Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению»




Скачать 100.22 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению»
Дата публикации15.12.2013
Размер100.22 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Информатика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Невербальные средства общения

Введение В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языкужестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясьс друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, скем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многомопределяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоиттолько сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мыодновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себявозможность более эффективного и действительного их использования. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языкужестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когдачеловек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражаниеокружающим. Самые современные представления позволяют думать, чтоспособность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самыеразные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда,помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях поотношению к вам. С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальнойкоммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самоеудивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихсязначимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количествомсигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. Помнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либоучастником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду сречевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которыеони принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет ихрациональному анализу. 1. Невербальное общение Общение без слов – общение самое емкое и достоверное. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим вглаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты (см.схему 1). Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голосэту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникаетбессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение,либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и являетсячасто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошоизучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение – наиболее древняя и базисная формакоммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела,мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчасчасто понимаем друг друга без слов[1-3]. Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без трудапонимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие нашипоступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когдаотправляемся на улицу без нее. Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у нихнеразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды).В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеухудрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальнымязыком следует быть особенно осторожными. Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное.Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика)жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначнопередать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходитнеоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которымпрофессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артистпередает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли висполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разнымирежиссерами. Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, есливообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаютсявжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаютсяпередать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм –неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-такипри помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти,превосходства и зависимости, уважения и презрения. Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачути смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры ккультуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычноформулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникаютнепроизвольно, помимо нашего сознания. 2. Роль невербального общенияМожно обмануть словами,но нельзя обмануть голосом. Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то жевремя чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценкамученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит поневербальным каналам коммуникации[4]. Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональнымиартистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложнымтворческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтомуневербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное.Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мыникогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человекможет держать в голове одновременно не более 5-7 факторов [5]. Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его намподарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора.Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языкомневербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык.Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувствабыстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный языкиспользуется и при словесном общении. При его помощи мы:• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путеминформацию;• передаем информацию сознательно или бессознательно;• выражаем свои эмоции и чувства;• регулируем ход разговора;• контролируем и воздействуем на других лиц;• восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде. Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые намговорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящийсобеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам.Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный впередподбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживатьсвои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнерсчитает себя в позиции силы. Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для насобраз. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызватьобраз компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случаенашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о насаудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления. Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, аслова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующихпринять наши предложения, если только аудитория не будет нас считатьзаранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом. Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватноемнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуемо нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладаниесогласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее,“физик”, чем “лирик”. 3. Этикет невербального общения Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровнявоспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторыелюди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держатспокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами постолу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массироватьруками щеки или пальцем переносицу, демонстрировано рассматривать своиногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указывать пальцем. Неотставляют мизинец во время еды, курения. Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника поплечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают его локтем, настряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос содежды собеседника, спрашивают у него разрешение). При разговорежестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как«Садитесь, пожалуйста», «Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вампредставить?» и т. Д. сопровождаются соответствующим жестом. Жесты должны быть скупы, неразмашистые, определенные: легкий кивокголовы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение ксказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ наобращение к вам. При посещении других стран особенно внимательно следят засвоими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный вовсех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеетсовершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль»или «ничего». В Японии – «деньги», а в некоторых странах Средиземноморскогобассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины. Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и НовойЗеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и«Всё в порядке». Если поднимают место большого средний палец, то это имеетоскорбительное значение – «сядь на это». В Греции жест с поднятием большогопальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос. Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что онсчитает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себяладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Темже самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец,сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей.Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.Поднятые брови в Германии означают восхищение; в Англии – выражениескептицизма.Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем поносу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорятнаходится в состоянии алкогольного опьянения.Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подноситих к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй.Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, чтоон не доверяет тому, о ком говорят.В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство.В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестомпрощания.Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроениеи мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интереснымсобеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак,- если пальцы рук сцеплены. Возможно три варианта: скрещенные пальцы рукна уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест означаетразочарование желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение;- защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак).Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете;- почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человекнаслушался вдоволь и хочет выказаться;- почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении инеуверенности человека;- пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение иподдержке;- собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – этосвидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент скем-либо;- человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, чтоон что-то скрывает;- скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует о том, что лучшеразговор закончить или перейти на другую тему.Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник прискрещивание рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готовперейти врукопашную;- жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают щёку –это жесты размышления и оценки;- обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимаетплечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то темуразговора следует поменять;- если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговоринтересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение; Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе. Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходствонад другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину сзахватом запястья» и «закидыванием рук за голову». С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотятрасположить его к себе, то наклоняются немного вперёд с протянутымиладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается вкопировании жеста. Человек, который во время разговора держится руками за боковые краястула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В такомслучае беседу сразу прекращают. По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить егоотношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянновверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится.Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причёмчем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен. Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутномсостоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает,если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, укоторого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен. Опущенные плечи и поднята голова – настроен на успех, контролируетситуацию. Склоненная набок голова – собеседник заинтересован. Потираниевека – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседникнапряжен и чувствует опасность, исходящую от вас. Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательнымчеловеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости,которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенныйразговор и оставить о себе самое благоприятное. Заключение Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачиинформации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам,может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому припомощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чемвербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая поневербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному,то верить следует невербальной. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить вашиотношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человекомцель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны влучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то,никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило быобщение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новоезнание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь. Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей взаблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам инеобходимо. ПриложениеСхема 1. Виды общения[pic] Схема 2. Невербальное общение[pic] Библиографический список:1. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.2. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? – М.: Дело, 1997.3. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.4. Mark L., Hickson III and Don W. Stacks. Nonverbal communications:studies and applications. (Dubuque, Iowa: Brown, 1984).5. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.6. Малая энциклопедия этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconТема урока: «Невербальные средства общения»
Цель урока: знакомство с невербальными средствами общения; развитие коммуникативных способностей учащихся

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологический тренинг...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Зародившись в те времена, когда стали проявляться самые ранние признаки человеческой цивилизации, средства общения между людьми (средства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconПрограмма “Комплекс” Мультимедийное занятие Тема: «Навыки делового...
Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения. Коммуникационная компетенция...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Роль общения со взрослыми...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Этика общения с умирающим...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconБурнос Е. Ю., Украина, г. Сумы, Сумгу стратегия и содержание обучения...
Важным компонентом содержания преподавания русского языка как иностранного (рки) является формирование речевых умений, обеспечивающих...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Стили педагогического общения....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения Введение в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей непоследнее место отводится так называемому «невербальному общению» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Стили педагогического общения....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<