Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год




Скачать 129.64 Kb.
НазваниеАнализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год
Дата публикации25.10.2013
Размер129.64 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Информатика > Анализ
Анализ

состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков

в 2012–2013 учебном году
Н.И. Шермазан
Процессы глобализации и интеграции Украины в европейское и мировое пространство обусловили модернизацию содержания языкового образования в стране, усилили интерес к иностранным языкам как важным инструментам жизнедеятельности человека в поликультурном мире, нацелили на формирование философии современного европейца – конкурентоспособности, овладения новыми знаниями в течение всей жизни, в том числе, в области изучения языков международного общения.

Новые реалии потребовали модификации образовательных парадигм, появления новых Государственных стандартов и программ, европейских требований к уровню владения иностранными языками, определения новых подходов к выбору содержания образования, организации материалов, использования современных технологий обучения, форм и видов контроля. Сегодня в Украине осуществляется настоящая лингвистическая революция, ресурсный бум национальных и аутентичных материалов и практических рекомендаций для преподавания иностранных языков с 1 по 11 класс.

Министерство образования и науки Украины выделяет два ключевых направления: информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки, являющиеся опорой современной образовательной стратегии и новых стандартов. В настоящее время почти вся информация в Интернете – на английском языке, поэтому овладение ИКТ без знаний языка невозможно. Акценты были сделаны на 100% овладение выпускниками общеобразовательных школ английским языком как первым или вторым, на обучение предмету с 1 класса и изучение второго иностранного языка с 5 класса. Ведётся разработка стандартов профильной и старшей школы, предусматривающих изучение ряда предметов на английском языке, прежде всего информатики.

Учитывая приоритетные направления, в 2012–2013 учебном году вся работа методистов ИПО СГГУ была направлена на реализацию новых Государственных стандартов в обучении иностранным языкам, глубокую методическую и психологическую подготовку педагогов.

Методисты ИПО СГГУ приняли участие в совместном проекте МОН Украины и Британского Совета по разработке новой «Программы профессионального совершенствования учителей английского языка» для комплексных курсов повышения квалификации, направленной на овладение слушателями современными интерактивными, коммуникативно-ориентированными и информационными технологиями, спецификой психологии обучения различных возрастных групп. Апробация принятой программы, учебно-методического пособия для слушателей курсов и рекомендаций для учителя-тренера проводилась в ИПО СГГУ в течение года. На комплексных курсах по усовершенствованной программе повысил профессиональный уровень 61 учитель.

Изучение результативности курсовой подготовки, системы работы аттестующихся педагогов, посещение открытых уроков, семинаров-практикумов показали, что учителя Т.С. Желонкина (гимн. № 1), Н.Н. Литовкина (гимн. № 2), Н.М. Кривенкова, Е.В. Веренкина, Е.А. Ромко, А.П. Полупан, М.Ю. Воробьёва, В.Л. Ермаков (СШ № 3), Т.Л. Возная (ОШ № 12), Н.В. Зубарева, Е.О. Макаренко (ОШ № 11), Т.В. Левенко, Э.В. Лисогор (ОШ № 15), С.В. Троценко, Ю.В. Помазанко (ОШ № 22) и другие на практике интенсивно применяют знания, полученные на курсах; на уроках эффективно реализуют коммуникативный, личностно-ориентированный подходы, информационно-коммуникационные технологии, умело создают атмосферу иноязычного общения, поддерживают интерес к изучению предмета посредством парной, групповой и других интерактивных форм работы, внедряют метод учебного проекта для развития творческих способностей учащихся, учитывают психологические и физиологические особенности детей при планировании урока, чем обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала учениками.

Повышению профессионального мастерства учителей способствовало участие педагогов во Всеукраинском конкурсе «Учитель года – 2013» в номинации «Иностранный язык (французский)». В нём приняли участие учителя французского языка билингвальной гимназии № 2 и СШ № 3. Победителем стала О.В. Доломанова, учитель гимназии № 2.

Особое внимание уделялось выполнению постановления Кабинета Министров Украины от 20.04.2011 № 462 «Про затвердження Державного стандарту початкової загальної освіти» и учебно-методическому обеспечению преподавания английского языка с 1-го класса.

