Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире




Скачать 171.88 Kb.
НазваниеГлобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире
Дата публикации07.03.2013
Размер171.88 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире.
Было бы чрезвычайно полезно, если бы

Мартином Лютером исламской Реформации

стала именно женщина,

которая прикрепила бы свои

95 тезисов не на дверях мечети Виттенберга,

а глобально – в Интернете.

Али Мазруи.
Современная информационная система является своеобразным зеркалом, в котором отражается структура, развитие и противоречия мусульманского мира. Кроме унифицирующих составных исламского информационного развития, на которых делают упор межгосударственные организации мусульманских стран, все более значительными становятся центробежные тенденции - информационный регионализм, экстремизм, размежевание “центр-периферия”. Борьба за гегемонию в мусульманском мире переходит в виртуальное измерение. Очевиден факт, что лидерами станут игроки, способные быстро и эффективно использовать информационные технологии.

Современные информационные системы являются своеобразной плоскостью пересечения глобальных и локальных тенденций мусульманского мира. Глобальные веяния легко достигают локального уровня, а локальные лидеры выходят к глобальным трибунам и глобальной аудитории. По мнению Ролана Робертсона, наблюдается появление глокализации, трактируемой им как “взаимопроникновение глобального и локального”1. Эта интепретация логически вписывается в медиа реалии, особенно Интернет-пространство.

Томас Фридмен рассматривает глокализацию как способность культуры или в более широком аспекте – цивилизации, инкорпорировать глобальные атрибуты в локальное измерение. Глокализация является не односторонним, а как минимум двусторонним процессом, получающим в медиа мире четкие признаки интерактивности. Фридмен акцентирует внимание на безусловной связи между уровнем глокализированности и секуляризации. На основании этого он вычленяет Турцию, Ливан, Бахрейн, Индонезию и Малайзию как наиболее глокализированные страны мусульманского мира2. Вместе с тем плотность и качество медиа покрытия является более весомым фактором в контексте глокализации, нежели секуляризация. В результате далеко не секуляризированная Саудовская Аравия заангажирована в процесс мировой интеракции более интенсивно, чем Ливан.

Джеймс Розенау утверждает, что электронная интеграция причастна к появлению неизвестных доселе феноменов: фрагментации, глокализации и “экстерриториальных общностей”3. Ключевыми для будущего развития мусульманского мира будут такие аспекты электронной интеграции как гетерогенность, деиерархизация и качественно новые механизмы формирования идентичности. Создание коллективной идентичности с помощью медиа можно считать одним из наиболее интересных и неоднозначных процессов современности4.

Главная задача медиа коммуникаций состоит в передаче символов (религиозных, социальных, геополитических). Классические исламские символы и ценности общеизвестны, вопрос сосотоит в том, какими будут он-лайн символы: модернистскими, неоклассическими или синтетичными. Процесс насыщения он-лайна офф-лайновым ценностным материалом завершен, в то же время он-лайнизация общественных структур будет постоянно возрастать.

Электронные медиа однозначно благоприятствуют общественной мобилизации, что наиболее подтверждается практикой террористических организаций. Кибер-пространство не менее выгодный плацдарм для ведения боевых действий, нежели его традиционный предшественник. При этом кибер-пространство имеет несомненное преимущество – размывание традиционных границ и амальгацию социальных идентичностей5.

Значение информационного фактора прекрасно осознается и среди мусульманской элиты. Генеральный директор Исламской организации по вопросам просвещения, науки и культуры А. Г. Буталеб убежден, что «ислам осознал религиозную, политическую и экономическую значимость информации 14 веков назад, ощутил свои возможности, заявил о своей цели и призвал мусульман использовать информацию на благо религии и уммы» 6. Мусульманская цивилизация благоденствовала, когда ее послания передавались многими каналами, включая устную и письменную коммуникацию. Мусульмане эффективно использовали письменность, когда документировали Коран, сунны и научные труды.

