Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич»




Скачать 53.68 Kb.
НазваниеМоя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич»
Дата публикации25.10.2013
Размер53.68 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Информатика > Статья
Моя статья: «Учить учиться»

Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич»
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и

как понимать читаемое – вот в чем главное дело»

К.Д.Ушинский

Школьный учебный процесс, как известно, складывается из многих составляющих, важнейшие из которых – это, с одной стороны, работа педагога с учащимися, а с другой, на мой взгляд - самостоятельное получение ими знаний при помощи учебника. Причём по мере продвижения от начальной школы к старшей последнее приобретает всё большую значимость. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не все наши старшеклассники владеют навыками усвоения информации из печатного текста без дополнительных пояснений учителя.

А ведь задача средней школы – не оградить школьников от трудностей в обучении, подготовить к дальнейшей учебной и трудовой деятельности, в которой не обойтись без умения оперативно отыскать нужную в данный момент информацию, а главное – усвоить её и эффективно применить.

« Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, надо зажечь.»

Так поэтично говорили об этом древние восточные философы.

Исходя из этого, самостоятельная работа учащихся с учебником приобретает всё большую важность в качественном школьном образовании. Умение читать печатный текст, получать из него информацию, умение выбрать основное, подвергнуть анализу, критике необходимо любому мыслящему человеку не только на работе, в учебе, но и для чтения художественной литературы, пользования Интернетом и т.д.

Часто учебник используется на уроках математики как задачник, а основным источником знаний является учитель. Ребенок, не понимая условий задачи, прочитанной в учебнике, обращается за помощью к педагогу, который выступает своего рода «переводчиком» научной терминологии на доступный для ученика язык. Желание учителя помочь вполне объяснимо, однако, если в 5-7 классах это оправданно, то к 9-му классу ученик, таким образом «опекаемый», так и не научится самостоятельно справляться с экзаменационными заданиями в любой форме.
В итоге учащиеся испытывают большие затруднения при работе с математическими текстами. Остаются недопонятыми условия задач, что, на мой взгляд, влечет за собой неправильное решение тестовых заданий на государственной аттестации и независимом тестировании. Эта проблема актуальна для учителей, преподающих любой школьный предмет. В наших силах расширить функции учебника, мы можем использовать теоретический материал при:

- осуществлении самоконтроля учащихся;

- актуализации теоретических знаний в процессе выполнения домашнего задания или самостоятельной работы на уроке;

- получения дополнительных знаний;

- закреплении материала;

- систематизаций знаний.

Полезно в начале учебного года познакомить школьников с основной учебной литературой. То, что для нас, учителей, является естественным и понятным при работе с книгой, для большинства детей – совершенно новая информация: главы, параграфы, пункты – что это? Как найти тему, используя оглавление? Где находятся таблицы и как ими пользоваться? Для чего нужны условные обозначения? И так далее.
К самостоятельной работе с учебником я начинаю готовить школьников с 5-го класса. На этом этапе выбираю самый доступный, знакомый материал, начиная с небольших частей темы или даже с решенных заданий. Программа 5-го класса содержит много тем, изученных ранее в начальной школе и предлагаемых к рассмотрению на новом, более высоком уровне. Это сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, свойства действий над числами. Вот такие темы можно предложить детям к самостоятельному изучению на уроке и последующему обсуждению. Обычно бывает все понятно, и это - первый положительный опыт общения ребенка с научной книгой.
Понятно, что сначала этот процесс занимает много времени на уроке, поскольку текст должен быть прочитан и понят всеми учениками; полезно последующее обсуждение, систематизация материала. Однако эти временные затраты впоследствии окупятся. Ведь чем раньше дети начнут применять «математический язык» как получения информации, так и для её изложения при устном ответе, тем свободнее они будут оперировать им в старших классах.
Школьники должны овладеть навыками и умениями находить в тексте наиболее существенное, сопоставлять и классифицировать полученную информацию. Мой опыт подтверждает, что систематическая работа с учебником в процессе обучения заметно повышает эффективность этого процесса.
В 6-м классе к самостоятельному изучению можно (полностью или частично) предложить темы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; нахождение дроби от числа и нахождение числа по известному значению дроби ( такие задачи дети учились решать в пятом классе); решение задач с помощью уравнений, если этой теме было уделено достаточно времени в пятом классе соответственно.

