П рофспілка працівників освіти І науки України




Скачать 94.58 Kb.
НазваниеП рофспілка працівників освіти І науки України
Дата публикации05.07.2013
Размер94.58 Kb.
ТипИнформационный бюллетень
uchebilka.ru > Информатика > Информационный бюллетень
Профспілка працівників освіти і науки України

Донецька обласна організація

Профспілки працівників освіти і науки України

ОБЛАСНИЙ КОМІТЕТ
83001, м.Донецьк, вул.Горького, 146 тел.305-34-39, 334-07-83,

e-mail: postmaster@opon.donetsk.ua,shapovalov@profcom.in.ua,

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

1(417)
Обсуждаем проект трудового кодекса

Донецк, 2011

Обсуждаем проект трудового кодекса

Трудовой Кодекс можно без преувеличения назвать малой Конституцией Украины. От того, как законодательно будут определены взаимоотношения между «работником» и «работодателем» их права и обязанности, социальные гарантии работников зависит благосостояние, как отдельного гражданина (его семьи) так и общества в целом.

Впервые проект нового Трудового Кодекса был разработан межведомственной трехсторонней рабочей группой при Министерстве труда и социальной политики Украины. Трудовой Кодекс был принят Верховной Радой в первом чтении, однако попытка принять его во втором чтении не увенчалась успехом.

Настоящий проект Трудового Кодекса подали в Верховную Раду Украины 3 декабря 2007 года народные депутаты Украины Хара В.Г., Сухой Я.М., Стоян А.Н. В настоящее идет его доработка и подготовка ко второму чтению.

Мы постоянно анализируем проект Трудового Кодекса и вносят свои предложения по его совершенствованию. Работа велась, как до принятия его в первом чтении, так и продолжается в настоящее время. Особое внимание уделяется публикациям в прессе и информации в сети Интернет.

К сожалению, в своей массе в таких публикациях не ставится цель объективного обсуждения плюсов и минусов законопроекта. Как правило, они бравируют «цитатами», вырванными из контекста статей проекта Трудового Кодекса, которые на самом деле призваны упорядочить трудовые отношения с отдельными категориями работников, а вовсе не ставят целью снижение защищенности человека труда.

Например, в большинстве статей, изданных в газетах и информаций расположенных на сайтах в Интернете, речь идет о вопиющем ущемлении прав трудящихся и установлении 48 часовой рабочей недели, 12 часового рабочего дня. В них специально не указываются номера статей из проекта Трудового Кодекса, дабы читатели «Черного пиара» не смогли самостоятельно разобраться в реальном положении вещей. Ведь не каждый читатель имеет возможность и желание внимательно изучать девять книг проекта Трудового Кодекса. На это и рассчитывают «Пиарщики», выставляя его как «страшилку» и нагнетая заведомо негативное отношение к Трудовому Кодексу.

А ведь на самом деле 40 часовая неделя осталась без изменений, достаточно заглянуть в ст. 131 «Нормальное рабочее время» проекта Трудового Кодекса, которая гласит, что нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю.

Более того, части 2 и 3 данной статьи предусматривают, что коллективным договором, либо нормативным актом «работодателя» может быть установлена меньшая продолжительность рабочего времени, которая не влечет за собой хоть какого уменьшения оплаты труда.

То есть, в зависимости от шестидневной или пятидневной рабочей недели в новом проекте Трудового кодекса сохраняется 7 и 8 часовой рабочий день, предусмотренный нынешним КЗоТ Украины.

А «пиарная» норма 48часовой рабочей неделе позаимствована в ст. 143 «Суммированный учет рабочего времени» проекта Трудового Кодекса

Действие данной статьи распространяется на определенные категории работников, где по условиям производства (работы) не может быть установлена нормальная продолжительность рабочего времени (к ним относятся, как правило, работники, занятые на беспрерывно действующих производствах, водители, работники сельского хозяйства, занятые на посевных работах, охранники).

При этом частями 3 и 4 данной статьи предусмотрено, что максимальная продолжительность рабочего времени на протяжении недели не должна превышать 48 часов, а на протяжении дня – 12 часов.

Действующая на сегодняшний день статья 61 Кодекса законов о труде выписана поверхностно и данных ограничений не предусматривает Что дает возможность «работодателям» устанавливать работникам 60 и даже 72 часовые рабочие недели при учетном периоде 1 год («работодатели» действуют по принципу, что не ограничено законом, может иметь место для практического применения).

В проекте же Трудового Кодекса (ч. 2 ст. 143) установлен месячный учетный период. Иной период суммированного учета рабочего времени при наличии объективных оснований (например, в сельском, лесном хозяйствах, либо на работах, связанных с природно-климатическими условиями) может быть установлен коллективным договором, а если он не заключен, то нормативным актом «работодателя» согласованного с профсоюзным комитетом. То есть применение суммированного учета рабочего времени и изменение учетного периода будет в первую очередь зависеть от принципиальной позиции профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций.

