Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов




Скачать 197.75 Kb.
НазваниеМетодическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов
Дата публикации30.01.2014
Размер197.75 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Информатика > Программа


МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ № 1

для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии

для студентов III курс, 5 семестр
1.Тема: Контроль начального уровня знаний. Обследование больного в клинике ортопедической стоматоло-гії. Клинические методы обследования. Дополнительные методы обследования. Предыдущий и окончательный диагноз (4 часа).

2. Цель: усвоить методику обследования больного в клинике ортопедической стоматологии, уметь будува-ты и оформлять начальный и окончательный диагноз.

3. ^ Профессиональная ориентация студентов. Обследование больного в клинике ортопедической стоматологии равно как и больных с соматической патологией проводится с целью распознавания болезни и встановленя диагноза.

4.^ Базовый уровень знаний и умений:




Дисциплина

Студент

должен знать

Студент

должен уметь

1.

Анатомия


Топографо-анатомічні особенности строения органов ротовой пустоты.

-

2.

Гистология

Строение слизистой оболочки ротовой пустоты.

.

-

3

Пропедевтика

ортопедической стоматологии

Этапы диагностического исследования.

Принципы построения и формулирование диагноза.

Определять последовательность этапов диагностического исследования.

5. Программа самоподготовки студентов:

5.1. Выучить:

а) субъективные методы обследования;

б) объективные методы обследования (клинические и приложению);

в) виды дефектов зубных рядов за продовженістю и топографией;

г) степени движимости зубьев.

5.2. Составить:

а) алгоритм обследования больного в клинике оротопедичної стоматологии;

б) схему начального и окончательного диагноза.

6. Программа самостоятельной аудиторной работы студентов.

6.1. Провести субъективное обследование больного.

Выполнять в такой последовательности. Сначала выслушать жалобы больного. Необходимо внимательно выслушать все жалобы - полученная информация даст возможность определить психоэмоциональное состояние больного, тип нервной системы, получить необходимую информацию. После этого собрать анамнез. При сборе анамнеза определенного заболевания выяснить сроки и причины потери зубьев, за который промежуток времени, когда впервые проводилось ортопедиче лечение и каким видом протезов. Особое внимание предоставить па-цієнтам со съемными конструкциями протезов. Потом собрать анамнез жизни. При этом получить данные о месте рождения и проживание, домашние условия проживания, данные о месте работы и ее условия, характер питания, перенесенные заболевания в детстве, заболевание, на которые болели или болеют члены семьи. На основе установленных субъективных и анамнестичних данных сделать предыдущий вывод о наличии той или другой формы болезни, дойти определенных предположений о ее характере. Возникшие вследствие собеседования с больным припущен-ня (гипотезы) цілеспрямувати на об-ведение дальнейших исследований и получение исчерпывающих данных о болезни. После опрашивания стирает-идти к осмотру больного.

6.2. Провести объективное обследование больного.

Выполнять в такой последовательности. Обратить внимание на симметричность половин лица, высоту ниж-ньої его трети, выступление подбородка, линию смыкания губ, вираженість подбородочной и носогубних складок, положение углов рта. После этого перейти к обследованию ротовой пустоты. Обстежен-Ня рта начать из определение степени его открывания. Определить степень размыкания зубных ря-дел во время открывания рта. Вместе с тем с изучением состояния открывания рта обратить внимание на ха-рактер движений нижней челюсти, их плавность, перервність, смещение нижней челюсти от срединной линии вправо или влево. Потом выучить состояние слизистой оболочки ротовой пустоты, в частности, состояние ясень, переходной складки, щек, языка, твердого и мягкого неба, детально осмотреть лимфатическое кольцо Пирогова (лимфатическое кольцо глотки). Обследование зубных рядов верхней и нижней челюстей провести отдельно, определяя форму дуг, характер смыкания (прикус). Осмотр зубьев осуществить в вы-меченному порядку, начиная из верхней челюсти и последовательно осматривая каждый зуб - от зуба му-дрості с одного стороны к одноименному из второго. Во время осмотра каждого зуба обратить внимание на такие особенности: 1) положение зуба в зубной дуге; 2) его форму; 3) цвет; 4) состояние твердых тканей; 5) стойкость зуба; 6) співвідношен-ня позаальвеолярної и внутриальвеолярной частей; 7) поло-ження зуба по отношению к оклюзійної поверхности зубного ряда; 8) наличие пломб и их состояние. Во время обследования зубных рядов в фронтальном отделе обратить внимание на глубину перекрытия. В случае диагностирования дефектов зубных рядов определить их виды за продовженістю, топографией и местом розташу-вання. В процессе обследования получить предыдущие данные о характере смыкания зубных ря-дел, характер оклюзійних поверхностей, наличие дефектов и деформаций зубных рядов. Для оценки клинической картины и планирование ортопедических мероприятий применить клинические методы обследования (перкуссия, зондирование, пальпация, термометрия, электрометрия) и дополнительные методы. Для проведен-ня дополнительных исследовательский приемов обгрунтовати их необходимость.

