Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год




Скачать 252.26 Kb.
НазваниеАнализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год
страница1/2
Дата публикации02.10.2013
Размер252.26 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Информатика > Анализ
  1   2
Анализ

состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012–2013 учебном году
Е.В. Тужикова
В последнее десятилетие в Украине происходят коренные изменения, касающиеся обеспечения качественного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Особая значимость придаётся комплексному индивидуальному сопровождению развития, коррекции, воспитания и обучения ребёнка для его адаптации и дальнейшей самореализации в социальном пространстве. Созданная система специального образования в городе Севастополе в общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях направлена на решение вопросов интегрированного и инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в естественную социальную среду, на грамотное выстраивание коррекционно-образовательного и воспитательного процессов для детей данной категории и с нормальным психофизическим развитием, что обеспечивает полноценность их жизни.

Концепцией специального образования лиц с особенностями психофизического развития в Украине на ближайшие годы и перспективу, Государственным стандартом специального образования в Украине, Концепцией развития инклюзивного образования (приказ Министерства образования и науки Украины № 912 от 01.10.2010 г.), распоряжением Кабинета Министров Украины от 03.12.2009 г. № 1482-р «Об утверждении Плана мероприятий по внедрению инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на период до 2012 года» и другими нормативно-правовыми актами были обоснованы такие принципы специального и инклюзивного образования детей с ООП различных нозологий, гарантирующие получение качественного и доступного образования, как интеграция, гуманизация, гибкость, вариативность, коррекционно-компенсаторная направленность его содержания.

Появление новых приоритетов и перспектив в работе дошкольных учебных заведений компенсирующего типа, специальных и общеобразовательных учебных заведений обусловливает высокие требования к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями в развитии, необходимость поиска и внедрения новых педагогических идей, современных коррекционных, здоровьесберегающих и интеграционных технологий в практику работы данных учреждений.

С целью обеспечения условий для коррекции основных и сопутствующих нарушений у детей с особенностями в развитии, а также развития у них компенсаторных возможностей, личностного потенциала, интеграции в социально активную деятельность и инклюзии в современное общество, в городе функционирует дифференцированная сеть дошкольных заведений компенсирующего и комбинированного типа, которая охватывает все категории детей с особенностями психофизического развития:

  • ДУЗ для детей с нарушением речи;

  • ДУЗ для детей с нарушением зрения;

  • ДУЗ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы;

  • группа для детей с нарушением слуха;

  • ДУЗ для детей с нарушениями (расстройствами) темпа психического развития (когнитивных функций);

  • ДУЗ для детей соматически ослабленных, тубинфицированных и с неврологическими заболеваниями;

  • Центр оздоровления детей;

  • Центр развития ребёнка (для детей с нарушением интеллекта).

А также 1 школа, 4 школы-интерната, 2 детских дома, обслуживающих детей с особыми образовательными потребностями, в которых 11 учителей-логопедов оказывали специальную коррекционную помощь детям с нарушением устной и письменной речи.

О результативности работы специалистов вышеперечисленных учебных заведений свидетельствуют данные мониторинга качества коррекционно-образовательных услуг, который проводится в конце каждого года.

Согласно данным, представленным учителями-логопедами общеобразовательных школ, в 2012–2013 учебном году, ученикам с различной речевой патологией из 31 учебного заведения была предоставлена квалифицированная логопедическая помощь.

В 19 школьных логопунктах работало 19 учителей-логопедов.

В течение учебного года ими было:

– обследовано 7370 детей (296 начальных класса);

– выявлено детей с нарушением речи – 1473 (19,99%);

– взято на коррекционные занятия – 732 (49,7%) учеников;

– выпущено с нормой речи 610 учеников (83,33%);

– оставлено для продолжения коррекционной работы – 92 ученика;

– выбыли по различным причинам – 30 учеников.

Результативность коррекционной работы этого года в общеобразовательных школах составила 83,33%, что на 11,3% больше, чем в прошлом учебном году. Несмотря на это, обследование показало, что каждый пятый ученик начальных классов общеобразовательных школ нуждается в логопедической помощи.