Таким образом, фактически данная статья в проекте Трудового Кодекса на самом деле призвана упорядочить трудовые отношения с отдельными категориями работников в вопросах продолжительности рабочего времени, вместо 60 и 72 часовой рабочей неделями ограничить аппетит работодателей – 48 часами.

Безусловно, в редакции проекта Трудового кодекса имеет место и ряд положений, которые могут ухудшить положение трудящихся.

Например, более четкого изложения требуют нормы о статусе профсоюзов и организаций работодателей как субъектов трудовых отношений; порядке рассмотрения представления работодателя в первичную организацию профсоюза о даче согласие на увольнение работника; статусе решений в рамках рассмотрения коллективных трудовых споров; формировании и деятельности комиссий по трудовым спорам; сроках давности по взысканию заработной платы и др.

Так, профсоюзом ставится вопрос либо о дополнении проекта Трудового кодекса отдельной главой «Гарантии деятельности профессиональных союзов относительно защиты трудовых и социально-экономических прав работников», либо о включении нормы о том, что статус профсоюзов как субъекта трудовых отношений регулируется специальным законом.

Предлагаем Вам краткий анализ некоторых статей проекта Трудового кодекса.

^ В проекте Трудового Кодекса особое место уделено актам трудового законодательства, которые регламентируют трудовые отношения между работником и «работодателем».

В статье 13 проекта особое внимание отводится нормативным актам «Работодателя» и подчеркнуто, что они должны приниматься с учетом предложений либо по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Кроме того, нормативные акты работодателя, (приказы, распоряжения, положения) принятые им самостоятельно, не могут противоречить актам трудового законодательства, коллективным соглашениям, коллективному договору. Пунктом 4 данной статьи предусмотрена обязанность «работодателя» доводить до сведения работников все выпускаемые им нормативные акты, а если этот документ касается конкретного работника, то знакомить его с этим документом под роспись.

Здесь следует отметить, что в средствах массовой информации и в сети интернет во многих случаях критикуется данная норма проекта, исходя из того, что приравнивание актов работодателя к нормативным приведет ко вседозволенности и беззащитности работников. Однако это искажение смысла правовых норм. Если обратиться к теории трудового права и научным исследованиям в данной сфере, то становится понятно, что акты работодателя содержат в себе нормы, обязательные к исполнению, как для работников, так и для самого работодателя. То есть, в проекте Трудового кодекса законодатель просто называет вещи своими именами.

А для предотвращения злоупотреблений в проекте закрепляется механизм обязательного согласования с профсоюзной организацией или другим органом, представляющим интересы работников.
^ В трудовом законодательстве появилась новая глава (Глава 3 книги 1) которая посвящена субъектам трудовых отношений.

В статье 19 проекта указано, что если сторонами трудовых отношений являются работник и «работодатель», то субъектами, которые могут принимать участие в трудовых отношениях являются: - профсоюзы и профсоюзные организации, а в случае их отсутствия, свободно выбранные работниками представители, организации работодателей и др. субъекты. В этой же главе не только даны понятия «Работник» и «Работодатель», но и конкретно выписаны их права и обязанности, отдельная статья посвящена правопреемственности при ликвидации, реорганизации предприятий, что немаловажно при разрешении споров, возникающих в ходе трудовых отношений.
^ Впервые в проекте Трудового кодекса (далее ТК) юридически закреплено бронирование рабочих мест органами местного самоуправления для социально-незащищенных категорий граждан (несовершеннолетних лиц, закончивших ПТУ, высшие учебные заведения, беременных женщин и лиц, которые имеют детей в возрасте до 6 лет, одиноких матерей и отцов, которые имеют детей в возрасте до 15 лет, лиц предпенсионного возраста и т.д.), инвалидов, которые не имеют возможности на равных конкурировать на рынке труда.

За отказ в приеме на работу по квоте работодатели несут административную ответственность.
К положительному моменту можно отнести и тот факт, что согласно ч. 1 ст. 41 проекта ТК трудовой договор должен заключаться с работником в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. Один экземпляр отдается на руки работнику, другой хранится у работодателя.

В договоре помимо наименования профессии и должности указываются условия оплаты и охраны труда, режим труда и отдыха, дополнительных условий оплаты труда, предоставление работнику социально культурных и социально-бытовых льгот и гарантий, что немаловажно при возникновении спорных вопросов.
^ Что касается продолжительности испытательного срока, то он практически не изменился.

Согласно ст. 48 проекта ТК срок испытания не может превышать 3 месяцев, а для рабочих специальностей – 1 месяца.

