Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации)




Скачать 315.87 Kb.
НазваниеСистема в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации)
страница1/3
Дата публикации13.12.2013
Размер315.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3

Система в работе школьного библиотекаря 

(методические рекомендации)



Заканчивается учебный год. Подводятся итоги проделанной работы. Есть время привести в систему работу школьной библиотеки по основным направлениям ее деятельности, продумать модель развития Вашей библиотеки. С чего же начать? 

Трудно представить себе возможность решения новых задач, стоявших перед школьными библиотеками, без существенного обновления их фондов. Созданы ли у Вас оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей на основе использования информационных ресурсов?

Информационные ресурсы современной школьной библиотеки включают в себя:

- книги и методические пособия;

- периодические издания, в том числе электронные журналы;

- аудио- видеоматериалы;

- традиционные каталоги и картотеки, электронные каталоги своей и других библиотек;

- полнотекстовые базы данных;

- компьютерные программы, CD-ROMы;

- Интернет и телевидение и т.д.

Проанализируйте информационные ресурсы Вашей библиотеки! Если они не отвечают современным требованиям, то продумайте эту проблему и выходите с предложениями к руководителю образовательного учреждения. 

Каталоги и картотеки являются составной частью информационных ресурсов библиотеки. Созданы ли они в Вашей библиотеке? Если нет, то в этих случаях трудно говорить о повышении уровня информационной культуры школьников. Значит нужно начинать эту работу.

Ознакомьтесь с задачами, которые в последнее время педагогическая наука и практика ставят перед школьными библиотеками, где среди умений и навыков работы с книгой называются процессы, которые почти невозможно освоить вне библиотеки и достаточно сложно научить осуществлять в библиотеке, не имеющей читального зала. Доведите эти требования до сведения администрации и педагогических работников (см.: Модели выпускника различных периодов обучения // Завуч. 1999. № 7. С. 27-42.). Библиотечно-библиографические знания и навыки: 

5 класс:

- подбирает самостоятельно книги по теме;

- пользуется библиотечным каталогом, тематическими картотеками и использует эти материалы на уроке;

6 класс:

- подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям;

- владеет техникой работы с различными словарями и детской энциклопедией;

- правильно записывает на карточку нужную книгу, статью из газеты или журнала;

- может делать обзор новой литературы по теме;

7 класс:

- владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями универсального порядка (БСЭ, ДЭ), справочной литературой различного типа;

- умеет пользоваться каталогами: систематическим, газетных и журнальных статей;

- умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе;

8 класс:

- использует комментарии авторские, переводчика, редактора, подстрочные, в конце книги;

- применяет справочный аппарат книги;

- владеет приемами работы с указателем произведений к собранию сочинений, а также справочным томом сочинений;

- имеет навыки работы с публицистической и общественно-политической литературой;

- самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения;

9 класс:

- в работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и карточках, использовать списки литературы внутри книги;

- владеет техникой работы с периодическими изданиями;

- владеет навыками работы с электронным каталогом;

- владеет методами и формами рекламы литературных произведений;

10 класс:

- пользуется межбиблиотечным абонементом (МБА);

- самостоятельно подбирает литературу для самостоятельного изучения учащимся младшего возраста и оказывает им помощь в составлении индивидуальных планов чтения;

11 класс:

- библиотечно-библиографические умения и навыки применяются при самостоятельной работе с различной литературой над индивидуальным планом обучения;

- в короткий срок подбирает необходимую литературу;

- использует рациональные способы ознакомления с нею;

- систематизирует информацию;

- свободно работает с любым видом каталогов, включая и электронный;

- конструирует и проводит библиотечные уроки, выставки, литературные вечера.

Характеристика уровней усвоения знаний (см.: Орлова Т.В. Научно-методическое обеспечение комплексной программы развития школы. Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. Часть 2. // Завуч. 1998. № 3. С. 71-80.):

- работает с удовлетворением с различной литературой (справочники, энциклопедический материал, научно-популярная статья, занимательная литература), отыскивая, отбирая необходимый материал;

- свободно владеет поиском недостающей информации, умеет приобретать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности;

- умеет получить вывод из информации, а затем развернуть его в текст с движением от главной мысли до конкретного знания;

- имеет знания и умения по самообразованию и самообучению;

- может работать с несколькими информационными источниками сразу (учебник, занимательная литература, энциклопедические материалы, Интернет и т.д.) выбирая и конструируя короткую информацию.

