2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки




Скачать 153.36 Kb.
Название2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки
Дата публикации02.02.2014
Размер153.36 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
Тема № 21
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА ЗДОРОВЬЯ И ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЕЯ В СВЯЗИ С ВЛИЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Учебная цель
Усвоить методику расчета интегрального индекса здоровья населения и его оценки в связи с влиянием окружающей среды.
2. Исходные знания и умения
2.1. З н а т ь:

2.1.1. Общую методику изучения влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения, показатели и методы санитарной статистики.
2.2. У м е т ь:

2.2.1. Исследовать в санитарно-гигиенических целях объекты окружающей среды, владеть санитарно-описательным методом и наиболее распространенными исследовательскими приемами изучения реакций организма на влияние неблагоприятных факторов окружающей среды.

2.2.2 Работать с программируемыми микро-ЭОМ в режиме программирования и ручных вычислений или персональным компьютером, рассчитывать коэффициенты корреляции и достоверности полученного результата с использованием критерия Стьюдента и другими методами.

2.2.3. Вычислять основные статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения.

2.2.4. Владеть методиками комплексной гигиенической оценки состояния окружающей среды (качественной или концептуальной и количественной).

2.2.5. Использовать справочно-нормативный материал.
^ 3. Вопросы для самоподготовки
3.1. Источники информации о состоянии здоровья населения.

3.2. Схема интегральной оценки состояния здоровья населения.

3.3. Критерии распределения населения по группам здоровья.

3.4. “Популяционная норма” распределения населения по группам здоровья.

3.5. Понятие о классах заболеваний.

3.6. Ориентировочная шкала оценки структуры первичной заболеваемости городского населения по обращениям.

3.7. Процент лиц І-ІІ групп здоровья в отдельных возрастно-половых группах населения.

3.8. Понятие о методах получения информации и оценки показателей, характеризующих состояние здоровья населения.

3.9. Методика расчета интегрального индекса здоровья населения по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому.

3.10. Методика “нормированного” прогнозирования изменений уровня здоровья населения в связи с состоянием загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, шумовой обстановки:

3.10.1. Ориентировочная шкала оценки качества здоровья населения в зависимости от состояния атмосферного воздуха.

3.10.2. Оценочная шкала возможного влияния водных объектов разной степени загрязнения на состояние здоровья населения.

3.10.3. Шкала оценки опасности почвы в зависимости от показателей ее санитарного состояния и ориентировочная оценочная шкала опасности содержания экзогенных химических веществ (ЭХВ) (І и ІІ классов опасности) в почве для здоровья населения.

3.10.4. Оценочная шкала возможных показателей заболеваемости населения в зависимости от уровня шума.

3.11. Понятие о методике многофакторного корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи количественных показателей уровня здоровья населения и состояния окружающей среды.
^ 4. Задания для самостоятельной подготовки
Выучите рекомендованную литературу и запишите в протокольную тетрадь схему интегральной оценки состояния здоровья населения, основные медицинские показатели здоровья населения, источники информации о состоянии здоровья населения. Внимательно проанализируйте особенности получения указанной информации. Запишите в протокольную тетрадь, после ознакомления, название и содержание этапов расчета интегрального индекса здоровья населения, по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому, запишите шкалы “нормированного” прогнозирования изменений уровня здоровья населения в связи с состоянием загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, шумовой обстановки.
^ 5. Структура и содержание занятия
Занятие лабораторное. После решения организационных вопросов преподаватель проверяет тетради протоколов для практических занятий. По полноте и качеству выполнения заданий для самостоятельной подготовки студенты получают оценку, которая выставляется в журнале учета посещений и успеваемости студентов академической группы. Проводится опрос по вопросам для самоподготовки.

Используя показатели состояния загрязнения атмосферного воздуха, воды, шумовой обстановки, в выбранных на предыдущем занятии зонах наблюдения, а также в других районах города, на основе индивидуальной задачи преподавателя, студенты прогнозируют возможные изменения уровня здоровья населения, определяют основные направления профилактических мероприятий. Преподаватель демонстрирует пример статистического анализа отличий в заболеваемости населения, проживающего в разных зонах наблюдения. Излагает методику отбора показателей состояния здоровья для включения в интегральный индекс здоровья, проведения дисперсионного анализа влияния принадлежности к той или другой зоне наблюдения на возникновение определенного вида заболевания, расчета интегрального индекса здоровья, а также методику качественной оценки показателей здоровья. По этому примеру студенты пишут выводы и определяют направления профилактических мероприятий. Во время выполнения заданий студентами преподаватель контролирует их знания и умения.
^ 6. Рекомендованная литература

6.1. О с н о в н а я:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни: Підручник / Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін. / За ред. Є.Г.Гончарука. – К.: Вища школа, 1995. – С. 52-65, 458-479.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены /Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. – К.: Вища шк., 2000. – С. 538-560.