Профессиональное использование исламскими пропагандистами различных форм и методов информационного противостояния обеспечило быстрое распространение ислама в эпоху средневековья. Особенной активностью отличались исмаилитские миссионеры (даи), к концу Х ст. покорившие Магриб, Египет, Сирию, Палестину и Хиджаз.

Процесс модернизации мусульманского общества ускорился благодаря трем выдающимся достижениям в сфере коммуникаций: заведению печатен (1594), переводу европейских книг и развитию периодической прессы. Наполеоновская администрация основала периодику в Египте, первая газета в Стамбуле издавалась с 1795 г. тоже на французском языке. В то же время официозная пресса – турецкая газета “Monitor” появилась только в 1832 г. Во время Крымской войны в мусульманском мире появился телеграф, телеграф, а первым телеграфным сообщением, отправленным с Ближнего Востока, было военное коммюнике: «Севастополь пал»7. В 1970-х гг. Хомейни первым использовал мощную информационную технологию в виде аудиокассет. Несмотря на эмиграцию аятоллы во Францию, его проповеди распространялись по всему Ирану и стали эффективным средством борьбы с шахским режимом8.

На современном этапе в мусульманском мире основные категории информационных ресурсов классифицируются следующим образом:

официальные органы массовой информации мусульманских стран;

органы массовой информации мусульманских организаций – радиостанции, периодические издания (“The Muslim World”, “The Journal of Rabetat al-Alamal-Islami”, “The Minaret”);

мусульманские негосударственные органы массовой информации – периодические издания «Al-Ittihad”, “Jaqeen International”, панарабские “Al-sharg al-Awsat”, «Al-Hayat”; телеканал “Аль-Джазира”;

информационные ресурсы научных учреждений – университета Аль-Азхар с Академией исламских исследований (Каир), университета имени короля Абдул Азиза с Институтом по делам мусульманских меньшинств (Джидда), шиитского университета (Неджеф) 9.

Резолюция №1/5 Инф (КОМІАК) по информационной стратегии исламских государств вполне в духе нашего времени декларирует объективность, диалог, искоренение расизма и уважение ко всем религиозным воззрениям. Главными задачами исламской информации провозглашаются создание позитивного имиджа ислама на международном уровне, пропаганда арабской культуры и борьба против экстремистских движений. Методы воплощения этой стратегии разрабатываются на национальном, двустороннем и многостороннем уровне. Многостороннее сотрудничество предусматривает разработку информационных проектов, например, Islamvision, запуск исламских сателлитарных каналов, создание банков данных и учебного информационного центра для повышения квалификации кадров. Стратегия предусматривает создание с помощью ОИК Международного исламского агентства новостей (IINA) и Организации вещания исламских государств (ISBA)10.

Тем не менее, на данном этапе исламские масс-медиа по влиянию вряд ли могут конкурировать с западными, что не в последнюю очередь связано с традициями образования журналистов в мусульманском мире. Первоочередное внимание обращается на межличностное общение, в то же время публичные выступления и новые информационные технологии считаются второстепенными элементами. Перспективными для исламских масс-медиа являются программы с широкой тематикой, в том числе развлекательные, ориентированные на “глобальную” аудиторию, а также более активное использование Интернета для пропаганды исламской идеологии11.

Глобальные аудиовизуальные средства коммуникации ослабили позиции мусульман. Исламские страны продуцируют незначительную часть видеоматериалов, являясь в основном консументами чуждой массовой продукции. Вместе с тем использование новейших средств информации необходимо для усиления национальной независимости от бывших метрополий и главных геополитических игроков.

Внедрение книгопечатания бросило вызов наиболее влиятельной католической церкви, протестантская революция и лютеранство были детьми печатного слова. Возможно Интернет, киберпространство станут для ислама тем, чем стала первая промышленная революция для христианства. Внедрение Интернета дало возможность шире использовать достижения мусульман в литературе, науке и юриспруденции, тем не менее, современный исламский вклад в развитие Интернета более чем скромный.