Наметьте работу по пропаганде библиотечно-библиографических знаний:

- ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталоги, картотеки, рекомендательные списки;

- ознакомление учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы со справочно-библиографическим аппаратом, ознакомление с о структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями так далее;

- проведение факультативных занятий и кружков по программе библиотечно-библиографических знаний.

А возможно в Вашем образовательном учреждении необходимо начинать работу по формированию информационной культуры? Как Вы предполагаете решать данную проблему? В этом случае Вам может помочь наш профессиональный журнал “Школьная библиотека”:

- Н.И Гендина. и др. Формирование информационной культуры школьников. Программа и результаты исследования. № 5. 2000; 

- Н.И. Гендина. Дидактические основы формирования информационной культуры. № 1. 2002.

- г. Стародубова. Информина. Сценарий зачетного учебного занятия по курсу “Основы информационной культуры. № 1. 2002.

- Е. Бединская. Основы информационной культуры школьников. Программа для учащихся 5-6 классов. Тесты по курсу “Основы информационной культуры школьника”. № 3. 2002.

- Н.И.Гендина и др. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. № 10. 2002.

- Л.П. Бирюкова Программа “Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам” 1-4 классы. № 1. 2003.

А теперь подумайте: по какой модели работает Ваша библиотека?

Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо четко представить миссию Вашей библиотеки. В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования библиотеки. 

Философия библиотеки определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми библиотека намеревается осуществлять свою деятельность. 

Предназначение определяет действия, которые библиотека намеревается осуществлять, и то, какого типа библиотекой она намеревается быть. То есть миссия понимается как утверждение раскрывающее смысл существования библиотеки. 

При формулировании целей миссии пропишите, что из себя представляет Ваша библиотека, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т.п., определите основные группы людей (учредители библиотеки, сотрудники библиотеки, пользователи библиотеки, деловые партнеры библиотеки, местное сообщество и общество в целом), чьи интересы оказывают влияние на деятельность библиотеки, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения. 

^ Формулируя миссию библиотеки, нужно выделить :

- основные задачи ее деятельности;

- функциональную специализацию;

- возможность взаимодействия с партнерами.

^ Миссия вырабатывается с учетом следующих факторов:

- история библиотеки, в процессе которой вырабатывалась философия библиотеки, формировался ее профиль и стиль деятельности;

- существующий стиль поведения и способ действия учредителя;

- состояние среды обитания библиотеки;

- ресурсы библиотеки;

- отличительные особенности, которыми обладает библиотека. 

В сопроводительной записке отразить целевые ориентиры библиотеки, сферу деятельности библиотеки, ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми библиотека намеревается осуществлять свою деятельность, способы осуществления деятельности, отражающие возможности, технологию, формы и методы работы. Миссия задает основные направления движения и отношения библиотеки. Конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки делать - для этого существует план работы библиотеки, который должен ориентироваться на миссию. Формой выражения миссии является положение о библиотеке ОУ или другой аналогичный документ. После определения миссии библиотеки необходимо определить модель развития Вашей библиотеки.

^ Из опыта работы можно выделить следующие модели библиотек:

- библиотека - информационный центр (медиатека);

- библиотека- центр общения;

- библиотека - центр культуры и т.д.

Чтобы перемены в работе Вашей школьной библиотеке наступили, прежде всего нужно преодолеть два барьера, замедляющие внедрение информационных технологий в практику работы:

^ Первый барьер - психологический. Школьные библиотекари и учителя часто не только не знают, но и не хотят использовать нововведения. Это с одной стороны. А с другой стороны, директора школ и администрация не замечает необходимость и важность применения новых технологий в библиотеке. Информационный шквал вынуждает педагогов искать специалистов по работе с нетрадиционными носителями информации. Этими специалистами должны стать Вы, библиотечный работник, и быть готовыми к тому, чтобы принять на себя роль лидера в школе по работе с информацией. Вы готовы к этому? 

^ Второй барьер - методическая слабость. Для преодоления второго барьера : 

- необходимо пройти переподготовку на курсах ООИПКРО, которые проводятся с целью оказания методической помощи: курсы базового повышения квалификации, проблемные: “Использование информационных технологий в профессиональной деятельности”, стажировки, семинары, мастер-классы и т.д.; 

- в работе руководствоваться нормативными документами и методическими рекомендациями;

- заняться самообразованием, используя профессиональную литературу;

- наметить работу по самообразованию, используя опыт работы лучших школьных библиотек: посещение семинаров, участие в работе “круглых столов”, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации и т.д.

Какие же доводы помогут убедить директора Вашего образовательного учреждения обратить внимание на использование информационных технологий в школьной библиотеке?