6.1.3. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И.Гончарука. – К.: КМИ, 1989. – С. 37-43, 78-109,138-139.

6.1.4. Лекція «Методичні основи вивчення комплексного впливу навколишнього середовища на здоровя населення”.
6.2. Д о п о л н и т е л ь н а я:

6.2.1. Современные проблемы экогигиены / М.П.Захарченко, Е.И.Гончарук, Н.Ф.Кошелев, Г.И.Сидоренко. – К.: Хрещатик, 1993. – Часть 1. – С.52-64.

6.2.2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. - 2-ге видання: Київ: „Здоров’я”, 2004, - С. 17-24.

^ 7. Оснащение занятия


  1. Таблица: Этапы расчета интегрального индекса здоровья (по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому).

  2. Таблица: Замены нормированных показателей здоровья (ω1) возможными единицами (β1).

  3. Таблица: Расчет интегрального индекса здоровья по зонам наблюдения (К).

  4. Таблица: Распределение населения по группам здоровья по его критериям.

  5. Таблица: Структура первичной заболеваемости населения по обращениям.

  6. Таблица: Возрастно-половые группы здоровья населения.

  7. Ситуационная задача для самостоятельной работы студента по расчету интегрального индекса здоровья.


Приложение 1

^

Методика изучения влияния окружающей среды на здоровье населения




Информацию о показателях, характеризующих состояние здоровья населения (например, об уровне заболеваемости, смертности, инвалидности или физического развития) получают из разных источников информации, перечисленных на первом занятии этого раздела.


Для моделирования взаимосвязей в системе «окружающая среда - здоровье население» и установления количественной величины такой связи используют математико-статистический метод, результатом которого является расчет обобщенных индексов здоровья, характеризующего уровень здоровья населения, интегрируя в себе ряд показателей.

Требования к индексам:

1) доступность данных для расчета индекса;

2) полнота охвата населения;

3) качество (данные не должны изменяться во времени и пространстве);

4) рентабельность - простота и невысокая стоимость расчета;

5) приемлемость метода расчета и оценки;

6) воспроизводимость разными специалистами;

7) специфичность (отбирают изменения только в тех явлениях, воспроизведением которых они являются);

8) чувствительность к изменениям соответствующих явлений;

9) валидность (мера истинного выражения);

10) репрезентативность;

11) иерархичность;

12) соответствие цели.

^

Интегральная оценка состояния здоровья популяции











Концептуальный

(качественный) анализ

Математико-статистический (количественный) анализ










Группы здоровья

Обобщенные индексы здоровья






^

Математическое моделирование








Факторы среды (факторы риска)



^




Приложение 2




Методика расчета интегрального индекса здоровья

(по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому)



1 этап: отбор наиболее информативных показателей, характеризующих здоровье населения в зоне наблюдения.

2 этап: расчет отдельных показателей здоровья для каждой зоны наблюдения (Мi).

3 этап: расчет средних величин для каждой зоны наблюдения (М) и среднего квадратичного отклонения i-показателя в зоне наблюдение (i).

4 этап: расчет нормированных к среднему уровню показателей здоровья отдельно для каждой зоны наблюдения по формуле (i):

i = (Мi – М) / ,

где i – нормированный показатель здоровья;

Мi – значение отдельного показателя здоровья;
^
М - среднее значение показателя здоровья;

 - среднее квадратичное отклонение показателя в зоне наблюдения.

5 этап: замена нормированных показателей (i) вероятностными единицами (i) по специальной таблице:

^

Таблица замены нормированных показателей здоровя (i) вероятностными единицами (i)





i

i

i

i

i

i

Меньше -3,00

0,01

-0,51…-1,00

0,41

1,01...1…1,50

0,68

-2,51…-3,00

0,04

-0,01…-0,50

0,46

1,51...2…2,00

0,80

-2,01…-2,50

0,09

0

0,50

2,01...2…2,50

0,91

-1,51…-2,00

0,20

0,01...0…0,50

0,54

2,51...3…3,0-

0,96

-1,01…-1,50

0,32

0,51...1…1,00

0,59

3,01 и более

0,99


6 этап: расчет средней вероятностной единицы (у) показателей здоровья для каждой зоны наблюдения по формуле:

у =  i / n,

где  i – сумма вероятностных единиц по зоне наблюдения;

n - количество отобранных показателей здоровья.

