Скачать 113.3 Kb.
|
Рефлексия в интерактивном урокеСлово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на уроке, желтый - спокойное и ровное, красный – тревожное). Рефлексия деятельности Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
При разработке рефлексивной методики учителю школы МДЦ «Артек» необходимо учитывать следующее:
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, например, можно предложить прикрепить свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению, или прикрепить яблоки на изображение яблони на плакате. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением удовлетворенности своей работой на уроке (цветные карточки, карточки со значками - вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки. Старшеклассникам можно предложить оценить свою работу на том или ином этапе урока оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «лайк». Также можно попросить ребят в конце урока оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом. Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую удовлетворённость уроком. На уроке литературы можно предложить ученикам несколько известных литературных высказываний, дабы ребята соотнесли их со своим эмоциональным состоянием на исходе урока. Творческим будет и следующее задание – можно ученикам раздать размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Также можно использовать прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке: раздражение, злость, радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, тревога, покой, уверенность, неуверенность, наслаждение. Можно использовать прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от -12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна -12, +12 или 0. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Для этого возможно проведение на уроке рефлексии содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Для этого можно использовать прием «Незаконченное предложение»Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например: я познакомился с..., было непросто ..., я добился ..., у меня получилось ..., хотелось бы ..., мне запомнилось ..., я попробую .... В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность. Также рефлексию можно провести в виде следующего устного опроса: - Я узнал(а) много нового. - Мне это пригодится в жизни. - На уроке было над чем подумать. - На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. - На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д Если учителю важно узнать и продуктивность учебного занятия и понять эмоциональное состояние учащихся в конце урока (то есть провести рефлексию настроения и эмоционального состояния и содержания учебного материала), можно предложить учащимся высказаться по цепочке о значимых для них ценностях урока: ^ Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило... Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого можно предложить учащимся по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Для подведения итогов урока можно воспользоваться прием «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. ^ В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.
Индекс удовлетворенности:
Рефлексия учащимися деятельности на уроке. Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным. 2.Я научился многому_______________________малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________ невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
Какой стиль общения преобладал в работе?
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат? * работа стала более эффективной; * это тормозило процесс; * в работе мы допускали неточности; * не позволило задействовать ресурсы всех участников группы. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. |
![]() | Отришко А. К. – учитель высшей категории “старший учитель” ош I-III ст. №18 г. Артемовск, Донецкая обл | ![]() | Директор оув : Мележик Ольга Николаевна, образование высшее, специальность учитель биологии, квалификационная категория «специалист... |
![]() | Директор оув : Мележик Ольга Николаевна, образование высшее, специальность учитель биологии, квалификационная категория «специалист... | ![]() | Заморий Л. В., учитель французского языка, учитель высшей категории, старший учитель |
![]() | Министерство образования и науки Украины Общеобразовательная школа I-III ступеней №89 | ![]() | Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ош джанкойского... |
![]() | О. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое звание «Старший учитель», Константиновская общеобразовательная... | ![]() | Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося |
![]() | Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной... | ![]() | Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска |