Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит»




НазваниеУкраинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит»
страница1/8
Дата публикации11.07.2013
Размер0.9 Mb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8





Украинской государственной академии

железнодорожного транспорта

факультет «экономика транспорта»
Кафедра «Учет и аудит»


А.Ю.Дикий, В.С.Козлов

управление развитием

информационной экономики
для студентов специальности

«Учет и аудит»

Курс лекций

Донецк 2011
Курс лекций «Управление развитием информационной экономики» для студентов специальности «Учет и аудит» рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Учет и аудит» 14.04.2011г., протокол № 8.
Рекомендовано к печати на заседании методической комиссии факультета «Экономика транспорта» 23.06.2011г., протокол № 9.

Составители:


к.т.н., доцент





Дикий А.Ю.

ст. преподаватель





Козлов В.С.

Рецензенты:


д.э.н., профессор, Академик академии экономических наук Украины, заведующая кафедрой «Управление персоналом и экономика труда»




Петенко И.В.










к.е.н., доцент, заведующая кафедрой «Учет и аудит»




Писоцкая Т.А.


Содержание

Лекция 1 …………………………………………………………………...

4

1 ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...................

4

2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ………………………………………………………………..

5

3 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ …………………………….................

7

Лекция 2 …………………………………………………………………..

9

1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ……………………………................

9

Лекция 3 …………………………………………………………………..

12

1 ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В ИТ – ТРИ ВЕЛИКИХ ФЕНОМЕНА ………………..................

12

2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – ПУТЬ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.................

13

Лекция 4 …………………………………………………………………..

15

1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ……………………………………….

15

2 ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИДЕИ ……………………………..................

17

3 ПОСТРОЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА …………...................

18

Лекция 5 …………………………………………………………………..

21

1 ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС ……………………………………...................

21

2 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ………………………………………..

22

3 ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ……………………………………...................

23

4 ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА ………

24

5 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИИ ………………

27

6 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ………………………………………….. ………..

30

7 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ …………………………………

31

8 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ………………………………………

33

Лекция 6 …………………………………………………………………..

36

1 ИНФОРМАЦИЯ КАК ТОВАР ………………………………………………………………………….

36

2 ИНФОРМАЦИЯ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ …………………………………………

36

3 ИНФОРМАЦИЯ КАК СТОИМОСТЬ ………………………………………………………..................

37

4 ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРИСВОЕНИЯ И ОТЧУЖДЕНИЯ: ДИАЛЕКТИКА ЧАСТНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА …………………………………………………………………………….


37

Лекция 7 …………………………………………………………………..

39

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ ………………………………………………………………………………………………..


39

2 АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЦЕНЫ …………………………………………………………………

39

3 ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЦЕНЫ ………………………………………………………………

40

4 СТУПЕНЧАТЫЕ МОДЕЛИ ЦЕНЫ …………………………………………………………………….

41

Лекция 8 …………………………………………………………………..

42

1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ……

42

2 РАБОЧАЯ СИЛА В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА …………………….

43

3 НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ……………………………………………………

45

4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ …………………………………………..................

47

Лекция 9……………………………………………………………………

50

1 МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ………………………………………………………………………


50

2 ЖЕСТКОСТЬ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ И КРАТКОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РЫНКОВ……………………………………………………………………………………………………….


51

3 ЗАВИСИМОСТЬ РЕАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ОТ УРОВНЯ ЦЕН И РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ...

53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………


57

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….

58

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………..

60


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Лекция 1

  1. Введение

  2. Этапы развития человечества

  3. Роль и значение информационных революций


1 ВВЕДЕНИЕ
Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.

Потом слово стало письменным. Это было очень удобно – появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.

Поэтому изучение дисциплины «Управление развитием информационной экономики» студентами экономических специальностей является актуальным и имеет не только учебную, но научно-исследовательскую направленность.
^ 2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал способностью принимать, обрабатывать и передавать информацию.

В древние времена это была информация об охоте, позже появилась информация о земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах, сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением письменности, через письма.

На заре существования человечества информации отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения.

По мере развития общества человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы, например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа (три волны).

Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду.

На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - “вторая волна” - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная волна» пережила в XX веке, чему несомненно способствовало и изобретение электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить быт человека.

Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна – «информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX века сложилась постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики.

В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли.

В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором - чаще всего капитал.

В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь - наличное знание”.

При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:

  • история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”;

  • разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию);

  • переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей; завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем, является “информационное общество”.

Следует заметить, что нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования.

В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы будут представлять его основную экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “не ресурсы” в ресурсы.

В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconУкраинской государственной академии железнодорожного транспорта Кафедра...
Учебное пособие для самостоятельного изучения по курсу «Паблик рилейшнз» для студентов специальности «Учет и аудит», рассмотрено...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconГосударственная администрация железнодорожного транспорта украины
Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Министерства транспорта и связи Украины

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconУважаемые коллеги!
Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта», которая состоится в...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconП украинской гос академии железнодорожного транспорта
Проект sworld (онму, Укргажд, имиП) проводит международную научно-практическую Интернет-конференцию «Современные направления теоретических...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconУважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе 71 Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития железнодорожного...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconУважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе 68 Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития железнодорожного...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconУниверсальные пульты дистанционного централизованного управления,...
Азработаны при участии Харьковской Государственной академии железнодорожного транспорта, ао “Институт Харьковский Промпроект” и Южной...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconРоссийская федерация федеральный закон устав железнодорожного транспорта
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания...

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconПеречень документов для публикации статей в журнале
«Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В....

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта факультет «экономика транспорта» Кафедра «Учет и аудит» iconМпс РФ дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<