Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования»




Скачать 58.28 Kb.
НазваниеТема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования»
Дата публикации15.03.2013
Размер58.28 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Информатика > Лекция

Лекция 1 "Основы программирования и алгоритмические языки"

Раздел 1. Основные понятия программирования

Тема 1.1. Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования»

Структура курса


Курс является вводным в цикле изучения программирования. Он изучается в 1 и 2 семестрах. Включает в себя лекции, лабораторные работы и самостоятельную работу вне аудитории. В процессе изучения студенты пишут и отлаживают заданные преподавателем программы на 2-х языках программирования. В 3-м семестре выполняется курсовая работа.

Первая часть курса посвящена Паскале-подобным языкам. На их основе изучаются базовые понятия процедурных языков программирования: константы, переменные, типы и структуры данных, операторы, управляющие конструкции, процедуры и функции. Осваивается процесс конструирования и отладки в интегрированных средах программирования.

Вторая часть курса посвящена Си-подобным языкам. Цель второй часть, основы сравнительного анализа языков программирования. Студенты учатся сопоставлять возможности и средства разных языков, переходить от одного языка к другому и переносить тексты программ. Одновременно достигается более глубокое понимание процессов, связанных с выполнением программ на ЭВМ (управление памятью, обработка прерываний и т.п.)

Продолжением курса является курс «Языки объектно-ориентированного программирования», который изучается в 3 и 4 семестрах.
^

Изучение курса


При изучении любого материала главное – научиться анализировать проблему и синтезировать решение.

Например, Вы изучаете, как в программе на языке С++ описываются данные. В чем состоит проблема изучения этого материала? В том, чтобы понять следующее:

  1. что Вы знаете о данных вообще, безотносительно к языку С++? Это сложный вопрос, и его можно разделить на несколько:

    1. что такое «данные», и какую роль они играют в программах? В ответ на этот вопрос Вы «синтезируете» решение, вспоминая, что данные бывают разными. Например: исходные, промежуточные и результат. Некоторые исходные данные пользователю разрешено изменять (вводить в программу), а некоторые - нет. Одни данные соответствуют элементарным понятиям: количество, величина, символ... Другие соответствуют сложным понятиям: множество объектов, набор величин, текст. Из этого логически вытекает следующий вопрос:

    2. чем одни данные отличаются от других, и какие свойства характеризуют эти различия? Решение очевидно: это способность к изменению в ходе выполнения программы, тип, структура и т.п. Это решение лучше всего оформить в виде таблицы типов и структур данных в языке С++. В ней часть полей уже может быть заполнена. Например в нее можно внести типы: целое число, дробное число, буква, текст, множество, координаты точки в 3-х мерном пространстве, дата и время и т.п. Соответственно, пустыми пока остаются поля, в которых приводятся правила и примеры представления таких данных в языке С++. Очевидно также, что таблиц может быть несколько – по одной на каждое свойство.

^ Построив такие таблицы, мы достигли понимания цели изучения темы «данные в языке С++». Теперь эта цель формулируется следующим вопросом:

  1. Какими средствами языка С++ описываются данные, обладающие перечисленными выше свойствами? Этот вопрос можно разбить на несколько, в соответствии с известными Вам свойствами. Решением этих вопросов будет заполнение пустых полей таблиц при чтении соответствующих глав учебника.

^ Следующий вопрос решается одновременно с этим:

  1. Какие новые свойства данных Вы открыли для себя при изучении? Чем они могут быть Вам полезны? Решение этого вопроса – добавление новых строк в таблицы или даже составление новых таблиц.


Выводы из примера:

^ Анализ проблемы начинается с составления вопросов, охватывающих эту проблему. Сложные вопросы разбиваются на более простые, для которых ответы известны или их легко найти. Результатом составления вопросов являются таблицы с пустыми полями, которые следует заполнить при изучении материала. Синтез решения, это складывание ответа на сложный вопрос из ответов на простые вопросы путем логических рассуждений. В данном случае это заполнение пустых полей таблицы.

Такой подход применим и при изучении теоретического материала и при программировании заданий к лабораторным работам. При программировании вопросы могут записываться прямо в текст программы в виде комментариев. Например, «Как пользователь введет исходные данные». Решение этого вопроса – последовательность команд на языке программирования, которая обеспечивает диалог с пользователем.
Теоретический материал курса состоит из определений основных понятий языков программирования, описания синтаксических конструкций языков, пояснения их семантики и рассмотрения общеупотребимых приемов программирования.

Основные группы вопросов, которыми студент должен задаваться при изучении каждого понятия (термина, конструкции, приема):

  1. Зачем нужно данное понятие. То есть, с какой целью оно введено, для чего обычно используется?

