Секреты портфолио




НазваниеСекреты портфолио
Дата публикации20.11.2013
Размер60.1 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
Секреты портфолио


Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у школьника устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники были конкурентоспособными, мобильными. Это задача, конечно же, не из легких. И здесь на помощь педагогу приходит технология «Портфолио», «одна из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании».
Что же такое ПОРТФОЛИО?

• Форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащихся

• Образовательная технология, поддерживающая компетентностно – ориентированный подход в образовании

• Коллекция работ учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях, умениях учащихся по сравнению с его предыдущими результатами
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО - доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

ПОРТФОЛИО

• Технология формирования ключевых компетентностей учащихся

• Новая эффективная форма контроля и оценки достижений учащихся
РЕЗУЛЬТАТ

Сформированные компетентности:

- решение проблем (самоуправление)

- информационная

- коммуникативная
ВЫПУСКНИК

- сориентированный в современных условиях рынка труда

- мобильный

- конкурентоспособный
^ ВИДЫ ПОРТФОЛИО

ПО ЦЕЛИ

- портфолио – собственность (для себя собирается)

- портфолио – отчет (собирается для учителя)
ПО СОДЕРЖАНИЮ

- портфолио достижений

- рефлексивный портфолио

- проблемно – ориентированный портфолио

- тематический портфолио


НОВЫЕ «РОЛИ» ПЕДАГОГА В ХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ технологии ПОРТФОЛИО

• Эксперт

• Консультант

• Тьютор
С данной технологией познакомилась на интерактивных курсах повышения квалификации педагогов Самарской области в 2003 году и вот уже 5-ый год успешно внедряю технологию «Портфолио» в учебный процесс.

Следует отметить, что процесс создания портфолио увлекает детей.

Секрет успеха педагога, внедряющего технологию «Портфолио», - грамотная организация запуска портфолио учащихся. Это должно быть сотрудничество ученика и учителя.
С чего же начать работу над портфолио?

1 шаг. Предлагаю начать с мотивации (Рассказать, что портфолио – это папка – накопитель, коллекция работ уч-ся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют).

Далее познакомить со структурой портфолио.
Классический портфолио состоит из

– титульного листа;

-оглавления,

-указания цели портфолио;

-4-х разделов, которые представляют собой крупные блоки материалов:

• «Портрет»

• «Коллектор»

• «Рабочие материалы»

• «Достижения».
Внутри разделов выделяются рубрики (1 рубрика обязательная, 2 факультативная).

• Цель раздела «Портрет» - представить автора портфолио (ученика) любым доступным способом. Это может быть фото, эссе, анкета, характеристика и т. п., раздел должен отображать особенности личности автора портфолио. Здесь могут быть следующие рубрики:

- «Моя анкета»

- «Познакомьтесь, это я!

- «Мои размышления»

- «Я и мои увлечения».

• Раздел «Коллектор» содержит информацию извне, т.е. материалы, автором которых не является ученик. Это памятки, схемы, списки литературы, иллюстрации, ксерокопии статей, материалы товарищей. Иными словами, «Коллектор» - это копилка информационных материалов, которые будут использованы в работе, а может быть, перейдут в архив. Здесь могут быть следующие рубрики:

-«Стол находок»

-«Это интересно»

-«Творчество моих товарищей».

• Раздел «Рабочие материалы» включает все материалы, созданные и систематизированные учеником. Этот раздел включает такие рубрики, как:

- «Письменные работы»

- «Мои суждения»

- «Анализ собственных ошибок».

• Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Здесь возможны рубрики:

- «Моя реклама»

- «Мои открытия».
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой.

Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы уч-ся.
2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.
3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио провожу и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в триместр; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).
4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):

• - грамотность

• - эстетическое оформление

• - наличие шкалы достижения цели

• - содержательность

• - соответствие материалов портфолио цели

• - творческий подход

• - наличие системы оценивания.
5 шаг. Создать систему оценивания и определить объекты проверки (какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Мой портрет»); следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты, но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.
Применяя данную технологию в учебном процессе 5-ый год, я убедилась, что технология портфолио приемлема для любого возраста. Умелый подход учителя – консультанта позволяет успешно работать в режиме портфолио и 5-тиклассникам, и 8-миклассникам, и выпускникам.

