Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя»




Скачать 190.35 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя»
Дата публикации25.01.2014
Размер190.35 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Информатика > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния

Министерство образования Российской Федерации Самарская государственная экономическая академия КАФЕДРА МЭРП КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИя И ПЕДАГОГИКА» НА ТЕМУ «ОБМАННЫЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ В ОБЩЕНИИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОСТОяНИя» СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ 4 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИКР, ФАКУЛЬТЕТА ВВДО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХОЦЕНКА _____________ САМАРА 2002 ТЕМА: «ОБМАННЫЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ В ОБЩЕНИИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОСТОяНИя» План|Введение……………………………………………………………. |с.2-3 ||1. |Процесс общения, техника и основные приемы………… |с.4-6 ||2. |Четырнадцать правил, которые помогут убедить собеседника | || |………………………………………………….. |с.7-16 ||3. |Скрытое управление собеседником, возможности | || |противостояния. ………………………………………..…… |с.17-20||Заключение……………………………..…………..………………. |с.21-22||Список использованной литературы…………..……………...…. |с.23 | ВВЕДЕНИЕ Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровнечеловека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным иопосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты:содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая вмежиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном илиэмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передаватьдругому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальноеучастие в их удовлетворении. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Людиобмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире,богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения инавыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразности посвоему внутреннему содержанию. Цель общения — это то, ради чего у человекавозникает данный вид активности. У человека количество целей общения увеличивается. В них включаютсяпередача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание,согласование разумных действий людей в их совместной деятельности,установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Не менее существенны отличия средств общения. Последние можноопределить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровкиинформации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. Содержание и цели общения являются его относительно неизменнымисоставляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихсясознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствахобщения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике иприемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образомчеловек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они откультуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мыговорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мыпрежде всего имеем в виду технику и средства общения. Техника общения — это способы преднастройки человека на общение слюдьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемыесредства общения, включая вербальное и невербальное. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение спсихологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.Через активное общение с развитыми личностями и он сам превращается вличность. 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ, ТЕХНИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ. Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимоопределить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению,оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемыобщения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход ирезультаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнерасоответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе исделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этогожелания нет) стремление продолжать общение. На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, какпринятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тонавысказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий,направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого(передаваемой информации). Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения,желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру.Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрацииопределенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того,что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу длятого, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например,разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчаетобщение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя всторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии отсобеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует онедоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лицамогут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимоволи и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержаниюразговора или собеседнику. Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, такжеоказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тонозначает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личныевзаимоотношения. Той же Цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» кзнакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход кдружескому, неофициальному тону общения являются признакомдоброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установлениенеофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствуетприсутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальныймомент общения. Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как ивыражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиесялюди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру,отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередковозникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки,речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорилЗ.Фрейд. В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемыразговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Подней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнерепо общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведенияв процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативныхдействий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующееизменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связьпредполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, какпартнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всегозабывают об обратной связи и не умеют ее использовать. Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить своиреакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилосьпричиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратнуюсвязь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек всобственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает иоценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общенииявляется одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и вструктуру коммуникативных способностей человека. Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастныеособенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются сокружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшиешкольники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаютсяот общения молодых. 2. ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УБЕДИТЬ СОБЕСЕДНИКАпервое ПРАВИЛО (ПРАВИЛО гомера): Очередность приводимых аргументов влияетна их убедительность, Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный. Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше непользоваться: выявив их в процессе подготовки, не пользуйтесь ими дляубеждения. Они принесут вред, а не пользу. Действительно, лицо, принимающее решение, уделяет больше вниманияслабостям в Ваших аргументах, ибо, приняв положительное решение, онпринимает на себя ответственность. Поэтому ему важно не ошибиться. Неколичество аргументов решает исход дела, а их надежность. Следует отметить одно очень важное обстоятельство. Один и тот жеаргумент для разных людей может быть и сильным и слабым. Поэтому сила(слабость) аргументов должна определяться с точки зрения лица, принимающегорешение.второе ПРАВИЛО (ПРАВИЛО сократа): Для получения положительного решения поважному для Вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему двакоротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затрудненияответит Вам "да". 2400 лет существует это правило, оно проверено сотней поколенийобразованных людей. Оно живо потому, что верно. И только сравнительно недавно были выяснены глубокие -физиологические (!) причины, объясняющие эффективность данного приема. Установлено, что, когда человек говорит или слышит "нет", в его кровьпоступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот,слово "да" приводит к выделению "гормонов удовольствия" (эндорфинов). Получив две порции "гормонов удовольствия", собеседник расслабляется,настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать "да", чем"нет". Одной порции эндорфинов не всегда достаточно, чтобы перебороть плохоерасположение духа, в котором может пребывать собеседник. Кроме того,человеку невозможно мгновенно перестроиться с одного настроения на другое,надо дать ему и больше времени, и больше "гормонов удовольствия", чтобыобеспечить этот процесс. Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлятьсобеседника, не отнимать у него много времени. Кроме того, при длительнойподготовке к основной части разговора увеличивается вероятность того, чтокто-то вмешается (телефонным звонком или непосредственно) в разговор,получив вместо Вас положительное решение. Особенно это актуально припосещении руководителя.третье ПРАВИЛО (правило паскаля): Не загоняйте собеседника в угол. Дайтеему возможность "сохранить лицо". Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласиеассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Например,открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым,человек поступает вопреки требуемому, возможно, даже в ущерб себе. Или когда Вы уличили собеседника в чем-то, порочащем его достоинство,то согласиться ему — значит признать отрицательную оценку своей личности. Слова Паскаля "Ничто так не разоружает, как условия почетнойкапитуляции" как нельзя лучше подсказывают выход из ситуации. Это и подсказка, как практически реализовать правило 3. Предложитетакое решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти иззатруднительного положения — это поможет ему принять Вашу точку зрения!четвертое ПРАВИЛО: Убедительность аргументов в значительной степени зависитот имиджа и статуса убеждающего. Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный, уважаемый, другое— когда незначительный, не принимаемый всерьез. Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи вкакой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслугокружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе сним — и вес его аргументов. Поддержка коллектива также повышает статусиндивида, поскольку статус коллектива выше статуса любого его члена.пятое ПРАВИЛО: Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус. Следует избегать извинений (без должных к этому причин), проявленияпризнаков неуверенности. Отрицательные примеры тому: "Извините, если япомешал". "Я бы хотел еще раз услышать". "Пожалуйста, если у Вас есть времяменя выслушать". Неуверенное поведение снижает статус.шестое ПРАВИЛО: Не принижайте статус собеседника. Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижаетего статус и вызывает, как правило, негативную реакцию.седьмое ПРАВИЛО: К аргументам приятного нам собеседника мы относимсяснисходительно, а к аргументам неприятного — с предубеждением. Одно из правил ведения деловой беседы гласит, что задача первой частибеседы - создать атмосферу взаимного доверия. Как видим, оно хорошосогласуется с правилом науки убеждать. Приятное впечатление, как известно, создается многимиобстоятельствами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотнойречью, приятными манерами, внешним видом.восьмое ПРАВИЛО: Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Васмоментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом. Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказываниисобеседника. Если же Вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает,конечно, крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четкоизложил свою позицию, что Вам интересно было познакомиться с его точкойзрения на проблему и т.п. Затем излагайте свои аргументы, подводящиесобеседника к Вашим выводам. Не стоит только говорить: "А у меня на этот счет другое мнение". Этафраза разводит вас по разные стороны баррикады под названием "самолюбие".Ибо тем самым как бы говорится: "Сейчас я докажу, что умнее тебя".девятое ПРАВИЛО: Проявите эмпатию. Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояниядругого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход егомыслей, как говорится "влезть в его шкуру". Многие приведенные правила взаимосвязаны друг с другом. Например, непроявив эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера).Действительно, силу аргументов мы должны оценивать с точки зрения лица,принимающего решение, то есть мы должны как бы поставить себя на его место. То же касается и правил Сократа и Паскаля — нужно предвидеть реакциюсобеседника на Ваши слова, то есть опять проявить к нему эмпатию. Для использования статуса в процессе убеждения (правила 4 и 6) такженеобходимо оценить статусы с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима идля выполнения следующего правила.десятое ПРАВИЛО: Будьте хорошим слушателем. При внимательном анализе споров выясняется, что многие из нихразгораются потому, что спорящие говорят зачастую о несколько разных вещах,но не понимают этого. Поэтому внимательное слушание — залог Вашей убедительности: никогдане убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того,внимательный слушатель располагает к себе собеседника, то есть использует иправило 7.одиннадцатое ПРАВИЛО: Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника? Наиболее употребительные слова имеют множество значений в зависимостиот контекста. Это характерно для любого языка (например, в английском языке500 наиболее употребительных слов имеют в среднем по 28 значений, и русскийязык не является здесь исключением. Поэтому очень часто степень понимания при принятии сообщения,особенно устного, оставляет желать лучшего. Анализ споров показывает, что во многих случаях спорящие просто по-разному понимают предмет спора, в результате — "один — про Фому, другой —про Ерему". Стоит только понять друг друга, как спорить становится не очем. Существуют простые способы проверить степень понимания: "Правильно лия Вас понял..." (и повторить, как Вы поняли) или "Другими словами, Высчитаете...", "Сказанное Вами может означать..." и т.п. Не грех ипереспросить: "Что Вы имеете в виду?", "Не уточните ли Вы?", "Нельзя липодробнее...".двенадцатое ПРАВИЛО: Избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущиепривести к конфликту. Дословный перевод этого слова "рождающий конфликты",ибо окончание "ген" в сложном слове означает "рождающийся".