Образование это инвестиции в будущее




Скачать 108.22 Kb.
НазваниеОбразование это инвестиции в будущее
Дата публикации07.10.2013
Размер108.22 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
Образование - это инвестиции в будущее.
Два года назад газета БИЗНЕС в статье «Охотники за головами» (№29 от 18.07.05г.), сделала такой вывод: «Персонал высшего звена желательно обучать за рубежом или с помощью представителей иностранных компаний в Украине». Понятно, что это частное мнение уважаемого издания, но даже не хочется задумываться о последствиях выполнения такой рекомендации…

Почему? Потому что «там, на Западе» во-первых, другой менталитет, во-вторых, нам, «с Востока», получить знания можно только такие, которые морально устарели, или которые перестают работать уже сегодня, и в-третьих, а почему, собственно, мы должны у кого то учиться, т.е. покупать знания, а не добывать их сами?

Каким образом?

Действительно, каким? В школе нас учили читать и писать, знакомили с основами академических наук, учили почитать, слушаться и подчиняться старшим, требовали прилежного поведения, причем учителя всегда более строго относилась к нарушителям дисциплины, нежели к неуспевающим. Целями такого образования было: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, научить четкости и пунктуальности в выполнении порученной работы, чтобы получить работника индустриального общества.

В высшем учебном заведении нам снова выдавали огромный объем информации, накопленный поколением, которое уже к этому времени не работало в промышленности.

На производстве говорили, чтобы забыли то, чему учат в институте и обучали собственным наработкам конкретного предприятия. Полученные знания в системе образования пригождались, но в основном, как умение находить нужную информацию в нужном месте, работать с литературой и самообразовываться под возникающие задачи производства.

Сегодня уже всем понятно, что образование, построенное на запоминании добытой ранее информации, изжило себя в принципе, ибо информация сегодня неимоверно быстро устаревает, а ее объем стремится к бесконечности (примеров обновления знаний в различных областях в печати достаточно).

Результатом всего этого, в частности, является и ухудшение показателей сегодняшнего образования. И не только в Украине.

Сегодня, как отмечают американские специалисты в области образования, около 85 процентов американских юношей и девушек не знают простейших правил арифметики и без счетных машинок не умеют считать.

Около 75 процентов студентов и преподавателей московских вузов заявляют, что студенты посещают институты прежде всего ради получения диплома об его окончании. От трети до половины преподавателей считают, что студенты не проявляют большой заинтересованности в учебе. Таковы результаты недавнего опроса Центра социологических исследований Московского университета.

Проводились ли в Украине подобные исследования - не знаем, но надеемся, что наши показатели лучше.

И давайте проверим себя. Земля вращается вокруг Солнца или Солнце — вокруг Земли? Можно ли радиоактивное молоко очистить, вскипятив его? Правда ли, что древние люди жили в одно время с динозаврами?

При всей примитивности этих вопросов именно их задавали исследователи гражданам Европейского сообщества, чтобы выяснить уровень их научных знаний. Всего было 12 вопросов, на которые ответили 13 тысяч человек из 12 стран. Европейский уровень, как оказалось, невысок. Только половина респондентов знала, что Земля совершает оборот вокруг Солнца в течение года, почти треть сказала, что это происходит за один день, а еще треть не представляет, что же вокруг чего вращается. То же и с изгнанием радиации из молока посредством кипячения — 33 процента наивно полагали, что это возможно. А вот в том, что люди жили с динозаврами, и вовсе были уверены 43 процента.

L

Давайте задумаемся над тем, куда деваются знания, полученные в школе? И непонятно, с какой стати взрослые считают себя умнее детей, — несомненно, более образованных!

С развитием капиталистических отношений в нашем обществе образование стало даже более актуальным, чем прежде. В производстве стали использоваться знания со смежных наук, таких как математика, психология, информатика, биология и др. Молодые продвинутые люди, понимая, что будущее зависит напрямую от образования, стали учиться не потому, что этого требуют их родители, а потому, что этого требует сама жизнь. Успешность и образование стали синонимами. Для людей получающих образование.

А теперь рассмотрим проблему образования с другой стороны, со стороны тех, кому нужны образованные люди, т.е. со стороны заказчика образовательных услуг.

При социализме это было государство ежде чем высказывать свою точку зрения ответим на вопросА поскольку основным заказчиком и потребителем продукта, который выпускает система образования, всегда была и останется промышленность, а основной функцией этого производства – подготовка и переподготовка членов общества с целью их наиболее эффективного использования во всех сферах деятельности общества.