Для повышения эффективности своей работы на уроках геометрии в 7-м классе в предыдущем, 6-м, уделите особое внимание темам «Отрезки», «Углы», «Треугольник» и другим, связанным геометрическими фигурами. В награду за это задачи на построение геометрических фигур будут вызывать у учащихся неподдельный интерес и удовольствие, а в решении задач на вычисление длин отрезков и углов не будет больших затруднений. В 7-м классе школьники легко могут разобрать решение задач, предложенных в учебнике геометрии и решить подобную задачу самостоятельно (или с помощью учителя - в зависимости от сложности этой задачи).
^ Есть несколько простых приемов, которые помогут заинтересовать детей читать учебник.

Естественно, применять их необходимо в динамике накопления необходимых навыков работы с печатным текстом. Например, если подобрать самостоятельную работу специальным образом и рекомендовать использовать при решении учебник – большинство учащихся с удовольствием воспользуются такой возможностью, а это первый шаг к осознанию того, что в книге есть полезная информация и она может быть из этой книги получена.

Чтение учебника можно использовать для закрепления нового материала после объяснений учителя. Либо учитель может прочесть параграф вслух и акцентировать внимание учеников на основных фактах, формулах, правилах, свойства и т.д. Либо объяснение материала подается в комбинации с самостоятельным прочтением учащимися частей параграфа.

Если в изложении новой темы оставить некоторые «белые пятна» и в домашнем задании детям понадобится использовать недополученную информацию – очень легко определить на следующем уроке, кто из учащихся учебник дома не читал – домашнее задание будет сделано не полностью.

Комбинируя различные способы привлечения школьников к получению знаний из математического текста, к 11 классу мы сможем оставлять некоторые не самые сложные темы для самостоятельного изучения полностью.
Сейчас, когда всё больше выпускников украинских школ получают возможность продолжить образование за рубежом, наличие навыков работы с учебными пособиями становится не только полезным подспорьем, но и насущной необходимостью. Понимая эту задачу, наши педагоги трудятся над созданием новых методик, акцентированных именно на обучение школьников самостоятельной работе с учебником. Следует принять во внимание, что уже сейчас некоторые отечественные школы выдают своим выпускникам свидетельство о среднем образовании европейского образца. Давайте же, дорогие коллеги, подготовим наших сейчас еще школьников к трудностям взрослой жизни, научим их адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социума. Я хочу, чтобы каждый ребенок в нашей стране имел возможность реализовать свои творческие способности и устремления, а

школа – это только начало пути.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» icon«Уроки нравственности»
Конспект составила учитель начальных классов, учитель высшей категории еувк «Гимназия №8 с углубленным изучением английского языка»...

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconФио: Ошанин Алексей Дмитриевич
Знание английского языка (школа с углубленным изучением английского языка, сертификат The London school of English)

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconПрограмма развития школы на период до 2010 года «принимая других совершенствуй себя»
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №254 с углубленным изучением английского языка

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» icon«Заимствованная лексика в названиях одежды»
Е. В. Колпакова, учитель-методист Запорожской гимназии №71 с углубленным изучением иностранных языков

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconИзмаильская специализированная общеобразовательная школа №1 им. А....

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconБилецкий Николай Александрович
Кременчугская специализированная школа №10 с углубленным изучением английского языка

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconСценарий
Донцкая специализованная школа №11 І – ІІІ ступеней с углубленным изучением английского языка

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconСценарий
Донцкая специализованная школа №11 І – ІІІ ступеней с углубленным изучением английского языка

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconТворческая работа Миненко Александра, ученика Донецкой ош І-ІІІ ступеней...

Моя статья: «Учить учиться» Корнилова Элла Жоржевна, учитель математики Запорожской школы c углубленным изучением английского языка и иврита «Хабад Любавич» iconЛьюису кэрроллу посвящается
Донцкая специализованная школа І – ІІІ ступеней №11 с углубленным изучением английского языка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<