тринадцатое ПРАВИЛО: Следите за мимикой, жестами и позами — своими исобеседника. Процессу убеждения мешает наше незнание того, что думает слушатель поповоду наших слов. Далеко не всегда собеседники откровенны. Помогает здесь знание языка жестов и поз. Дело в том, что в отличиеот речи и мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы,это происходит неосознанно. Знающий язык жестов и поз "читает" собеседника, получаядополнительную информацию. Вместе с тем мы бываем неубедительны, если нашижесты и позы не соответствуют произносимым словам. Многие этонесоответствие ощущают, говоря: "Чувствую, что здесь что-то не то..."Знание же жестов и поз позволяет сделать нашу речь более убедительной. Таблица 1|№ |Жесты, поза |Состояние собеседника ||п/п | | ||1 |2 |3 ||1 |Раскрытые руки ладонями вверх |Искренность, открытость ||2 |Расстегнут пиджак (или снимается) |Открытость, дружеское || | |расположение ||3 |Руки спрятаны (за спину, в карманы) |Чувство собственной вины или || | |напряженное восприятие ситуации||4 |Руки скрещены на груди |Защита, оборона ||5 |Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в|Защита, оборона || |какой-нибудь предмет так, что | || |побелели суставы) | ||6 |Кисти рук расслаблены |Спокойствие ||7 |Сидит на краешке стула, склонившись |Заинтересованность || |вперед, голова слегка наклонена и | || |опирается на руку | ||1 |2 |3 ||8 |Голова слегка наклонена набок |Внимательное слушание ||9 |Опирается подбородком на ладонь |Критическая оценка || |указательный палец вдоль щеки, | || |остальные пальцы ниже рта | ||10 |Почесывание подбородка (нередко |Принимается решение || |сопровождается легким прищуриванием | || |глаз) | ||11 |Ладонь захватывает подбородок |Принимается решение ||12 |Медленно снимает очки, тщательно |Желание выиграть время, || |протирает стекла |подготовка к решительному || | |сопротивлению ||13 |Расхаживает |Принимает трудное решение ||14 |Пощипывание переносицы |Напряженное размышление ||15 |Прикрывает рот рукой во время своего|Обманывает || |высказывания | ||16 |Прикрывает рот рукой во время |Сомневается. не верит || |слушания |говорящему ||17 |Старается на Вас не смотреть |Скрытность, утаивание своей || | |позиции ||18 |Взгляд в сторону от Вас |Подозрение, сомнение ||19 |Говорящий слегка коснулся носа или |Обманывает || |века (обычно указательным пальцем) | ||20 |Слушающий слегка коснулся носа, века|Не верит говорящему || |или уха | ||21 |При рукопожатии руку держит сверху |Превосходство, уверенность ||22 |При рукопожатии руку держит снизу |Подчинение ||23 |Хозяин кабинета начинает собирать |Разговор окончен || |бумаги на столе | ||24 |Ноги или все тело обращены к выходу |Желание уйти ||25 |Рука находится в кармане, большой |Превосходство, уверенность || |палец снаружи | ||26 |Говорящий жестикулирует сжатым |Демонстрация власти, угроза || |кулаком | ||27 |Пиджак застегнут на все пуговицы |Официальность, подчеркивание || | |дистанции ||28 |Сидит верхом на стуле |Агрессивное состояние ||29 |Зрачки расширены |Заинтересованность или || | |возбуждение ||30 |Зрачки сузились |Скрытность, утаивание своей || | |позиции | Процедура убеждения включает в себя четыре вида убеждающихвоздействий: . Информирование . Разъяснение . Доказательство . Опровержение. Прежде чем действовать, человек должен быть проинформирован о том,что нужно сделать. При этом ему необходимо осознать, стоит ли это делать исможет ли он это сделать. Для этого следует проинформировать слушателя о ценности цели, о еедостижимости, а еще лучше и о средствах ее достижения. (Никто из нас непримет решения действовать, если ему не ясна цель действия, непонятно, чтоделать и выйдет ли из этого что-то дельное.) Разъяснение Основные виды разъяснения: инструктивное, повествующее, рассуждающее. . Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от слушателя требуется запомнить, что и как надо сделать. . Повествующее разъяснение сродни рассказу. . Рассуждающее разъяснение имеет целью активизировать мыслительную деятельность слушателя. Для усиления воздействия приводятся аргументы "за" и "против", ставятся вопросы перед собой и слушателем. Доказательство Оно строится на законах логики: законе тождества, законепротиворечия, исключенного третьего и законе достаточного основания. При убеждении-доказательстве следует постоянно учитыватьнеобходимость удовлетворения потребностей человека. Таким обрезом, можно сказать, что имеет месточетырнадцатое ПРАВИЛО: Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника. Потребности делятся на пять уровней:1. физиологические потребности (пища, вода, сон, жилье и т.д.);2. потребность в безопасности, уверенности в будущем;3. потребность принадлежать какой-то общности семья, друзья, коллектив и т.