  2. Есть ли аналогичные понятия в изучаемом языке или подобных языках. В чем отличия?

  3. Есть ли противоположные понятия. В чем противоположность?

  4. Это понятие простое или составное. Из каких частей состоит?

  5. Как правильно применять это понятие. В каком контексте применение правильно? Что происходит в результате применения? По каким признакам можно судить о правильном применении?

  6. Какие «ловушки» провоцируют неправильное применение понятия. Что происходит в результате неправильного применения? По каким признакам можно судить о неправильном применении?

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Задание № 1.1 – Ответить на перечисленные выше вопросы для понятий, выделенных полужирным курсивом в расположенном выше параграфе «Алгоритмический язык». Ответы искать в учебниках, в Интернете, или придумать самостоятельно.
^

Предмет курса


Алгоритмический язык – это инструмент, с помощью которого программист описывает решение задачи. Такое описание является текстом программы.

Текст программы проходит несколько этапов обработки (программирование, компиляция, отладка, верификация). При этом применяются различные инструментальные средства, которые образуют среду программирования. В результате образуется исполнимая программа, которая может быть выполнена на компьютере с целью решения поставленной задачи, не зависимо от программиста.


Правила конструирования исходного текста определяются синтаксисом алгоритмического языка (какими словами или значками записываются операторы, команды и др. элементы языка, в каком порядке их можно записывать).

^ Вид исходного текста зависит от среды программирования (текст, гипертекст, графическая схема, графическая панель и т.п.)

Смысл сконструированной программы определяется семантикой языка программирования (как команды языка и их сочетания выполняются на ЭВМ).

Вид исполнимой программы зависит от среды исполнения. Это может быть загрузочный модуль в двоичном коде машинных команд (приложение), динамическая библиотека, текстовый скрипт и т.п.

Задача курса – научить студентов самостоятельно по документации осваивать новые языки программирования.

Освоить язык программирования, это:

- оценить конструкторские возможности языка – насколько он подходит для конструирования заданных программ, обладает ли достаточными возможностями (набором команд, типами данных, стандартными функциями и т.п.)

- оценить социальные (коммуникативные) возможности языка – кто, кроме Вас, сможет прочесть исходный текст программы, легко ли его будет изменять в будущем, можно ли включить в текст программы дополнительную информацию, чтобы были понятны Ваши намерения, и т.п.

- оценить уровень автоматизации конструирования, обеспечиваемый средой программирования, наличие справочной информации, примеров, готовых компонент, отладчика и т.п.

- понять, как (с помощью имеющихся средств) сконструировать требуемую программу, и насколько эта программа будет простой, понятной и эффективной.

- легко, быстро и правильно конструировать и отлаживать простые программы на выбранном языке в выбранной среде. Конструирование сложных программ выходит за рамки освоения языка программирования. Это уже совершенствование мастерства по программированию задач в конкретной предметной области (изучается на старших курсах).





/home/server10/uchebilka.ru/pars_docs/refs/16/15253/15253.doc 5.9.2007 09:46:00 PM


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconПрограмма курса лекций
Развитие алгоритмических абстракций, или второе поколение языков программирования

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconКраткое содержание курса
Целью курса является изучение: организации и принципов построения современных операционных систем и системных программ; аппаратных...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconСистемное программирование и операционные системы
Целью курса является изучение: организации и принципов построения современных операционных систем и системных программ; аппаратных...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconПрактическая работа №19 Тема : Основы программирования в среде
Тема: Основы программирования в среде rad. Установка Delphi, знакомство с интерфейсом, создание первой простой программы

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconЛекция 2 "Основы программирования и алгоритмические языки" Тема Процесс программирования
Вычислительный процесс – это решение задачи путем преобразования исходных данных в результат с помощью вычислителя, который действует...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» icon1. Организация учебного процесса
Этапы развития программирования. Классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования. Алгоритмы. Этапы...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconЗадачи и решения по теме «Программирование на языке pascal» по предмету
Ничто так не развивает логическое мышление, как занятие разработкой алгоритма решения поставленной задачи и непосредственно процесс...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconУрок математики и основ здоровья 4 класс Учитель ош №4 г. Краматорска...
Тема. Повторение пдд с курса основы здоровья, закрепление умений решать задачи на движение и навыков выполнения действий с многозначными...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconПрактическая работа №24 Тема : Основы программирования в визуальной среде
Тема: Основы программирования в визуальной среде (rad1). Установка Delphi (Lazarus), знакомство с интерфейсом, создание первой простой...

Тема Задачи курса «Основы алгоритмических языков и программирования» iconПрактическая работа №25 Тема : Основы программирования в визуальной среде
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<