В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине




Скачать 110.71 Kb.
НазваниеВ рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине
Дата публикации08.08.2013
Размер110.71 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права»
Правовые проблемы информатизации в Украине
Информатизация - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределение информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и телекоммуникационных технологий.

Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Цель информатизации - трансформация движущих сил общества, которые должны быть перенацелены на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологий, телекоммуникационной связи.

Академик В.М.Глушков еще много лет назад высказывал идею реализации общегосударственной автоматизированной системы управления, которая и сегодня представляется злободневной. Ее отличительными особенностями являются:

  • интеграция информационно-технологической и инновационно-инвестиционной составляющих инфраструктуры;

  • консолидация информационной среды, которая объединяет требования со стороны вышестоящих органов государственной власти и местного самоуправления с интересами развития открытого информационного общества и процессов общеевропейской интеграции, нуждами каждого гражданина Украины;

  • интеллектуальная информационно-аналитическая поддержка управленческих решений на всех уровнях;

  • расширение доступности и эффективности использования национальных и мировых информационных ресурсов во всех сферах деятельности общества, повышение конкурентноспособности национальной экономики в целом и информационно-
    коммуникационных технологий, в частности.

В результате должна происходить консолидация информационной среды, что объединяет требования со стороны вышестоящих органов государственной власти и местного самоуправления с интересами развития открытого информационного общества и процессов общеевропейской интеграции, а также нуждами каждого гражданина Украины.

Следует надеяться, что эти идеи будут, наконец, востребованы.

Основы формирования, вьшолнения и корректирования Национальной программы информатизации. Национальная программа предлагает, в свою очередь, стратегию решения проблем обеспечения информационной поддержки социально-экономической, научно-технической, оборонительной, национально-культурной и другой деятельности в сферах общегосударственного значения. Эта программа информатизации включает: Концепцию Национальной программы информатизации; совокупность государственных программ по информатизации; отраслевые программы и проекты информатизации; региональные программы и проекты информатизации; программы и проекты информатизации органов местного самоуправления. В Законе информатизация определяется как "совокупность взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов, которые направлены на создания условий для удовлетворения информационных нужд граждан и общества на основе создания, развития и использования информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий, которые построены на основе применения современной вычислительной и коммуникационной техники".

Вопрос правового обеспечения становления информационного общества регулирует, также Закон Украины "Об основных основах развития информационного общества в Украине на 2007-20015 гг." от 9 января 2007 года. В нем, в частности, развитие информационного общества в Украине определяется одним из приоритетных направлений государственной политики, и формулируется основная задача развития информационного общества в Украине.

Согласно Закону "О Национальной программе информатизации", программа направлена на решение комплекса взаимосвязанных отдельных задач (проектов) информатизации, нацеленных на реализацию приоритетных направлений создания современной информационной инфраструктуры Украины за счет концентрации и рационального использования финансовых, материально-технических и других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала государства, а также координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан в сфере информатизации, а также - формирование системы национальных информационных ресурсов;

Предлагаемое на этой основе электронное управление (е-урядування - укр.) - является формой организаций государственного управления, которое за счет широкого применения новейших информационно-комуникационных технологий (ИКТ) обеспечивает качественно новый уровень открытого взаимодействия государства и общества, оказания всего комплекса государственных услуг для всех категорий граждан и субъектов хозяйствования.

В мировой практике употребляются однако и другие термины: "электронное правительство" (е-government, gov-2, web 2). Ряд авторов не считают одинаковыми по смыслу понятия «электронное правительство и электронное правление», что, тем не менее, не препятствует единообразному подходу к рассмотрению общих закономерностей их развития.

Представленная в конце года в Украине Концепция, как документ уже тактического характера предусматривает 4 этапа внедрения «е-урядування».

На первом будет сформирована нормативно-правовая база, в том числе единые стандарты, протоколы и регламенты взаимодействия субъектов электронного правительства, а также создание национального реестра электронных информационных ресурсов и веб-сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На втором этапе планируется создание Украинского центра поддержки электронного правительства, через который должны реализовывать государственные электронные услуги (выдачу справок, лицензий, разрешений).

Третий этап предусматривает создание объединенных порталов министерств, ведомств, служб, которые будут способствовать двустороннему взаимодействию органов государственной власти и граждан страны.

На четвертом планируется создать единый веб-портал электронного правительства как единую точку доступа ко всем видам электронных государственных услуг для граждан и организаций.

Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлениям:

- информатизация правотворческой деятельности;

- информатизация правореализационной деятельности;

- правовое обеспечение процессов информатизации.