6.2. Сформулировать диагноз заболевания, которое нуждается в ортопедическом лечении.

Выполнять в такой последовательности. После обследования больного, грунтуючись на полученных да-их, сформулировать диагноз, который должен отображать как морфологические, так и функциональные пору-шення, что состоялись в зубо-челюстной системе, и состоять из двух частей: 1) основного захворю-вання и его ускладнеь; 2) сопутствующих заболеваний - стоматологических и общих. Определить основ-не заболевания, его форму и причину. Определить осложнение основного заболевания. Виз-Начити функциональные и эстетичные нарушения, что обусловленные основным заболеванием. Зв'ясува-Ты наличие сопутствующих заболеваний (стоматологических, соматических). К основным заболеваниям от-нести те, которые подлежат лечению ортопедическими методами, а к осложнениям - те, которые патогенетич-но связанные с основным заболеванием. Сопутствующими стоматологическими заболеваниями (друга время-тина диагноза) считать те, которые подлежат лечению у стоматологов других профилей. К морфоло-гічних нарушений отнести дефекты коронок зубьев, дефекты и деформации зубных рядов и челюстей, аномалии прикуса, заболевание тканей пародонта, височного сустава, мышц щелепно-лицевої участка, языка, слизистой оболочки ротовой пустоты. К функциональным нарушениям отнести на-самперед потерю (или уменьшение) функции жу-вання, глотание, речь, меньшей мерой - дихан-ня. К эстетичным нарушениям отнести те, которые отрицательно влияют на внешний вид больного, состояние и форму зубьев, вид прикуса.

7. Исходный уровень знаний и умений.

7.1. Студент должен знать этапы диагностического процесса, методы обследования больного в клинике ортопедической стоматологии, структуру и виды диагноза.

7.2.Студент должен уметь провести обследование больного и поставить предыдущий диагноз.

8. Формы и методы самоконтроля.

8.1. Для контроля эффективности засвоення знаний применяются тестовые задачи (приложение 1) и ситуационные задачи (приложение 2).

8.2. Перечень вопросов для самоконтроля.

1. Какие этапы диагностического процесса, их последовательность?

2. Из каких методов составляется субъективное обследование больного?

3. Какие объективные методы обследования больного применяют в клинике ортопедической стоматологии?

4. На что обращают внимание во время осмотра лица?

5. Какая последовательность осмотра ротовой пустоты и зубных рядов?

6. В чем заключается обследование зубных рядов?

7. На что обращают внимание во время осмотра каждого зуба?

8. Инструментальные и аппаратные методы обследования.

9. Которые дополнительные исследовательский приемы используют в клинике ортопедической стоматологии?

10. Которые составные части и виды диагноза в клинике ортопедической стоматологі?

8. Предлагаемые темы рефератов:

1. Инструментальные и аппаратные методы обследования больного в клинике ортопедической стоматологии.

2. Дополнительные исследовательский приемы в клинике ортопедической стоматологии.

9. Рекомендованная литература.

9.1. Основная:

Рожко М.М., Неспрядько В.П. Ортопедическая стоматология. - К.: Книга плюс, 2003. - 552 с.

Копейкин В.Н. Демнер Л.М. Зубопротезная техника. М. : Медицина, 1985. - 400 с.

Ортопедическая стоматология / Н.Г.Аболмасов и др. - 5-е изд.-М.: Медпресс-Информ, 2007. - 496 с.

Ортопедическая стоматология / А.С.Щербаков, Э.И.Гаврилов, В.Н.Трезубов, Э.Н.Жулев. - 5 изд., стереотипное.испр. - Спб; ИКФ. Фолиант, - 1999. - 506 с.

