Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде




Скачать 146.89 Kb.
НазваниеН. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде
Дата публикации12.08.2013
Размер146.89 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Информатика > Анализ

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

1 (36) - 2010




ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Н. А. Сура
В статье дается описание дидактических возможностей ИКТ как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенденции развития высшего профессионального образования, а также определяет особенности иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов информационно-коммуникативных технологий. Подчеркивается значимость использования ИКТ в учебном процессе, что эффективно влияет на изучение иностранного языка.

У статті подано опис дидактичних можливостей ІКТ як фактору оптимізації іншомовної професійної підготовки у вищих технічних навчальних закладах, який конкретизує сучасні тенденції розвитку вищої професійної освіти, а також визначає особливості іншомовної професійної підготовки майбутніх фахівців інформаційно комунікативних технологій. Підкреслюється значущість застосування ІКТ в навчальному процесі, що ефективно впливає на вивчення іноземної мови.

^ Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями

Современные тенденции развития высшего профессионального образования, характерные в настоящее время для всего мирового сообщества и определяющие политику в области высшего образования во многих странах, убеждают в становлении качественно новой системы высшего профессионального образования, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий.

Само профессиональное образование становится ведущим фактором экономического развития общества, определяя возможности, потенциал общества в будущем, формируя квалифицированные кадры, для которых знание является важным источником развития личности.

^ Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривается данная проблема и на которые ссылается автор

Анализ научных публикаций: Л. Зайнутдинова [2]; К. Колин,
И. Роберт [3]; А. Кравцова [5]; А. Кузнецов, В. Морозов [6]; З. Мазур [7]; С. Панюкова [8]; И. Роберт [9]; И. Роберт, В. Поляков [10], рассматривающих состояние профессионального образования и запросы общества к подготовке выпускников высших технических учебных заведений, позволяют нам выделить следующие тенденции:

– специалисты в области образования ищут новые пути развития на основе гуманизации, императива общечеловеческих ценностей, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в целях развития личностных качеств и профессионального потенциала индивидуума;

– подготовка кадров для наукоемких производств неизбежно повышает уровень требований не только к уровню общего и профессионального образования человека, но и к развитию его творческих способностей, его интеллектуальному потенциалу;

– в условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал – компетентность, профессионализм, квалификацию, и чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован он в жизни;

– в связи с постоянно изменяющейся ситуацией на рынке труда человек вынужден получить такое образование, которое позволит ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии;

– постоянно растет количество людей, занятых в информационной сфере по сравнению со специалистами, работающими в промышленности и в сельском хозяйстве.

Все эти изменения в сфере профессиональной деятельности неизбежно меняют и структуру высшего технического образования, определяя характерную особенность современного общества периода его информатизации.

Информатизация профессионального образования – процесс обеспечения сферы профессионального образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ (информационные компьютерные технологии), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения.

Этот процесс инициирует:

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания профессионального образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности, обучаемой в современных условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации;

  • совершенствования методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно применять знания, осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности;

  • совершенствование механизмов управления системой профессионального образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [8].

^ Выделение не решенных раньше частей общей проблемы, которым посвящается данная статья

Вместе с тем информатизация профессионального образования Украины рассматривается нами как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы профессионального образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблемных задач:

  • создание методологической базы отбора содержания профессионального образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

  • обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях профессионального образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

  • разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

  • использование распределительного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций, в том числе продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределительного информационного ресурса;

  • разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента – как реального, так и виртуального, в том числе удаленного доступа;

  • создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

  • осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

  • разработка и использование средств автоматизации для управления системой профессионального образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, учебно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также управление образовательным учреждением или системой образовательных учреждений.

^ Формулировка целей статьи (постановка задания)

Остановимся на описании дидактических возможностей ИКТ, как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях.

^ Изложение основного материала с полным обоснованием полученных научных результатов

Перечислим дидактические возможности использования ИКТ в контексте оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

  • визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

  • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений – как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

  • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

  • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальных компьютерных сетей.

В современных программных разработках, предназначенных для образования [1; 2], активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать виды учебной деятельности в процессе иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов информационно-коммуникативных технологий в высших технических учебных заведениях:

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде;

  • интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличии от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием „ключевого” слова, в форме с ограниченным набором символов и т.д.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с компьютером характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

  • компьютерная визуализация учебной информации: компьютерная визуализация изучаемого объекта – наглядное представление на экране компьютера объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости – во всевозможных ракурсах и деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса – наглядное представление на экране компьютера данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости – в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса. Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой к программным средствам учебного назначения предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и „виртуальных”), а также их моделей, представление их в динамике развития, с сохранением возможности диалогового общения с программой;

  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами;

  • управление отображением на экране моделей различных объектов, в том числе промышленных и лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют реализовать в процессе иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов информационно-коммуникативных технологий следующие основные функции этих средств:

  • информационно- справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникаций и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т.д.;

  • наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

  • индивидуализация и дифференциация процесса усвоения учебного материала в ходе занятий и самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

  • оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы или работы в определенном темпе;

  • контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля знаний, умений, навыков;

  • корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировок, консультаций и других видов помощи;

  • диагностирующая за счет информирования преподавателя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

  • автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранение информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети;

  • моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных лабораторных стендов, объектов, процессов и явлений;

  • автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построение графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с персональным компьютером, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Использование в сфере высшего профессионального образования выделенных выше дидактических возможностей ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей.

