Скачать 88.35 Kb.
|
Конспект урока внеклассного чтения во втором классе «Н. Носов. «Фантазёры» Пояснительная записка к медиауроку внеклассного чтения. Обснование целесообразности использования информационных технологий. Главная цель медиаурока по внеклассному чтению – пробудить чувства заинтересованности, любви к чтению литературных произведений, повысить эмоциональный настрой обучающихся. Компьютерная презентация выступает как наглядный метод обучения. Использование компьютерных технологий на уроке представляет обширные возможности работы с текстом. Это средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся. Компьютерная презентация «Н. Носов. «Фантазёры» содержит материал для проведения урока внеклассного чтения во втором классе по произведениям Н. Носова. Презентацию можно использовать при проведении библиотечных уроков, классных часов, во внеклассных мероприятиях, посвящённых творчеству писателя. Тема урока: ^ Цели урока: обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения, умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям, провести работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развивать речь, мышление, воспитывать интерес к литературным произведениям. Оборудование: презентационное оборудование, рисунки детей к рассказам Н.Носова, рассказ Н.Носова «Фантазёры», карточки. Ход урока.
Слайд 1. («На горке», «Саша», «Замазка», «Ступеньки», «Огурцы», «Фантазёры», «Мишкина каша», «Федина задача», «Телефон», «Огородники», «Дружок», «Заплатка», «Метро», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей») -Прочитайте записи на слайде. Что в них общего? (Это весёлые, смешные произведения Н.Носова). Слайд 1.1. 3. Актуализация опорных знаний. -Вы уже прочитали много произведений Носова. Что вы о нём знаете? Каким он был человеком? 2 ученика рассказывают о Носове. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В этом году 23 ноября ему исполнилось бы 100 лет. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. -О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы? -Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть. Произведения Носова учат понимать шутку, посмеяться над собой. 4. Беседа по прочитанным произведениям. -А внимательно ли вы читали произведения Н.Носова? Давайте проверим. На слайдах отрывки из произведений, назвать их. Слайды 2, 3, 4, 5. - Ты чего хрюкаешь? - Как это - хрюкаю? Я не хрюкаю. - Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка. - Я и говорю по-человечески. Зачем мне хрюкать? - Ну, довольно тебе баловаться! Всё равно я не поверю, что ты поросёнка в комнату притащил. («Телефон».) Вскочили мы с кроватей, закрыли дверь в соседнюю комнату, откуда был ход на чердак. К двери стол придвинули и ещё другим столом и кроватью подпёрли. А на крыше всё стучат и стучат: то один, то другой, то вместе разом. И ещё третий к ним прибавился. И ещё кто-то снова в дверь колотить начал. («Тук-тук-тук.») Я живу хорошо. Что хочу то и делаю: хочу - гребешком причёсываюсь, хочу – на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь. - А тебе позволяет дедушка? - Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя. - А где же дедушка спит? - Дедушка там, в углу, на коврике. («Бобик в гостях у Барбоса».) - Вот и лечи такого больного! Его лечишь, лечишь, а он выпрыгнет в окошко и убежит. Куда это годится? ( «Приключения Незнайки и его друзей».) «Бюро находок». – Определите, из каких произведений потерялись предметы. Слайды 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8. (Шляпа, картошка – «Живая шляпа». Нитки, иголки, ткань – «Заплатка». Огурцы – «Огурцы». Кастрюля, крупа – «Мишкина каша». Свисток, аквариум – «Карасик». Пистолет – «Саша». Чемодан – «Дружок».) -Отгадайте кроссворд. Слайд 7.
5.Анализ произведения «Фантазёры». -Какое слово получилось по вертикали? (Фантазия) -Уточните значение этого слова, подберите синонимы. (Выдумка, затея). Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать) -Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр) ^ : фантазировать – фантазёр -Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова «Фантазёры». -Кто так назван в рассказе? (Мишутка и Стасик.) -Что делали ребята? Прочитайте. -Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик. Читают по ролям. (Читают до слов: - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!) Слайд 8.
-Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему? - Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать). Как называют человека, который врёт? (Врун). Слайд 9. (Портрет Носова, обложки книг.) -Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? (Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.) -Чем отличается врун от фантазёра? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.) -Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга? - Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…) - Что сказал ребятам Игорь? -Что ответили ребята? -Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Обманывать.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.) - Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны? - Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю? - Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…») - Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм? - Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? - Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять? - Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? - Как вы относитесь к поступку мальчика? - Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы? - Как вы понимаете значение слова брехун? - Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? (Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить? (Обманывает, врёт.) - Зачем используется такое грубое слово? - Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.) - Кого встретили мальчики? - Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять? - Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.) - Как ребята утешали Иру? Прочитайте. -Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует? - Зачем он это делает? - А как бы вы посочувствовали девочке? - Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра. - Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.) 6. Физминутка. Слайд 10. 7. Вторичный синтез. Работа в парах. Ученики получают карточки с заданием: - Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие - для врунов. Карточка: ^ Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя; Хочет сочинить интересную историю; Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; ^ Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие. Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. 8. Обобщающая беседа. -Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев? - Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем? - Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии? На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни. Слайд 11. Карточка: ^ Слайд 11.1. 9. Выразительное чтение отрывков. - Найдите эпизод, в котором Миша и Стасик рассказывают фантастические истории. - Какое настроение у ребят? Как будете читать их слова? Прочитайте по ролям. - Прочитайте эпизоды к вашим рисункам. Оценки за чтение. 10. Итог урока. - Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы? - Прочитайте слова Сергея Михалкова на слайде. Слайд 12. «Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру». Использованная литература и интернет-источники:
|
![]() | Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения | ![]() | Оборудование: произведение Е. И. Носов «Белый гусь», иллюстрации по теме урока, энциклопедическая статья «Гуси» |
![]() | Цели урока: обобщить знания о творчестве детского писателя Н. Н. Носова; совершенствовать навык выборочного чтения, провести работу... | ![]() | Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему |
![]() | План-конспект урока чтения на тему «В. Семернин «Музыкант». «Музыкальные инструменты» (по книге «Что такое. Кто такой.»)» | ![]() | Н. Носова: «Мишкина каша», «Дружок», «Телефон», «Огородник», повесть «Веселая семейка» |
![]() | Оборудование: цветик-семицветик, наклеенный на детский зонтик, альбом, цветные карандаши | ![]() | Цель: обобщить представления детей о зиме, познакомить с новыми рассказами и стихотворениями о зиме; продолжить работу над техникой... |
![]() | Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; познакомить учащихся с авторами песен; вызвать интерес к изучению песен;... | ![]() | Оборудование: наглядности к сказкам, плакаты, выставка книг, пословицы, читательные дневники, листы бумаги, цв карандаши |