Иностранный язык преподавался во всех первых классах 70 общеобразовательных и специализированных школ (3591 ученик), за исключением классов интенсивной педагогической коррекции. Из них 88% изучали английский язык (в ОШ № 11, 20, 47 – немецкий язык) в объёме 1 часа в неделю. В 4 школах была изыскана возможность выделить дополнительный час за счёт вариативной составляющей. Обучение осуществляли 119 учителей иностранных языков, из них 55 имеют категорию «специалист», вторую категорию 23 учителя, первую 24, высшую 14 и 3 учителя являются студентами старших курсов вузов.

В связи с тем, что преподавание в первых классах велось в основном молодыми педагогами, методисты ИПО СГГУ организовали различные виды подготовки этой категории с целью качественной реализации требований новых программ и Госстандарта.

В 20122013 учебном году проведены проблемно-тематические курсы (72 часа) «Методика преподавания английского языка в начальной школе», на которых специальную подготовку по раннему обучению прошли 2 группы учителей иностранных языков старших классов (46 человек). Всего за два последних года для преподавания иностранного языка в начальных классах подготовлен 161 учитель, проведена педагогическая практика на базе 28 школ города, в ходе которой молодые специалисты учились анализировать эффективность используемых форм работы на уроке, обменивались опытом и дидактическими материалами.

При проведении комплексных курсов повышения квалификации доцентом кафедры иностранной филологии СГГУ, кандидатом педагогических наук И.А. Тяллевой проводились занятия спецкурса «Раннее обучение» в объёме 12 часов.

В межкурсовой период проблемы раннего обучения предмету решались на постоянно действующем семинаре «Особенности преподавания английского языка в начальных классах» на базе СШ № 3 (директор Т.А. Живодуева, руководитель семинара – победитель конкурса «Учитель года – 2012» М.Ю. Воробьёва). Занятия с молодыми специалистами способствовали детальному ознакомлению со спецификой преподавания в начальных классах, с новыми интерактивными приёмами работы и методами игровой активизации младших школьников. Для них были организованы открытые уроки, круглые столы, на которых лучшие учителя делились накопленным опытом работы.

В соответствии с планом работы ИПО СГГУ в течение учебного года на базе гимназии № 8 функционировала Школа молодого педагога (руководитель – лауреат конкурса «Учитель года 2012» Т.В. Трефилова). Рассмотрение наиболее актуальных вопросов планирования учебного материала в первых классах, ведения журналов и деловой документации, использования информационных и проектных технологий в преподавании английского языка в начальной школе, интерактивных форм работы на уроках, организации игровой деятельности в обучении иностранным языкам и др. способствовало росту профессионального мастерства молодых специалистов. Интерес молодых педагогов (51 человек) к занятиям Школы свидетельствует об актуальности обсуждаемых вопросов.

Проблемы раннего обучения решала творческая группа молодых учителей (руководитель М.В. Гаценко, учитель ОШ № 18), которая в помощь коллегам подготовила рекомендации по организации обучения английскому языку в первых классах, разработала сценарии проведения внеклассных мероприятий, в том числе «Праздника английского алфавита».

Перечисленные выше мероприятия по учебно-методическому обеспечению преподавания предмета с 1 класса способствовали ознакомлению учителей с особенностями обучения шестилеток по новой программе, грамотному планированию учебного процесса, выработке умений подбирать и адаптировать учебные материалы, осмысленному отбору методов и приёмов работы.

Посещённые уроки молодых педагогов показали, что учителя Л.В. Айгустова, Н.И. Корчак (СШ № 3), Н.В. Дорош, А.А. Гукасова (гимн. № 7), Т.В. Трефилова, Н.Н. Савченко (гимн. № 8), Е.В. Лисовая, Ю.С. Тимошенко, Ю.К. Бельтихина, Н.П. Чванова (ОШ № 14), Н.Г. Базиленко, В.П. Шамайко (ОШ № 50), Е.Е. Камышникова «Мариамполь», М.В. Коновалова (УВК № 1) и другие учитывают возрастные особенности детей, используют коммуникативный подход, осуществляют дифференциацию, применяют разнообразные приёмы, способствующие формированию навыков и развитию умений в говорении, аудировании, чтении и письме; стимулируют активность учащихся на уроке коллективными способами обучения, парной, групповой работой, игровой активизацией, в том числе подвижными играми и физкультминутками, аудиовизуальными средствами (наглядность, игрушки, видео- и аудиоматериалы и пр.), элементами ролевой игры и драматизации. Уроки носят практическую направленность и познавательный характер. Учителя стараются создать оптимальный микроклимат, расширить кругозор учащихся, развивают языковую догадку, прививают интерес к предмету.