7 этап: расчет интегрального индекса здоровья (К): К=(1-y) х 100%


Показатели здоровья

Зоны наблюдения

- М



i

i

1



















2



















3



















4



















5



















…...



















n



















 i







-

-

-

-

у







-

-

-

-

К







-

-

-

-


Таким образом, мы получаем цифровой индекс, который можно сравнивать. Также следует отметить, что этот метод расчета прост, доступен и информативен. Если все этапы расчета были проведены без ошибок, то при полном благополучии окружающей среды обобщенный индекс равняется приблизительно 65-70%.
Приложение 3

^

Распределение населения по группам здоровья по его критериям





Группа здоровья


Критерии здоровья

Удельный вес населения в группе, %

мужчины

женщины

І

Здоровые: а) не болели в период наблюдения (3 года) на острые и хронические заболевания, а при медосмотрах не выявлены отклонения от нормы; б) болели 1-3 раза на ОРВИ и другие острые заболевания, но при медосмотрах не выявлены отклонения от нормы


27-28


20-21

ІІ


Практически здоровые: а) болели более 3 раз на ОРВИ и другие острые заболевания, но при медосмотрах не выявлены отклонения от нормы; б) при медосмотрах установлены функциональные отклонения, преморбидное состояние или незначительные проявления болезни


20-21


16-17

ІІІ

Хронические больные на стадии компенсации

39-40

47-48

ІV

Хронические больные на стадии субкомпенсации

11-12

14-15

V

Хронические больные на стадии декомпенсации

1

0,8



Приложение 4




^

Ориентировочная шкала структуры первичной заболеваемости городского населения по обращениям, %





Класс заболевания

Мужчины

Женщины

Оба пола

VІІІ – болезни органов дыхания

44-48

45-49

45-49

VІ – болезни нервной системы и органов чувств

8-9

9-10

10

VІІ – болезни системы кровообращения

6-7

10

7-8

І – инфекционные и паразитарные болезни

6-7

6-7

6-7

ХІІ, ХІІІ – болезни кожи и органов движения

6-7

6-7

6-7

ХVІІ – несчастные случаи, отравления, травмы

10

6

6

ІХ – болезни органов пищеварения

6

6-7

6



Приложение 5

^

Процент лиц І-ІІ групп здоровья отдельных возрастно-половых

групп населения





Возрастная группа (годы)

Мужчины

Женщины

0-4

75,6

79,2

5-9

66,9

71,8

10-14

70,1

67,7

15-19

75,0

70,8

20-24

60,3

49,0

25-29

53,3

35,5

30-39

39,9

24,8

40-49

21,1

11,0

50-59

11,6

7,3

60-69

4,3

3,0

70 и более

2,6

2,0

В среднем

41,9

30,6



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки icon2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки
Методика выбора зон наблюдения. Методы комплексной гигиеничной оценки состояния окружающей среды

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки icon2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки
Методологические и методические основы и общая схема изучения влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки iconПодготовка подводных охотников. Вопросы Вопросы для самоподготовки...
Гипервентиляция и апноэ, кислородное голодание у ныряльщиков, причины возникновения, профилактика

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки iconПодготовка подводных охотников. Вопросы Вопросы для самоподготовки...
Гипервентиляция и апноэ, кислородное голодание у ныряльщиков, причины возникновения, профилактика

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки icon3. Вопросы для самоподготовки
Гигиенические, токсикологические и эпидемиологические проблемы питания населения тропических регионов

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки iconВопросы для самоподготовки
Контроль усвоения студентами знаний и практических умений по разделу “Коммунальная гигиена”

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки icon3. Вопросы для самоподготовки
Общая методика текущего санитарного надзора. Методы санитарно-гигиенического обследования объекта

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки icon3. Вопросы для самоподготовки
Основы предупредительного санитарного надзора. Методика чтения строительных чертежей при экспертизе проектов

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки iconВопросы для самоподготовки
...

2 Использовать справочно-нормативный материал. Вопросы для самоподготовки iconЛекция, прочитанная 4 декабря 1952 года
Давайте теперь рассмотрим, как можно использовать этот материал. Второй час лекций, 4 декабря; и давайте перейдём к тому, как использовать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<