Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель




Скачать 113.3 Kb.
НазваниеКайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель
Дата публикации13.02.2014
Размер113.3 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы





Кайгородцева Наталья Николаевна,

учитель химии высшей категории СОШ I-III ступени ГПУ «МДЦ «Артек», старший учитель.




Рефлексия в интерактивном уроке


Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, желтый - спокойное и ровное, красный – тревожное).

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

  • Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма,

  • рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

  • достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
^

Рефлексия в интерактивном уроке в школе МДЦ «Артек».


При разработке рефлексивной методики учителю школы МДЦ «Артек» необходимо учитывать следующее:

  • возрастные особенности учащихся,

  • особенности предмета,

  • состав класса,

  • тему и тип урока,

  • малое количество времени (не более 5 минут) на уроке для проведения рефлексии,

  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии

В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, например, можно предложить прикрепить свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению, или прикрепить яблоки на изображение яблони на плакате. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением удовлетворенности своей работой на уроке (цветные карточки, карточки со значками - вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Старшеклассникам можно предложить оценить свою работу на том или ином этапе урока оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «лайк». Также можно попросить ребят в конце урока оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую удовлетворённость уроком.

На уроке литературы можно предложить ученикам несколько известных литературных высказываний, дабы ребята соотнесли их со своим эмоциональным состоянием на исходе урока.

Творческим будет и следующее задание – можно ученикам раздать размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Также можно использовать прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке: раздражение, злость, радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, тревога, покой, уверенность, неуверенность, наслаждение.

Можно использовать прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от -12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна -12, +12 или 0.

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Для этого возможно проведение на уроке рефлексии содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Для этого можно использовать прием «Незаконченное предложение»


Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например: я познакомился с..., было непросто ..., я добился ..., у меня получилось ..., хотелось бы ..., мне запомнилось ..., я попробую ....

В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность.

Также рефлексию можно провести в виде следующего устного опроса:

- Я узнал(а) много нового.

- Мне это пригодится в жизни.

- На уроке было над чем подумать.

- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

- На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д

Если учителю важно узнать и продуктивность учебного занятия и понять эмоциональное состояние учащихся в конце урока (то есть провести рефлексию настроения и эмоционального состояния и содержания учебного материала), можно предложить учащимся высказаться по цепочке о значимых для них ценностях урока:

^ Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги,  обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого можно предложить учащимся по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться прием «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

^ Рефлексия в форме анкетирования
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.





Состояние

+1

0

-1

состояние

Интерес










Скука

Азарт










Апатия

Защищенность










Беззащитность

Самостоятельность










Подчиненность

Удовлетворенность










Неудовлетворенность

Чувство успеха










Чувство неудачи

Радость общения










Чувство одиночества

Уверенность










Неуверенность

Подъем настроения










Спад настроения

Чувство новизны










Ощущение стандартности


Индекс удовлетворенности:

  • от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

  • от 0,6 и выше - высокий.

Рефлексия учащимися деятельности на уроке.

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте,

которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным___________________скучным.

2.Я научился

многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно__________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________не доволен.

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией

  • взаимодействие

  • взаимопонимание

  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации

  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека

  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения

  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы

  • нежелание наладить контакт большинства участников группы

  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

  • сама задача оказалась неинтересной, трудной.

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

* работа стала более эффективной;

* это тормозило процесс;

* в работе мы допускали неточности;

* не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconТворческий проект
Отришко А. К. – учитель высшей категории “старший учитель” ош I-III ст. №18 г. Артемовск, Донецкая обл

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconМажарский общеобразовательный
Директор оув : Мележик Ольга Николаевна, образование высшее, специальность учитель биологии, квалификационная категория «специалист...

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconМажарский общеобразовательный
Директор оув : Мележик Ольга Николаевна, образование высшее, специальность учитель биологии, квалификационная категория «специалист...

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель icon«Les repas»
Заморий Л. В., учитель французского языка, учитель высшей категории, старший учитель

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconРазработка урока русского языка в 9 классе по сбережению энергоресурсов...
Министерство образования и науки Украины Общеобразовательная школа I-III ступеней №89

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconПрограмма курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов...
Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ош джанкойского...

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconО. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое...
О. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое звание «Старший учитель», Константиновская общеобразовательная...

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconУчитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист,...
Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconКутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист,...
Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной...

Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель химии высшей категории сош I-III ступени гпу «мдц «Артек», старший учитель iconКонспект открытого урока по чтению в 4 классе На тему: В. П. Катаев
Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<