В школах, школах-интернатах и детских домах работало 11 учителей-логопедов, которые оказывали специальную коррекционную помощь детям с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, педагогической запущенностью, соматически ослабленным, с неврологическими заболеваниями, нарушением письменной речи и др.

В течение учебного года специалистами в вышеперечисленных учебных заведениях были проведены следующие мероприятия:

– открыто 2 инклюзивных класса в первых классах школы-интерната № 5 (один ребёнок) и ОШ № 16 (трое детей). В каждом классе работал один учитель-ассистент для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;

– укомплектовано 39 классов интенсивной педагогической коррекции;

– обследовано 463 ученика;

– выявлены дети с различными речевыми патологиями – 297 (64%) учеников, из них направлено на коррекционные занятия с учителем-логопедом 280 (94%) учеников;

– выпущено с нормой речи 109 (38,9%) учеников;

– оставлено для продолжения коррекционной работы –160 учеников.

– выбыли по различным причинам – 11 учеников.

Результативность коррекционной работы специалистов в этой категории учебных заведений составила 38,9%, что на 10,7% больше, чем в прошлом учебном году.

По аналитическим данным, представленным специалистами дефектологического профиля дошкольных учебных заведений в 2012–2013 учебном году, специальную коррекционную помощь получили 3475 (на 418 детей больше, чем в 2012–2013 учебном году), из них:

– в специализированных группах для детей с ЗПР и нарушением интеллекта – 178;

– в специализированных группах для детей с нарушением зрения – 218 детей;

– в группе для детей с нарушением слуха – 8 детей;

– в специализированных логопедических группах и логопунктах ДУЗ компенсирующего типа – 3079 (на 391 ребёнка больше, чем в 2012–2013 учебном году): в Ленинском районе – 962 ребёнка; в Гагаринском районе – 1090 детей; в Нахимовском и Балаклавском районе – 1027 детей.

По окончании коррекционно-развивающей работы были выпущены из специализированных логопедических групп и логопунктов ДУЗ компенсирующего типа:

– с нормой речи и значительными улучшениями – 63,8%;

– с улучшениями речи или оставлены на повторный курс – 30,7%;

– без улучшений – 5,5%;

Освоили программу на высоком, достаточном и среднем уровне:

– дети с нарушением зрения – 67,4%;

– дети с задержкой психического развития – 64,6%.

В группу для детей с нарушением слуха (ДУЗ № 122) было взято 8 детей (1 – с кохлеарной имплантацией, 1 – с тугоухостью III–IV степени, 4 − с тугоухостью II–III степени, 1 – с тугоухостью IV степени). Из них:

– 1 ребёнок продолжит обучение в общеобразовательной школе;

– 7 детей оставлены на повторный курс, т.к. освоили программу на среднем уровне.

С целью профилактики дезадаптации личности и повышения качества образования специалисты ДУЗ осуществляют коррекцию устной и профилактику нарушений письменной речи у детей во взаимодействии со всеми специалистами ДУЗ, учителями начальной школы, учителями-логопедами школ и родителями. Данные мероприятия дают возможность скоординировать усилия специалистов дошкольных учебных заведений для преодоления отклонений в развитии, таким образом предупредить нарушения вторичной природы, снизить степень социальной недостаточности ребёнка путём беседы с родителями, дополнительной диагностики, консультаций воспитателям, выступлений на родительских собраниях и др.

Так, например, на базе ДУЗ № 131 прошёл круглый стол по вопросу преемственности учителей-логопедов, педагогов ДУЗ, с учителями начальной школы, на котором обсуждались актуальные вопросы внедрения нового Государственного стандарта образования. Учителем-логопедом ДУЗ М.Д. Сухоруковой было показано коррекционно-логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий, намечены перспективы на дальнейшее сотрудничество.

Важным условием качественного специального образования является не только расширение образовательного пространства и решения вопросов преемственности школьных и дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типа, но и профессиональный уровень специалистов, работающих в данных учреждениях (см. таблицу 1).