Феноменом Интернета является исторический “синтез” различных медиа - печатных, аудио и визуальных. Технология, появившаяся на вершине третьей информационно-коммуникационной революции, возвратила специфический исламский компонент – текст. В отличие от радио или телевидения, Интернет рассматривается мусульманами в качестве позитивного фактора, особенно в случае максимального охвата единоверцев. Неограниченная коммуникация двухстороннего общения содействует появлению нового мусульманского киберпространства, не ограниченного национальными границами. Теперь мусульмане имеют доступ к недоступной ранее информации. Привлекает внимание быстрота его распространения, несмотря на то, что Интернет остается элитным средством коммуникации в мусульманском мире. Сателлитарное вещание создает политическую публичную сферу, где общественность обсуждает жизненно важные проблемы, Интернет - индивидуальное средство информации, который значительно реже выступает в роли публичного форума.

Многие мусульманские страны (Саудовская Аравия, государства Персидского залива, Малайзия) имеют широкий доступ к Интернету. Арабские пользователи Интернета, по данным АЛЕСКО, составляют только 0,2% мировой аудитории, тем не менее, на Ближнем Востоке появилась новая арабская «улица», расположенная в интернет-чатах и на волнах «Аль-Джазиры».

Наиболее активными университетами в Сети считаются пакистанские и турецкие, но лучший университетский сайт принадлежит Международному Исламскому Университету (Малайзия). Университетский город Ярмук (Иордания) известен максимальной в мире плотностью интернет-кафе на квадратную милю. В процессе освоения информационного пространства в Иране и Ираке особая ставка делается на высококвалифицированных специалистов-мусульман, живущих на Западе, Пакистан задействует собственные кадры.

В киберпространстве арабский мир часто рассматривается отдельно от мусульманского мира. Это касается и таких терминов, как «Ближний Восток», «Южная Азия», «Северная Африка». Такая категоризация, ограничивающая поиск информации о мусульманском мире в целом, характерна для сайтов “Arab Net”, Arab World Online”, “Model League of Arab States”, “Middle East Network”, “Regional Arab Information”, “Arab resources”, “Arabia”. Отдельные мусульманские государства заявляют о своей обособленности на сайтах “Oman Net”, “Qatar Online”, “Iran Net”, “Djazair-Online”.

Большинство политических партий в мусульманском мире используют киберпространство для пропаганды своих политических взглядов. Наиболее активными исламскими партиями являются ливанские, алжирские, иранские, ливийские, пакистанские, палестинские и турецкие. Иран занимается активным промоушином собственных сайтов, особенно мультимедийной страницы аятоллы Хомейни “Изображение лучей солнца”, оппозиция также находится он-лайн. Правительство Пакистана произвело значительную селекцию религиозных материалов с помощью административного вмешательства, произведенную с целью устранить с интернет-пространства “Джамаат-и-Ислами”. Отдел исламского развития премьер-министра Малайзии с помощью Интернета презентовал собственную исламскую программу для соревнования он-лайн с оппозиционными партиями, например, ПАС12. В Сирии сайт www.all4syria, созданный инженером Айманом Абдул Нуром для контактов оппозиции с правительством, был заблокирован властью.

Исламский Интернет на данном этапе довольно хаотичен. Стремление обеспечить эфир исламскими ресурсами иногда приводит к дублированию сайтов. Для частичного устранения этой проблемы уже предлагалось создание форума Мировой исламской сети. В настоящее время отсутствует структура, фильтрирующая содержание сайтов. Традиционная цензорская функция, применяемая для прессы, радио и телевидения, нежизнеспособна в киберпространстве, хотя некоторые провайдеры в ОАЭ делают попытки ввести цензуру вэб-сайтов, нарушающих моральные устои. В Кувейте провайдеры и коллективные пользователи принимают на себя обязательства нераспространения порнографии и антигосударственных материалов. В Абу-Даби интернет-сообщество обязуется не проводить поиск в Сети материалов, касающихся секса, религии и политики. В КСА ограничен доступ к интернет-ресурсам для университетов и медицинских учреждений13. В Алжире нет ограничений на системы прямого вещания, но существуют ограничения на Интернет. В Малайзии контролируется доступ к иностранным телеканалам, но поощряется доступ к Интернету и другим информационным технологиям. О наличии отличительного мышления в рамках Интернета свидетельствует еретический сайт мусульманских гомосексуалистов, предлагающий публикацию книги по ведению гомосексуального джихада14