Перечислим важнейшие из этих целей.

^ 1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

2. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирование у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом студенты получают возможность одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников. Это позволяет ему принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. Кроме того, при информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность в предметной среде.

^ 3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Таким образом, повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей информационных и коммуникационных технологий, которые были перечислены выше.

При этом развиваются побудительные мотивы (стимулы) к получению образования, обуславливающие активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, и в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях должно способствовать:

  • лучшему усвоению знаний, умений, навыков за счет усиления наглядности, возможности управлять учебной ситуацией, возможности самоконтроля результатов обучения;

  • повышению информативной емкости изучаемого материала;

  • индивидуализации и дифференциации обучения при выборе обучаемым темпа и траектории изучения материала, разделении заданий по уровням сложности;

  • повышению объективности контроля знаний;

  • формированию таких личностных качеств обучаемых, как творческая активность, самостоятельность, ответственность.

Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

В данном направлении планируется:

  • проектировании педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации;

  • распределенном изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей;

  • разработке образовательных стандартов в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин;

  • реализации возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования единого информационного образовательного пространства;

  • создании информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления.



Література


  1. Автоматизация управления учебным заведеним: проблемы и решения: учебно-методическое пособие / С. В. Панюкова, С. А. Рязанцева. – Рязань : РГПУ, 2004. – 46 с.

  2. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). – Астрахань : Изд-во «ЦНТЭП», 1999. – 364 с.

  3. Колин К. К., Роберт И. В. Социальные аспекты информатизации образования. – М . : Изд-во ИИО РАО; изд-во ИПИРАН, 2004. – 54 с.

  4. Концепция комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов. – М. : ИИО РАО, 2005. – 50 с.

  5. Кравцова А. Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). – М . : Образование и Информатика, 2003. – 232 с.

  6. Кузнецов А. А., Морозов В. В. и др. Диагностика знаний умений учащихся по информатике // Информатика и образование. – 1998. – № 6. – С. 8 – 16.

  7. Мазур З. Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. – М . : Агенство «Дианисс», 1997. – 273 с.

  8. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М . : Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 120 с.

  9. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М . : Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

  10. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М . : Образование и Информатика, 2004. – 68 с.


Сура Н.А. – доцент кафедри іноземних мов Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Червонецький В.В
^ АРТИСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Ткачева

В статье говориться о профессиональном развитии учителей. Автором рассматриваются вопросы педагогических технологий и артистизма. Как мы видим, учитель и актер имеет много общего. Артистические умения помогают учителю создать творческую атмосферу в классе, установить хорошие взаимоотношения и повысить мотивацию учеников.

В статті йде мова про професійний розвиток вчителів. Автором розглядаються питання педагогічних технологій і артистизму. Як ми бачимо,вчитель й актор має багато точок перетину. Артистичні уміння допомагають вчителю сотворити творчу атмосферу в класі, установити гарні взаємовідношення і підвищити мотивацію учнів.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Профессия учителя – одна из немногих, которую можно назвать вечной. Никто и ничто не сможет заменить учителя – творческую личность со своим неповторимым имиджем. Учитель же является человеком, у


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconРабочая программа учебной дисциплины «цветоводство»
Временная программа разработана на основании образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров в высших учебных заведениях...

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconБ. О. Гриднева в статье рассматриваются актуальные вопросы формирования...
Формирование иноязычной профессиональной компетентности студентов технического вуза

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconОтчет о базовом отслеживании регуляторного акта
«Об установлении предельных торговых надбавок (наценок) на продукцию общественного питания, которое реализуется в общеобразовательных,...

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconН. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических...
Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения предопределяют новый подход к проблеме социальной и профессиональной...

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconРазработка направлений подготовки студентов по специальности «менеджмент...
Ается в преодолении технократического подхода к управлению, который выражается в приоритетном создании систем оперативного управления...

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconПодготовка бакалавров, инженеров и магистров по энвайронментальным...
Украины, который определяет обязательные требования к качеству знаний, компетенций и практических навыков. В то же время, университет...

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде icon1C: Предприятие Комплект для обучения в высших и средних учебных...
Предприятие Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях Украины

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде icon1C: Предприятие Комплект для обучения в высших и средних учебных...
Предприятие Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях Украины

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconУчебное пособие написано в соответствии с действующей программой...
Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А....

Н. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт как фактора оптимизации иноязычной профессиональной подготовки в высших технических учебных заведениях, который конкретизирует современные тенде iconПервый заместитель председателя
Проект розпоряжения председателя областной государственной администрации «Об установлении граничных торговых надбавок (наценок) на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<