Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая




Скачать 197.94 Kb.
НазваниеРеферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая
Дата публикации11.11.2013
Размер197.94 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Информатика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Семейная психотерапия

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии 1. Школа Пало Алто 2. Семейная психоаналитическая психотерапия 3. Семейная системная психотерапия 4. Стратегическая семейная психотерапия 5. Семейная поведенческая психотерапия 6. Другие направления Супружеская психотерапия Семейное консультирование Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях Список литературы Семейная психотерапия Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленныйна коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранениеэмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного членасемьи. В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться отнескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Еёдлительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителясимптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивациейчленов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейнаятерапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречипроисходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели. Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис): 1) семеный диагноз, диагностический этап; 2) ликвидация семейного конфликта; 3) реконструктивный; 4) поддерживающий. Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношенийс учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностикасемейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейнойгруппе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемныедиагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностикизаключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах ипредопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенностьсостоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьиинформации о происходящем с информацией от других членов семьи исобственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основаниирасспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии(“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы насамом деле”). На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом ичленами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейногоконфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагированиякаждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установленияадекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникамконфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, онберёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информациюо конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этойинформации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейнойпсихотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когдапсихотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на языкжеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностьюучастников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущимипсихотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия,нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а такжеспециально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга. На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповоеобсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо впараллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. Вэтих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучениеправилам конструктивного спора. Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённыхна предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазонаролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятсяконсультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно креальной жизни. Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии,обосновывает последовательность применения различных психотерапевтическихметодов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы,которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии: 1) Эффективное использование молчания; 2) Умение слушать; 3) Обучение с помощью вопросов; 4) Повторение; 5) Суммирование, резюмирование; 6) Уточнение (прояснение) и отражение аффекта; 7) Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки; 8) Проигрывание ролей; 9) Создание “живых скульптур”;10) Анализ видеозаписи. Развитие семейной психотерапии В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и“семейном лечении” различных психических расстройств. Подлиннымосновоположником семейной терапии в России и одним из первых в миресчитается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основалврачебно-воспитательное заведение для психически больных детей иподростков, персонал которого уделял большое внимание диагностикевзаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничноговоспитания в формировании тех или илных проявлений душевных болезней. Сродственниками больных детей проводилось так называемое “семейноевоспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии. Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-ых годовХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяютнесколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое,системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым сталопсиходинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая“маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные чертыпсиходинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членовсемьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимныхпроекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта – то естьосознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношенияв семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношенийвозникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации кжизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующийбольших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членовсемьи, считается экономически менее целесообразным, хотя ивысокоэффективным. В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают врусле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическоенаправление. Сторонники эклектического направления соединяют впсихотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы:гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификацииповедения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии идругие. Направления в семейной психотерапии Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии. 1. Школа Пало Алто Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода“проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы уМилтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходомборьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом – один изспособов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задачапсихотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия.Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если натерапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейнуюпсихотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнениезаданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своёмнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса,так и на дом. Цель этих заданий: . изменить поведение членов семьи; . найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи; . изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий; . осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует. Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первыестроились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые напервый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции,которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение внужном направлении. Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которогосчитают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-ыхгодов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящийиз 4-х принципов: 1. Определение и прояснение отношений. 2. “Невовлечение в треугольник” (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание на процессе отношений); 3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению; 4. Занятие “Я-позиции”. 2. Семейная психоаналитическая терапия Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личностиучастников психотерапии таким образом, чтобы они были в состояниивзаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешнейреальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого.Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чемпредставители других школ. Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении:конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техникиулучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”.Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустоеобсуждение вопросами. 3. Семейная системная психотерапия Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, КлуМаданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направлениесчитается одним из наиболее широко представленных, перспективных,экономически целесообразных и терапевтически эффективных направленийсемейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направленияоказали положения общей теории систем Ильи Пригожина. В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостнаясистема, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. Навсём протяжении своего существования семьи проходят через закономерныекризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей,беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьныеучреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв сродителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезкахсвоего существования семьи оказываются неспособными разрешать новыепроблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнятьсвои приспособительные реакции. Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом: 1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей. 2. Формулирование психотерапевтического запроса. 3. Реконструкция семейных отношений. 4. Завершение психотерапии и отсоединение. Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригадатерапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за ихработой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицейпсихотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих пододной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её методбыл краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний,стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением.Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалосьочень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий,противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам. 4. Стратегическая семейная психотерапия Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”,“короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известныефигуры этого направления – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своейработе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностяхличности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманиемк деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность этонаправление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого методапочерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерныдва подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего,что предлагает клиент. Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решенияпроблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причиннарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающиеустойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействиемв семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляетпроблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормальнофункционирующая семья – это та, которая избегает симптомов и способнафункционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств. 5. Семейная поведенческая психотерапия Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видитподкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведениясопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут болееблагоприятные последствия. Представителей этого направления интересуетанализ последовательности поступков. За основу берётся положения, чтоудовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловленаотсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другуудовольствий. Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренингродителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевтпереформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путяхеё решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашаютвсю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей.Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентностив вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттерновэмоционально-поведенческого реагирования. Наиболее популярны следующие техники работы: формирование (shaping) – достижение желаемого поведения небольшимипорциями через последовательное подкрепление; жетонная система – использует деньги или очки в качестве вознаграждениядетей за успешное поведение; контрактная система – включает в себя соглашение с родителями обизменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка; обмен изменениями за вознаграждение; прерывание (timeout) – наказание в виде изоляции. Семейная поведенческая психотерапия – это один из самых популярныхметодов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтическиеизменения оказываются однобокими или кратковременными. 