Главные ежедневные государственные, независимые, партийные газеты в мусульманском мире выходят он-лайн. Такие известные издания, как “Al-Kabas” (Кувейт), “Berita Haryan” (Малайзия), “Al-Vatan” (Алжир) вначале издавались как интернет-издания. Большое количество телерадиостанций работают в режиме он-лайн, примерами которых могут быть “Radio Midil” (Марокко), “Radio Tunis” (Туніс), среди телевизионных каналов в сети присутствуют “Canal D” (Турция) и “Iran Sima” (Иран). Большинство информационных агентств в мусульманском мире используют Интернет для распространения местных новостей, финансовой и экономической информации, например, алжирская «Agence Presse Service” и малайзийское агентство новостей «Веrnаmа».

Киберсообщество мусульманского мира состоит из представителей элитарной публики: специалистов технической и гуманитарной сферы, студентов и чиновников. Наличие ПК в большинстве частей мусульманского мира довольно низкое. Уровень неграмотности, не принимая во внимание компьютерную неграмотность, варьирует от высокого до значительного в большинстве мусульманских стран, и негативно влияет на ознакомление с высокими технологиями. Низкий уровень компьютерной грамотности и технических знаний среди исламских ученых-теологов влияет на их отношение к информационным технологиям, провоцируя эффект домино по отношению к другим мусульманам15. Язык также служит барьером в использовании ІТ. Для большинства высоких технологий, в частности, Интернета, необходимо знание английского языка. На данном этапе ни один из языков, использующихся мусульманами, не играет важной роли в мире технологий16. Важным фактором служит стоимость оборудования, неразвитость телекоммуникационной технологии, препятствующих развитию внутренних и международных компьютерных сетей17.

Распространение компьютерных технологий содействует трудоустройству местного населения. Этот процесс требует большей заинтересованности мусульманских правительств в организации разноуровневых компьютерных курсов для мужчин и женщин, а также более строгого контроля над импортом компьютерной техники. Вовлечение местного высококвалифицированного персонала в местную компьютерную индустрию придаст местный оттенок функциям компьютерных технологий, обуславливающий появление новых технологических заданий. Исламизация компьютерного персонала безусловно повлияет на дальнейшую исламизацию пользователей и электронного сервиса. Сложность этой задачи состоит в технологической зависимости от мультинациональных корпораций и правительств. Необходимы специальные стратегии для деколонизации компьютерной технологии, предусматривающие диверсификацию источников зависимости страны, горизонтальное предпринимательство для обеспечения технологического обмена между самими мусульманскими государствами. Исламский ренессанс не только изменит лицо мусульманской уммы, но и благодаря переосмыслению иджтихада создаст благоприятные условия для технологического вовлечения других цивилизаций 18.

Иордания и ОАЭ прилагают большие усилия для развития инфраструктуры, аналогичной городам Силиконовой Долины, с целью развития мегатехнологичной экономики19. ОАЭ удерживает лидерство в использовании информационных технологий (организация ІР-телефонии по всему миру, создание интернет-ресурсов), готовит сателлитарное обеспечение для перехода на цифровую связь и телевидение, создан вэб-сайт Центра стратегических исследований (ЕСSSR). Министерство информации ОАЭ учредило службу новостей, рассылающую по подписке информацию по электронной почте. Высокое вэб-присутствие демонстрируют Египет, Иран, Ливан, Марокко, Турция, Саудовская Аравия, Малайзия20. Среди большого количества коммерческих сайтов наиболее успешными являются “Arabia On Line” (Иордания) и“Arab Net” (государства Персидского залива). Американо-арабская торговая палата имеет собственный “1001 сайт”. Коммерческий Интернет изменяет традиционное ведение мусульманского бизнеса, повышая его эффективность, становится средством заключения трансакций.