Переход экономики в современный информационный этап развития (после сельскохозяйственного и промышленного) коренным образом меняет требования к качествам производственных сил, участвующих в производственном процессе: вместо тренированных психомоторных функций, необходимых для управления оборудованием, на первое место выходят качества личности – коммуникативность как способность работать в команде; творчество как способность генерировать новые идеи и обучаемость как способность быстро осваивать и практически применять новую информацию. А для топ-менеджеров – скорость принятия решений, способность принимать решения и навыки стратегического мышления (по БИЗНЕСу №29).

Так что концепция МОН Украины о профильном образовании, принятая в 2002г. и ориентированная на промышленный этап, морально устарела раньше, чем была разработана.

Уровень образованности в современных условиях заказчиком и потребителем продукта образования уже не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью, а определяется способностью решения проблем различной сложности на основе имеющихся знаний. Заказчик не отрицает значимости знаний, но он делает упор на способности специалиста использовать полученные знания, на способности действовать в ситуации неопределенности или неизвестности.

Тогда получается, что уровень образованности у человека тем выше, чем шире его сфера деятельности и чем выше степень неопределенности (неизвестности) в которой он способен действовать самостоятельно, чем большим спектром возможных способов деятельности он владеет, чем точнее он может выбрать один из таких способов для достижения результата.

С этой точки зрения способность ученика воспроизвести большой объем сложной информации не может быть критерием высокого уровня его образованности.

Поэтому в обществе возникло противоречие между потребностью общества повышать свой жизненный уровень и отсутствием образованных людей, способных обеспечить эту потребность.

По существу, обществу необходимы решатели проблем во всех областях своей деятельности, поэтому умение решать проблемы рассматривается сейчас как один из самых значимых результатов образования.

Например, Программа международного исследования учебных достижений учащихся (PISA – 2003) ориентирована на выявление четырех образовательных результатов – грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и компетентность в решении проблем.

Разрешением этого противоречия является создание современной системы образования.

Что делается в мире для этого?
Тратятся деньги.

Сейчас доля расходов на образование в национальном бюджете развитых стран составляет (в процентах): США — 13,7; Япония — 11,7; Германия — 11,6; Великобритания — 11,4; Ирландия — 11,2; Португалия — 10,7; Бельгия — 10,5; Франция — 10,2; Испания — 9,7, Италия — 9,4, Дания — 9,1, Россия — 2,5. Украина поднимает оплату учителям и преподавателям, оплачивает питание начальной школе (что, безусловно, необходимо)…

Внедряются новые технологии.

«Проект Эдисона» — смелая попытка создать по всей Америке сеть частных школ, которые могут стать лабораторией реформы системы образования в США. Проект предусматривает создание системы из тысячи коммерческих учебных заведений, в которых, как планируется, к 2010 году должно будет учиться два миллиона человек с целью подготовки творческих людей.

Россияне разрабатывают концепцию компетентностного подхода, как совокупности общих принципов определения целей образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Повсеместно на территории бывшего СССР возникают авторские школы, локально внедряются прогрессивные технологии (например, личностно-ориентированное обучение и т.д.), которым противостоит машина общегосударственного образования.

А что бы надо делать нам?

У нас, в Украине, нужно воспользоваться «революционной ситуацией» и способностью населения пока воспринимать прогрессивные начинания. И применить в качестве одного из критериев оценки образования такие понятия как себестоимость, производительность и эффективность педагогических технологий. То есть, сколько и каких знаний и умений способна каждая из педагогических технологий дать учащемуся за единицу времени, например, за учебный час и во сколько это обходиться, и какое количество наиболее ценного «продукта» образования под названием «талантливые дети» – способна она выдать.

Сейчас, прослеживаются три большие группы населения нашей страны, к каждой из которых нужен свой психолого-педагогический подход. Первая группа – это дошкольники и младшие школьники, вторая группа – средние школьники, старшие школьники и студенты ВУЗов, третья группа – работающие специалисты.

Да простят нас специалисты в области образования и психологи, далее мы будем очень сжато излагать решение проблемы с точки зрения менеджера образования применительно к среднестатистическому гражданину нашей страны.

