием Минсельхоза России подготовлены, изданы и направлены в органы управления АПК субъектов РФ методические рекомендации по разработке региональных программ развития системы сельскохозяйственного консультирования, необходимые для эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов. Утверждены примерные нормативы трудоемкости оказания консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению. Подготовлены методические рекомендации по планированию деятельности центров сельскохозяйственного консультирования, а также проект Стратегии развития консультационной деятельности на сельских территориях РФ.

Данный проект содержит концептуальные основы организации консультационной поддержки развития сельского хозяйства и сельских территорий в РФ, систему показателей, градацию уровней развития сельской консультационной деятельности, регламенты оказания услуг центрами и критерии их материальной поддержки.
^ Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г. (http://bujet.ru/article/66299.php)


Нужны конкретные результаты!
Группа аграрных консультантов в России еще небольшая, а задачи перед ней стоят серьезные. Консультации требуют многие хозяйства, а платить за них готовы далеко не все. Консультанту задают вопрос типа «Чем ты конкретно занимался в моем хозяйстве?» и «Какая польза от твоей работы?». На эти вопросы у наших авторов есть ясные ответы. Они наглядно разъясняют своим клиентам смысл консультационной работы, и это положительно сказывается на взаимоотношениях. Читайте об опыте руководителя учебно-консультационного центра и почетного профессора Костромской государственной сельскохозяйственной академии д-ра Юргена Кранца и его коллеги по консультационной работе к. э. н., доцента Татьяны Васильковой.

Консультационная работа – и это касается не только сельского хозяйства – почти всегда начинается с больших ожиданий клиентов. Предложения консультант должен разработать моментально, решение проблемы должно быть реализовано на практике всего через несколько дней, а цена проекта не должна превышать стоимости бутылки водки. Прочие типичные ожидания клиентов консультационных организаций отражает табл.1. Для выполнения указанных пожеланий нужен, конечно, идеальный консультант, который отличается:

– гениальностью нобелевского лауреата;

– оптимизмом потерпевшего караблекрушение;

– находчивостью адвоката;

– здоровьем спортсмена-многоборца;

– терпением няньки;

– улыбкой кинозвезды;

– толстокожестью бегемота.

Конечно, найти такого человека достаточно сложно. Останутся большие ожидания клиента, выполнить которые не реально, а игнорировать все равно нельзя. Что бы достичь удовлетворяющего обе стороны результата консультационной работы, мы стараемся строить консультационные проекты так, чтобы они принесли не только реальную, но и ОЩУТИМУЮ пользу для клиента. Консультант должен исходить из конкретных проблем производства, предлагать реально функционирующие решения и следить за их реализацией. Предприятия-клиенты, со своей стороны, должны быть готовы к переменам и стараться превратить предложения консультанта в реальные изменения.
^ Таблица 1. Ожидания, требования и предпосылки консультирования


Ожидание предприятий клиентов от консультирования

Помощь в принятии решения

Помощь при инвестировании

Помощь в повышении прибыли

Помощь в снижении затрат

Помощь при внедрении инноваций

Требования к процессу консультирования

К предприятиям клиентам:

– активность

– заинтересованность

– готовность к изменениям

По коммуникации:

– доверие

– ориентация на клиента

– открытость

К консультантам:

– профессион. компетентность

– методическая грамотность

– независимость

Предпосылки консультирования

Обучение и повышение квалификации

Выбор и подготовка кадров

Финансирование

Государственная сельхозакадемия

Департаменты АПК, управления сельского хозяйства

Департаменты АПК, управления сельского хозяйства

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconП о в І домленн я
Дата оприлюднення та номер оголошення про проведення процедури закупівлі, опублікованого в державному офіційному друкованому виданні...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconПовідомлення учасникам про результати процедури закупівлі
Дата оприлюднення та номер оголошення про проведення процедури закупівлі, опублікованого в державному офіційному друкованому виданні...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва icon1. Публікації з актуальних питань міжнародних відносин України
Второй день визита президента Януковича в Японию. Начало – снова встреча с предпринимателями, украинско-японский инвестиционный семинар...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconІнформаційний вісник
Вінницької обласної наукової медичної бібліотеки знайомить Вас, шановні користувачі, з новими надходженнями літератури у фонд бібліотеки...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconСумський державний університет Бібліотека. Довідково-інформаційний відділ
Про утворення Сумського національного університету: Розпорядження №402 р, 17 червня 2004 р.// Офіційний вісник України. 2004. 09...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconПропозиції щодо спільних дій Громадської ради та нкрз щодо розвитку підприємницької діяльності
Громадської ради, передбаченої Положенням про Громадську раду при нкрз, спільних заходів, передбачених планом заходів нкрз щодо проведення...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconПлан заходів по Дніпропетровському регіону щодо проведення Всесвітнього
Підготувати прес-реліз до змі, щодо проведення Дня пам’яті померлих від сніду та прес-конференцію для журналістів змі з проблемних...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconПисьмо
Щодо питань застосування реєстраторів розрахункових операцій, перевезень вантажів автомобільним транспортом, права на податковий...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва icon«Вісник» Інформаційний бюлетень Всеукраїнської громадської організації «Союз Гагаузів України»
Сьогодні гагаузів знають не тільки в Україні та Молдові, їх починають пізнавати по всій землі. Хто приїздить до гагаузів, тих приємно...

5 Інформаційний вісник щодо актуальних питань з дорадництва iconПояснювальна записка
Розроблення Концепції розвитку інклюзивної освіти викликано необхідністю вирішення важливих питань щодо забезпечення права на якісну...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<