Среди задач, возложенных государством на Министерство юстиции Украины относительно осуществления государственной правовой политики, важное место занимает обеспечение систематизации законодательства Украины.

С целью устранения дублирования, пробелов, противоречий и несогласований законодательства Министерством юстиции разработан проект Единого классификатора областей законодательства Украины, ведется Единый государственный реестр нормативных актов, который составляет необходимую информационную основу для нормотворчества и нормоприменения в государстве.

Весомым фактором в осуществлении правовой реформы является ведение государственных реестров. Минюстом Украины создана довольно широкая система Государственных и Единых реестров для обеспечения функционирования единой системы правовой информатизации.

Так, согласно Указу «О Едином государственном реестре нормативных актов» и Постановлению Кабинета Министров Украины «О внедрении Единого государственного реестра нормативных актов и осуществления правовой информации Украины» Министерством юстиции и информационно-аналитическим центром «Лига» ведутся работы относительно создания и обеспечения ведения Единого государственного реестра нормативных актов как автоматизированной системы: собирание, накопление и обработка актов законодательства.

Первая - это наша точка зрения на состояние и недостатки правового поля в Украине и АРК, регламентирующего задачи направления развития информатизации общества, включая информатизацию органов местного самоуправления и государственной власти, как обратную сторону "е-урядування".

Вторая - это проблема обратной связи власти с обществом, центра с периферией, учета общественного и индивидуального мнения населения, того, что определяется понятием электронная демократия.

Как известно, построение информационного общества в Украине регулируется целым рядом Законов Украины, в частности Планом мероприятий по выполнению заданий, предусмотренных Законом Украины "Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы", Постановлениями Верховной Ради Украины об утверждении заданий Национальной программы информатизации. Формирование системы национальных электронных информационных ресурсов, порядок легализации и использования компьютерных программ в органах исполнительной власти и другие системные действия относительно информатизации страны определяются Постановлениями и Распоряжениями Кабинета Министров Украины и другими нормативными документами.

В общей сложности информационные правовые системы насчитывают более 240 только основных документов верхнего уровня, от законов до распоряжений Кабинета Министров Украины. В Автономной Республике Крым их также более 100, начиная с 1998 года.

Еще восемь лет назад, в соответствии с Постановлением Совета Министров АПК от 12 июня 2001 года № 241 "Об утверждении заданий Программы информатизации Автономной Республики Крым на 2001 год и состава научно-технического совета региональной программы информатизации Автономной Республики Крым" и постановления Совета Министров АРК от 10 июля 2001 года №284 "О порядке организации работ по реализации Программы информатизации Автономной Республики Крым на 2001 год" была начата Программа информатизации Автономной Республики Крым. В дальнейшем программа несколько раз обновлялась.

Достаточно ли это? Конечно, нет. Отсутствует система в законотворчестве этого направления, решаются в первую очередь вопросы узковедомственные, финансирование закупок компьютеров и оргтехники, обучение персонала, но не используется мировой опыт.

Уже вложены миллиардные средства, а повсеместная информатизация Украины по большому счету так и не происходит.

• Зато произошла малопродуктивная кампания общей компьютеризации, сосредоточенная на решении элементарных задач поверхностного уровня, хотя ежегодный рынок продажи компьютеров достиг 4 млн. шт.

• Произошел неудержимый рост техники и услуг мобильной связи, на что ежегодно тратится больше десяти миллиардов гривен, пусть из частного кошелька и что порождает свои проблемы и непредсказуемость.

• Интернет для значительной части пользователей является полигоном игр и содержанием зачастую оглупляющих, а то и вредоносных программ, полем для краж интеллектуальной собственности (по состоянию на 01.01.2009 численность интернет-аудитории в Украине составила свыше 10 млн. пользователей). Сам Интернет монополизирован и коммерциолизирован.

Современная практика государственной политики "е-урядування" показывает, что, совершаясь на фоне социальной трансформации общества, она не может игнорировать влияние общественности, общественных процессов и обратной связи с обществом в процессе принятия и выполнения решений. Вполне очевидно, что с ростом влияния демократических норм поведения, в том числе и в Украине, даже многие второстепенные технические решения не могут быть приняты без учета мнения населения, и индивидуального мнения членов территориальных общин.

В первую очередь это относится к вопросам интеллектуальной поддержки общественно-административного управления развитием населенных пунктов осуществляемого на основе учета требований рыночной экономики и местных условий. С развитием информатизационных процессов на основе современных коммуникационных технологий, требования к разнообразию и углублению процессов социальных существенно возрастают. Реализация на деле концепции электронного правительства и электронной демократии как требования его обратной связи с информационным обществом (в Украине "е-урядування") дает новые возможности для интеллектуального влияния социума, что вполне отвечает требованиям демократического развития общества.