Второй группе населения для достижения качеств специалиста, которые затребованы заказчиком и потребителем продукта образования, необходимо развить эйдетические способности (умение воспринимать, обрабатывать, сохранять в памяти и пользоваться информацией), развить внутренние ресурсы (память, мышление, умение сосуществовать в социуме, здоровье) и способность решать творческие, производственные и общечеловеческие проблемы.

Третьей группе населения – как минимум, необходимо структурировать процесс мышления и научиться пользоваться алгоритмом решения задач и проблем.

Но наиболее перспективным и действенным для общества должно стать образование первой группы населения – дошкольников и младших школьников в силу их неограниченного потенциала, поэтому скажем об этом подробнее.

Не талантливых детей не бывает! (А бывают взрослые, не реализовавшие свои возможности).

Каждый здоровый ребенок - потенциальный гений. Каждый ребенок рождается и живет в определенных обстоятельствах, которые могут стимулировать или замедлять его развитие. Каждый состоявшийся взрослый, тем более педагог, имеет возможности и способности, чтобы прорастить «зерно» гения, скрытое в ребенке и относиться к нему как к незаурядной личности. Дети тем талантливее и умнее, чем больше возможностей быть талантливыми и умными мы им предоставим.

Более того, мы должны подготовить детей к жизни в том, будущем мире, о реалиях которого сами только можем догадываться.

Достижимо ли такое и чему современная школа должна учить?

Школа должна, в первую очередь, на основе максимального учета индивидуальности каждого ребенка развить внутренние ресурсы каждого растущего человека: память, сильное творческое мышление, психическое и физическое здоровье, культуру бытия и общения, умение жить в социуме, умение пользоваться всеми достижениями человечества. Школа должна научить ребенка стать успешным, состоятельным и реализовавшим себя членом общества, умеющим создавать и зарабатывать.

Давайте перенесемся в семнадцатый век и захватим с собой нашего обычного восьмиклассника, а там проведем соревнование с самыми передовыми учеными того времени на умение делить числа. Как Вы думаете, кто победит? Наш простой школьник. Потому, что тогда такой «внутренний ресурс», как деление в столбик, академикам еще известен не был.

Пример, конечно, специфический, но уверяем Вас, в Украине существует психолого-педагогическая технология, которая позволяет развивать и образовывать детей так, чтобы они стали лидерами в тех областях деятельности, которые они выберут сами или в которых окажутся. Более того, технология позволяет повысить процент выхода «талантливых детей», тем самым значительно повысить эффективность системы образования.

И существенно снизить себестоимость обучения, а за счет того, что усвоение базового стандарта происходит быстрее, повысить производительность обучения, т.е. позволяет учащимся осваивать базовые предметы за более короткое время. И это касается всех учащихся, отстающих пока не было.

Все вышесказанное ежегодно подтверждают проходящие в городе Запорожье на базе Частного комплекса непрерывного образования «Школа «ЭйдоС» международные научно-практические конференции по ТРИЗ-педагогике и эйдетике.

Автор ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) Генрих Саулович Альтшуллер создавал ее как методику для изобретателей, основанную на объективных законах развития систем. При поиске наиболее эффективного решения технических проблем используя ТРИЗ, операции мышления (вместо хаотичного перебора вариантов) выполняются осознанно и целенаправленно. Длительное применение приемов ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, системность, оригинальность и др. В конце 70-х гг. Г.С.Альтшуллер предложил использовать ТРИЗ для решения любых проблем, в том числе в педагогике – для развития мышления.

Сегодня ТРИЗ получила колоссальное распространение по всему миру. Отечественные мастера ТРИЗ работают на самые серьезные компании мира (от Ford до LG). Так, только один мастер ТРИЗ принес доход Samsung за один год работы в 80 млн. долларов. Идет повальное обучение ТРИЗ особенно в юго-восточных странах. Только в Южной Корее в этом году экзамен по ТРИЗ сдавало 600 тысяч студентов.

Украина в Международной Ассоциации ТРИЗ представлена всего двумя организациями…

Так вот, в основе созданной руководителем Школы «ЭйдоС», кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Запорожского Государственного Университета Грединаровой Е.М. технологии – функционально-системного подхода (ФСП) лежит ТРИЗ, эйдетика и психологический подход ко всему учебно-воспитательному процессу, что позволяет использовать ее как универсальную на всех уровнях – от дошкольников до высшей школы.