Существует одна чрезвычайно важная сфера, где ислам и новая информационная революция вступят в противоборство - статус мужчин и женщин. Мусульманский мир традиционно признавал две доктрины. Одна из них состоит в равности, но разобщенности обеих полов, сосуществующих только в личной сфере. При этом их разобщенность качественно отличается от сепарации рас и наций. Гендерная доктрина “равенство и разобщенность» вполне жизнеспособна в условиях новой информационной революции - первые женские интернет-кафе появились в Пакистане. Новые технологии снимают традиционный женский хиджаб: женщины могут оставаться дома, одновременно пребывая на компьютеризованном рабочем месте. Стирая отличия между домом и рабочим местом, интернет-технологии предоставляют женщинам возможность интеграции в экономическое и политическое глобальное сообщество. В этом направлении наиболее быстро сориентировались радикальные исламисты, запустившие в 2004 г. издние женского интернет-журнала “Al-Hansa”, названного в честь известной поэтессы VІІ ст., воспевавшей погибших воинов. Предназначение журнала – научить исламских жен поддерживать борьбу мужей и воспитывать детей в соответствующем духе. Сайт поддерживает Бюро женской прессы в Саудовской Аравии21.

Большинство мусульманского населения исповедует неравенство полов и ратует за различные пути получения образования. для мужчин и женщин. Новые информационные технологии устранят социальное оправдание гендерной дискриминации, подпишут приговор старой традиции исключения женщин из общественной жизни. Агрессивная инвазия женщин в арабские медиа уже подтверждается их возрастающим значением как дикторов, продюсеров и директоров телевизионных каналов. В сателлитарном мире женщины выступают Шахерезадами, вводящими мужчин в информационный глобализированный мир.

Вместе с тем основной проблемой, с которой придется столкнуться мусульманам, станет вынесение местных противоречий на глобальный уровень и получение последствий незащищенности внутренних структур перед влиятельными глобальными силами. Наиболее консервативные иранские аятоллы из Центра исламской юриспруденции в г. Кум, столице шиизма, одними из первых начали использовать Сеть в борьбе против вечных конкурентов – арабских суннитов. В то время, когда суннитские институции игнорируют шиитские тексты, шиитские центры переводят в электронный формат суннитские источники для обеспечения большего количества мусульманской аудитории. В конце 1990-х гг. Определенные религиозные силы в Иране инструктировали все мечети Великобритании относительно подключения к Интернету и сетевой связи между ними. “Проект кафе Медина” также касался мусульманских школ в стране. Израильские спецслужбы информировали о подобном проекте в Сингапуре. По мнению сотрудника Королевского института международных отношений в Лондоні Маи Ямани, главным заданием исламского Интернета является распространение фетв он-лайн.

Распространение Корана и хадисов вытеснило из Интернета значительную часть других видов деяльности. Негативным аспектом включения Интернета в медиа пространство является присутствие неканонических текстов, претендующих на представительство ислама. Задача аутентичного ислама состоит в универсализации его послания. Поэтому большой популярностью пользуется проект Tharwa (www.tharwaprojekt.com.), ставший для арабского мира действенным способом приблизиться к решению проблем религии и этноса.

Существует немалое количество мусульманских меньшинств (индийских, южноафриканских, сингапурских, гонконгских) жаждущих утвердиться в своей приверженности к исламу. Эти меньшинства оперируют достаточно развитыми мультимедийными ресурсами. Знание английского языка дало им возможность заявить о своем интернет-присутствии эффективнее, чем большинству стран, где мусульмане составляют большинство населения. В зонах британского влияния этот процесс масштабнее, чем в зонах франкофонии. Немало индийских сайтов своими текстами подрывают основы ислама и поддерживают традиционные негативные стереотипы относительно мусульман22.