Ортопедическая стоматология / Под. ред. В.Н.Копейкина, М.З.Миргазизова. - М.: Медици-На, 2001. - 621 с.

Ортопедическая стоматология /Под ред. В.Н.Копейкина. - М.: Медицина, 1988. - 512 с.

Ортопедическая стоматология. /С.И.Криштаб - К.: Высшая шк. Головное изд-во,1986. - 339 с.

Зубное протезирование: учебно-метод. пособие для иностр.студ. [В.Г.Помойницкий, Э.А.Фастовец]; 2004, 60 с.

Помойницкий В.Г., Фастовец Э.О. Зубное протезирование в алгоритмах, схемах, рисунках: Навч.- метод. пособие, 2006. - 118 с.

Трезубов В.Н. и др. Ортопедическая стоматология. Спб.: Спец.Лит. 2003. - 384 с.

9.2. Дополнительная:

Варес Э.Я. Восстановление полной утраты зубов. - Донецк: Обл. типография, 1992. - 232 с.

Дапприх Ю., Ойдтманн Э. Протезирование при полной адентии. - М.: Азбука,2007. - 180 с.

Загорский В.А. Протезирование при полной адентии. М.: Медицина, 2008. - 375 с.

Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зубов. - М.: Медицина, 1990. - 216 с.

Кульбеков К.К. Особенности протезирования беззубых челюстей. - Алма-Ата: Казахстан, 1976. - 118 с.

Лебеденко И.Ю., Каливраджиян Э.С., Ибрагимов Т.И. Протезирование при полном отсутствии зубов: Руководство по ортопедической стоматологии. - М.: Мед. информ. агентство, 2005. - 397 с.

Лебеденко И.Ю., Еричев В.В., Марков Б.П. Руководство к пратическим занятиям. - М.: Практическая стоматология, 2007. - 351 с.

Рожко М.М., Михайленко Т.М., Онищенко В.С. Справочник из ортопедической стоматологии.-К.: Книга плюс, 2004.-286 с.

Руководство по ортопедической стоматологии / Под ред. В.Н.Копейкина. - М.: Медицина, 1993. - 711 с.

Русский стоматологический портал www.stom.ru

Dental Site www.dentalsite.ru

Cтоматологічний сайт www.stomatolog.

Дентал-Ревю www.dental-revue.ru

Русский стоматологический сервер www.rusdent.сom

Журнал “Медицинский алфавит — стоматология” www.medalfavit.ru

Первый Украинский стоматологический сервер www.ukrdental.сom

Журнал «Стоматолог» www.stomatologinfo.HYPERLINK "http://www.stomatologinfo.сom/"сom

Журнал «ДентАрт» www.dentart.org

Информационный ресурс стоматологии в Украине www.dent.org.ua

Журналы «Современная стоматология» и «Зубное протезирование»

www.stomatolog.org.ua

^ Автор К.мед.н. Харченко О.И.

Утверждено на заседании кафедры

____”_________201_г., протокол №___

Изменения и дополнения к методвказівки:

Пересмотрено на заседании кафедры “____”_________201_г., протокол №___

Пересмотрено на заседании кафедры “____”_________201_г., протокол №___

Пересмотрено на заседании кафедры “____”_________201_г., протокол №___

Пересмотрено на заседании кафедры “____”_________201_г., протокол №___

Пересмотрено на заседании кафедры “____”_________201_г., протокол №___

Приложение 1. III курс, 5 семестр. Тема 1

^ Тестовые задач
1. Больной 35 лет обратился с целью протезирования. Объективно: высокий и широкий лобный от-дол лица, который значительно преобладает над другими отделами. Какой тип лица в данном случае?

А. Дигестивний

В. Мышечный

C. Респираторный

D. Церебральный

2. В больного 32 лет при обследовании ротовой пустоты определяется тонус жевательных мышц. Какой исследовательский прием необходимо применить?

А. Термометрия

В. Электрометрия

С. Пальпация

D. Перкуссия

Э. Зондирование

3. В больного 46 лет при обследовании зубных рядов изучается состояние тканей маргинального паро-донта, а именно состояние десенной борозды. Какой метод клинического исследования необходимо применить?

