Скачать 68.18 Kb.
|
УДК 681.5 НОМЕНКЛАТУРА И ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ СИТУАЦИОННОГО ЗАЛА (ЦЕНТРА) Т. М. Власова, О. В. Малышев Институт проблем математических машин и систем НАН Украины e-mail: oleg_malyshev@ukr.net e-mail: chery@immsp.kiev.ua 1 ВведениеВ [Малышев2009-1] был предложен взгляд на ситуационный центр (СЦ) как на организацию (см. словарь терминов [ISO9000]), назначение которой состоит в предоставлении заинтересованным лицам специфических услуг, а именно, услуг по поддержке процессов обсуждения проблем, а также выработки и принятия решений, направленных на устранение (разрешение) этих проблем. Ввиду того, что наряду с термином «ситуационный центр» часто употребляется и термин «ситуационный зал (комната)», уточним свое понимание каждого из них. СЦ, как организация, может и не располагать помещением (залом, комнатой), в котором проводятся совещания – общение между участниками обсуждения можно организовать в удаленном режиме (т.с., виртуально). Когда же мы говорим о ситуационном зале (СЗ), то имеем в виду СЦ, услуги которого предусматривают использование специального помещения и присутствие в нем участников обсуждений (совещаний). Проще говоря, СЦ без «зала» возможен, СЗ без «центра» (организации) – вряд ли. Причем, говоря о «помещении», мы имеем в виду некоторое структурированное пространство, состоящее из отдельных комнат. Например, можно различать такие «комнаты»: совещательная комната, комната аналитиков, комната технического персонала. В дальнейшем мы будем пользоваться как бы объединением этих двух терминов: «ситуационный зал (центр)» (СЗ(Ц)). Будучи убежденными в том, что для обсуждения и выработки качественных решений большинства проблем никакая особая автоматизация не требуется – в конце концов, все решают люди -, тем не менее, мы допускаем существование проблем, масштаб и характер которых без привлечения «автоматизации» могут оказаться непреодолимыми. Кроме того, сама регулярная, но, в общем-то, довольно рутинная деятельность СЗ(Ц) безусловно требует автоматизации. В связи с этим представляется целесообразным осветить вопрос, какие автоматизированные рабочие места (АРМ) должны присутствовать в СЗ(Ц), и какие функции поддерживать (автоматизировать). Идентификация АРМов должна выполняться в зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла проблемы (ЖЦП) возникает необходимость в конкретном рабочем месте, и какую роль выполняет лицо, которое его занимает. При этом следует различать роли персонала СЗ(Ц) и лиц, привлекаемых к решению проблемы. ^ Несколько упрощая реальную картину, будем считать, что основным фигурантом процесса решения проблемы является т.н. «лицо, принимающее решение» (ЛПР). При этом ему требуется помощь компетентных лиц, с которыми целесообразно провести одно или несколько совещаний в надежде на то, что коллективный разум его участников окажется способным выработать и принять эффективное решение возникшей проблемы. Проведению совещания предшествует его организация (подготовка), а после совещания необходимо выполнить ряд действий, направленных на упорядочение и, возможно, провести освоение полученных материалов. Например, вполне возможно, что в ходе совещания приемлемое коллективное решение не выработано, и ЛПР вынужден сгенерировать его самостоятельно. При этом ему может понадобиться пересмотреть материалы совещания. Наконец, если решение принято, представляется в высшей степени целесообразным оценить его эффективность «по факту», а также, имея информацию о состоянии решения проблемы и вкладе каждого из участников процесса подготовки и принятия решения, оценить эти вклады и самих участников. Таким образом, мы различаем такие основные компоненты ЖЦП: подготовка совещания; проведение совещания; пост-проведение совещания; мониторинг решения. Рассмотрим более подробно, какая деятельность при этом осуществляется и в чем может заключаться ее автоматизация. ^ Предположим, ЛПР и руководство СЗ(Ц) пришли к соглашению о необходимости проведения совещания. Тогда в процесс со стороны СЗ(Ц) вступает «Секретарь СЗ(Ц)», который в контакте с ЛПР и собственным руководством осуществляет всю подготовительную работу. При этом он: фиксирует в базе данных совещания согласованные общие «параметры» совещания (тема, дата и время проведения, повестка дня и т.д.); оперирует с базой данных, содержащей информацию о лицах, которые могут быть/будут привлечены к участию в совещании, будь то лица, входящие в состав собственного «пула экспертов» СЗ(Ц) [Малышев2009-2], или лица, предлагаемые ЛПР; общается с планируемыми участниками совещания с использованием всевозможных средств связи; принимает, проверяет, оценивает и размещает в базе данных совещания всевозможные материалы, которые будут использоваться в ходе совещания; фиксирует согласованный регламент проведения совещания. ^ До начала совещания, в его ходе и непосредственно после окончания требуются услуги «Секретаря СЗ(Ц)», который регистрирует прибытие/убытие участников, дает им необходимые инструкции, выдает и отбирает средства авторизации и т.д. В процессе проведения совещания центральными действующими лицами являются т.н. «Эксперты», принимающие непосредственное участие в подготовке и принятии решения. Представляется целесообразным предоставить каждому эксперту АРМ, обеспечивающий выполнение таких функций: авторизация эксперта на рабочем месте (начало сеанса работы) и деавторизация (окончание сеанса); информационное обслуживание эксперта (возможность получить информацию, например, по таким вопросам, как тема и ориентировочные параметры совещания; повестка дня (текущая редакция); состав участников и их ролей; местонахождение других участников в зале и их личные данные; запланированные доклады; перечень вопросов, по которым участникам предлагается выступить; состав очереди на выступление по конкретному вопросу; точная формулировка предмета голосования и др.); запись на выступление или отказ от него; персональное использование разрешенных личных вспомогательных материалов (документов и приложений); воспроизведение на персональном экране изображений с общего экрана (табло); участие в голосовании; ознакомление с результатами голосования и поименным распределением голосов; отправка персонального сообщения одному, нескольким или всем участникам; отправка вопросов аналитику (см. далее) и получение ответа от него; отправка секретарю совещания (см. далее) замечаний и предложений в формируемые документы; использование синхронного перевода; выход во «внешний мир» (Internet, e-mail). Обычно ходом совещания руководит т.