^ Таблица 1

Образовательный уровень педагогов учреждений компенсирующего типа


Образо-вание

Дошкольные учреждения

^ Школы, школы-интернаты

Учите-ля-логопе-ды ДУЗ

Тифлопе-дагоги ДУЗ для детей с наруше-нием зрения

Дефек-тологи ДУЗ для детей с нару-

шением интел-лекта, ЗПР

Сур-допе-дагог ДУЗ

Всего

Учите-ля-логопе-ды ОШ, школ-интернатов, детских домов

Учителя, работа-ющие в классах ИПК

^ Учителя, работа-ющие в спе-циаль-ных школах-интерна-тах

Всего

Количество специа-листов

142

11

10

1

164

26

126

78

230

Высшее дефектоло-гическое

142

6

10

1

159

26




18

44

Н/высшее дефектоло-гическое




5







5













Высшее педагоги-ческое



















111

45

156

Н/высшее



















2

2

4

Среднее специаль-ное






















12

23


Анализ педагогического состава показал, что в дошкольных и общеобразовательных учреждениях для детей с особыми образовательными потребностями в развитии работают 394 специалиста различного профиля: логопеды, тифлопедагоги, дефектологи, сурдопедагог, учителя (в специальных школах-интернатах, классах ИПК).

Ежегодно увеличивается количество специалистов, повышающих свою квалификационную категорию. Результаты аттестации в 2012–2013 учебном году следующие:

– подтверждено педагогическое звание «учитель-методист» и квалификационная категория «специалист высшей категории» Н.В. Сарлай (ДУЗ № 107);

– подтверждено педагогическое звание «старший учитель» и квалификационная категория «специалист высшей категории» Е.И. Кармановой (гимн. № 8), Е.Л. Хоружей (д/д № 1), Г.Б. Даценко, Г.Б. Козловой (шк.-инт. № 1);

– присвоено педагогическое звание «старший учитель» и подтверждена квалификационная категория «специалист высшей категории» О.Г. Черемисовой (ДУЗ № 128), С.Н. Сосяк (ДУЗ № 22);

– подтверждена квалификационная категория «специалист высшей категории» Н.И. Севастьяновой (ДУЗ № 34), Т.Д. Марьиной (ДУЗ № 130), Т.Н. Давиденко (ДУЗ № 33); А.И. Бобир (ЦРР);

– присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории» М.Ю. Борило (ДУЗ № 33); М.Д. Сухоруковой (ДУЗ № 131); Л.П. Кубриш (ДУЗ № 89); Т.И. Щербак (ДУЗ № 15); Л.Р. Мухаметзяновой (ДУЗ № 133); И.С. Федченко (ДУЗ № 33).

В профессиональном развитии педагогов важен стимул – возможность проявить своё мастерство, показать свой профессиональный опыт.

Важнейшим стимулом профессионального роста наших педагогов является городской методический фестиваль «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога», который проводится уже шестой год.

В нём приняли участие 9 учителей-логопедов различных коррекционно-образовательных заведений: Е.Л. Хоружая (д/д № 1), О.Г. Черемисова (ДУЗ № 128), С.Н. Сосяк (ДУЗ № 22), М.Ю. Борило (ДУЗ № 33), М.Д. Сухоруковой (ДУЗ № 131), Л.П. Кубриш (ДУЗ № 89), Т.И. Щербак (ДУЗ № 15), Л.Р. Мухаметзянова (ДУЗ № 133), И.С. Федченко (ДУЗ № 33).

Специалисты, аттестующиеся на высшую категорию и претендующие на звание «старший учитель», представили свой опыт работы в виде презентаций, докладов. Каждый учитель-логопед представил портфолио своего профессионального развития, который является своеобразным «портфелем достижений», содержащим всю информацию о его владельце и подтверждающим уровень и рост профессионального мастерства.

Эта форма методического мероприятия хороша тем, что педагог выступает как активный участник оценивания, имеет возможность отследить прогресс в своём профессиональном развитии, и, что немаловажно, использовать данные материалы при аттестации.