Однако имеются объективные трудности и проблемы в работе отдельных учителей. Пока ещё не у всех сформирована чёткая методическая система обучения первоклассников, уроки не полностью проводятся на английском языке, иногда нерационально используется время урока, дети не всегда активизированы и вовлечены в интерактивную деятельность.

В некоторых школах не производилось деление первых классов на группы.

Важной составляющей реформы иноязычного образования является система тестового контроля и самоконтроля посредством создания портфолио ученика с первого по выпускной классы и оценивания уровня языковой и речевой компетенции учащихся с учётом Рекомендаций Совета Европы. В соответствии с рекомендациями ИПО СГГУ учителя на уроках использовали тесты для первых классов в игровой и доступной форме с учётом возрастных особенностей.

Для учителей иностранных языков начальных классов функционировал сайт (https://sites.google.com/site/younglearners2011), на страницах которого учителя могли найти инструктивные письма, дидактические материалы и методические рекомендации по организации раннего обучения предмету.

В соответствии с требованиями времени проводилось дальнейшее освоение учителями иностранных языков компьютерных технологий и сети Интернет на проблемно-тематических курсах «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе» (обучалось 14 человек).

На базе СШ № 58 плодотворно работала над темой «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка» творческая группа учителей, участвующих в инновационной и поисковой деятельности, которая апробировала рекомендации по методике применения ППС на уроках: электронного учебно-методического комплекта «Happy English2», созданного ассоциацией «Разумники», электронного комплекта «Hola espanol» к УМК для второго класса по испанскому языку (автор Редько В.Г.) и др. Руководил творческой группой лауреат конкурса «Учитель года 2012» Д.С. Кожемякин.

В помощь учителю интенсивно использовался информационный сайт http://shvidko172.narod2.ru, выпускалась газета для преподавателей иностранного, русского и украинского языков школ и вузов «Филолог.ru» http://group-gazeta.narod2.ru. Подготовлены к публикации статьи из опыта работы учителей-новаторов.

Свою работу продолжил сайт методистов ИПО СГГУ http://sites.google. com/site/foreignlang11, предназначенный для учителей основной и старшей школы, на котором размещены новые нормативные документы, методические рекомендации по организации обучения учащихся иностранным языкам, качественному планированию и выполнению учебных программ.

Активному общению методистов ИПО СГГУ с учителями школ, своевременному доведению до учителя поступающей информации способствовало приобщение педагогов к участию в проекте «Щоденник.ua», который в этом году стал основным источником информации и деловой коммуникации.

Продолжалось участие всех субъектов учебного процесса в международных семинарах, конференциях TESOL, вебинарах, онлайн-курсах и конкурсах; сдача экзаменов на международные сертификаты; укреплялось сотрудничество с международными организациями и зарубежными специалистами с целью дальнейшего совершенствования уровня преподавания иностранных языков.

Налажено плодотворное сотрудничество с кафедрами иностранной филологии, общей психологии, дошкольного и начального обучения СГГУ, Севастопольским институтом банковского дела УАБДНБУ, общественной организацией «Альянс Франсэз» по совершенствованию профессиональной подготовки учителей, что позволило значительно повысить эффективность проведения курсов повышении квалификации, конференций и семинаров, урочной и внеурочной работы педагогов по предмету, обеспечило объективность городских конкурсов и олимпиад.

Проблемно-тематические курсы для педагогов, работающих с одарёнными детьми, «Основы профессиональной подготовки учителей иностранных языков к организации научно-исследовательской деятельности учащихся» (автор – заведующая кафедрой иностранной филологии, к.п.н., доцент И.А. Тяллева) способствовал значительному повышению активности учащихся 8–11 классов в проведении исследований в области иностранной филологии в рамках городского конкурса-защиты научно-исследовательских работ «Молодёжь в науке и творчестве», а также углублению содержания и грамотному оформлению представленных работ. Лучшими были работы учащихся гимн. № 2, 8, СШ № 3, 19, 35, 45.

Методистами ИПО СГГУ для учителей выпускных классов были проведены консультации по подготовке наиболее способных школьников к олимпиадам, государственной итоговой аттестации, внешнему независимому оцениванию, сдаче экзаменов на международные сертификаты. В результате значительно повысились рейтинги участия г. Севастополя во всеукраинских мероприятиях. Так, 7 участников Всеукраинских олимпиад по иностранным языкам в этом году награждены дипломами победителей. По результатам олимпиад команда города занимает 3 место по французскому языку, 12 место по испанскому языку, 19 место по английскому языку, 20 место по немецкому языку. По английскому языку Севастополь на 2 месте по результатам сдачи экзаменов на международные сертификаты и внешнему независимому оцениванию.

В течение учебного года уделялось внимание методическому обеспечению профильного обучения в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей общеобразовательной школе. Под руководством учителя-методиста СШ № 3 С.И. Новиковой функционировала творческая группа, которая обсуждала проблемы методики преподавания иностранных языков в старших классах по новым национальным УМК и подготовила рекомендации по организации допрофильной и профильной работы с учащимися.

Методистами ИПО СГГУ обеспечивалось научно-методическое сопровождение выполнения учебных программ, Проведены групповые и индивидуальные консультации по организации обучения с 1 по 11 классы, проанализированы и доведены до сведения учителей действующие Программы и новые Государственные стандарты, даны рекомендации по выбору и использованию учебной и методической литературы, оказана помощь в составлении календарного планирования.

Стремясь дойти до каждого педагога, методисты организовали методические выезды в ОШ № 11, 12, 14, 17, 23, 37, 41, СШ № 3, 57, «Мариамполь», УВК № 1, 5 с целью оказания практической помощи. С представителями администрации и учителями проводились консультации по вопросам аттестации, методики преподавания иностранных языков в начальных и выпускных классах, тестирования учащихся, внутришкольного контроля, оформления документации, выбора альтернативных учебников, расширения возможностей для изучения языков.

Важным способом получения объективной информации о внедрении нового Государственного стандарта по иностранным языкам и о состоянии преподавания предмета является проведение мониторинговых исследований его качества. Они предусматривают постепенное отслеживание учебного процесса с целью выявления его соответствия требованиям Госстандарта и действующих программ.

Выполнение учебных программ исследовалось при изучении качества учебных достижений иноязычного образования по иностранным языкам в начальных классах (гимн. № 7, 8, СШ № 3, 19, ОШ № 11, 14, 15, 22, 50, УВК № 1); в процессе знакомства с системой работы аттестующихся учителей и изучения школьной документации (27 человек: СШ № 3, 19, 35, 43, 45, 57, гимн. № 1, 2, 5, 24, ОШ № 11, 22, 23, 25, 28, 32, 33, 47, 50, 60, Морской колледж, Медицинский колледж, «Хабад»); при тематическом изучении результативности курсовой подготовки учителей (ОШ № 2, 3, 11, 12, 14, 18, 23, 37, 49, 54, 59, СШ № 43, 58, шк.-инт. № 5); при подготовке и проведении конкурса «Учитель года – 2013» (СШ № 3, 43, гимн. № 2); при проведении городских и районных семинаров, открытых уроков по теме «Обновление учебно-методического обеспечения предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учебных заведениях» (СШ № 3; гимн. № 2, 7, 8, СШ № 43, 58; ОШ № 12, 14, 50, шк.-инт. № 5); при определении уровня подготовки выпускников к независимому оцениванию (СШ № 3, 19, 35, 43, 45, гимн. № 2).

Отставаний в выполнении программ нет. Учебные программы выполняются полностью за счёт интенсификации учебного процесса, переноса части материала на самостоятельное изучение учащимися.