д.);4. потребность в уважении, признании;5. потребность в самореализации, проявлении своих возможностей; духовные потребности. Человек неохотно продвигается к более высокой ступени потребностей,не удовлетворив низшую. Как только потребность удовлетворена, интересперемещается к более высокой ступени потребности и это становитсясильнейшим мотивом в данный момент. Эти закономерности должны учитываться при построении доказательств, атем более — опровержения. Опровержение Если взгляды расходятся, то, чтобы доказать свою правоту, нужноопровергнуть точку зрения собеседника. Это наиболее сложный момент убеждения, поскольку люди с большимтрудом меняют свои взгляды. Здесь особенно важно соблюсти приведенные вышеправила убеждения № 3, 6, 8, 9, 10, 11, дабы не травмировать чувствособственного достоинства собеседника. Схема убеждения Хорошо проверена (в частности, опытом удачных рекламных кампаний)классическая схема последовательного воздействия на сознание человека:внимание — интерес — желание — действие. Внимание можно привлечь необычностью изложения, его формой,визуальными средствами. Интерес возникает, когда слушатель поймет, что он может удовлетворитькакую-то из своих потребностей. Желание возникнет, когда он увидит, что цель достижима. Действие является результатом желания и подсказки о том, что надосделать. Наглядные средства Привлечь и удержать внимание помогают визуальные средства: • видеосюжеты, • слайды, • плакаты. Большой убедительностью обладают • графики, • схемы, • диаграммы. Конечно, подготовка наглядных материалов требует сил, времени,средств, но проигрыш от того, что не убедил аудиторию или руководство,бывает так значителен, что не стоит о нем забывать. 3. Скрытое управление собеседником, возможности противостояния. Манипуляция — это скрытое управление собеседником против его воли. Манипуляции могут производиться как во вред манипулируемому, так и напользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если цель манипулятора —получить личную выгоду за счет жертвы, то аморальность этого очевидна.Когда же, например, родитель ненавязчиво, незаметно для ребенка направляетего действия в нужное русло — такая манипуляция полезна, поскольку нетравмирует ребенка. В деловом общении манипуляция — обычная вещь. Руководитель вместосилового воздействия может управлять подчиненным незаметно, создавая у тогоиллюзию полной самостоятельности и свободы. Нередко и подчиненные незаметноуправляют своими начальниками. Очень часто супруги манипулируют друг другом. Например, жена спомощью "женских хитростей" незаметно отучает мужа от пагубных привычек. Ислава Богу. Но если в другом случае цель ее или его будет эгоистична, тотогда манипуляторские действия достойны осуждения. Примеров манипуляций существует великое множество. Производятся онипо определенным схемам, одинаково действующим как в деловом, так и вбытовом общении. Существует научная теория, позволяющая объяснить механизмманипуляции и, следовательно, научиться, как пользоваться этим приемом икак достойно защититься от него.Схема защиты от манипуляций Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют многообщего, что и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.Осуществить ее можно по следующей блок-схеме: [pic]не ПОКАЗЫВАЙТЕ СЛАБОСТЕЙ В основе манипуляции всегда лежит использование слабостейсобеседника. Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным,неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным,оказывать покровительство, ощущать свое превосходство, значимость, хорошовыглядеть, получить похвалу и т.д.осознайте, что вами манипулируют Признаком манипуляции является чувство неудобства: Вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, Вы будете "плоховыглядеть". Достаточно сказать себе: "Стоп, манипуляция!" или что-то в этом роде,но обязательно содержащее слово "манипуляция". Именно оно действует отрезвляюще — Вы осознаете, что это игра с Вами,нарушение Вашей независимости, насилие над Вашей личностью. Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки иначать защищаться.пассивная ЗАЩИТА Ею рекомендуется воспользоваться, если Вы не знаете, что делать, какответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли иливообще спросите о чем-то другом.Активная ЗАЩИТА Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор отступает ужеперед пассивной защитой. Ибо самое опасное в манипуляции — еестремительность, неожиданность, когда у Вас нет времени сообразить, каквыйти из положения. Повторение просьбы, во-первых, дает Вам время дляответа, во-вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбиваетзаготовленное им распределение ролей. Но, конечно же, явно предпочтительнееактивная защита. Главное в этом — психологический настрой: не следует стеснятьсяговорить то, что думаете. Манипулятор обычно эксплуатирует наше желаниевыглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: "Боюсь, ты сильнопреувеличиваешь мои достоинства" (щедрость, возможности, способности) — этислова снимают с Вас всякие обязательства и открывают неограниченный простордля импровизаций.Когда нужна активная защита Прежде всего, не тогда, когда объект манипуляции находится взависимости (служебной, материальной и т.д.) от манипулятора. Дело в том, что активная защита является встречным конфликтогеном, неуступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По законуэскалации конфликтогенов последний ответит конфликтогеном еще болеесильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимаясторона вовсе не заинтересована. Кроме случаев прямой зависимости есть еще и моральные тормоза,происходящие от воспитанности, привычки соблюдать определенные этическиенормы, которые удерживают от всякого высказывания, могущего обидетьсобеседника. Понятно, что воспитанному человеку труднее решиться наактивные методы защиты от манипуляций.