Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества»




Скачать 210.43 Kb.
НазваниеРеферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества»
Дата публикации31.12.2013
Размер210.43 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Информатика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Информационная революция и становление информационного общества

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ: «ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» ВЫПОЛНИЛ: студент гр. 4201-з Козлов В.О. ст. билет №964041 ПРОВЕРИЛ: НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 2000 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение …………………………………………………………….2 2. Роль и значение информационных революций ……………..…..2 3. Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века ………….3 4. Информационный ресурс общества ……………………….….…4 5. Формирование информационной среды общества …………….4 6. Понятие “Информационного общества” ……………….……...5 7. Культура в Новом обществе ………………………………….….6 8. Человек в Новом обществе………………………….…….….…..7 9. Проблемы Нового обществе ………….……..………………..…..7 10. Заключение …………………………………………………….…...8 11. Используемая литература ………………………………….…..12 ВВЕДЕНИЕ Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров идругие нехитрые способы передачи информации, которые люди научилисьиспользовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда. Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появиласьвозможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную игосударственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нуждызаучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот. Величайшими прозрениями человечества стали типографский станок ирегулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признакацивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться слюбым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах. Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владеяинформационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степенизависит от их информированности, способности эффективно использоватьинформацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современныйспециалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать ииспользовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и другихсредств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсеобщества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развитияк информационному. Информационный рынок предоставит потребителям всенеобходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечитиндустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все этивопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единогомнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иногонаправления, формулировок и понятий и т.п. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ. В истории развития цивилизации произошло несколько информационныхреволюций - преобразований общественных отношений из-за кардинальныхизменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразованийявлялось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело кгигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможностьпередачи знаний от поколения к поколениям. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, котороерадикально изменило индустриальное общество, культуру, организациюдеятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодарякоторому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативнопередавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорнойтехнологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах иинтегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системыпередачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуюттри фундаментальные инновации: ( переход от механических и электрических средств преобразованияинформации к электронным; ( миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; ( создание программно - управляемых устройств и процессов. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новуюотрасль - информационную индустрию, связанную с производством техническихсредств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшимисоставляющими информационной индустрии становятся все виды информационныхтехнологий, особенно телекоммуникации. Современная информационнаятехнология опирается на достижения в области компьютерной техники и средствсвязи. (Информационная технология - процесс, использующий совокупностьсредств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации)для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса илиявления.) Усложнение индустриального производства, социальной, экономической иполитической жизни, изменение динамики процессов во всех сферахдеятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей взнаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворенияэтих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологийпослужило толчком к развитию общества, построенном на использованииразличной информации и получившего название информационного общества. Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в сниженииэффективности информационного обмена:- резко возрос объем публикуемых данных; - появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно; - существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; - между группами разных специалистов стало трудно общаться; - возрос объем неопубликованной информации; - выросла проблема межъязыкового обмена в мире; Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса -явление информационного “тромбоза”, т.е. информационного “взрыва”(лавинообразного роста объемов социнформации), сопровождающегосяинформационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека ввосприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужнойинформации из общего потока). Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса сталосоздание в 1971 микропроцессора. Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблемасоздания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов.Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественногоресурса - информационного, позволяющего экономить большинство другихресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степенисвязан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,эффективностью формирования, размещения и использования информационныхресурсов и продуктов. Информационный ресурс общества Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевыхпонятий социальной информатики. Широкое использование этого понятияначалось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальныеинформационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание нарубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальныеинформационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленноразвитых стран от источников информации (технической, экономической,политической, военной), а также от уровня развития и эффективностииспользования средств передачи и переработки информации. Понятие информационного ресурса находится в стадии формирования, трудностьего однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью такихпонятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д. Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные вобществе знания, подготовленные для целесообразного социальногоиспользования. Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода- для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющееинформационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что присоздании информационной среды должно быть образовано диалектическоеединство средств информатики и системы социальной информации. К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационнаясреда трактуется как синоним техносферы, что является отражениемтехнократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизациисильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации(“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация,когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная,неадекватная социальным процессам информация. Системы социальной информации в России практически не существует.