В учебных заведениях использовались национальные и аутентичные УМК, рекомендованные МОН Украины и указанные в Перечне действующих программ и учебников. По согласованию с родителями учителя многих школ города пользовались альтернативной аутентичной литературой для всех типов учебных заведений с 1 по 11 класс, которая прошла апробацию в учебных заведениях Украины, одобрена Институтом инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, о чём свидетельствуют разрешительные документы, ссылки на которые даны в действующем Перечне.

В специализированных школах и профильных классах, где обучение осуществляется с использованием рекомендованных МОН Украины аутентичных УМК, видео- и аудиоматериалов, компьютерных программ, качественные показатели значительно выше. Дети приучены к работе с различными видами тестов, неадаптированными текстами, на базе которых составлены задания олимпиад по всем иностранным языкам, сборники материалов для государственной итоговой аттестации, для внешнего независимого оценивания, сдачи экзаменов на международные сертификаты. Итоги семестровых контрольных работ, срезов и тестов, результаты ВУО, пробного внешнего независимого тестирования, участия в международной программе обмена лидерами, Всеукраинских конкурсах «Гринвич» и «Puzzle» свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки учащихся СШ № 3, 19, 35, 43, 45, 57, 58, гимн. № 1, 2, 7, 8, 24, ОШ № 14, 22, 37, 38, 49, 50 и других.

С целью повышения эффективности методической работы с педагогическими кадрами кабинет иностранных языков ИПО СГГУ в 2013–2014 учебном году будет решать следующие задачи:

– продолжить повышение квалификации учителей иностранных языков на комплексных курсах по обновлённой программе, направленной на овладение современными коммуникативными и информационными технологиями, и проблемно-тематических курсах «Методика преподавания английского языка в начальной школе» для совершенствования преподавания предмета в начальной школе;

– провести мастер-классы по раннему обучению английскому языку;

– организовать семинары-практикумы для учителей французского, немецкого языков как вторых иностранных;

– активизировать работу творческих групп по развитию профильного и начального обучения;

– интенсифицировать введение ИКТ в учебный процесс, компьютерных программ и ППС для учебных целей, освоение навыков работы в сети Интернет, проекте «Щоденник.ua»,;

– внедрять Европейское языковое портфолио как современную технологию самоконтроля и самооценки собственных достижений учащихся в процессе овладения иностранным языком;

– расширить участие учителей иностранных языков и учащихся в международных семинарах, вебинарах, онлайн-конференциях, курсах, конкурсах, стажировках в странах изучаемых языков, сдачу экзаменов на международные сертификаты;

– укреплять сотрудничество с международными организациями и зарубежными специалистами с целью дальнейшего улучшения системы преподавания иностранных языков.

Процесс демократизации и реформирования образования направлен на формирование коммуникативной, социокультурной компетентностей и развитие творческой личности, конкурентоспособной в постоянно изменяющемся мире, в котором иностранный язык выступает как способ познания картины мира, приобщения к ценностям других народов, как социальное средство сохранения и передачи информации, играет важную роль в гуманизации современного образования. Поэтому в настоящее время столько внимания уделяется в нашей стране овладению каждым школьником двумя иностранными языками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и учебно-методического обеспечения преподавания химии в 2012-2013 учебном год
В 2012–2013 учебном году было отмечено повышение теоретического и методического мастерства учителя: 86% педагогов города в своей...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния преподавания физической культуры, внеклассной спортивно-массовой,...
Организация методического обеспечения этого процесса в 2012–2013 учебном году и задачи на 2013–2014 учебный год

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Повышение эффективности методической работы в 2013–2014 учебном году: проблемы, перспективы

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011–2012 учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2012-2013 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году. Организационно-методическое обеспечение...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных...
Владение иностранным языком в настоящее время является важным условием ускорения социально-экономического развития общества. Кроме...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2011 2012 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания информатики в 2012-2013 учебном год
Активизировать работу учителей информатики г. Севастополя в виртуальных сообществах

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики...
Общие экономические знания необходимы каждому ученику независимо от его жизненного и профессионального выбора

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания иностранных языков в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных...
Оказать своевременную методическую помощь педагогу – одно из приоритетных направлений деятельности научно-методического центра (нмц)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<