Большинство ключевых игроков, от саудовских нефтяных принцев-суннитов до шиитского иранского духовенства, понимают будущую роль сателлитарных сетей. Это объясняет скрытую, но жесткую борьбу за цифровую власть среди мусульманских стран, где элементарными понятиями служат “центр-периферия”, где традиционное географическое преимущество имели ближневосточные страны, которое теперь ставится под сомнение. Малайзия, расценивавшаяся как маргинальная с религиозной и географической точки зрения, инвестировала значительные средства в информационные технологии. Иранские аятоллы инвестируют новые технологии с начала 1990-х гг.

Тем не менее Саудовская Аравия имеет значительное преимущество перд ними, ибо арабський язык считается священным и исполняет роль основного средства общения. Кроме этого, арабський язык, в отличие от турецького или иранского, служит родным языком значительных христианских меньшинств. Инвестирование в арабськие сателлитарные системы стало ключевим для доминирования в мусульманском мире. Саудовские пропагандисты были первыми создателями планетарного медиа-лобби, в 1980-х гг. вооружившиеся электронными транснациональными изданиями и сателлитарными сетями. Двумя популярнейшими электронными газетами считают базированные в Лондоне “Al-Hayat” i “Ash-Shark al-Avsat” (последняя доступна для 100 миллионов виртуальных читателей). В условиях глобализации огромное влияние оказывают происламские холдинги, действующие не только в торговле и промышленности, но и в информационно-пропагандистском бизнесе. Примером может быть созданное в Турции сообщество Фехуллаха Гюлена.

Иранское духовенство в 1991 г. помогло группировке “Хезболлах” запустить спутниковый арабоязычный канал “Al-Manar», второй за влиятельностью после катарского канала “Аль-Джазиры” (1996 г.). По мнению авторитетных исламоведов Д. Бергенера, Д. Китфилда, Б. Хофмана, Е. Басевича, именно “Аль-Джазира” совместно с Интернетом растиражировали образ Усами бин Ладена от Джакарты до Занзибара, без которого мусульманский мир не смог бы организовать джихад против Запада. В 2003 г. государственная телерадиокомпания Южной Африки SABS решила заменить ночную трансляцию СNN передачами “Аль-Джазири”, хотя мусульмане составляют лишь 2% населения ЮАР. Это свидетельствует о нанесении сильного удара по монополии западных СМИ.

Сателлитарное телевидение создало иллюзию мобильности для обыкновенных мусульман, которые, переключая каналы, получают возможность наблюдать за иными культурами. Сафар, арабское слово «путешествие», у переносном смысле обозначает “изучение себя”. Возможно, именно поэтому мусульманское образование в средневековье сводилось именно к путешествию23. В соответствии со словарем “Лиссан аль-араб” Ибн Мазрура (ХІV ст.), путешествие называют сафаром потому, что “открывает истинную суть мусафира (странника)”24. Возможно, виртуальное путешествие с помощью новейших информационных технологий поможет вечному мусафиру – исламской цивилизации увидеть с граничной ясностью свои достижения и падения, разработать модель стратегического развития, базирующуюся на реальных фактах и показателях, а не на дымовой завесе пропаганды.


1  Robertson, Roland. Comments on the "Global Triad" and "Glocalization" // ^ Globalization and Indigenous Culture 1997, 2001 Institute for Japanese Culture and Classics, Kokugakuin University.

2 Friedman, Thomas L. Economic development in a flat world: global trade, technology, investment, incomes and entrepreneurship in the 21st century. // Global Urban Development Magazine. – Volume 2,. – Issue 1. – March 2006.

3 Rosenau, James N. Distant Proximities: Dynamics Beyond Globalization. Princeton University Press: 2003.

4 Castells, Manuel. 1997. The Power of Identity: The Information Age–Economy, Society and

Culture. Cambridge, MA & Oxford: Blackwell.

5 Merlyna Lim. Islamic Radicalism and Anti-Americanism in Indonesia: The Role of the

Internet. // Policy Studies 18. - East-West Center Washington, 2005

6 Boutaleb A. Information Policy in Islam. // Islam Today. Rabat. – 1986. - #4. – P. 8-10.

7 Льюис Л. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. – М.: Олимп-бизнес, 2003. – С. 52-53, 161.