Системы социальной информации предполагает создание иерархии в социальнойинформации. При социальном управлении должна использоваться информация овыходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы.При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о егозначениях предоставляется только по запросу. Информация по остальномумножеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметровза нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальныхрешений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент,характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и10% самых бедных членов общества. Важно отметить, что существует как объективные, так и объективныепричины нескладывания Системы социальной информации. Основными объективнымипричинами являются трудность определения состава ключевых управленческихпараметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовыхсредств и программно-технического компьютерного обеспечения. Средисубъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования,и несформированное по поводу необходимости научных основ социальногоуправления общественное мнение. В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистикудля информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщаютГоскомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”. Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изученииинформационной среды общества является понятие “информационный потенциалобщества”.Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный вобществе информационный ресурс.Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный,введенный в действие информационный ресурс.Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества вединстве со средствами, методами и условиями, позволяющими егоактивизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены нетолько средства информационной техносферы, но также социальные средства,методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы,повышению информационной культуры общества, его интеллектуальногопотенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации,медиатизации и интеллектуализации. Социальные структуры и институты, необходимые для активизацииинформационных ресурсов общества - это, например, институты образования исемьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеютподбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роликаждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важноиспользовать методику определения интеллектуальных способностей,профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет существенное значение для успехапроцесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женскойлинии идет передача культурного опыта поколений, в основном матьзакладывает основы интеллекта ребенка в семье. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией,важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Этоструктуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения,научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д. ПОНЯТИЕ “ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА” Определение понятия “информационного общества” является одним изключевых. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новуюэпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первуюочередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытиячеловека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире немогла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию“информационного” общества. Ни один из философов, писавших о даннойпроблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества врамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблемуодносторонне, будь то с политической, экономической или социальной точкизрения. Это породили огромное количество разнообразных названий иопределений, о которых говорит У.Дайзард. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскуюприставку “пост-”, т.е. “после -”, словно их создатели ожидают какого-товсемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей,после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новоеобщество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название,одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизнугрядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером“информационное общество”. Так как сам автор концепции “информационного общества” не дал четкогоопределения своему “детищу”, я попытаюсь это сделать за него. Очевидно, чтонельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как этосделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля,поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически всесферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, “информационноеобщество” - это цивилизация, в основе развития и существования которойлежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”,обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальныммиром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущностинового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальнуюсреду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий,компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой,служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянновозникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одногочеловека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет исоцио-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моемумнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества. КУЛЬТУРА В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ К сожалению, авторы концепции “информационного общества” не уделялидостаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия егонаступления принесет для культурной жизни человечества. Этот вопрос былспециально разработан лишь Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьяхо будущем труда. В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачейстановится максимально ускорить и упростить передачу информации междулюдьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она стандартизируется иклассифицируется с тем, чтобы как можно сильнее ускорить процесс обработкиинформационного потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: содной стороны, максимально сближаются духовная и материальная стороны жизничеловека, ибо в культуре необходимым образом присутствует подвергающийсявышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны,происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектовкультуры. Сближение духовного и материального на почве информационного элементакультуры иллюстрируется тоффлеровской “блип”-культурой. В самом деле, онане является в полном смысле культурой, а служит исключительно средствопередачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сферекультуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого “Война и мир”будет “блип”-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек,стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется краткимпересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение,прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиляи точностью прописи характеров. Именно в этом кроется причина четкого разграничения эмоционального иинформационного элемента культуры. Это хорошо видно на примере живописи.