А. Зондирование

В. Термометрия

С. Электрометрия

D. Пальпация

Э. Перкуссия

4. В больного 27 лет для получения точных данных о состоянии пульпы 36 зуба используется елек-трометрія.В каких границах реагирует зуб с живой пульпой на электроток?

А. 1 - 5 мкА

В. 2 - 6 мкА

С. 3 - 7 мкА

D. 4-8 мкА

Е. 5 - 9 мкА

5. Больной 38 лет обратился с целью протезирования. Объективно: резальные края верхних зубьев потра-пляють прямо на резальные края нижних зубьев. Какой вид прикуса в данном случае?

А. Біпрогнатія

В. Прямой

С. Прогенія

D. Прогнатія

Э. Опістогнатія

6. В больного 34 лет при обследовании ротовой пустоты рта проводится перкуссия зубьев. При ді-агносиці которого из указанных ниже заболеваний этот метод обследования применяется чаще всего?

А. Кариеса

В. Пародонтоза

С. Пародонтиту

D. Періодонтиту

Э. Пульпиту

7. Больная 65 лет обратилась с целью протезирования. Объективно: отсутствуют 12, 11, 11, 12 зуба. Какой дефект зубного ряда в данном случае?

А. Малый

В. Большой

С. Средний

D. Включенный

Э. Конечный

8. В больного 62 лет діагностований малый дефект зубного ряда нижней челюсти. Какое количество зу-бів отсутствующая ?

А. 1 - 3

В. 4 - 5

C. 6-8

D. 9-11

Е. 12 - 14

9. Больной 53 лет обратился с жалобами на движимость передних зубьев нижней челюсти. Объектив-Но: 31, 32, 41, 42 зуба имеют движимость I-II cтупеня. Применение какого метода дополнительного дослі-дження разрешит определить характер и тяжесть патологычного процесса в тканях паро-донта данных зубьев?

А. Гальванометрія

В. Мастикаціографія

С. Рентгенография

D. Електроміографія

Э. Міотонометрія

10. Больной 52 лет обратился с целью протезирования. При обследовании ротовой пустоты изучает-ться характер смыкания зубных рядов. Применение какого метода рентгенологического исследования разрешит определить топографо-анатомічні взаимоотношения челюстей с органами и тканями, роз-міщеними рядом?

А. Увеличенная панорамная рентгенография

В. Внутриротовая контактная рентгенография

С. Компьютерная томография

D. Позаротова рентгенография

Э. Телерентгенологическое исследование

11. Больной 45 лет обратился с целью протезирования. После субъективное обследование проведено осмотр лица. Из чего необходимо начать осмотр ротовой пустоты?

А. Изучение состояния слизистой оболочки пустоты рта

В. Определение степени открывания рта

С. Обследование состояния зубных рядов

D. Осмотр отдельных зубьев

Э. Определение характера смыкания зубных рядов

12. В больного 43 лет с частичными дефектами зубных рядов жевательная эффективность определяется методом добавления жевательных коэффициентов за Н.И.Агаповим.Чему равняется жевательный коэффициент первого моляра?

А. 2 %

В. 3 %

С. 4 %

D. 5 %

Е. 6 %

Приложение 2. III курс, 5 семестр. Тема 1.

Ситуационные задачи

1. Больная 29 лет обратилась с целью протезирования. При обследовании ротовой пустоты определяет-ться форма зубных дуг. Какую форму и индивидуальные особенности они имеют?

2. В больной 38 лет при обследовании ротовая пустота определена смещение нижних фронтальных зубьев уприсінковому направления. Какая степень движимости они имеют?
3. Больная 44 лет обратилась с целью протезирования. Объективно: отсутствуют 31, 32, 41, 42 зуба. Какой дефект зубного ряда за продовженістю?

4. В больной 48 лет при обследовании зубьев оценивается состояние тканей пародонта. С помощью чего можно получить объективные данные?

5. Больной 59 лет обратился с целью протезирования. Объективно: 36, 37, 38 зуба смещенные в вертика-льному направления, альвеолярный отросток гипертрофирован, антагонисты отсутствуют. Какая форма вер-тикального смещение зубьев за В.А.Пономарьовою?

6. В больного 58 лет при обследовании 26 зуба методом электрометрии определенная реакция пульпы на электроток свыше 6 мкА. О чем это свидетельствует?