6. Другие направления Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто.Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие.Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способовкоммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохофункционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этогонаправления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшениекоммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно техспособов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группамитехник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьиправилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации всемье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил.Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективнойметод. Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте,наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (AugustNapier). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер,Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999). Супружеская психотерапия Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, котораяориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейныхконфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях,обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать каксамостоятельный метод и как этап семейной психотерапии. Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров,который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружескойпсихотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь темысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводуего (её) супружества. В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространеныдинамический, поведенческий и гуманистический подходы. При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точкизрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживаетсядинамика межличностных отношений и её связь с динамикой психическихпроцессов. Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является преждевсего изменение поведения партнеров, при этом используются методыобусловливания и обучения, что обеспечивает: 1. Управление взаимным положительным поведением супругов; 2. Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем; 3. Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения. Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее времяявляется наиболее распространённым. Самые популярные его формы – заключениесупуржеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор,приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалистыиспользуют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии. В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяютсвои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. Приформулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок:общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения,наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов. В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружескихотношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничногобрака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность всамовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личностикаждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, которыйизлишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и егородительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу.Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся квербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Былисформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятныеусловия для личностного роста партнёров: 1. Принцип реальности, “здесь и сейчас”; 2. Уважение к личной жизни партнёра; 3. Открытое общение – не “читать мысли” другого, а открыто говорить о своих чувствах и желаниях; 4. Подвижность в исполнении семейных ролей; 5. Равноправие; 6. Доверие; 7. Аутентичность – знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям; 8. Открытое партнёрство – каждый имеет право на собственные интересы и увлечения. Семейное консультирование Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейнойпсихотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границытерапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалосьпараллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основнойцелью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемычлена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечениявозможностей личностного роста. Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых,семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оноставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия всемье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурсасубъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации. В числе ведущих теоретических концепций семейного консультированияприводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональнаятерапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов,которые имеются в его арсенале. Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся кследующим пунктам: 1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме. 2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета- моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”. 3. Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже – 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта. 4. Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?” 5. Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения. 6. “Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние. 7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов. 8. Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”. В настоящее время семейное консультирование является широковостребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России.Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях,действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охранесемьи и детства, а также в других учреждениях. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт,изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие насемью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в ихжизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношениясемьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец,методики семейной психотерапии. Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапиинеобходимо, хотя и непросто для членов семьи – её участников, вследствиепричин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтомупсихотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию впсихотерапии. Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего – вовремя её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкиваетсяпсихотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление осемейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще,задача психотерапевта в ходе первой встречи – помочь клиенту в короткийсрок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от негопотребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии.Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи.Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента,актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д.,дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело вповседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта – создание у клиентапредставления о том, что семейная психотерапия даст возможность найтирешение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейнуюпсихотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента длясоздания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно,проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности инайти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи –сформировать у клиента активный интерес к самому содержаниюпсихотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когдаклиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого оннастраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощьюпсихотерапевта. Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решатьпроблемы разного вида, например: * Работать одному или пригласить ко-терапевта? * Какова оптимальная продолжительность психотерапии? * Где работать с семьёй – в кабинете или по месту её жительства? * Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными членами семьи? * Каковы наилучшая частота и длительность встреч? * С каких проблем начать, с частных или семейных? * Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт? Способ организации и проведения семейной психотерапии не долженопределяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеалевыбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть отособенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равноймере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) взависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий.Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, сдругим – недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие передпсихотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий. Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапиинаиболее применимы. Методика семейной психотерапии – это типоваясовокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённуюпсихотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развитияприобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновьпоявившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник,наиболее широко применяемых в семейной психотерапии. Директивы (или указания) – это прямые, конкретные указания онеобходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных еёчленов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указаниясделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, чтоделали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истиннаяеё цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директиврешающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательногоизучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самогопсихотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта. Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейнойпсихотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий кругпроблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейныхвопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например,исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях илиобучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует отпсихотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых приведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания,умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение,конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д. Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки иумения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейнойпсихотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразныхпсихотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”:формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общийих принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённаязадача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать,и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему(ей) справиться с заданием.Список использованной литературы: Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconА. Я. Варга канд психол наук, с н. с. Нцпз рамн, заведующая специализацией...
В своей монографии Эриксон и Хоган (Erickson, Hogan, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая icon18-20 ноября новая семейная психология тренер: Михаил Фомин Образование
Образование: высшее медицинское (вма им. Кирова), дополнительное психологи-ческое (СПбГУ), дополнительная специализация психотерапия,...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconИгровая семейная психотерапия
Для взрослых это справедливо так же, как и для детей, хотя данная потребность у них может приобретать различные формы. Создавая семью,...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconАлександр Черников Системная семейная терапия Интегративная модель...
Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconСемейная хроника. Записки
Семейная хроника. Записки Аркадія Васильевича Кочубея. 1790— 1873. С.ІІетербурѣ. 1890. 8 д. 314 стр

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconВебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconКнига является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить...
Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconКнига является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить...
Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconСемейная амбулатория стала в донецке «универсальным солдатом»
Жителям окраинного микрорайона Широкий в шахтерском Донецке отныне не надо по каждому поводу ездить в больницы города. Здесь открылась...

Реферат по курсу Семейная психотерапия “Семейная психотерапия” Семейная психотерапия Развитие семейной психотерапии Направления в семейной психотерапии Школа Пало Алто Семейная психоаналитическая психотерапия Семейная системная психотерапия Стратегическая семейная психотерапия Семейная поведенческая iconДжон хелли «необычайная психотерапия» Стратегическая психотерапия
Психотерапевт должен быть очень чувствительным и тонко реагирующим на пациента и свое окружение, но то, что он будет делать, должен...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<