Практика показала, что методический фестиваль обеспечивает активную самостоятельную деятельность педагогов в течение всего учебного года, мобилизует их на творческий самоанализ и обобщение собственного опыта, ориентирует на поиск новых коррекционно-педагогических находок.

С октября 2012 года по март 2013 года для учителей-логопедов города проходили курсы повышения квалификации, которые посещали 50 человек. В программе курсов, рассчитанной на 144 часа, были запланированы лекции и тренинги преподавателей СГГУ. Приглашенный лектор – доцент Донбасского государственного университета, кандидат педагогических наук В.А. Липа осветил актуальные вопросы инновационных технологий в коррекционной педагогике, а также лекции медицинского блока (неонатолога, психиатра, детского медицинского психолога, генетика, педиатра, детского невролога). Слушателями курсов дана высокая оценка подготовки и проведения курсов повышения квалификации.

В апреле-мае 2013 года проходили занятия проблемно-тематических курсов «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда», которые закончили 8 учителей-логопедов ДУЗ. Итоговой работой по окончании курсов была защита презентаций, созданных педагогами.

Повышение качества образования зависит не только от самообразования педагогов, обучения на курсах повышения квалификации, но и от совместной практики молодых и опытных специалистов, которая реализуется на городских и районных МО.

Проблемная тема МО учителей-логопедов, дефектологов в 2012–2013 учебном году – «Специальные коррекционные здоровьесберегающие технологии по развитию речевой коммуникации, интеллектуальных способностей и зрительного восприятия детей с особыми образовательными потребностями». Для её реализации были поставлены задачи:

  • обеспечить оперативность информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных, здоровьесберегающих, образовательных и коррекционных технологиях, перспективном отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;

  • систематизировать знания педагогов по данной теме у детей дошкольного и младшего школьного возраста в целях совершенствования методов и форм коррекции;

  • стимулировать и развивать творческий исследовательский подход к коррекционному процессу, обеспечить постоянный рост профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;

  • обеспечить профессиональный, культурный, творческий рост учителей-логопедов, учителей-дефектологов через проведение открытых занятий, мастер-классов, круглых столов, презентаций и консультаций;

  • изучать и анализировать педагогическую деятельность на основе диагностики;

  • выявить, обобщить и распространить перспективный педагогический опыт в школьных и дошкольных учебных заведениях;

  • оказать методическую помощь молодым педагогическим кадрам.

В течение года на заседаниях городских и районных МО использовались такие формы работы, как сообщения, посещение и анализ занятий, круглые столы, консультации, изучение и анализ методической литературы.

Особой функцией МО является обеспечение качественного повышения профессионального мастерства. Она реализуется через анализ и исследования (в рамках методического объединения) позитивного опыта деятельности специалистов со стажем, а также через совместные разработки пакета документации, диагностического инструментария, определение эффективных приёмов работы (см. таблицу 2).

Таблица 2

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния преподавания физической культуры, внеклассной спортивно-массовой,...
Организация методического обеспечения этого процесса в 2012–2013 учебном году и задачи на 2013–2014 учебный год

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ содержания и методического обеспечения учебно-воспитательного...
Эффективность методической работы как важнейшей составляющей системы последипломного образования педагогических кадров в значительной...

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2012-2013 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году. Организационно-методическое обеспечение...

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Повышение эффективности методической работы в 2013–2014 учебном году: проблемы, перспективы

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения управленческой деятельности...
В 2012–2013 учебном году основными направлениями работы с руководителями школ стали следующие

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и учебно-методического обеспечения преподавания химии в 2012-2013 учебном год
В 2012–2013 учебном году было отмечено повышение теоретического и методического мастерства учителя: 86% педагогов города в своей...

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания истории...
Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012–2013 учебном году. Пути повышения эффективности школьного...

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения опытно-экспериментальной...
Деятельность научно-методических центров и других структурных подразделений ипо сггу соответствовала инновационной направленности...

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных...
Анализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных учреждений в 2011–2012 учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы в учреждениях образования в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2011 2012 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<