Шестимесячный испытательный срок может устанавливаться для руководителей юридических лиц, их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей структурных подразделений юридических лиц и для определенных категорий работников, в случаях предусмотренных законодательством (например, госслужащих, срок испытания которых регламентируется ЗУ «О государственной службе»).

В статью внесено уточнение, что в испытательный срок не засчитываются дни, когда работник фактически не работал, независимо от причин (например, не засчитывается период, когда работник находился на больничном листке, или в учебном отпуске).
^ Согласно ч. 2 ст. 49 проекта ТК работодатель имеет право уволить работника, если в период испытательного срока было установлено несоответствие занимаемой должности. Однако в отличие от действующей ст. 28 КЗоТ Украины работодатель должен письменно предупредить об этом работника за три дня до увольнения.
Статья 67 проекта ТК предусматривает обязанность «работодателя» разъяснить работнику права и обязанности, под роспись ознакомить его с условиями труда, Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, должностной инструкцией, определить работнику рабочее место и обеспечить его необходимыми для работы средствами.

Кроме того, часть 2 этой статьи предусматривает, что «работодатель» обязан не только издать приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, а и ознакомить его в семидневный срок с момента приема на работу с этим приказом под роспись, а по требованию работника выдать копию данного приказа.
Особое внимание в проекте ТК уделено работе по совместительству. Статьей 52 проекта ТК закреплено право работника в свободное от работы время заключать не один, а несколько трудовых договоров о работе по совместительству. В статье указано, что совместительство может быть как внешним, так и внутренним. Часть 5 данной статьи регламентирует порядок и причины прекращения трудового договора по инициативе администрации. Указано, что о предстоящем увольнении работодатель должен уведомить работника за две недели.

В действующем КЗоТ Украины слово «совместительство» упоминалось только в вопросах об оплате труда. А порядок работы по совместительству был изложен только в научно-практических комментариях к Кодексу законов о труде, которые практически не имели юридической силы.
^ Не последним по важности является и конкретизация в статье 69 проекта ТК случаев, в которых трудовой договор может заключаться на определенный срок, что дает возможность проконтролировать работодателя в правомерности заключения с работниками срочных трудовых договоров и в случае необходимости решить вопрос о пересмотре условий договора..
Отдел правовой работы Донецкого облсовпрофа

ІНФОРМАЦІЙНИЙ БЮЛЕТЕНЬ

1(417)


Головний редактор А.С. Горшкова

Реєстраційне свідоцтво ДЦ 1616 видане управлінням у справах преси та інформації Донецької облдержадміністрації 18 вересня 2000 р.

Бюлетень набраний, заверстаний та віддрукований у комп’ютерно-видавничому цеху Донецького обкому профспілки працівників освіти і науки

(В.Л.Цесельський, О.І. Шаповалов)

(25.01.2011 р.)

83001, м.Донецьк, вул.Горького, 146

тел. 334-07-83, 305-34-39

Наклад 3000 прим.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П рофспілка працівників освіти І науки України iconП рофспілка працівників освіти І науки України Донецька обласна організація...
О работе Кировской, Петровской районных г. Донецка организаций профсоюза по повышению роли первичных профсоюзных организаций учреждений...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconП рофспілка працівників освіти І науки України Донецька обласна організація...
Советов, президиумов гор(рай) организаций профсоюза специальные программы по работе с молодыми учителями, другими категориями молодежи,...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconП рофспілка працівників освіти І науки України
О подведении итогов конкурса на лучшего профсоюзного корреспондента в 2011 году (постановление президиума обкома от 22. 02. 2012...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconПрофспілка працівників освіти І науки України Донецька обласна організація...
Донецьк, вул. Горького, 146 тел. 305-34-39, 334-07-83, e-mail

П рофспілка працівників освіти І науки України iconКолективний договір
Галузевої угоди між Міністерством освіти І науки, молоді та спорту України та ЦК профспілки працівників освіти І науки України на...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconП рофспілка працівників освіти І науки України
Горловском автодорожном институте Доннту и осуществлении профсоюзными комитетами этих вузов общественного контроля за соблюдением...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconП рофспілка працівників освіти І науки України
Из 1098 общеобразовательных учебных заведений к работе подготовлено 1098 (100%), из 1148 дошкольных учреждений – 1148 (100%), из...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconФилософия науки учебное пособие Харьков – хнагх – 2007 министерство образования и науки украины
Гриф «Рекомендовано Міністерством освіти І науки України як навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів» надано листом...

П рофспілка працівників освіти І науки України iconПрофспілка працівників освіти І науки України
Донецьк, вул. Горького, 146, тел. 305-34-39, 334-07-83 e-mail

П рофспілка працівників освіти І науки України iconМіністерство освіти І науки україни пр. Перемоги
Міністерству освіти І науки, молоді та спорту Автономної Республіки Крим, департаментам (управлінням) освіти І науки обласних, Київської...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<