7. В больного 70 лет при обследовании ротовой пустоты определяется плотность слизистой оболон-ки и ее податливость в разных участках твердого неба. С помощью какого метода можно виз-начити наличие небного торусу и его границы?

8. В больного 72 лет с полным отсутствием зубьев верхней и нижней челюстей проводится детальное изучение податливости слизистой оболочки ротовой пустоты. Для чего это изучение имеет важное значение?

9. В больного 43 лет при обследовании зубьев оценивается состояние тканей маргинального пародонта. По какому критерию оценивают это состояние?

10.В больного 40 лет при обследовании зубьев глубина пародонтальних карманов измеряется за допо-могою пародонтометра. Чем можно провести это измерение, если в клинике нет пародонтомет-ра?
11.В больной 36 лет при обследовании ротовой пустоты проводится перкуссия зубьев. Которые інструме-нти можно использовать для ее проведения?

12.Больной 22 лет обратился с целью протезирования. Из чего необходимо начать его обследование?

^ Эталоны ответов к тестовым задачам

III курс, 5 семестр. Тема 1

1 D 7 С

2 С 8 А

3 А 9 С

4 В 10 С

5 В 11 В

6 D 12 Э

Эталоны ответов к ситуационным задачам

III курс, 5 семестр. Тема 1

1. Зубные дуги верхней и нижней челюстей имеют своеобразную форму и индивидуальные особенности, которые определяют вид прикуса. Верхний зубной ряд напоминает по своей форме полуэллипс, а нижний - пара-болу.

2. При смещении зубьев только в присінковому направления определяется 1-ий степень их движимости.

3. За продовженістю это средний дефект зубного ряда.

4. Объективные данные о состоянии тканей пародонта можно получить с помощью аппарата “Періотест”. Патологические изменения в тканях пародонта реєструюються с большой точностью, когда их еще нельзя увидеть на рентгенограмме.
5. В данном случае определяется первая форма вертикального смещения зубьев за В.А. Пономарьо-Вою.

6. Реакция пульпы на электроток свыше 6 мкА свидетельствует о патологическом процессе в ней, а свыше 50 мкА - о ее некрозе. При снижении порогу возбуждаемости пульпы для уточнения диагноза необходимо применить рентгенографию.
7. Наличие торусу твердого неба и его границы можно определить путем пальпации.
8.Детальное изучение податливости слизистой оболочки ротовой пустоты имеет важное значение для выбора метода получения функциональных отражений при полном отсутствии зубьев.
9. Состояние тканей маргинального пародонта оценивают за глубиной введения зонда в десенную борозду.

10. Если в клинике нет пародонтометра, измерение глубины кармана можно провести обычай-им стоматологическим зондом с затупленным концом, тупым концом иглы Миллера и т.п..

11. Для перкуссии можно использовать ручку зонда, пинцета, зеркала или другого стоматологіч-ного инструмента, которыми легко постукивают по обследуемому зубу.

12. Обследование больного всегда необходимо начинать из опрашивания и осмотра, поскольку эти два метода преимущественно и определяют направление всех следующих исследований.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №13 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Тема. Лабораторные этапы изготовление штамповано-паянного мостоподібного протезу

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №8 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Цель: Выучить лабораторные этапы изготовления штампованной комбинированной коронки

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Тема: Общие правила и требования относительно препарирования зубьев. Инструментарий

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №12 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Тема: Показание и клинические этапы изготовление штамповано-паянных мостоподібних протезов

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №10 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Уметь: -отливать гипсовую и разборную (из супергипса и гипса) модель по полученным отражениям

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №5 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Тема: Показание к изготовлению полной штампованной металлической коронки. Клинические этапы изготовления

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №9 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Тема: Показание к изготовлению пластмассовой коронки. Провизорные коронки. Клинические этапы изготовления

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №15 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ...
Цель: Выучить факторы, которые обеспечивают фиксацию несъемного зубного протеза и научиться им использовать на клинических этапах...

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №3 для самостоятельной вне- и аудиторной работ...
Тема: Морфология окпюзійної поверхности зубьев. Методы знечулення у ортопедической стоматологии

Методическое указание №1 для самостоятельной вне- и аудиторноі работ по ортопедической стоматологии для студентов iconМетодическое указание №7 для самостоятельной вне- и аудиторной работ...
Тема: Показание к изготовлению комбинированной штампованной коронки. Клинические этапы изготовления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<