Если раньше картины художников-реалистов удовлетворяли обе эти потребности,то теперь их функции резко разграничены - чертежи и карты суть информация,абстракционистские картины суть эстетическое наслаждение. Кроме того, мне хотелось бы отметить, что культура нового обществапредставляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессеформирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, ксередине XXI века. ЧЕЛОВЕК В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ Представления авторов концепции “информационного общества” о жизничеловека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковыидиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, непроцитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можносделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавивот работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно былодоказано, это совершенно неверная точка зрения. Любопытно будет рассмотретьбытие человека в новом обществе, разложив его на отдельные элементы. Дом и семья. Распад классической “нуклеарной” семья как “ячейки общества”на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется намногообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этойтенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иныеформы брака численно превышают количество “нуклеарных” семей. Что жекасается возникновения “электронного коттеджа”, то здесь я не согласен сТоффлером. Книга была написана в 70-х годах, когда ставилась цельизбавления от бумажно-канцелярского труда, с каковой целью работапереносилась на компьютер и отдавалась на дом. Сейчас можно с уверенностьюутверждать, что за 20 истекших лет этот процесс должен был прийти клогическому завершению. И тот факт, что этого не произошло, подтверждаетидею о необходимости личного контакта людей для выполнения большинствавидов творческой, а иногда и нетворческой работы. Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образованиепретерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации,диверсификации и индивидуализации. Утопические идеи обучения по телевизоруостались нереализованными в силу малой практического эффекта данногоспособа. Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я полностьюсогласен с идеями респондентного телевидения и реализации свободы словачерез создание собственных информационных банков. Несмотря на некоторуюутопичность попыток построения “настоящей” демократии, подобные техническиенововведения служили бы как минимум надежной защитой против попытоктоталитарного возрождения. ПРОБЛЕМЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА Многие авторы пытаются слить воедино три вида проблем: трудностинастоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственнопроблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько подробнее. Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны,экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д..Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу”- такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Мы ужепрактически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем как - то естьостается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос оперестройке сознания людей для нового типа мышления. Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколькоглобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальнаянеопределенность сущности информации, как материальной, так и с философскойточки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли перваяпродолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношениятехники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться кбурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или жеследует затормозит развитие и поискать иной путь. В принципе, вопросы обюрократически-информационной системе и тотальной контроле являютсяпроизводными от этих трех. Эти вопросы еще ждут своих исследователей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязисоциальных групп при переходе к постиндустриальному, информационномуобществу.) Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры под влияниеминформатизации необходимо вести по следующим направлениям: - изменения самих социальных групп (их размера, качественных параметров); - изменение процентного соотношения между различными социальными группами; - изменение типов взаимосвязей между социальными группами. Подобный анализ и прогнозирование изменений социальной структурыпроводятся в предположении, что социальные связи выражены в той мере, что впринципе возможно говорить об обществе как системе. Однако, следует отметить, что проблема “атомизации” общества обсуждаетсясегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем встране и в мире уже не требует прямого общения между людьми человек можетвсе больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзиинезависимости от него. Необходимо воспитывать чувство ответственностикаждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознаниявзаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится преждевсего на систему образования и средства массовой информации. Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной структурыпод влиянием информатизации по указанным выше направлениям: Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, куменьшению их среднего размера. Современные информационные технологиипредоставляют реальную возможность более точного, оперативного учетаинтересов людей. Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по такимпараметрам как уровень образования, интеллектуальности и др. Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми вобществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующимобразом: 1) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов.Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, ктоне захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд всфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны винформационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или всфере материального производства. 2) увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возрастасмогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повыситсяпланка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга). Пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше будетуступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнеесоответствует новой информационной технике. Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихсяобщественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическиминуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”. На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией,оригинальностью) оказывается автономия личности, что традиционному обществувообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежностьк какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строгоопределенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какуюлибо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особыйтип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи,поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибкостроить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности,в разные культурные традиции. Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческойдеятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требуетновых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собойсаморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Ихразвитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояниянеустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайныевоздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровнейорганизации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни итрансформируют их. Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном,постиндустриальном и информационном обществе. Если в доинформационном периоде своего развития общество в качествестимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости,материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действиеэтих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворениефизиологических потребностей человека требует незначительных усилий. В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабовыраженных духовных стимулов деятельности человека. Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть: - гарантии повышения общественного статуса; - возможность получения элитного образования; - общественная известность. - специальная организация социально-экономического пространства. Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для развитиятехнологических инноваций социально-экономического климата, Дж. Стьютвиллособо выделяет так называемый “информационный пул ”. Эффект нового “информационного пула” возникает когда концентрация яркихиндивидуальностей “на квадратную милю обеспеченной необходимойинфраструктурой площади” вновь создаваемого промышленного региона начинаетзаметно превышать “критический уровень”. Возникающий при этом скачокинтенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями длянемедленной практической их реализации (в рамках инфраструктурыпроизводственного сервиса активно развивающегося нового промышленногорегиона), ведет к резкому ускорению характерного для такого регионаинновационного цикла “идея - технология - продукт”. Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект“информационного пула” устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и сталпоэтому за последние годы объектом пристального изучения экспертами многихстран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Калифорниии “коридор высокой технологии”, расположенный недалеко от Бостона вдоль“дороги 128”. Научной базой Кремниевой долины является Станфордскийуниверситет, “дороги 128” - Массачусетский технологический институт. Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться: - физические перемещения будут заменены в той или иной мереинформационными связями, т.е., образно говоря, произойдет заменаперемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодняпо оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано синформационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное“надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей нарабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройкипроизводственного и учебного процессов, значительного повышения культуры исознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочногоаппарата. - из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сферезанятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения;в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будетнесколько раз менять профессию. - повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностямчеловека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблемабезработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьиспособности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнеебудет эта группа, тем острее будет проблема их занятости. - встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда,готовность к этому представителей других социальных групп. Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около 40тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год). - возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятогоинформационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 12 млн.работающих у дисплеев и распространяется с рабочих и служащих уже наспециалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут“технострессы”, требования работников вернуться к персонифицированномуконтролю как “допускающему диалог”, протесты против вторжения в “приватнуюобласть” трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новымпоколениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль вцелях и экономического, и социального прогресса современного производства. Проблема предотвращения формирования общества потребления. Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественнымсдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельностииндивидов. В условиях информационного общества особо важную роль начинаютиграть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы - “порядки”. Уровень и образ жизни начинают зависетьне столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько отуровня услуг, культуры, образования и т.д. Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, чтозначительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия, включитсяв гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека.Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительскаясторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградацииобщества. Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира. Например,преимущество японской модели экономики состоит в ее способности преодолетьсвоеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш определилкак феномен "позиционной экономики", в которой важен не абсолютный уровеньпотребления, а относительный, в сравнении с другими членами общества. Вэкономике, где важно не потреблять , а потреблять больше других,индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу вцелом. Например, важным становится не качество автомобиля, а егоотносительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в такомобществе превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство изсредства стимулирования производителя превращается в самоцель. Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщаяуравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американецсоревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новоекачество мотивации. Труд как потребность в условиях информационного общества есть один изопорных элементов концепции постиндустриального общества И.Масуды,некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Даннаятеория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальныепотребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребностив достижении - производство информации - действие по достижению цели -удовлетворение - развитие информационной производительной силы -потребности в достижении". Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати, говорит ито, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации всев большей мере использовать именно японский опыт. Для преодоления опасности возникновения общества потребления необходимо: - систематически в масштабах государства необходимо производить поиск иотбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческойработы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направлениедолжно иметь для общества, государства приоритетный, стратегическийхарактер; - формировать общественное мнение о необходимости трудовой деятельности итворчества, воспитывать с детства установку на это. - создавать гибкую, совершенную систему материального и морального стимулирования деятельности как таковой. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989. 2. Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996 3. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература,1990. 4. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №7-11 за 1982 год. 5. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. 6. Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:1990. 7. Подшивки журналов: . Компьютер пресс; . Компьютерра.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconКонцепция информационного общества в современной философии

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconКонцепция информационного общества в современной философии

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconДоклад по истории на тему «Английская революция первая революция нового времени»

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconРеферат по философии. На тему: «Направления и Проблемы Западной Философии ХХ века»

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconД. Белл Социальные рамки информационного общества
...

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconСледующая информационная революция Питер Дракер

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» icon2. “Философия Древнего мира” план: Введение Учение о космосе и человеке:...

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconИнформационная культура школьников в условиях современной школьной библиотеки
Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации,...

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconРеферат на тему: Октябрьская революция в 1917 году

Реферат по философии на тему: «информационная революция и становление информационного общества» iconИнформационная экономика – новый этап развития общества
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<