- Расширение диапазона доступа. Виды и формы носителей информации различны. Эти источники существенно дополняют и обогащают друг друга. Происходит значительное расширение базы знаний, которое должно привести к качественным изменениям в содержании обучения. Возможно участие в широком круге активного образования.

- Влияние на качество содержания образования. Грамотный подход к использованию материалов на различных носителях, ресурсов Интернета способен существенно обогатить процесс обучения.

- Профессиональное развитие и современная квалификация кадров. Использование информационных технологий становится центральной необходимостью для профессионального роста коллектива школы.

Изначально проект модернизации подготавливается “внутри” библиотеки. Затем проект должен стать частью программы общешкольных преобразований. Нововведения школьной библиотеки имеет несколько этапов:

- зарождение инновации, осмысление профессии и себя в ней, поиск идей развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация, создание проекта;

- освоение инновации, реализация проекта, внедрение;

- распространение инновации, Ваша деятельность как передовой опыт для коллег;

Данная цель может быть реализована при наличии определенной базы. Вами уже выявлено, что имеется в Вашей библиотеке для подобных преобразований? 

- регулярно пополняемый фонд;

- квалифицированный персонал библиотеки;

- поддержка директора и администрации;

- проект развития библиотеки стал составной частью инновационного проекта развития школы;

- дополнительные информационные ресурсы (нетрадиционные носители информации, аудио-, видеотека, выход в Интернет и т.д.);

- техническое оснащение;

- налаженные партнерские связи в образовательном и библиотечном сообществах;

^ Основное содержание Вашего проекта должно предусматривать:

- совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных;

- разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам;

- разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых читателей.

Выбирая оптимальную стратегию развития Вы должны учесть особенности Вашей школьной библиотеки, а именно:

- информационное обеспечение учащихся;

- информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;

- помощь в самообразовании и саморазвитии детей и взрослых.

^ Методы осуществления проекта в каждой школьной библиотеке должны быть индивидуальны. 

Особое значение для организации деятельности библиотеки имеет планирование, которое бывает перспективным и текущим. При написании плана работы школьной библиотеки можно руководствоваться “Кратким справочником школьного библиотекаря”, методическими рекомендациями, составителем которых является Строкова Н.А. “Планирование работы школьной библиотеки” (1999г., ИПК), а также методическими рекомендациями, помещенные в профессиональные периодические издания: “Примерная структура годового плана” - ж. Библиотека, № 1, 1993;“Планирование работы школьной библиотеки” - ж. ШБ, № 4, 2000; “Размышления о планировании работы школьной библиотеки” - ж. ШБ, № 4, 2001; “Книжный фонд на кончике пера” - “ПС” ШБ № 3, 1998; “Время собирать отчеты” - БШ,” 9, 2002. 

Неотъемлемой частью плана работы является анализ работы школьной библиотеки. Продумайте структуру анализа, которая может включать следующие разделы: 

- краткая справка о библиотеке; 

- основные направления деятельности библиотеки;

- фонд библиотеки; 

- анализ посещаемости библиотеки различными группами пользователей;

- обслуживание читателей с анализом книговыдачи, количественного показателя обращаемости и выполнения информационных запросов;

- работа по пропаганде чтения с анализом читаемости всех категорий читателей и т.д., то есть в анализе раскрываются те направления деятельности, которые отражены в плане работы.

При написании анализа используйте различные схемы, диаграммы, графики. Вы сможете проследить динамику в работе Вашей библиотеки, сделать выводы и определить конкретные цели на будущее и внести коррективы, обеспечивающие эффективное функционирование библиотеки, продумайте формы работы. 

А теперь посмотрите все ли Вас устраивает в организации библиотечного пространства. Если не устраивает, то начните:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconИмидж библиотечной профессии. Имидж библиотекаря. Имидж школьного библиотекаря. Что такое имидж?
Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе      (на примере школьных библиотекарей) 

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной...
Методические рекомендации к семинарским заняттям та самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» для иностранных студентов...

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации симферополь 2008 г. Применение интерактивных...
Применение интерактивных технологий в социально-адаптационной работе со старшеклассниками. /Методические рекомендации. Сост. Волочкова...

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации к лабораторной работе #1

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconПортфолио как способ презентации профессинальной деятельности школьного библиотекаря
Слово-то какое замысловатое. Но таким оно кажется только на первый взгляд. Но обо всем по порядку

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по работе бэк-офиса

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов по...
...

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации Тюмень 2000 г. Методические рекомендации...

Система в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации Тюмень 2000 г. Методические рекомендации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<