н. «Председатель совещания», которому (в дополнение к общему набору участника) следует обеспечить возможности управления повесткой дня, управление очередью на выступления, отслеживание соблюдения временных ограничений и др. Особое рабочее место может потребоваться для проведения докладов. В распоряжении «Докладчика» должны иметься средства управления материалами, связанными с докладом. Ввиду важности обеспечения протоколирования хода совещания предоставляется целесообразным оснастить АРМы «Экспертов» (в т.ч. «Председателя совещания» и «Докладчика» средствами звуко- и видеозаписи). Деятельность экспертов может поддерживаться т.н. «Аналитиками», которые не принимают непосредственного участия в обсуждении, но могут помогать экспертам, консультируя их по конкретным вопросам с использованием специального программного и информационного обеспечения. Заботы о формировании документов совещания могут быть возложены на «Секретаря совещания», в распоряжении которого должны иметься соответствующие средства. Кроме того, ему может быть поручено текстовое оформление формулировок предметов голосования. В процессе проведения совещания необходимо осуществлять мониторинг функционирования используемых технических средств. В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть роль «Технического администратора», в распоряжении у которого должны иметься средства слежения за состоянием технических средств и восстановления их работоспособности. ^ В общем случае непосредственно после совещания средствами автоматизации должна быть поддержана деятельность: «Секретаря СЗ(Ц)» - архивирование материалов совещания, рассылка материалов участникам и т.д.; «Эксперта» - доступ к протоколам совещания; «Стенографиста» - формирование текстовых документов по имеющимся фонограммам. ^ В основе мониторинга решения, осуществляемого со стороны СЗ(Ц), должна лежать определенная методика, позволяющая строить своего рода «протокол» реализации принятого решения, оценивать степень, в которой принятое решение позволило справиться с проблемой, а также использовать эти данные для оценки (рейтингования) экспертов, принимавших участие в подготовке и принятии решения. В сущности, эта методика должна решать задачу «обратной связи», замыкая контур управления «пулом экспертов» [Малышев2009-2]. Применение методики должно быть возложено на «Управляющего персоналом» (сотрудник СЗ(Ц)), которому должны быть предоставлены соответствующие средства автоматизации, в частности, средства доступа к протоколам совещаний, доступа к данным «пула экспертов» и их актуализации. ^ [Малышев2009-1]. Малышев О. В. Вклад ситуационного центра в качество решения практических проблем. – Системи підтримки прийняття рішень. Теорія і практика: Збірник доповідей науково-практичної конференції з міжнародною участю. – 8 червня 2009. – Київ: Інститут проблем математичних машин і систем НАН України. – 2009. – С. 104-108. [ISO9000]. ISO 9000:2005 Quality management systems — Fundamentals and vocabulary. Third edition 2005-09-15. [Малышев2009-2]. Малышев О. В., Симонов С. В. Формирование и использование пула экспертов Ситуационного центра. – Системи підтримки прийняття рішень. Теорія і практика: Збірник доповідей науково-практичної конференції з міжнародною участю. – 8 червня 2009. – Київ: Інститут проблем математичних машин і систем НАН України. – 2009. – С. 117-120. Складовою процесу автоматизації діяльності, що відбувається в ситуаційному центрі, є вирішення питань щодо ідентифікації автоматизованих робочих місць (АРМ), якими він повинен бути укомплектований, та визначення функціональності кожного ідентифікованого АРМу. Ці питання пропонується вирішувати систематично з огляду на те, на яких етапах життєвого циклу вирішення проблем застосовуються АРМи, та які рольові функції вони підтримують. Составляющей процесса… The components of the process… |
![]() | Графические клиенты для созданных автоматизированных рабочих мест (NetLink Light) 54 | ![]() | Графические клиенты для созданных автоматизированных рабочих мест (NetLink Light) 54 |
![]() | Современные масштабы и темпы внедрения средств автоматизации управления ставят задачу необходимого создания автоматизированных рабочих... | ![]() | Для практических занятий предусмотрено 16 парикмахерских рабочих мест, по количеству рабочих мест предоставляются парикмахерские... |
![]() | Многоуровневый зал, оборудован большой сценой с широкоформатным экраном. Выполняет функции как конференц-зала, так и концертного... | ![]() | Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный вышеупомянутым постановлением кму и Методические рекомендации... |
![]() | Инструкция предназначена для комиссии предприятия, проводящей аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее аттестация) в соответствии... | ![]() | Переяслова А. С., который рассказал об аттестации рабочих мест шеф-поваров, кладовщиков, подсобных рабочих, рабочих по уборке помещений... |
![]() | Инструкция предназначена для комиссии предприятия, проводящей аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее аттестация) в соответствии... | ![]() | Предмет тендера представлен единым лотом*: лабораторное оборудование для аттестации рабочих мест и входного контроля пао «днепровский... |