Недопустимо невнимание к тому моменту, что сегодняшний член территориальной общины и не только он, является собственником, застройщиком и впоследствии владельцем недвижимости, причем в различных формах, таких как частное предприятие, домовладение, ОСМД, кооперативы и пр. Но из этого факта вытекают определенные обязательства собственников, которые на практике психологически воспринимаются и выполняются ими однобоко, неудовлетворительно, тогда как при рассмотрении, например, правил застройки это может иметь серьезное значение и требует организации соответствующих требований и их электронного учета. В существующих же сейчас правовых нормах субъекты общества представлены как однородная обезличенная масса, имеющая некоторые права, но не выделяемая по наличию частной собственности и частных интересов. И у электронного правительства нет инструмента учета таких особенностей в реальном времени для сотен тысяч собственников. Как и у собственников нет в этой сфере эффективного учета их интересов. Необходимо в связи с этим реформировать общественное сознание и воспитывать сознание индивидуальное для реалий модели рыночной экономики как мира хозяйственного расчета, формировать психологию нового члена территориальной общины, как:

• собственника его персональных материальных активов, ответственного перед общиной за свои действия при их эксплуатации в собственных интересах;

• сособственника материальной и финансовой основой своей территориальной общины, имеющего право на участие в совместном с органами управлений их развитием и контролем качества их использования.

Но, самой главной проблемой остается до сих пор здесь конструкция большинства норм законодательства по параметрам прошлого века без учета условий стремительного информационно-коммуникативного и технологического развития общества. Что не позволяет ни заниматься воспитанием индивидуального сознания в отсутствие адекватного рыночной экономики сознания общественного, ни сформировать современную систему управления сбором данных, анализом и прогнозом о ситуации развития материальной и финансовой основы территориальных общин и оценкой последствий от качества принимаемых решений.

Как следствие, современные реалий показывают, что власть уже не может и далее игнорировать процесс формирования нового общественного и индивидуального сознания, и обязана максимально пытаться влиять на этот процесс. Как вряд ли есть практический смысл формировать в сегодняшнем законодательстве нормативные положения, не учитывающие требования электронной демократии как системы «обратной связи» между властью и обществом. Как факт, международное и национальное законодательство, включая последнюю Концепцию развития "е-урядування" в Украине, обязывают развивать и внедрять в общественные и производственные отношения формы и способы, основанные на принципах системного подхода и средствах, предлагаемых информационно-коммуникативными технологиями. Игнорировать их уже не позволяет жизнь. И если предыдущие недостатки можно объяснить перекосами ведомственно-профессионального характера, то нынешние проблемы проистекают только из-за пренебрежения самим методом системного подхода к разрешению проблемы. Понимание необходимости трансформации управления обществом будет способствовать его стабилизации и развитию в интересах людей.

В эпоху Интернета е-демократия предлагает разнообразнейшие способы т.н. обратной связи власти с населением и с бизнесом ( О2С,О2В, С2С). Поэтому предлагается также включить в содержание Уставов территориальных общин и в общегосударственное законодательство такие понятия как "электронный форум, интерактивный опрос, электронный референдум, изучение и анализ блогов, виртуальные общественные слушания и т.п. Без учета частных интересов тысяч предпринимателей, застройщиков, имеющих собственное видение развития их собственности уже невозможно координированное решение задач социально-экономического и ландшафтно-экологического развития территорий городов и населенных пунктов.

Председатель Крымской коллегии адвокатов В.В. Зубарев

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
Деловая этика государственного служащего – это система профессиональных моральных ценностей и принципов, норм и стандартов служебной...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Построение гражданского общества является целью общественного развития, средством всестороннего обеспечения интересов, прав и свобод...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Особенно это касается усиления регуляторных полномочий по контролю за деятельностью участников процедуры банкротства, совершенствование...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
После провозглашения независимости Украины и принятия Конституции Украины начались радикальные процессы демократизации общества и...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Гражданство Украины Гражданство Украины
Гражданство Украины – это политико-правовая связь между физическим лицом и украинским государством, которая выражается в их взаимных...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Провозглашение независимости Украины
Появление на карте мира нового государства – Украины – является итогом многовековой борьбы ее народа, который из поколения в поколение...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нём осуществляется народовластие, экономическая свобода,...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Закона определяет, что за­бастовка — это временное коллективное добровольное прекраще­ние работы работниками (невыход на работу,...

В рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Ответственность...
В современном мире данное растение считают наркотиком. Наркотические средства – это вещества природного или синтетического происхождения,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<