8 Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. – М.: Ладомир, 2004. – С. 152.

9 Модестов С. А. Геополитика ислама. – М.: Молодая гвардия, 2003. – С. 150-152.

10 Resolution No.1/5 Inf (COMIAC) On The Islamic States Information Strategy. – Dakar, Republic of Senegal. – 1996 – March 27-28.

11 Louay M. Safi Islam And The Global Challenge. Dealing with Distortion of the Image of Islam by the Global Media. – Islamonline. – 2002.

12 Bunt Gary R. Virtually Islamic: Computer Mediated Communication and Cyber Islamic Environments. – Cardiff: University Of Wales Press, 2000. – P.48-49.

13 Модестов С. А. Геополитика ислама. – М.: Молодая гвардия, 2003. – С. 173.

14 http://www.geocities.com/ West%20 Hollywood/Heights/8977

15 Anees Munawar A. Islam faces new era. // Civilization. The Magazine of the Library of Congress, USA. – 2000. – Pp. 1-3.

16 Abdul Aleem Mohammed. Islamic communications for the 21st century. // Abstract for Islam Internet Conference '99 in USA. – Islamic Society of North America: Knowledge on line (KOL). – 1999. – Pp. 1-3.

17 Azzi Abder Rahmane. Islam in Cyberspace: Muslim Presence on the Internet. // The Islamic Studies, Quarterly, Islamabad. – 2002. – Pp. 134-137.

18 Mazrui Ali & Mazrui Alamin. The digital revolution and the new reformation. // Harvard International Review: Cambridge. – 2001. – Spring.

19 Anderson John W. The Internet and Islam’s New Interpreters. – New Media in the Muslim World: The Emerging Public Sphere, Dale F. Eickelman & John W. Anderson, ed. – Bloomington: Indiana University Press, 1999. – Pp. 41-56.

20 Модестов С. А. Геополитика ислама. – М.: Молодая гвардия, 2003. – С. 171, 174.

21 Моаддель М. Ісламський модернізм, націоналізм і фундаменталізм. // День. – 2004. – №150.

22 Ahmad Shad. Islamic web sites: Protecting the Islamic heritage. // Abstract for Islam Internet Conference '99 in USA. – Islamic Society of North America: Knowledge on line (KOL). – 1999. – Pp. 1-13.

23 Millennial Middle East: Changing Orders, Shifting Borders. // Middle East Report №213. – 1999. – Winter.

24 Mernissi Fatema. Al-Jazeera's Secret Part II. // Weltwoche. – 2002. – Summer. – P. 23.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconКатастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века
I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты (В. Шляпентох, С. Матвеева)

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconЦенообразование на рынке информационных технологий
Методики определения затрат и установления цены в сфере информационных технологий 19

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы информационных технологий...

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconЛ. В. Городняя Новосибирск, 2004
Учебное пособие разработано при поддержке Интернет-Университета Информационных технологий и опубликовано в серии «Основы информационных...

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Теневая экономика в современном...

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconТютин Виктор Сергеевич
Начальник отдела информационных технологий, зам начальника отдела информационных технологий

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconТ. В. Абанкина влияние информационных технологий
Информационный маркетинг – не устоявшееся понятие. В данной статье сделана попытка проанализировать влияние информационных технологий...

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconУчебное пособие Л. В. Городняя Gorod@iis
Учебное пособие разработано при поддержке Интернет-Университета Информационных технологий и опубликовано в серии «Основы информационных...

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconПрограмма Миссия Церкви в современном мире (60 – 62 кред.)
Актуальность программы связана с тем, что для выполнения своей миссии в современном мире Церковь нуждается в лидерах нового типа,...

Глобальная локальность информационных технологий в современном мусульманском мире iconРоль школьной библиотеки в формировании информационной культуры участников...
Актуальность развития деятельности по формированию информационной культуры личности связана с высокими темпами развития информационного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<