Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство




Скачать 36.92 Kb.
НазваниеЧепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство
Дата публикации19.07.2013
Размер36.92 Kb.
ТипКнига
uchebilka.ru > Информатика > Книга
Чепелева Н.В.

КНИГА И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Когда речь идет о виртуальном пространстве, мы иногда забываем, что одним из первых видов такого пространства было пространство книжное, дающее возможность не только обогатить свой запас знаний, но и погрузиться в иные, часто далекие от реальности миры, расширив, таким образом, свой личный и социокультурный опыт. Важно помнить также, что чтение – это не только получение информации, но и общение с лучшими людьми прошедших эпох. И, несмотря на все большое распространение электронных средств виртуализации, чтение книг остается одним из важнейших способов развития личности. Тут можно вспомнить слова Умберто Эко: «Не надейтесь избавиться от книг!».

Однако чтение будет эффективным только при условии развитой читательской компетентности как системы качеств личности, позволяющей эффективно взаимодействовать с письменным сообщением. Основными видами такой компетентности являются когнитивная, коммуникативная и операциональная компетентность. Рассмотрим их подробнее.

Когнитивная компетентность включает в себя лингвистическую составляющую, т.е. знание языка, на котором написан текст. Причем сюда входит не только достаточный лексический запас, но и грамматические знания, т.е. сведения о грамматических классах слов и их синтаксических связях с учетом грамматических значений. Лингвистическая компетентность включает также соотношение слов с объектами, способность воспринимать переносный смысл слов. В этот вид компетентности входит также так называемое «текстовое знание», предусматривающее знакомство с теорией текста, наличие представлений о его смысловой структуре, способы кодирования информации в тексте и т.п. Важным условием понимания текста является также наличие у читателя некоторого предварительного знания, информированности о той предметной области, которой посвящен текст. И, наконец, когнитивная компетентность невозможна без наличия у читателя фонового знания, т.е. знания смежных областей, общекультурной компетентности, которые позволяют уловить скрытие намеки, ассоциации, что в свою очередь, способствует более глубокому и эмоционально насыщенному пониманию.

Вторая составляющая читательской компетентности – коммуникативная, обеспечивающая диалогическое взаимодействие читателя с текстом. Сюда относятся установка на диалог с автором посредством письменного сообщения, сформированные диалогические реакции на текст, прежде всего, вопросно-ответная процедура, умение предвидеть дальнейшее развитие содержания, выдвигать гипотезы, предположения, оценивать текст. Необходимым звеном коммуникативной компетентности является также так называемая межтекстовая компетентность, т.е. способность улавливать интертекстуальные характеристики сообщения. Именно она во многом обеспечивает диалогический характер чтения благодаря погружению читателя в общекультурный контекст. Ни один текст не читается независимо от читательского опыта общения с другими текстами. При этом опыт читателя включает в себя две составляющие – знания, полученные из обыденного опыта, практической деятельности и сведения, приобретенные в процессе чтения других текстов. Все это и составляет межтекстовую компетентность, которая обеспечивает эффективное диалогическое взаимодействие не только с произведениями художественной литературы, но и с текстами других жанров. Наконец, коммуникативная компетентность включает сформированные личностные структуры читателя – его направленность, ценностные ориентации, мотивы, читательские интересы и установки. Таким образом, коммуникативная компетентность, будучи необходимой подструктурой читательской компетентности, обусловливает именно смысловое, диалогическое чтение, тем самым, обогащая и углубляя понимание исходного сообщения.

Последняя составляющая читательской компетентности – операциональная компетентность. Она включает в себя, прежде всего, технику чтения и владения основными операциями чтения, в том числе: структурированием информации, предполагающем выделение отдельных текстовых элементов и установление смысловых связей между ними; сжатием информации, обеспечивающим выделение в тексте смысловых опорных пунктов, в которых обобщено содержание отдельных фрагментов текста. Необходимость этой операции обусловлена ограниченностью оперативной памяти человека, а укрупнение информации позволяет удерживать ее на протяжении всего процесса чтения. Операция смысловой группировки материала позволяет выделить в тексте отдельные смысловые темы и подтемы, а с помощью операции семантического взвешивания – установить их смысловой «вес» в данном конкретном тексте. Центральной операцией чтения, определяющей для эффективного понимания текста, является операция переструктурирования текстового материала. Она обеспечивает, во-первых, установление иерархии смыслов сообщения, приводя к построению внутренней (смысловой) его структуры, что и является одним из определяющих результатов чтения, во-вторых, переструктурирование текстовой информации помогает связать воспринимаемую информацию с имеющимися у читателя знаниями, его опытом, поскольку структура текстовой информации не всегда отвечает подструктурам прошлого опыта человека.

Опыт общения со студентами показывает, что даже студенты университета не умеют читать. Тут не имеется в виду навык складывать из букв слоги, а из слогов слова. Речь идет о чтении как о сложной деятельности, то есть чтении как деятельности познавательной и коммуникативной – умении анализировать текстовую информацию и вести диалог с автором посредством текста.

Формирование читательской компетентности и, как следствие, успешное вхождение личности в виртуальное книжное пространство, предполагает специальную организацию взаимодействия человека с текстом, направленную на развитие основных приемов и операций читательской деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconФ. Н. Яблочкин Виртуальное пространство культуры. Материалы научной...
Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество,...

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconБ. Л. Вульфсон Мировое образовательное пространство относительно...
Вульфсон Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика. №10. – 2002. – С. 3-14

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconЗакрытая книга. Психолог Наталья Чепелева: «Даже студенты университета...
Леся ганжазакрытая книга. Психолог Наталья Чепелева: «Даже студенты университета не умеют читать»//Зеркало недели. №20 (599) 27 мая...

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconА. В. Хуторской виртуальное образованиe и русский космизм
Предназначение человека так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconПрограмма развития мбоу гимназии №5 на 2011-2016 год «Современная...
«Современная гимназия динамично развивающееся инновационное образовательное пространство в системе непрерывного образования. Синтез...

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconРегламент работы конференции
«Профессионализм преподавателя физического воспитания в контексте интеграции в европейское образовательное пространство»

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconНаучно-образовательное пространство – взгляд сквозь призму качества
Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем нан и мон украины

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconХранилища данных на реляционном каркасе
Виртуальное хд [1] — это система, предоставляющая интерфейсы и методы доступа к оперативно-регистрирующей системе, которые эмулируют...

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconЦентр деловой и юридической информации
С целью обеспечения улучшения функционирования и инновационного развития образования в Украине, повышение ее качества и доступности,...

Чепелева Н. В. Книга и виртуальное образовательное пространство iconИсторические условия становления санаторного пионерского лагеря «Артек»
Я рада приветствовать всех участников конференции «Образовательное пространство Международного детского центра «Артек» как ресурс...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<