расставьте ТОЧКИ НАД i Итак, если Вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите,что Вас беспокоит в предложении партнера. Если это необязательный заемщик,достаточно сказать ему, например, что у Вас нет уверенности, что он вовремявернет долг, он сам в этом виноват. После этого психологическоепреимущество переходит к Вам.контрманипуляция Смысл контрманипуляции — сделать вид, что не понимаешь, что тобойпытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапнымвопросом, показывающим манипулятору Ваше психологическое преимущество. Например, манипулятор говорит: "А слабо тебе..." и предлагает что-тоопасное или преступное. Ответ: "А ты сам можешь это сделать? Сделай"."' Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддатьсяманипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем отухудшения отношений с манипулятором. Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свойпроигрыш от манипуляции. Так нередко случается, например, во взаимоотношениях подчиненных сруководителями и вообще в ситуациях зависимости от манипулятора. Если контрманипуляция окажется более сильной, чем сама манипуляция,то по закону эскалации конфликтогенов это может спровоцировать еще болеесильный конфликтоген со стороны манипулятора и далее — по нарастающей — кконфликту. С другой стороны, фактически плохие отношения, маскируемые внешнимучастием, заботой, — благодатная почва для манипуляторов. Поэтому иногдаполезнее обнажить истинное положение дел, и тот, кто не побоялся этосделать, получает психологическое преимущество. Так что, как поется в известной песне; "Думайте сами, решайте сами,иметь или не иметь". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Науке убеждать издревле придавалось огромное значение. Величайшие умычеловечества внесли в нее свой вклад. Она изучалась и изучается в лучшихучебных заведениях мира, но, к сожалению, не в наших вузах, хотя еще вцарской России ее преподавали даже в гимназиях, не говоря уже обуниверситетах. Основные положения науки убеждать традиционно входили в курсриторики. Существует два способа добиться того, чтобы собеседник поступил так,как Вы хотите: . убедить; заставить. Если ни то ни другое не удается, придется идти на взаимные уступки,то есть постараться достичь компромисса. Заставляя, мы вступаем в борьбу с человеком, потери при этомнеизбежны. При компромиссе мы также несем определенные потери. При компромиссе мы отступаем от части своих требований в обмен науступки другой стороны. Компромиссные соглашения весьма ненадежны, ибо понесенные потериподталкивают к невыполнению договоренностей (бесчисленные примеры тому -постоянные нарушения достигаемых, обычно как компромисс, соглашений опрекращении огня в "горячих точках"). Поэтому, чтобы компромисс был надежным, необходимо чем-токомпенсировать потери каждого. Сделать это можно только расширениемобсуждаемого круга взаимных интересов, чтобы каждому найти возможностиудовлетворить какие-то потребности партнера без особых потерь для себя.Иначе говоря, здесь следует руководствоваться "правилом пирога": прежде чемделить пирог - увеличьте его. Компромисс достижим только в том случае, если каждая сторона убедитоппонирующую в выгодности для нее такого компромисса. Иначе нет гарантий,что на него пойдут, а если пойдут — что будут соблюдать. Суммируя все сказанное, приходим к выводу, что наиболее высокие инадежные результаты достигаются не прессингом, а умением убеждать. Человек, владеющий приемами убеждения, получает большое преимуществов деловой беседе, при разрешении конфликтов, в выступлениях передаудиторией. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Р.С.Немов. «Психология». Т.1. – М.: Владос., 2001г.2. В.П.Шейнов. «Как управлять другими, как управлять собой». – М.: Амалфея., 997г.3. Э.Берн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». – Мн.: Попурри., 2000г.4. А.А.Радугин. «Психология и педагогика». М.: Центр., 1999г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по курсу : «Профессональная педагогика и психология»

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconРеферат по логике на тему: «Приемы и уловки спора»

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работапо курсу: "Педагогика". на тему: "Воспитательная...

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по дисциплине«Юридическая психология» на тему:«Психология правонарушений»

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по политологии студентки IV курса озо факультета...

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по политологии студентки IV курса озо факультета...

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по дисциплине Психология и педагогика для студентов...
Отечественный педагог П. П. Блонский отмечал: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому...

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКафедра «Педагогика и психология управления социальными системами»
Организация ип. Игровое проектирование проводится в рамках курсовой магистерской работы по курсу «Психология организации»

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по дисциплине «Психология профессионального образования»...

Контрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояНИя» iconКонтрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<