Вот по такой схеме, дооформленной самими учениками, мы знакомимся с окружающим миром:

Но не технология наша гордость, а наши воспитанники и учащиеся (и их родители!). И их достижения.

Второклассники, например, за один урок решили задачу, решение которой было запатентовано канадскими учеными, а звучала она так: «Предложите не затратный способ пересчета волков на большой территории». Главное здесь, не результат, а как они мыслили. Подсказка: сначала дети рассмотрели волка как систему, которая состоит из подсистемы в которую входит хвостик, ушки, лапки, пасть, зубки, язычок и т.д. Определили свойства и возможности каждого элемента подсистемы, и уже на третьем этапе предложили решение.

Старшие школьники сейчас сами дают определения в математике близкие к учебнику, но так, что учителю больше нравиться их вариант. И решают при помощи функционально-системного подхода и ТРИЗ более сложные задачи. Например, недавно шестиклассники нашли эффективные решения следующей социальной задачи: «Как повысить престиж донорства в стране?» и некоторые их решения были настольно креативны и очевидно действенны, что их использование могло бы создать банк крови для всего человечества.

Вся деятельность Школы «ЭйдоС» базируется на авторской Концепции воспитания и обучения детей в школе, разработанной Модели школы личностно-ориентированного образования и Принципах обучения и воспитания детей, положения которых претворяет в жизнь сильная команда творческих специалистов. Говорим это не для саморекламы, а для понимания читателем того объема наработок, которые пришлось нам сделать, и которыми делимся (на сайте) и готовы делиться дальше во благо отечественного образования.

А если говорить об успехах в учебе наших учеников, то с гордостью сообщаем, что средний балл по всем ученикам и всем предметам в нашей школе на два балла выше, чем средний балл по школам городского подчинения!

Результаты показаны пока в отдельном учебном заведении, но конференции показали, что в Украине есть творческие, целеустремленные, готовые к самопожертвованию и самообразованию педагогические кадры.

Остается привлечь к созданию отечественного образования менеджеров, спонсоров, меценатов, депутатов, государство и рачительно вкладывать деньги и время в тех, кто сделает Украину процветающим передовым государством и будет содержать нас в старости.

Украина должна и может стать передовой державой в образовании, что принесет ей лидерство в мировом сообществе.

И тогда к нам будут приезжать за получением образования будущего!
Елена и Игорь Грединаровы,

создатели Школы «ЭйдоС» г.Запорожье.

В статье использованы материалы

вышеуказанной конференции и

съезда МАТРИЗ Санкт-Петербург, июль 2005г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образование это инвестиции в будущее iconСеминары Качественное образование – это инвестиции в успешное будущее
«Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории бесполезна и пагубна» – эти слова принадлежат великому математику 19...

Образование это инвестиции в будущее iconМеждународные учебные заведения
Инвестиции в образование являются одними из самых надежных вложений. Они окупаются с лихвой и обеспечивают широкие перспективы и...

Образование это инвестиции в будущее iconКапитальные вложения в кровлю инвестиции в будущее или будущие проблемы?
Голландский журнал dim в своем выпуске за май 1989 года поместил статью, посвященную стоимости кровли по отношению к полной стоимости...

Образование это инвестиции в будущее iconПрофессионально-техническое образование в странах Европы Профессионально-техническое...
Сегодня хорошее образование — это залог профессионального роста, успеха и финансового благополучия

Образование это инвестиции в будущее iconХочешь получить образование?
Хочешь получить образование? Интернет предоставляет неограниченные возможности для обучения. Информация в помощь школьной программе...

Образование это инвестиции в будущее iconХочешь получить образование ?
Хочешь получить образование ? Интернет предоставляет неограниченные возможности для обучения. Информация в помощь школьной программе...

Образование это инвестиции в будущее iconХочешь получить образование?
Хочешь получить образование? Интернет предоставляет неограниченные возможности для обучения. Информация в помощь школьной программе...

Образование это инвестиции в будущее iconПрограмма "Шаг в будущее" аккумулирует современный педагогичес
Научные сообщения. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы

Образование это инвестиции в будущее iconТема: Управление современным молочным комплексом
Ваши инвестиции в прибыльное будущее! Получив новые знания и навыки, Ваши специалисты смогут организовать процессы на ферме, исходя...

Образование это инвестиции в будущее iconСоциология Критерий – качественное образование
Заглядывая в будущее, студенты определяли факторы, которые могли бы сыграть решающую роль в их профессиональной карьере

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<