Вот, например, портфолио ученика 8А класса Гусарова Игоря.

Цель – предназначение портфолио– повысить свою грамотность, развить творческие способности, научиться достигать цель; доказать себе и всем, что я способный, научиться работать с информацией.

Портфолио включает разделы:

1. Портрет, где 2 рубрики: «Анкета», «Мои размышления» («Зачем изучать русский язык?»)

2. Коллектор, где собрана интересная информация о Сызрани, полюбившиеся стихотворения, схемы, таблицы.

3. Рабочие материалы, где находятся все письменные работы: творческий диктант, контрольные упражнения, сочинения, кроссворды по теме «Слова с непроверяемыми орфограммами», иллюстрации к литературным произведениям, материалы проектов.

4. Мои достижения (грамоты, дипломы, лучшие работы и проекты).
По шкале достижения цели легко проследить прогресс в обучении Гусарова Игоря. Самое важное: материалы портфолио подвергаются не только оценке учителя, но и сам ученик проводит рефлексию (с помощью установленной системы оценивания отмечает удачные и менее удачные работы).

Замечу, что в конце учебного года с учащимися, работающими в режиме портфолио, проводится анкетирование. Школьники могут строго заполнить опросники, а могут подойти творчески – записать свои размышления в виде эссе.
По результатам анкетирования выявлены разделы портфолио, с которыми ученики любят работать больше всего:

- мои достижения 97% (этот раздел позволяет осознать свою значимость и оценить результаты своей деятельности)

- мой портрет 85% (ребятам нравится творчески представлять свое «Я»)

- коллектор – 67%

- рабочие материалы – 65%
В чем же секрет технологии «Портфолио»?

- С помощью портфолио педагог свободно конструирует и реализует индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.

- Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.

- Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет осуществить сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

- Работа с портфолио всегда ведется так, что ученик всегда организует самоконтроль; осознает, как происходит процесс учения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные стратегии, насколько соответствуют его индивидуальности; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение.

- Портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Секреты портфолио iconМетод «портфолио» на уроках иностранного языка
Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ в виде текстов, электронных версий,...

Секреты портфолио iconИспользование э-портфолио в развитии информационно-аналитической...
Ключевые слова: информационно-аналитическая компетентность, руководитель профессионально-технического учебного заведения, электронный...

Секреты портфолио iconЭлектронное портфолио педагога
Портфолио позволяет педагогу презентовать свои достижения и направления деятельности. Оно предназначено для систематизации накопленного...

Секреты портфолио iconРекомендации по формированию портфолио педагога
«Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой визитную карточку, т е совокупность сведений...

Секреты портфолио iconМетодическая тема
Так и для родителей. Помочь учащимся научиться оценивать свои знания, приобрести навыки рефлексии помогает данный языковой портфолио,...

Секреты портфолио iconПоложение о Портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения Общие положения
Настоящее положение регулирует требования к портфолио педагогических работников дошкольного образовательного учреждения(далее – доу)...

Секреты портфолио iconПоложение о Портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения Общие положения
Настоящее положение регулирует требования к портфолио педагогических работников дошкольного образовательного учреждения(далее – доу)...

Секреты портфолио iconПоложение о портфолио обучающихся моу «Гимназия» Общие положения
Зато александровск №76 от 14. 02. 2011г и регулирует требования и нормы построения и действия к портфолио как способу фиксации и...

Секреты портфолио iconВольф Мессинг: секреты гипноза
Вольф Мессинг – легендарная личность с феноменальными способностями, секреты которых до сих пор не раскрыты. Эта статья об удивительных...

Секреты портфолио iconТеленовости: секреты журналистского мастерства
Теленовости: секреты журналистского мастерства. M.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1997....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<